Работа с детьми группы риска как профилактика девиантного, аддиктивного и суицидального поведения

Методическая разработка  "Работа с детьми группы риска как профилактика девиантного, аддиктивного и суицидального поведения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_detmi_gruppy_riska_kak_profilaktika.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с детьми группы риска как профилактика

девиантного, аддиктивного и суицидального поведения.

Методическая разработка

        В школе №639 была разработана и внедрена методика профилактики девиантного, аддиктивного и суицидального поведения детей и подростков. Универсальность и удобство этой методики в том, что она предполагает работу со всеми участниками образовательного процесса (дети, учителя, родители) и охватывает весь возрастной контингент учащихся. Так как по наблюдениям специалистов, работающих со случаями суицидальных проявлений, возраст детей постепенно снижается и подобной профилактической работы требуют также и школьники младшего возраста, а не только подростки.

По данным статистики частота суицидальных действий среди молодежи, в течение последних двух десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают суицидальные мысли, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия. Практика работы с детьми и подростками по этой проблеме показывает что, целью такого поведения зачастую становится желание обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протест, таким страшным образом, против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная социально-психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии.

Стратегия такой работы предусматривает активные мероприятия, направленные на формирование личностных ресурсов, которые обеспечивают у детей и подростков формирование социально-нормативных установок с доминированием ценностей здорового образа жизни.

Предлагаемая вашему вниманию методическая разработка решает следующие задачи:

• Формировать у подростков нравственные ценности здоровья, здорового образа жизни.

• Ликвидировать безграмотность подростков и родителей в вопросах сохранения здоровья.

• Пропагандировать среди подростков и родителей нравственные устои семьи, общества.

• Инициировать у подростков поиск возможностей адекватной реакции на асоциальные явления в семье, обществе

        Работа предусматривает два этапа: исследовательско - диагностический и практический.

Объект исследования составляют  – все учащиеся школы.
Цель исследования – выявление детей группы риска.
Для выявления детей группы риска на первом этапе работы применялась методика опроса и сбора данных о детях и их семьях, с дальнейшим анализом. Для этого была создана аналитическая таблица, заполняемая классными руководителями.

Аналитическая таблица «Группа риска», часть 1

класс

классный руководитель

Фамилия, имя учащегося

Многодетная семья

Малообеспеченная семья

Неполная семья (в том числе в разводе)

Асоциальная семья (пьющие родители, не занимающиеся воспитанием детей ит.п.)

Опекаемые дети

В семье произошла потеря одного из членов семьи

Частые прогулы

Резкое снижение успеваемости

Резкое ухудшение поведения, частые нарушения дисциплины и правил школы

Инвалиды

Петрова М.Н.

Иванов А.

+

+

+

Часть 1 таблицы заполняют классные руководители, дальнейшую работу с таблицей осуществляет социально-психологическая служба школы. Выявляются дети группы риска по показателям, указанным в первой части таблицы:

  • дети из многодетных семей;
  • дети из малообеспеченных семей;
  • дети из неполных семей;
  • дети из асоциальных семей;
  • опекаемые дети;
  • дети из семей, где произошла потеря одного из членов семьи (не только родители но и другие родственники, значимые для ребёнка);
  • учащиеся, часто пропускающие занятия без уважительной причины, особое внимание вызывают дети, у которых этот показатель резко возрос;
  • учащиеся, резко снизившие успеваемость;
  • учащиеся с резко ухудшившимся  поведением;
  • инвалиды.

По результатам собранных данных проводится консультации специалистов социально-психологической службы с классными руководителями. Учащиеся, отмеченные более чем тремя критериями (по данным первой части таблицы), особенно с одновременным выявлением снижения успеваемости, нарушения дисциплины или изменения поведения, на ранее им не свойственное, заносятся в группу риска.

Часть 2 таблицы является аналитической частью, которая подводит итоги, указывая учащихся группы риска, с которыми продолжают работу конкретные специалисты социально-психологической службы, классные руководители, завучи и независимые специалисты районных служб.

Аналитическая таблица «Группа риска», часть 2

класс

классный руководитель

Фамилия, имя учащегося

Контроль, наблюдение классного руководителя

Контроль,
консультации
соц. педагога

Консультации, наблюдение психолога

Контроль, консультации ЗАВУЧа

Психолог районного социально-психологичиского центра

Районный отдел опеки и попечительства

Центр социальной поддержки

Петрова М.Н.

Иванов А.

 +

 +

 +

 +

 

 

 +

Диагностический этап проводится два раза в год, в начале и в середине учебного года. Практический этап проводится в течение всего учебного года в виде постоянного наблюдения и непрерывной работы с учащимся и его семьёй. Мероприятия и результаты практического этапа работы учитываются в части 3 таблицы. В конце года подводятся итоги работы с учащимися и их семьями и планируется работа на последующий период.

Аналитическая таблица «Группа риска», часть 3

класс

классный руководитель

Фамилия, имя учащегося

дата

Мероприятие

Кем проводилось

Результат

Дальнейшие действия

1

2

3

4

5

6

7

8

Петрова М.Н.

Иванов А.

 10.09

Педагогический консилиум

Зам. по УВР

Направление учащегося на дополнительные занятия по предметам

Дополнительные занятия с учителями-предметниками, контроль успеваемости классным руководителем

Индивидуальная беседа соц. Педагога с родилями

Соц. Педагог

Предоставление бесплатного питания, путевки в ДОЛ на каникулы

Контроль соц. педагога

Консультация родителей педагогом-психологом

Педагог-психолог

Назначение коррекционных занятий с ребёнком, рекомендации родителям

Коррекционные занятия по графику

В результате работы по данной методике активизируется и практически применяется социально-педагогическая составляющая, связанная с воспитанием и образованием ребенка и содействием в его развитии и успешной социализации и является эффективным способом профилактики девиантного, аддиктивного и суицидального поведения детей и подростков в общеобразовательном учреждении.