Беседа с учащимися «Поговорим о толерантности»
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
- Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
- Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
- Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Беседа с учащимися «Поговорим о толерантности» | 16.41 КБ |
Предварительный просмотр:
К 1 критерию
Беседа с учащимися «Поговорим о толерантности»
6-7 классы
Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
Задачи:
- Образовательная:
Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
- Развивающая:
Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
- Воспитательная:
Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
БЕСЕДА.
- В школе, как и везде, есть маленькие, большие, худые и полные, инвалиды, иностранцы, девочки и мальчики – все разные. Почему мы иногда отвергаем тех, кто в чем-то от нас отличается? Конечно, мы не обязаны всех любить. Однако все люди, даже если они бедные, больные или старые, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к роду человеческому, и каждый из нас неповторим и значим.
- Что значит быть толерантным? (Ответы учащихся)
(Означает принимать других со всеми их различиями физического или религиозного характера, различиями в образе жизни или мыслей и т.д. Это означает быть внимательным к другим и не замыкаться на установившихся стереотипах, обращать внимание скорее на то, что нас сближает, а не на то, что нас разделяет.
Толерантность позволяет нам оставить в нашем сердце больше места для наших друзей.)
- Проанализируем несколько ситуаций.
1. Сестра Маши ездит в инвалидной коляске. Маша пригласила одноклассников к себе на день рождения. Они увидели сестру и быстро засобирались домой. После этого весь класс обсуждал сестру Маши.
2. Амина – мусульманка. Она всегда носит длинные юбки и не обедает в столовой. Девочки смеются над ее одеждой, а один мальчик пытался заставить ее есть свинину.
3. Лена пришла в школу в новом платье. Подруги спросили ее, где она его купила. Она ответила, что мама купила его в секонд-хенде. Девочки сказали «Значит, ты бедная». Они не захотели с ней играть.
- Что общего во всех ситуациях?
- Почему люди в данных ситуациях ведут себя таким образом?
- Как чувствуют себя жертвы предрассудков?
- Заслуживают ли они такого обращения?
- Как можно предотвратить подобные ситуации?
- Каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций, кто-то обижается, кто- то «дает сдачи», кто- то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? (Ответы детей)
(Ситуация: мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду.
Выход: Когда ты накричала на меня при ребятах, я почувствовал себя неудобно. Поэтому в следующий раз я прошу высказывать свои замечания только мне. Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям)
- Быть терпимым нужно уметь не только к близким людям. Вспомните случай, когда на улице или в общественном месте вы увидели человека, непохожего на всех остальных. Какой этот человек? Как он выглядит? Как на него реагировали окружающие? Как отнеслись вы?
- Попробуйте найти три вещи, которые могут быть общими с этим человеком.
(Ответы детей)
- Как научиться не бояться различий?
(Выявить и проанализировать страхи, связанные с предрассудками; изучить природу этих страхов; постараться найти общее со «странными людьми»)
Российский экспресс.
Каждому участнику дается список: «С кем из этих людей вы бы меньше всего хотели оказаться в одном купе поезда?» Участники должны определить три самых непредпочтительных выбора и три предпочтительных. (Приложение)
- Каковы причины нежелания ехать с этими людьми?
- Когда нами руководит страх, когда – брезгливость, неприязнь?
- Можем ли мы что-то сделать с нашими чувствами?
- Может ли кто-то не захотеть ехать с вами в одном купе?
- Случались ли ситуации, когда вы (или кто-то при вас) вели себя плохо с людьми, которые вам не нравятся?
- Что они почувствуют, если увидят наше недовольство?
- Как лучше всего поступать в таких случаях?
Я предлагаю вам игру «Волшебная рука». Обвести руку на листе бумаги. На пальчиках напишите хорошие качества, а на ладони то, что вам хотелось бы изменить в себе. (Вывесить листы на доску)
- А сейчас разделимся на группы по 5-6 человек. Группа должна нарисовать такую эмблему толерантности, которая могла бы печататься на обложках журналов, национальных флагов. Затем выдвинуть лозунг, который отражает сущность этих эмблем.
- В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькое сообщество. И хотелось бы, чтобы в этом сообществе всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Неаккуратно одетая женщина с ребенком
Мусульманин
Человек с большим грязным мешком
Африканский студент
Наркоман
Бывший заключенный
Полицейский
Инвалид со складной коляской
Молодой человек, больной СПИДом
Пожилая цыганка