Психологический анализ урока

Пример психологического анализа урока. Необходим в практической деятельности педагога-психолога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_analiz_uroka.docx15.36 КБ

Предварительный просмотр:

Психологический анализ урока

Урок___________________________________________Дата_______________

класс___________________________________________

Учитель________________________________________

Цель – помощь учителям  в анализе урока с точки зрения определения степени его личностной ориентированности на каждого ученика.  Получение данных наблюдения за поведением учащихся во время учебной деятельности.

Психологический   анализ  урока:

Оценка внешних условий проведения урока 

Психологическая оценка урока:

  • уровень организации урока
  • соотношение самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие их мышления;
  • психологический климат на уроке-
  • соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке-
  • темп и уровень сложности урока, их соответствие возрасту и контингенту класса;
  • адекватность форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся;
  • оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей с разными репрезентативными системами

Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

  • позиция учащихся: активная  или пассивная
  • владение основными компонентами учебной деятельности
  • преобладающая мотивация учения, проявившаяся на данном уроке;
  • нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
  • организация ситуаций успеха учащихся, повышение их самооценки, веры в себя и позитивного самовосприятия;
  • наличие инициативы у учащихся в процессе учебной деятельности;
  • наличие творческой или исполнительской позиции, действие по алгоритму или эвристическое решение учебных задач, вариативность в решениях;
  • проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;
  • наличие вопросов, дополнений, комментариев со стороны детей;
  • отношение к ошибкам – своим и товарищей
  • коммуникативные проявления (открытость, индивидуальность, нестандартность речевых проявлений, невербальная – экспрессия, глазной контакт, поза, мимика);
  • склонность к взаимодействию (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость за успехи товарищей);
  • раскрепощенность или скованность;
  • отношение уч-ся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, покровительственное);
  • преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, равнодушие,  воодушевленность,  энтузиазм,  мажорность).

Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

  • наличие психологической дистанции между учителем и детьми;
  • преобладающее отношение к классу;
  • коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и каждым учеником;
  • способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
  • соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
  • способность к делегированию полномочий учащимся;
  • умение слушать, проявлять эмпатию;
  • соотношение поощрения и порицания;
  • способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
  • стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления, работа по формированию мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация);
  • эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие  эмоции;
  • увлеченность преподаваемым предметом;
  • адекватность индивидуальной манеры свойствам темперамента;
  • внешний облик и культура речи (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).