Мастер – класс «Развитие эмоциональной сферы учащихся 7-8 лет»
В презентации раскрывается понятие "эмоции", функции, виды, способы проявления эмоций, направления работы по развитию эмоциональной сферы учащихся 7-8 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx | 2.15 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всякая эмоция только обогащает жизнь. Джон Гоулсорси
Цель: Познакомить педагогов со способами развития эмоциональной сферы младших школьников
Содержание 1. Что такое эмоции. 2. Функции эмоций. 3. Форма проявления эмоций. 4. Виды эмоций. 5.Развитие эмоциональной сферы.
Что такое эмоции? Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Основная задача - Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены, являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека .
Функции эмоций Функция отражательно-оценочная Функция побудительная Функция активизирующая Функция синтезирующая Функция смыслообразования 6. Функция регулятивная Функция защитная Функция эксперссивная Функция адаптивная
Форма проявления эмоций Эмоции проявляются в форме выразительных движений (мимика, пантомимика, жестикуляция) Эмоции проявляются в форме эмоциональных (экспрессивных) действий (дама любит отшвыривать вещи). Эмоции проявляются в форме вербальных высказываний, об эмоциональных переживаниях (признание в любви). Эмоции проявляются в форме определенного эмоционального отношения к окружающим (чувство патриотизма). Ритм сердцебиения, дыхания, кровяное давление, изменение в эндокринных железах, органах пищеварения и выведения
Положительные и отрицательные эмоции Положительные эмоции – это те эмоции которые имеют приятный эмоциональный фон, переживаются как то или иное удовольствие. Отрицательные эмоции – эмоции , основанные на неприятных субъективных переживаниях. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.
Настроения, эмоции, аффекты, страсти, чувства Настроение – это ситуативно - обусловленное доминирование какого-либо состояние, которое усиливает или ослабляет психическую деятельность человека на протяжении определенного периода времени. Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета .
Радость – состояние, свидетельствующее о возможности наиболее полно удовлетворить одну из своих актуальных потребностей. И тем это ощущение ярче, чем меньше была вероятность получения желаемого. Порой радость может перерастать в восторг, эйфорию, ликование. Страдание – связано с получением информации о невозможности удовлетворения важных жизненных потребностей, часто протекает в форме стресса.
Гнев – вызывается появлением неожиданных препятствий на пути удовлетворения потребности исключительно важной для человека. Обычно эта эмоция протекает в виде эффекта не особо длительного по времени. Отвращение – вызывается обстоятельствами, предметами, людьми соприкосновение с которыми вызывает резкое противоречие с нравственными, эстетическими, идеологическими принципами человека. При сочетании с гневом в межличностных отношениях может провоцировать агрессию.
Стыд – появляется при осознании несоответствия своих поступков, помыслов нормам общепринятой морали или собственным установкам. Удивление - преходящая эмоция; оно быстро наступает и быстро проходит. В отличие от других эмоций, удивление не мотивирует поведение в течение долгого времени. Функция удивления состоит в подготовке субъекта к успешным действиям, к новым или внезапным событиям.
Стенические эмоции повышают активность, энергию и жизнедеятельность, вызывают подъем, возбуждение, бодрость, напряжение. Астенические эмоции уменьшают активность, энергию человека, угнетают жизнедеятельность.
Развитие эмоциональной сферы Направления работы 1. Развитие выразительных движений 2. Развитие эмоциональных действий 3.Развитие вербальных высказываний об эмоциональных переживаниях 4.Развитие определенного эмоционального отношения к окружающему
Развитие выразительных движений 1. Игра «Разные настроения» 2. Игра «Мимическая гимнастика» 3. Игра «Назови чувства» 4. Игра «Зеркало» 5. Игра «Лото настроений»
Игра «Моё настроение»
Развитие эмоциональных действий Игра «Мои Эмоции» Игра «Ролевая гимнастика» Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности, помогать почувствовать состояние другого существа. Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям стихотворения. Предложить рассказать стихотворение: 1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью». 2. Как иностранец. 3. Шепотом. 4. Очень медленно, «со скоростью черепахи». Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, … Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка. Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика на уроке, … Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, … Рассмеяться, как: добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок, старичок, великан, мышка, …
Развитие вербальных высказываний об эмоциональных переживаниях Игра «Нить дружбы» Игра «Придумай лицо» Игра «Веселая шнуровка» Игра «Сказка три медведя» Игра «Ролевая гимнастика»
Игра « Придумчики » Цель: Научить детей распознавать различные эмоции. Взрослый просит ребенка придумать небольшой рассказ, ориентируясь на картинки. Он говорит: …?Я начну придумывать историю, а ты продолжишь ее. К этой истории у нас уже нарисованы картинки. Например, Таня вышла во двор гулять. Она взяла мяч. Настроение у нее было вот такое, (педагог показывает на карточку №1....), Как ты думаешь, что произошло?” “Затем Таня ...” (Педагог показывает карточку №2.....) и т. д
Развитие определенного эмоционального отношения к окружающему Игра «Цветок» Игра «Чего не хватает в портрете» Игра «Фоторобот» Игра « Несуществующее животное»
Упражнение «У кого какое настроение»
Литература 1. Джемс, У. Научные основы психологии // Психология эмоций [Текст].- М.: Высшая школа, 1997. - С.58. 2. Клюева, Н.В. Учим детей общению [текст] / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина . – Ярославль, 1996. 3. Овчарова , Р.В. Справочная книга школьного психолога [текст] / Р.В. Овчарова . – М., 1996. - С. 256 4. Чистякова, М.И. Психогимнастика [текст] / М.И. Чистякова . – М., 1995.— С. 175 5. Дидактические игры на развитие эмоциональной сферы детей [электронный ресурс] // http :// www . “ Nsportal.ru ”
Спасибо за внимание!