Как справляться с трудным поведением детей
Опубликовано 10.01.2016 - 18:36 - Бузынина Анастасия Николаевна
Методические рекомендации по воспитанию детей, в поведении которых наблюдаются трудности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_spravlyatsya_s_trudnym_povedeniem_detey.docx | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Как справляться с трудным поведением детей
Методические рекомендации
- Концентрируйтесь на положительном поведении ребенка. Берите его за основу построения взаимоотношений. В тех случаях, когда это возможно, не обращайте внимания на негативное поведение. Дети хотят внимания. Если вы замечаете хорошие вещи, которые они делают, это поощряет делать их чаще.
- Укрепляйте положительное поведение через вознаграждение. Это может быть ваше внимание, похвала, поощрение.
- Критикуйте поведение, а не ребенка. Например: «Драться нехорошо, потому что…». Но не так: «Ты ужасный ребенок, потому что ударил…». Дети, оставшиеся без попечения родителей имеют низкую самооценку. Когда говорят о поведении ребенка и не затрагивают его личность, это не унижает его и не снижает его самооценку.
- Создайте возможность для обсуждения. Научите ребенка видеть, что делать ошибки – это нормально и не угрожает вашим отношениям. Например: «Ты получил двойку. Это, конечно не очень хорошо, но можно ее исправить. Надо поработать над ошибками. В следующий раз постарайся быть внимательнее, чтобы не пришлось переделывать все».
- Будьте последовательны. Дети должны чувствовать себя в безопасности – частично этому способствует следование правилам, установленным в группе. Составляя правила поведения для группы, определитесь в главном:
- Чего вы хотите достичь ими;
- Правила нужны для того, чтобы научит чему-то, а не для того, чтобы отучить;
- Правила должны звучать позитивно, в первую очередь говорить о том, что можно, а не о том, что запрещено;
- Правила должны быть четко сформулированы, изложены понятным языком;
- Правила должны быть выполнимы, и их выполнение должно контролироваться;
- Правила должны быть актуальными и значимыми, если они утратили свою необходимость, надо заменить их другими;
- Объясняйте правила коротко, конкретно и прямо;
- Поясняйте, для чего нужны эти правила.
- Научитесь предупреждать конфликты, правильно вести себя в конфликтных ситуациях. Если ребенок ведет себя нежелательным образом, если его поведение мешает другим или наносит ущерб, лучше сразу вмешаться и прервать этот процесс. Когда эмоции ребенка накалены, то не стоит вступать с ним в физический контакт. Можно использовать другой метод:
- Вступить в вербальный контакт;
- Сказать ребенку о том, что он делает неправильно;
- Сказать, чтобы он прекратил это поведение.
В этот момент ничему не учите ребенка, не делайте наставлений, не задавайте вопросов. Говорите короткими и понятными фразами, направленными на прекращение ситуации. Не надо спрашивать ребенка, почему он так себя ведет, об этом можно бут поговорить после того, как поведение нормализуется.
- Говорите четко о том, чего вы ждете от ребенка. Объясните, что может случиться в противном случае, если он не будет вас слушать. Не предполагайте, что ребенок хорошо знает, чего вы от него хотите. Открыто говорите, что ему нужно делать.
- Используйте положительные фразы. Например, вместо фразы «не ставь эту чашку там», лучше сказать: «Поставь чашку на стол». Это поможет создать вокруг ребенка среду, где не только отрицательные высказывания, а он вечно виноватый. В дальнейшем это будет способствовать формированию у ребенка чувства собственного достоинства.
- Будьте справедливы, дайте ребенку возможность рассказать свою историю. Дети часто чувствуют себя жертвами, бессильными перед властью старших. Им нужно видеть, что к ним прислушиваются, проявляют интерес, справедливость. Это помогает понять, что не нужно «разыгрывать сцены», чтобы тебя выслушали.
- Делайте положительные комментарии. Замечайте, что дети делают хорошо, говорите, что именно им удается. Положительные высказывания закрепляют полученные навыки.
- Позволяйте ребенку быть ответственным за что-то. Поручения должны быть доступными для выполнения. Учитывайте особенности интересов и развития ребенка. Это поможет ребенку имеет опыт достижения чего-то, повысит уверенность в себе.
- Не будьте слишком строги. Спросите себя (только честно): «Если бы я был ребенком, думал бы я, что это справедливо?».
- Используйте юмор для разрядки ситуации. Но это никогда не должно быть за счет высмеивания или унижения ребенка.
- Извинитесь, если вы не правы. Если это необходимо, можно дать объяснение своим словам или действиям. Это покажет детям, что важно признавать свои ошибки и исправлять ситуацию. Это также помогает строить доверительные отношения, учит уважению между людьми.
- Ведите себя спокойно и при необходимости обращайтесь за помощью к коллегам. Помните, что вы – специалист, у вас есть жизненный опыт и знания. Вы имеете право на поддержку и помощь других специалистов.