Классный час "Развиваем память"
Психологический классный час "Развиваем память"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_pamyat.doc | 63 КБ |
9._prezentatsiya.ppt | 2.75 МБ |
Предварительный просмотр:
Психологический классный час
Тема: «Развиваем память»
Цели:
- способствовать формированию знаний учащихся о памяти, ее видах и характеристиках, способах развития;
- способствовать развитию познавательного интереса к процессу обучения, в различных областях знаний; стремления к совершенствованию своих умений и навыков;
- провести диагностику памяти младших школьников;
- создать условия для формирования у учащихся умения развивать и улучшать свою память.
Ход занятия
Вводная часть. Организационный этап. (СЛАЙД№1)
Здравствуйте, ребята!
Я очень рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Оно будет интересным, необычным, поэтому я прошу вас быть очень внимательными и сосредоточенными. Сегодня мы узнаем, что такое память, проверим, как вы умеете запоминать и научимся развивать и совершенствовать процессы памяти.
Ребята, считаете ли вы свою память хорошей? А что, по вашему мнению, можно назвать хорошей памятью?
Память- это очень сложный процесс, позволяющий нам запоминать события нашей жизни. Изучение памяти началось еще много веков назад и продолжается до сих пор. Память невозможно увидеть, нарисовать или узнать, в каком состоянии она находится. Все мы имеем различные возможности и запоминаем информацию по-разному. Кто-то имеет точнейшую память на лица, кто-то – на имена, места, цифры. Некоторые люди могут обладать феноменальной памятью, что доказано историей. Например, Александр Македонский, великий полководец, знал всех своих солдат в лицо, а их было не менее 30 тысяч! А известный художник И.К. Айвазовский рисовал многие свои картины по памяти.
Хотели бы вы иметь феноменальную память? Почему?
Существует множество видов памяти - зрительная, слуховая, тактильная, словесно–логическая (понимание смысла), двигательная. Даже ваша внешность – цвет глаз и волос – являются особым видом памяти – генетической.
Сказка о видах памяти и карасе, который был невиновен.
В большом пруду, окруженном ивами и камышами, жило много разных рыб – больших и маленьких. Но была у этих рыб одна особенность: они помнили о событиях по-разному. Из-за этого с ними случались всякие недоразумения.
Как-то старого Сома разбудил страшный шум.
Оказалось, что несколько обитателей пруда не могли разрешить возникшего спора и приплыли за советом к мудрому Сому.
- Что случилось? – спросил Сом, шевеля длинными усами.
- Все снова закричали.
- Карась преступник!
- Казнить!
- Злодей!
- Наказать, чтоб другим неповадно было!
- Говорите по очереди, - предложил Сом. – Только без всяких выдумок. Как было, так и рассказывайте. Пусть начинает Окунь.
- Да тут и обсуждать нечего! Воскликнул Окунь. – Я все своими глазами видел. Проплывал я мимо, смотрю – недалеко от поверхности воды червяк извивается, а рядом Карась с Голавлем толкаются, ну прямо дерутся. И кричат что-то. Что кричали, я, правда, не запомнил. Но то, что из-за червяка дерутся, - это точно. Тут Голавль к червяку кинулся, вода замутилась, а когда прояснилось – ни червяка, ни Голавля. Я думаю, их обоих Карась слопал. Так и вижу, как он их глотает. У, злодей! Наказать его надо, наказать!
- Говори теперь ты, Щуренок, - велел Сом.
- Я, честно говоря, что видел, не очень помню. Но то, что слышал, до сих пор в голове звучит. Голавль кричит: «Мой червяк! Дай я его схвачу!», а Карась ему: «Не трогай этого червяка!» Голавль опять: «Пусти меня! Я голодный!», а Карась: «Не хватай его – пожалеешь!» Потом шум, плеск – и все. Я так понимаю, Карась Голавлю угрожал, а когда тот не послушался, Карась его и съел.
- Так, - медленно произнес Сом. - Кто еще там был?
- Я, - ответил дрожащий голосок. - Я, Подлещик. Я не так все помню. Я тихо себе плескался. На душе спокойно было, прекрасно. Вдруг рыбы засуетились. Мне сразу тревожно стало, я разволновался. Я вообще рыбка мелкая, чувствительная. Всегда переживаю за всех. А меня любой обидеть норовит…
- Ты не отвлекайся, Подлещик, - сказал Сом. – Рассказывай, как помнишь.
- Вот я и помню – тревогу почувствовал. А потом – плеск, крики. Ой! – И Подлещик залился слезами. – Я так перепугался.!
- Так что же произошло? Помнишь ты или нет? – настойчиво спросил Сом.
- Я помню только, что мне было очень страшно. И обидно, что вот опять меня во всем обвинят, а на самом деле Карась во всем виноват.
- Ладно. А что скажет сам Карась в свое оправдание?
- А вот что я скажу, - ответил Карась. – Запомнили рыбы все правильно. Но по-своему. Поэтому и неверно поняли, что случилось. Дрались мы с Голавлем – правда. Да только мы не червяка делили. Не пускал я его к червяку, потому что он на крючке сидел, а на берегу – человек с удочкой. Не послушал он меня, схватил червяк, и поймал его рыбак. Я спасти его хотел, а не съесть.
Мудрый Сом осуждающе посмотрел на Окуня, Щуренка и Подлещика.
- Эх, вы! Требовали наказать невиновного. А все потому, что вы память свою не развиваете. Если бы сумели запомнить и то, что видите, и то, что, что слышите, и то, что чувствуете. Тогда. Может быть, сумели бы понять все правильно.
Обсуждение:
- Был ли карась виноват в том, в чем его обвинили?
- Почему Окунь, Щуренок и Подлещик требовали наказать невиновного? (Их подвела память).
- Скажите, что из происшедшего в пруду запомнил Окунь? Какая память у него лучше развита? (Зрительная).
- Как запомнил события Щуренок? Какая память у него лучше развита? (Слуховая).
- Что лучше всего запомнил Подлещик? Какая у него память лучше развита? (Эмоциональная).
- Итак, о каких видах памяти идет речь в сказке?
Существуют и другие виды памяти. Догадайтесь, что же такое осязательная память? (Запоминание прикосновений).
- Давайте немного поиграем в игру «волшебный» мешочек. Задача: угадать на ощупь, что за предмет лежит в мешочке.
- А теперь вспомните запах костра…, печеной картошки. Как вы думаете, какая память работает в данном случае? Правильно, это обонятельная память, то есть память на запахи.
- Вспомните вкус соленого огурца…, кислого лимона…, сладкого банана. Здесь работает уже ваша … вкусовая память.
- Встаньте, пожалуйста, наклонитесь вперед, а теперь прогнитесь назад, поднимите руки вверх, опустите руки, садитесь. Вы помните, как выполнять движения. Руки, ноги сами начинают двигаться. Как называется память на движения? (Двигательная).
А теперь, ребята, давайте выполним упражнения, которые позволят вам узнать о вашей памяти.
Хотите ли вы узнать о своей памяти?
1) Первое упражнение – «Запомни элемент». (СЛАЙД№2)
Для выполнения этого задания вам нужно быть очень внимательными. На слайде будут поочередно появляться строки различных фигур. Ваша задача – рассмотреть их и по памяти изобразить на карточках. Чем больше картинок вы запомните и точнее их изобразите, тем сильнее вы можете гордиться своей памятью!
2) Второе упражнение – «Запомни цифру». (СЛАЙД№3) Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами 10 цифр. Ваша задача – внимательно рассмотреть их и запомнить. Затем, цифры, одна за другой в разном порядке будут исчезать, а вы должны вспомнить, какой из них не хватает на слайде.
3) Третье упражнение – «Нужное число» (СЛАЙД №4). Для выполнения следующего упражнения снова взгляните на слайд. И снова мы будем работать с числами. Вы видите изображения геометрических фигур и цифр в них. Ваша задача – запомнить соответствие фигур и цифр, а затем, по памяти, вписать в фигуры недостающие числа.
Ребята, какой бы ни была ваша память, ее нужно развивать и тренировать. Хорошее использование памяти подразумевает способность запоминать важную информацию в нужный момент. Владеть своей памятью можно и необходимо учиться.
1) Первое упражнение «Разведчик».
Чтобы выполнить это упражнение, нам нужен водящий. Один из вас, кто хочет улучшить возможности своей памяти, должен внимательно рассмотреть своих одноклассников. Затем водящий отворачивается, а остальные участники – меняются местами и некоторыми предметами одежды. Задача водящего – найти все изменения и вернуть участников в прежнее положение.
2) Второе упражнение «Запомни движение».
В этом упражнении вы должны внимательно следить за моими движениями. Ваша задача - повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором они показаны, а затем в обратном порядке.
Движение №1. Присесть – встать – поднять руки – опустить руки.
Движение №2. Поднять руки ладонями вверх («собирают дождик»), повернуть ладонями вниз – опустить руки вдоль туловища – поднять руки по бокам в разные стороны.
Движение №3. Отставить правую ногу вправо – приставить правую ногу – отставить левую ногу – приставить левую ногу.
Движение №4. Руки в стороны - присесть – встать.
3) Третье упражнение «Стихотворения».
Ребята, все вы знаете, что лучшее средство для развития памяти – это стихотворения. Но сейчас они будут помогать нам не только запоминать, но и считать. Внимательно вслушайтесь в стихотворения, а затем верно ответьте на вопрос:
1) Как-то раз в лесу густом
Ёж построил себе дом.
Пригласил лесных зверей,
Посчитайте поскорей:
2 зайчонка, 2 лисёнка,
3 веселых медвежонка,
2 бельчонка, 2 бобра.
Называть ответ пора
2) В летний полдень под сосной
Ёж нашел сюрприз лесной:
2 лисички, 5 опят
Под сосной в лесу стоят.
Ну, а дальше у опушки—
Сыроежки все подружки
По 3 в 3 ряда стоят,
На ежа они глядят.
Кто ответ нам дать готов,
Сколько еж нашел грибов?
3) Посадил я пять хороших
Белых бусинок - горошин.
А росточком из земли
Показалось только три.
Три горошинки взошло!
Сколько их не проросло?
4) Четвертое упражнение
- Сейчас я буду читать слова, вы постарайтесь их запомнить.
Автобус, портрет, пальто, буква, озеро, корабль, банка, телефон, лимон, птица.
- Запишите слова, которые запомнили.
- Проверим, сколько слов вы сумели запомнить. Если у кого-то получилось 8, 9 или 10 слов, то оценка – отлично; 5, 6 или 7 слов – хорошо; 3, 4 – удовлетворительно; 1, 2 – плохо.
Беседа.
- Скажите, почему не все удачно выполнили задание? (Подвела память).
- А для чего нам нужна память?
- Может ли человек обойтись без памяти? Почему?
- Подумайте и скажите, на что похожа память? (Сундучок с важным содержимым; склад; записная книжка; магнитофонная лента и т. п.)
- Вы уже знаете, для чего нужна память и на что она похожа. А вот что такое память, и какие действия совершает человек, чтобы что-то запомнить, вы узнаете сейчас.
- Когда мы хотим что-то запомнить, то сначала мы это воспринимаем и фиксируем в своей памяти. Потом память долго сохраняет самое важное и нужное, а при необходимости мы вспоминаем, то есть, извлекаем из«кладовой» памяти то, что запомнили и сохранили.
Итак, память – это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек услышал, увидел, почувствовал или выучил.
СЛАЙД№5 - 7
Мы уже выяснили, что для того, чтобы улучшить свою память, ее нужно тренировать. Для этого существует несколько правил.
- Старайтесь относиться к запоминаемому объекту не безразлично, а с интересом. То, что понравилось, всегда хочется запомнить.
- Постарайтесь сосредоточить свое внимание на изучаемом предмете.
- Не ленитесь и с помощью воли запоминайте материал. Развитие памяти требует определенных усилий.
- Знаете ли вы пословицу: «Повторение – мать учения»? Она очень поможет вам в запоминании материала. Повторение предотвращает забывание. Кроме того, повторяя, не нужно ежеминутно подглядывать в книгу – большую часть материала старайтесь вспоминать.
Приемов развития памяти очень много. Так же, как и способов быстрого запоминания. Некоторые из них вы, возможно, уже знаете.
Например, чтобы запомнить цвета радуги, используется такое высказывание: Каждый Охотник Желает Знать Где сидит Фазан. Каждая буква в нем означает цвет радуги.
Запоминая какой-либо предмет, старайтесь его внимательно рассмотреть, выделить детали, отличительные признаки. Возможно, это поможет вам в запоминании.
Важное значения для лучшего запоминания имеют ассоциации, то есть связи. Например, чтобы запомнить какое-либо место, попробуйте запомнить также, какие чувства вы испытывали в этот момент, куда вы шли и т.д.
Проверенным и эффективным методом развития памяти является заучивание стихов. Но и здесь существует несколько правил. Заучивать и повторять стихотворение лучше небольшими частями, перед изучением новой части повторяя уже заученную. Старайтесь понять смысл стихотворения, создавайте образы и запоминайте их - мозг человека лучше запоминает то, что имеет смысл.
Развитие памяти – очень долгая и трудная работа. Но, если вы справитесь с ней успешно, научитесь управлять своей памятью, она поможет вам не только в учебе и работе, но и в жизненных ситуациях.
Рефлексия, подведение итогов
Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Что вам понравилось и не понравилось на нашем занятии?
Были ли у вас какие-либо затруднения в ходе занятия?
Большое спасибо вам за участие, до свидания!