Формы и модели психолого-педагогического взаимодействия

Психолого-педагогическое взаимодействие это;

 

Модели психолого-педагогического сопровождения;

Модели взаимодействия участников образовательного процесса;

Формы психолого-педагогического взаимодействия;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fory_i_modeli.docx23.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и модели психолого-педагогического взаимодействия

Психолого-педагогическое взаимодействие – это способ реализации совместной деятельности, который требует разделения и кооперации функций, а потому – взаимного согласования и координации индивидуальных действий.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих

принципах:

  • Добровольность
  • Сотрудничество
  • Уважение интересов друг друга
  • Соблюдение законов и иных нормативных актов

Модели психолого-педагогического сопровождения

В  основу построения модели психолого-педагогического взаимодействия легли следующие принципы:

- принцип системного подхода к методам психологической диагностики и воздействия на личность, комплексности методов психолого-педагогического воздействия, учета как возрастных и индивидуально-личностных особенностей, так и специфики социально-педагогической ситуации развития;

- принцип субъектности, предполагающий гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок выступает как субъект собственной деятельности;

- принцип амплификации психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности;

- принцип деятельности, который базируется на теории психического развития ребенка, раскрытого в трудах А.Н. Леонтьева [3] и Д.Б. Эльконина [5], центральным положением которой является роль деятельности в психическом развитии ребенка. Данный принцип означает, что ведущим способом процесса развития эмоционального интеллекта дошкольников является организация взрослым активной деятельности ребенка и создание условий, в которых бы активизировались его проявления;

- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком определяется ведущей ролью, которую играет семья, педагоги, ближайший круг общения ребенка в его развитии.

Модели взаимодействия участников образовательного процесса:

1)        Ребенок – ребенок:

  • свободно общается  со сверстниками;
  • приобщается к элементарным общепринятым  нормам и правилам            взаимоотношения со сверстниками  (в том числе моральным);
  • развивает передачу образов с помощью средств невербальной,   интонационной и языковой  выразительности;
  • самовыражается  через  совместную творческую деятельность;
  • учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;
  • учится договариваться, конструктивно разрешать  конфликтные ситуации.

2)      Родитель – ребенок:

  • признание прав и свобод ребенка,
  • сотрудничество,
  • сопереживание и поддержка,
  • обсуждение ситуации через диалог,
  • гибкое введение ограничений.

3)        Педагог - ребенок:

  • признание ценности личности ребенка;
  • признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
  • выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
  • приоритет личностного развития, когда   воспитание   и  обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
  • ориентация  на  социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
  • диалоговое взаимодействие с ребенком;
  • актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
  • активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
  • создание  условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
  • ориентация  педагогического  взаимодействия  на  самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.    

4)        Педагог - родитель:                                         

  • добровольность в сотрудничестве.
  • искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
  • уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
  • признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
  • уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).  
  • конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).            

5)        Педагог – педагог - администрация:

  • развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
  • толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
  • эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
  • демократичность в общении;
  • сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и  взаимообогащения;
  • учитывание  личностных и профессиональных качеств участников общения;
  • проявление  участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.

Формы психолого-педагогического взаимодействия.

Формы психолого-педагогического взаимодействияможно классифицировать в зависимости от преимущественно используемого средствами – учение, игры, труда, общения

- формы обучения (уроки, экскурсии, факультативы, консультация )

- игровые формы (имитация, соревнования)

- формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп)

- формы общения (прямое, опосредованное)

Возможна классификация форм  и в зависимости от преимущественно используемых методов:

- словесные формы (информация, собрания, митинг)

- наглядные формы (выставки, стенды)

- практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея)

Заключение:

Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.

Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:

  • по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
  • по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;
  • по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;
  • по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;
  • по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.

     В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Литература:

      1.  Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб.  Пособие для студ. высш. учеб.  заведений. -  М.: Издательский центр Академия – 2006. -  336с.

     2.   Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981.