Презентация: "Особенности психофизического развития ребенка"

Презентация может использоваться как в ОУ, так и в ШПР. Содержит основные характеримстики  каждого возрастного этапа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_psihofizicheskogo_razvitiya.pptx955.8 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Особенности психофизического развития ребенка» ГКОУ школа-интернат №1

Слайд 2

Выготский Лев Семенович Даниил Борисович Эльконин

Слайд 3

Социальная ситуация развития [лат. socialis — общественный] — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л.С. Выготским . Это единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет весь образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания.

Слайд 4

Новообразования - достижения в развитии, характеризующиеся особым типом строения личности и деятельности, а также отношением ребенка к самому себе и другим людям.

Слайд 5

Ведущая деятельность — это та деятельность ребенка в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновение и формирование у него основных психологических новообразований на данной ступени развития.

Слайд 6

Кризис новорожденности 0 - 2 месяца Переход от внутриутробного к внеутробному образу жизни, полная зависимость от взрослого. Социальная улыбка как начало индивидуальной психической жизни

Слайд 7

Психологическое новообразование Комплекс оживления - это эмоционально-положительная реакция, которая сопровождается движениями и звуками. Он знаменует собой конец новорожденности и начало новой стадии развития - стадии младенчества. Поэтому появление комплекса оживления представляет собой психологический критерий конца кризиса новорожденности .

Слайд 8

Младенчество 2 месяца — 1 год Социальная ситуация развития Ситуация эмоционального единства ребенка и взрослого («мы») Ведущая деятельность Непосредственно –эмоциональное общение Общение С родным взрослым - ситуативно-личностное

Слайд 9

Психологические новообразования: Потребность в общении Базовое доверие к миру Дифференциация ощущений и эмоциональных состояний Различение близких и посторонних людей Преднамеренные действия (хватание, доставание предмета) «Истинное» подражание Предметное восприятие Автономная речь Ходьба Превращение ребенка в субъекта желания и действия

Слайд 10

Кризис 1 года Физическое отделение от матери. Расширение пространства, доступного для ребенка. Рост самостоятельности. Гипобулические реакции: первые акты протеста, противопоставления себя другим, так называемые гипобулические реакции, в которых не дифференцируется воля и аффект ( Л.С.Выготский ), которые особенно выявляются, когда ребенку в чем - то отказано (кричит, падает на пол, отталкивает взрослых и т.п.)

Слайд 11

Раннее детство 1—3 года Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (конкретный, из близкого окружения), или « Я и другой», и ли Ребенок – Предмет- Взрослый. Познание мира человеческих предметов. Ведущая деятельность Орудийно-предметная ( предметно-манипулятивная ) Общение со взрослым – ситуативно-деловое, со сверстниками — начальные формы, взаимное подражание.

Слайд 12

Психологические новообразования Овладение предметными действиями Символическое , замещающее действие Предметная игра Начальные этапы изобразительной и других — видов продуктивной деятельности Активная речь Наглядно-действенное мышление Личное действие Сознание «Я сам» Отделение себя от окружающих и сравнение себя с ними

Слайд 13

Кризис 3 лет « Семизвездие симптомов кризиса»: упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, своеволие, обесценивание взрослых, деспотизм, психологическое отделение от близкого взрослого. « Гордость за достижение»

Слайд 14

Дошкольное детство 3 — 7 лет Социальная ситуация развития Ребенок и взрослый (общественный, обобщенный). Познание мира человеческих отношений Ведущая деятельность Игра ( сюжетно-ролевая игра) Общение Общение со взрослыми: 3-5 лет — внеситуативно-познавательное ; 5-7 лет — внеситуативно-личностное . Общение со сверстниками - игровое сотрудничество,сопереживание

Слайд 15

Психологические новообразования Воображение Наглядно-образное мышление Начала понятийного мышления Картина мира Новые мотивы поведения Соподчинение , иерархия мотивов Произвольность поведения Первичные этические инстанции Самосознание Самооценка Практическое овладение речью, развитие функций речи

Слайд 16

Кризис 7 лет Потеря детской непосредственности (манерничанье, кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни, занятии. Способность и потребность в социальном функционировании, в занятии значимой социальной позиции

Слайд 17

Младший школьный возраст 6—7—10 лет Социальная ситуация развития Внутренняя позиция ученика как человека, совершенствующего самого себя Ведущая деятельность Учебная деятельность Общение Особенности учебного общения: роль учителя, роль сверстников . Совместное обсуждение учебных проблем

Слайд 18

Психологические новообразования «Умение учиться» Понятийное мышление Внутренний план действий Рефлексия — интеллектуальная и личностная Новый уровень произвольности поведения Самоконтроль и самооценка Ориентация на группу сверстников Зависимость уровня достижений от содержания и организации учебной деятельности

Слайд 19

Кризис подростковый Кризис самооценки. Ломка старой системы взаимоотношений, смена всей структуры переживаний. Рефлексивный оборот на себя

Слайд 20

Подростковый, отроческий возраст 10-11-14-15 лет Социальная ситуация развития Формирование сознательного отношения к себе как к члену общества . Благоприятные условия ( сензитивность ) для проявления индивидуальности Подростковая группа как психологическое пространство возникновения основных новообразований подростков. Ведущая деятельность Интимно - личностное общение сверстников (Д.Б. Эльконин .)Общение в общественно полезной деятельности (Д.И. Фельдштейн ) Общение Стремление занять удовлетворяющее положение в группе сверстников. Подросток и взрослые : амбивалентность отношений, стремление к независимости и потребность в защите и поддержке.

Слайд 21

Психологические новообразования Чувство взрослости — новый уровень самосознания Стремление к самоутверждению Возникновение внутренней жизни, большой интерес к чувствам и переживаниям других людей « Я-концепция »- развивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: а) осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; б) самооценку, в) субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Формально-логическое (рассуждающее) мышление Рефлексия

Слайд 22

Кризис перехода к юности (15-18 лет) Становление человека как субъекта собственного развития

Слайд 23

Домашнее задание Эссе на тему: « Что я жду от первой встречи с приемным ребенком?»