Формы и модели психолого-педагогического взаимодействия
Психолого-педагогическое взаимодействие это;
Модели психолого-педагогического сопровождения;
Модели взаимодействия участников образовательного процесса;
Формы психолого-педагогического взаимодействия;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fory_i_modeli.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и модели психолого-педагогического взаимодействия
Психолого-педагогическое взаимодействие – это способ реализации совместной деятельности, который требует разделения и кооперации функций, а потому – взаимного согласования и координации индивидуальных действий.
Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих
принципах:
- Добровольность
- Сотрудничество
- Уважение интересов друг друга
- Соблюдение законов и иных нормативных актов
Модели психолого-педагогического сопровождения
В основу построения модели психолого-педагогического взаимодействия легли следующие принципы:
- принцип системного подхода к методам психологической диагностики и воздействия на личность, комплексности методов психолого-педагогического воздействия, учета как возрастных и индивидуально-личностных особенностей, так и специфики социально-педагогической ситуации развития;
- принцип субъектности, предполагающий гуманистический тип взаимоотношений участников образовательного процесса, в котором ребенок выступает как субъект собственной деятельности;
- принцип амплификации психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются в специфически детских видах деятельности;
- принцип деятельности, который базируется на теории психического развития ребенка, раскрытого в трудах А.Н. Леонтьева [3] и Д.Б. Эльконина [5], центральным положением которой является роль деятельности в психическом развитии ребенка. Данный принцип означает, что ведущим способом процесса развития эмоционального интеллекта дошкольников является организация взрослым активной деятельности ребенка и создание условий, в которых бы активизировались его проявления;
- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком определяется ведущей ролью, которую играет семья, педагоги, ближайший круг общения ребенка в его развитии.
Модели взаимодействия участников образовательного процесса:
1) Ребенок – ребенок:
- свободно общается со сверстниками;
- приобщается к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками (в том числе моральным);
- развивает передачу образов с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности;
- самовыражается через совместную творческую деятельность;
- учится взаимодействовать в коллективе: отказываться от личных желаний ради общих целей;
- учится договариваться, конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
2) Родитель – ребенок:
- признание прав и свобод ребенка,
- сотрудничество,
- сопереживание и поддержка,
- обсуждение ситуации через диалог,
- гибкое введение ограничений.
3) Педагог - ребенок:
- признание ценности личности ребенка;
- признание уникальности – индивидуальности личности ребенка: выявление и развитие общих и специальных способностей ребёнка;
- выбор адекватных возрастным и индивидуальным возможностям содержания, форм и методов воспитания и обучения;
- приоритет личностного развития, когда воспитание и обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;
- ориентация на социализацию – осознание и освоение человеком современных культурных ценностей, знаний, форм бытовой, экономической, социальной, духовной жизни; адаптация к существующим в обществе правилам и нормам жизни;
- диалоговое взаимодействие с ребенком;
- актуализация тенденции ребёнка к личностному росту;
- активизация исследовательских и творчески интересов ребёнка;
- создание условий для совершенствования нравственных поступков, самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем;
- ориентация педагогического взаимодействия на самореализацию ребенка – раскрытие и развитие природных возможностей, задатков, способностей, потребностей и склонностей.
4) Педагог - родитель:
- добровольность в сотрудничестве.
- искренняя заинтересованность педагогов в решении проблем детско-родительских отношений;
- уважительное отношение педагогов к убеждениям и взглядам родителей;
- признание безусловного права родителей воспитывать в ребенке те качества, которые являются ценными с их точки зрения;
- уверенность родителей в доброжелательности и компетентности педагогов (специалистов).
- конфиденциальность индивидуального общения с педагогом (специалистом).
5) Педагог – педагог - администрация:
- развитая культура общения (доброжелательность, сдержанность);
- толерантность (терпимость к иным точкам зрения);
- эмпатия и рефлексия - умение выслушать собеседника, признать его правоту, встать на его точку зрения, убедить в своей правоте;
- демократичность в общении;
- сотрудничество - процесс взаимодействия равноправных, заинтересованных партнеров, на основе взаимоуважения и взаимообогащения;
- учитывание личностных и профессиональных качеств участников общения;
- проявление участниками общения гибкости в конфликтных ситуациях.
Формы психолого-педагогического взаимодействия.
Формы психолого-педагогического взаимодействияможно классифицировать в зависимости от преимущественно используемого средствами – учение, игры, труда, общения
- формы обучения (уроки, экскурсии, факультативы, консультация )
- игровые формы (имитация, соревнования)
- формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп)
- формы общения (прямое, опосредованное)
Возможна классификация форм и в зависимости от преимущественно используемых методов:
- словесные формы (информация, собрания, митинг)
- наглядные формы (выставки, стенды)
- практические формы (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея)
Заключение:
Взаимодействие участников воспитательного процесса — это не самоцель, а важнейшее средство, необходимый способ успешного решения поставленных задач, и эффективность определяется, прежде всего, развитием личности педагога и ребенка, степенью достижения результатов в соответствии с теми задачами, которые ставились.
Непосредственным и специфичным показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников педагогического процесса:
- по взаимопознанию — объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и познать друг друга, обоюдный интерес друг к другу;
- по взаимопониманию — понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и детьми; принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях; адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность;
- по взаимоотношениям — проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей;
- по взаимным действиям — осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга;
- по взаимовлиянию — способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендации в адрес друг друга; восприятие другого в качестве примера для подражания.
В общем плане о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.
Литература:
1. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия – 2006. - 336с.
2. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. — М.: Педагогика, 1981.