Программа внеурочной деятельности "Этика. Азбука добра" для учащихся 3 классов
Программа «Этика: азбука добра» может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует группа учащихся 10 – 15 человек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
etika_-_azbuka_dobra_3.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 471
Выборгского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Этика: азбука добра»
(духовно-нравственное направление)
для 3 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Составитель:
педагог-психолог Акоста Анна
Санкт-Петербург
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
В соответствии с учебным планом внеурочной деятельности рабочая программа «Этика: Азбука добра» рассчитана в 3 классе на 34 учебных часа.
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Этика: азбука добра» может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует группа учащихся 10 – 15 человек.
Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Этика – азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Этика: азбука добра» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Наблюдения педагогов и родителей. |
Учебно-тематический план
№ | Содержание курса | Количество часов | Описание примерного содержания занятий |
Здравствуйте все! | 1 | «Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки. | |
Будем беречь друг друга. | 1 | Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными. | |
Дружим с добрыми словами. | 1 | Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д. | |
Любим добрые поступки | 1 | Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку. | |
Подари дело и слово доброе | 1 | Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят. | |
Умеем общаться | 1 | Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему. | |
Каждый интересен | 1 | Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо. | |
Подарок коллективу | 1 | Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ … | |
Премудрости дедушки Этикета | 1 | Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей. | |
За столом с дедушкой Этикетом | 1 | Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом. | |
Школьные правила этикета | 1 | Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации. | |
Когда рядом много людей | 1 | Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке. | |
Как решать семейные проблемы | 1 | Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома. | |
Чистый ручеек вашей речи | 1 | Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток. | |
Встречаем Новый год | 1 | Классный «Огонек» с праздничным столом. | |
Душа – это наше творение | 1 | Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …» | |
Отворите волшебные двери добра и доверия | 1 | Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия. | |
Хорошие песни к добру ведут | 1 | Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков. | |
Вглядись в себя, сравни с другими | 1 | Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом. | |
Помоги понять себя | 1 | Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно и т.д. | |
О настоящем и поддельном | 1 | Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему. | |
Тепло родного дома | 2 | Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей. | |
Поздравляем наших мам | 1 | Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры». | |
Цветы, цветы – в них Родины душа | 1 | Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились. | |
Когда солнце тебе улыбается | 1 | Итоговое занятие – праздник весны и песни. | |
Чтобы быть коллективом | 1 | Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая. | |
Коллектив начинается с меня | 1 | Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию. | |
Подарок коллективу | 2 | Занятие проводится по традиционной методике. | |
Секретные советы девочкам и мальчикам | 1 | Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток». | |
Скажи себе сам | 1 | Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное. | |
Вот и стали добрей и умней | 1 | Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей. | |
Школе посвящается | 1 | Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности. |
Учебно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Тема занятий | Перечень универсальных действий обучающихся |
1 | Здравствуйте все! | Личностные: овладение действиями смыслообразования (интерес, мотивация) Коммуникативные: умение ставить вопросы, сотрудничать с учителем и сверстниками. | ||
1 | Будем беречь друг друга. | Личностные: овладение действиями смыслообразования (интерес, мотивация) Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: умение ставить вопросы, сотрудничать с учителем и сверстниками. | ||
1 | Дружим с добрыми словами. | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Любим добрые поступки | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Подари дело и слово доброе | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Умеем общаться | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Каждый интересен | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Подарок коллективу | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать | ||
1 | Премудрости дедушки Этикета | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | За столом с дедушкой Этикетом | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Школьные правила этикета | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Когда рядом много людей | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Как решать семейные проблемы | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Чистый ручеек вашей речи | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Встречаем Новый год | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Душа – это наше творение | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Отворите волшебные двери добра и доверия | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Хорошие песни к добру ведут | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Вглядись в себя, сравни с другими | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Помоги понять себя | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | О настоящем и поддельном | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Тепло родного дома | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Тепло родного дома | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Поздравляем наших мам | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Цветы, цветы – в них Родины душа | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Когда солнце тебе улыбается | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Чтобы быть коллективом | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Коллектив начинается с меня | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Подарок коллективу | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Подарок коллективу | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Секретные советы девочкам и мальчикам | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Скажи себе сам | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Вот и стали добрей и умней | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Познавательные: способность производить простейшие логические операции. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. | ||
1 | Школе посвящается | Личностные: личностная мотивация; ориентация на моральные нормы. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать. |
Планируемые результаты освоения программы
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.
2. Каким должен быть воспитанный человек.
3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.
4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убеждений.
5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности.
6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращаться к разным людям.
Уметь:
1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.
2. На практике применять методы самовоспитания и самоконтроля.
3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.
4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.
5. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
6. Быть сострадательными к чужому горю.
7. Не обижать животных и птиц.
8. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
9. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
Методическое обеспечение
- рабочая программа курса.
Материально-техническое обеспечение:
- использование интерактивных средств, наличие канцелярских принадлежностей - цветные карандаши, ручки, белая и цветная бумага, клей, ножницы и т.д.
Список литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Приложение
Методика № 1. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика № 2. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.
№ п/п | Список желаний | № ответов |
1. | Быть человеком, которого любят. | |
2. | Иметь много денег. | |
3. | Иметь самый современный компьютер. | |
4. | Иметь верного друга. | |
5. | Мне важно здоровье родителей. | |
6. | Иметь возможность многими командовать. | |
7. | Иметь много слуг и ими распоряжаться. | |
8. | Иметь доброе сердце. | |
9. | Уметь сочувствовать и помогать другим людям. | |
10. | Иметь то, чего у других никогда не будет. |
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
Методика № 3. Диагностика нравственной мотивации
Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл
в игру:
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажете ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.
4 балла - высокий уровень;
2, 3 балла - средний уровень;
0, 1 балл - низкий уровень.