Работа с детьми группы риска как профилактика девиантного, аддиктивного и суицидального поведения
Методическая разработка "Работа с детьми группы риска как профилактика девиантного, аддиктивного и суицидального поведения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_detmi_gruppy_riska_kak_profilaktika.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми группы риска как профилактика
девиантного, аддиктивного и суицидального поведения.
Методическая разработка
В школе №639 была разработана и внедрена методика профилактики девиантного, аддиктивного и суицидального поведения детей и подростков. Универсальность и удобство этой методики в том, что она предполагает работу со всеми участниками образовательного процесса (дети, учителя, родители) и охватывает весь возрастной контингент учащихся. Так как по наблюдениям специалистов, работающих со случаями суицидальных проявлений, возраст детей постепенно снижается и подобной профилактической работы требуют также и школьники младшего возраста, а не только подростки.
По данным статистики частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Практика работы с детьми и подростками по этой проблеме показывает что, целью такого поведения зачастую становится желание обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протест, таким страшным образом, против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная социально-психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.
Стратегия такой работы предусматривает активные мероприятия, направленные на формирование личностных ресурсов, которые обеспечивают у детей и подростков формирование социально-нормативных установок с доминированием ценностей здорового образа жизни.
Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка решает следующие задачи:
• Формировать у подростков нравственные ценности здоровья, здорового образа жизни.
• Ликвидировать безграмотность подростков и родителей в вопросах сохранения здоровья.
• Пропагандировать среди подростков и родителей нравственные устои семьи, общества.
• Инициировать у подростков поиск возможностей адекватной реакции на асоциальные явления в семье, обществе
Работа предусматривает два этапа: исследовательско - диагностический и практический.
Объект исследования составляют – все учащиеся школы.
Цель исследования – выявление детей группы риска.
Для выявления детей группы риска на первом этапе работы применялась методика опроса и сбора данных о детях и их семьях, с дальнейшим анализом. Для этого была создана аналитическая таблица, заполняемая классными руководителями.
Аналитическая таблица «Группа риска», часть 1
класс | классный руководитель | Фамилия, имя учащегося | Многодетная семья | Малообеспеченная семья | Неполная семья (в том числе в разводе) | Асоциальная семья (пьющие родители, не занимающиеся воспитанием детей ит.п.) | Опекаемые дети | В семье произошла потеря одного из членов семьи | Частые прогулы | Резкое снижение успеваемости | Резкое ухудшение поведения, частые нарушения дисциплины и правил школы | Инвалиды |
5б | Петрова М.Н. | Иванов А. | + | + | + |
Часть 1 таблицы заполняют классные руководители, дальнейшую работу с таблицей осуществляет социально-психологическая служба школы. Выявляются дети группы риска по показателям, указанным в первой части таблицы:
- дети из многодетных семей;
- дети из малообеспеченных семей;
- дети из неполных семей;
- дети из асоциальных семей;
- опекаемые дети;
- дети из семей, где произошла потеря одного из членов семьи (не только родители но и другие родственники, значимые для ребёнка);
- учащиеся, часто пропускающие занятия без уважительной причины, особое внимание вызывают дети, у которых этот показатель резко возрос;
- учащиеся, резко снизившие успеваемость;
- учащиеся с резко ухудшившимся поведением;
- инвалиды.
По результатам собранных данных проводится консультации специалистов социально-психологической службы с классными руководителями. Учащиеся, отмеченные более чем тремя критериями (по данным первой части таблицы), особенно с одновременным выявлением снижения успеваемости, нарушения дисциплины или изменения поведения, на ранее им не свойственное, заносятся в группу риска.
Часть 2 таблицы является аналитической частью, которая подводит итоги, указывая учащихся группы риска, с которыми продолжают работу конкретные специалисты социально-психологической службы, классные руководители, завучи и независимые специалисты районных служб.
Аналитическая таблица «Группа риска», часть 2
класс | классный руководитель | Фамилия, имя учащегося | Контроль, наблюдение классного руководителя | Контроль, | Консультации, наблюдение психолога | Контроль, консультации ЗАВУЧа | Психолог районного социально-психологичиского центра | Районный отдел опеки и попечительства | Центр социальной поддержки |
5б | Петрова М.Н. | Иванов А. | + | + | + | + |
|
| + |
Диагностический этап проводится два раза в год, в начале и в середине учебного года. Практический этап проводится в течение всего учебного года в виде постоянного наблюдения и непрерывной работы с учащимся и его семьёй. Мероприятия и результаты практического этапа работы учитываются в части 3 таблицы. В конце года подводятся итоги работы с учащимися и их семьями и планируется работа на последующий период.
Аналитическая таблица «Группа риска», часть 3
класс | классный руководитель | Фамилия, имя учащегося | дата | Мероприятие | Кем проводилось | Результат | Дальнейшие действия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
5б | Петрова М.Н. | Иванов А. | 10.09 | Педагогический консилиум | Зам. по УВР | Направление учащегося на дополнительные занятия по предметам | Дополнительные занятия с учителями-предметниками, контроль успеваемости классным руководителем |
Индивидуальная беседа соц. Педагога с родилями | Соц. Педагог | Предоставление бесплатного питания, путевки в ДОЛ на каникулы | Контроль соц. педагога | ||||
Консультация родителей педагогом-психологом | Педагог-психолог | Назначение коррекционных занятий с ребёнком, рекомендации родителям | Коррекционные занятия по графику |
В результате работы по данной методике активизируется и практически применяется социально-педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка и содействием в его развитии и успешной социализации и является эффективным способом профилактики девиантного, аддиктивного и суицидального поведения детей и подростков в общеобразовательном учреждении.