Психологический анализ урока
Опубликовано 10.01.2016 - 18:44 - Бузынина Анастасия Николаевна
Пример психологического анализа урока. Необходим в практической деятельности педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_analiz_uroka.docx | 15.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический анализ урока
Урок___________________________________________Дата_______________
класс___________________________________________
Учитель________________________________________
Цель – помощь учителям в анализе урока с точки зрения определения степени его личностной ориентированности на каждого ученика. Получение данных наблюдения за поведением учащихся во время учебной деятельности.
Психологический анализ урока:
Оценка внешних условий проведения урока
Психологическая оценка урока:
- уровень организации урока
- соотношение самостоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие их мышления;
- психологический климат на уроке-
- соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке-
- темп и уровень сложности урока, их соответствие возрасту и контингенту класса;
- адекватность форм и методов учебной работы возрастным и психофизиологическим особенностям учащихся;
- оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей с разными репрезентативными системами
Психологический анализ учебной деятельности учащихся:
- позиция учащихся: активная или пассивная
- владение основными компонентами учебной деятельности
- преобладающая мотивация учения, проявившаяся на данном уроке;
- нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
- организация ситуаций успеха учащихся, повышение их самооценки, веры в себя и позитивного самовосприятия;
- наличие инициативы у учащихся в процессе учебной деятельности;
- наличие творческой или исполнительской позиции, действие по алгоритму или эвристическое решение учебных задач, вариативность в решениях;
- проявление у детей ответственности за свои действия, умение оценивать себя и других;
- наличие вопросов, дополнений, комментариев со стороны детей;
- отношение к ошибкам – своим и товарищей
- коммуникативные проявления (открытость, индивидуальность, нестандартность речевых проявлений, невербальная – экспрессия, глазной контакт, поза, мимика);
- склонность к взаимодействию (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сострадание в ситуациях неудач, радость за успехи товарищей);
- раскрепощенность или скованность;
- отношение уч-ся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное, покровительственное);
- преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, раздражительность, агрессия, равнодушие, воодушевленность, энтузиазм, мажорность).
Психологический анализ деятельности учителя на уроке:
- наличие психологической дистанции между учителем и детьми;
- преобладающее отношение к классу;
- коммуникабельность, умение устанавливать контакт с классом и каждым учеником;
- способы активизации работы учащихся (их разнообразие и педагогическая целесообразность);
- соотношение индивидуального и группового общения на уроке;
- способность к делегированию полномочий учащимся;
- умение слушать, проявлять эмпатию;
- соотношение поощрения и порицания;
- способность к индивидуализации и дифференциации учебной работы с учащимися;
- стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления, работа по формированию мыслительных операций (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез, абстрагирование, систематизация);
- эмоциональная устойчивость, владение собой, преобладающие эмоции;
- увлеченность преподаваемым предметом;
- адекватность индивидуальной манеры свойствам темперамента;
- внешний облик и культура речи (поза, мимика, пантомимика, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).