Классный час "Развиваем память"

Полещук Елена Николаевна

Психологический классный час "Развиваем память"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivaem_pamyat.doc63 КБ
Office presentation icon 9._prezentatsiya.ppt2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Психологический классный час

Тема: «Развиваем память»

Цели:

  1. способствовать формированию знаний учащихся о памяти, ее видах и характеристиках, способах развития;
  2. способствовать развитию познавательного интереса к процессу обучения, в различных областях знаний; стремления к совершенствованию своих умений и навыков;
  3. провести диагностику памяти младших школьников;
  4. создать условия для формирования у учащихся умения развивать и улучшать свою память.

Ход занятия

Вводная часть. Организационный этап. (СЛАЙД№1)

Здравствуйте, ребята!

Я очень рада видеть вас на нашем сегодняшнем занятии. Оно будет  интересным, необычным, поэтому я прошу вас быть очень внимательными и сосредоточенными. Сегодня мы узнаем, что такое память, проверим, как вы умеете запоминать и научимся развивать и совершенствовать процессы памяти.

Ребята, считаете ли вы свою память хорошей?  А что, по вашему мнению,  можно назвать хорошей памятью?

Память- это очень сложный процесс, позволяющий нам запоминать события нашей жизни. Изучение памяти началось еще много веков назад и продолжается до сих пор. Память невозможно увидеть, нарисовать или узнать, в каком состоянии она находится. Все мы имеем различные возможности и запоминаем информацию по-разному. Кто-то имеет точнейшую память на лица, кто-то – на имена, места, цифры. Некоторые люди могут обладать феноменальной памятью, что доказано историей. Например,  Александр Македонский, великий полководец, знал всех своих солдат в лицо, а их было не менее 30 тысяч! А известный художник И.К. Айвазовский рисовал многие свои картины по памяти.

Хотели бы вы иметь феноменальную память? Почему?

Существует множество видов памяти  -  зрительная, слуховая, тактильная, словесно–логическая (понимание смысла), двигательная. Даже ваша внешность – цвет глаз и волос – являются особым видом памяти – генетической.

Сказка о видах памяти и карасе, который был невиновен.

    В большом пруду, окруженном ивами и камышами, жило много разных рыб – больших и маленьких. Но была у этих рыб одна особенность: они помнили о событиях по-разному. Из-за этого с ними случались всякие недоразумения.

Как-то старого Сома разбудил страшный шум.

Оказалось, что несколько обитателей пруда не могли разрешить возникшего спора и приплыли за советом к мудрому Сому.

-         Что случилось? – спросил Сом, шевеля длинными усами.

-         Все снова закричали.

-         Карась преступник!

-         Казнить!

-         Злодей!

-         Наказать, чтоб другим неповадно было!

-         Говорите по очереди, - предложил Сом. – Только без всяких выдумок. Как было, так и рассказывайте. Пусть начинает Окунь.

-         Да тут и обсуждать нечего! Воскликнул Окунь. – Я все своими глазами видел. Проплывал я мимо, смотрю – недалеко от поверхности воды червяк извивается, а рядом Карась с Голавлем толкаются, ну прямо дерутся. И кричат что-то. Что кричали, я, правда, не запомнил. Но то, что из-за червяка дерутся, - это точно. Тут Голавль к червяку кинулся, вода замутилась, а когда прояснилось – ни червяка, ни Голавля. Я думаю, их обоих Карась слопал. Так и вижу, как он их глотает. У, злодей! Наказать его надо, наказать!

-         Говори теперь ты, Щуренок, - велел Сом.

-         Я, честно говоря, что видел, не очень помню. Но то, что слышал, до сих пор в голове звучит. Голавль кричит: «Мой червяк! Дай я его схвачу!»,  а Карась ему:  «Не трогай этого червяка!» Голавль опять: «Пусти меня! Я голодный!», а Карась: «Не хватай его – пожалеешь!» Потом шум, плеск – и все. Я так понимаю, Карась Голавлю угрожал, а когда тот не послушался, Карась его и съел.

-   Так, - медленно произнес Сом. - Кто еще там был?

-          Я, - ответил дрожащий голосок.  - Я, Подлещик. Я не так все помню. Я тихо себе плескался. На душе спокойно было, прекрасно. Вдруг рыбы засуетились. Мне сразу тревожно стало, я разволновался. Я вообще рыбка мелкая, чувствительная. Всегда переживаю за всех. А меня любой обидеть норовит…

-         Ты не отвлекайся, Подлещик, - сказал Сом. – Рассказывай, как помнишь.

-         Вот я и помню – тревогу почувствовал. А потом – плеск, крики. Ой! – И Подлещик залился слезами. – Я так перепугался.!

-         Так что же произошло? Помнишь ты или нет? – настойчиво спросил Сом.

-         Я помню только, что мне было очень страшно. И обидно, что вот опять меня во всем обвинят, а на самом деле Карась во всем виноват.

-         Ладно. А что скажет сам Карась в свое оправдание?

-         А вот что я скажу, - ответил Карась. – Запомнили рыбы все правильно. Но по-своему. Поэтому и неверно поняли, что случилось. Дрались мы с Голавлем – правда. Да только мы не червяка делили. Не пускал я его к червяку, потому что он на крючке сидел, а на берегу – человек с удочкой. Не послушал он меня, схватил червяк, и поймал его рыбак. Я спасти его хотел, а не съесть.

 Мудрый Сом  осуждающе посмотрел на Окуня, Щуренка и Подлещика.

-         Эх, вы! Требовали наказать невиновного. А все потому, что вы память свою не развиваете. Если бы сумели запомнить и то, что видите, и то, что, что слышите, и то, что чувствуете. Тогда. Может быть, сумели бы  понять все правильно.

Обсуждение:

-         Был ли карась виноват в том, в чем его обвинили?

-         Почему Окунь, Щуренок и Подлещик требовали  наказать невиновного? (Их подвела память).

-         Скажите, что из происшедшего в пруду запомнил Окунь? Какая память у него лучше развита?  (Зрительная).

-         Как запомнил события Щуренок? Какая память у него лучше развита?  (Слуховая).

-         Что лучше всего запомнил Подлещик?  Какая у него память лучше развита? (Эмоциональная).

-         Итак, о каких видах памяти идет речь в сказке?

Существуют и другие виды памяти.  Догадайтесь, что же такое осязательная память?  (Запоминание прикосновений).

- Давайте немного поиграем в игру «волшебный» мешочек. Задача: угадать на ощупь, что за предмет лежит в мешочке.

- А теперь вспомните запах костра…, печеной картошки. Как вы думаете, какая память работает в данном случае?  Правильно, это обонятельная память, то есть память на запахи.

Вспомните вкус соленого огурца…,  кислого  лимона…, сладкого банана. Здесь работает уже ваша … вкусовая память.

- Встаньте, пожалуйста, наклонитесь вперед, а теперь прогнитесь назад, поднимите руки вверх, опустите руки, садитесь. Вы помните,   как выполнять движения. Руки, ноги сами начинают двигаться. Как называется память на движения?  (Двигательная).

А теперь, ребята, давайте выполним упражнения, которые позволят вам узнать о вашей памяти.

Хотите ли вы узнать о своей памяти?

1) Первое упражнение – «Запомни элемент». (СЛАЙД№2)

Для выполнения этого задания вам нужно быть очень внимательными. На слайде будут поочередно появляться строки различных фигур. Ваша задача – рассмотреть их и по памяти изобразить на карточках. Чем больше картинок вы запомните и точнее их изобразите, тем сильнее вы можете гордиться своей памятью!

2) Второе упражнение – «Запомни цифру». (СЛАЙД№3) Ребята, обратите внимание на слайд. Перед вами 10 цифр. Ваша задача – внимательно рассмотреть их и запомнить.  Затем, цифры, одна за другой в разном порядке будут исчезать, а вы должны вспомнить, какой из них не хватает на слайде.

3) Третье упражнение – «Нужное число» (СЛАЙД №4). Для выполнения следующего упражнения снова взгляните на слайд. И снова мы будем работать с числами. Вы видите изображения геометрических фигур и цифр в них. Ваша задача – запомнить соответствие фигур и цифр, а затем, по памяти, вписать в фигуры недостающие числа.  

Ребята, какой бы ни была ваша память, ее нужно развивать и тренировать. Хорошее использование памяти подразумевает способность запоминать важную информацию в нужный момент.  Владеть своей памятью можно и необходимо учиться.

1) Первое упражнение «Разведчик».

Чтобы выполнить это упражнение, нам нужен водящий. Один из вас, кто хочет улучшить возможности своей памяти, должен внимательно рассмотреть своих одноклассников. Затем водящий отворачивается, а остальные участники – меняются местами и некоторыми предметами одежды. Задача водящего – найти все изменения и вернуть участников в прежнее положение.

2) Второе упражнение «Запомни движение».

В этом упражнении вы должны внимательно следить за моими движениями. Ваша задача - повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором они показаны, а затем в обратном порядке.

Движение №1. Присесть – встать – поднять руки – опустить руки.

Движение №2. Поднять руки ладонями вверх («собирают дождик»), повернуть ладонями вниз – опустить руки вдоль туловища – поднять руки по бокам в разные стороны.

Движение №3. Отставить правую ногу вправо – приставить правую ногу – отставить левую ногу – приставить левую ногу.

Движение №4. Руки в стороны -  присесть – встать.

3) Третье упражнение «Стихотворения».

Ребята, все вы знаете, что лучшее средство для развития памяти – это стихотворения. Но сейчас они будут помогать нам не только запоминать, но и считать. Внимательно вслушайтесь в стихотворения, а затем верно ответьте на вопрос:

1) Как-то раз в лесу густом

Ёж построил себе дом.

Пригласил лесных зверей,

Посчитайте поскорей:

2 зайчонка, 2 лисёнка,

3 веселых медвежонка,

2 бельчонка, 2 бобра.

Называть ответ пора

2) В летний полдень под сосной

Ёж нашел сюрприз лесной:

2 лисички, 5 опят

Под сосной в лесу стоят.

Ну, а дальше у опушки—

Сыроежки все подружки

По 3 в 3 ряда стоят,

На ежа они глядят.

Кто ответ нам дать готов,

Сколько еж нашел грибов?

3) Посадил я пять хороших

 Белых бусинок - горошин.

А росточком из земли  

Показалось только три.

Три горошинки взошло!

Сколько их не проросло?

4) Четвертое упражнение

- Сейчас я буду читать слова, вы постарайтесь их запомнить.

Автобус, портрет, пальто, буква, озеро, корабль, банка, телефон, лимон, птица.

- Запишите слова, которые запомнили.

- Проверим, сколько слов вы сумели запомнить. Если у кого-то получилось 8, 9 или 10 слов, то оценка – отлично; 5, 6 или 7 слов – хорошо; 3, 4 – удовлетворительно; 1, 2 – плохо.

  Беседа.

- Скажите, почему не все удачно выполнили задание?  (Подвела память).

- А для чего нам нужна память?

- Может ли человек обойтись без памяти? Почему?

- Подумайте и скажите, на что похожа память? (Сундучок с важным содержимым; склад; записная книжка; магнитофонная лента и  т. п.)

- Вы уже знаете, для чего нужна память и на что она похожа. А вот что такое память,  и какие действия совершает человек, чтобы что-то запомнить, вы узнаете сейчас.

- Когда мы хотим что-то запомнить, то сначала мы это воспринимаем и фиксируем в своей памяти. Потом память долго сохраняет самое важное и нужное, а при необходимости мы вспоминаем, то есть,  извлекаем из«кладовой» памяти то, что запомнили и сохранили.

    Итак, память – это запоминание, сохранение и воспроизведение того, что человек услышал, увидел, почувствовал или выучил.

СЛАЙД№5 - 7

Мы уже выяснили, что для того, чтобы улучшить свою память, ее нужно тренировать. Для этого существует несколько правил.

  1. Старайтесь относиться к запоминаемому объекту не безразлично, а с интересом. То, что понравилось, всегда хочется запомнить.
  2. Постарайтесь сосредоточить свое внимание на изучаемом предмете.
  3. Не ленитесь и с помощью воли запоминайте материал. Развитие памяти требует определенных усилий.
  4. Знаете ли вы пословицу: «Повторение – мать учения»? Она очень поможет вам в запоминании материала. Повторение предотвращает забывание. Кроме того, повторяя, не нужно ежеминутно подглядывать в книгу – большую часть материала старайтесь вспоминать.

Приемов развития памяти очень много. Так же, как и способов быстрого запоминания. Некоторые из них вы, возможно, уже знаете.

Например, чтобы запомнить цвета радуги, используется такое высказывание: Каждый Охотник Желает Знать Где сидит Фазан. Каждая буква в нем означает цвет радуги.

Запоминая какой-либо предмет, старайтесь его внимательно рассмотреть, выделить детали, отличительные признаки. Возможно, это поможет вам в запоминании.

Важное значения для лучшего запоминания имеют ассоциации, то есть связи. Например, чтобы запомнить какое-либо место, попробуйте запомнить также, какие чувства вы испытывали в этот момент, куда вы шли и т.д.

Проверенным и эффективным методом развития памяти является заучивание стихов. Но и здесь существует несколько правил. Заучивать и повторять стихотворение лучше небольшими частями, перед изучением новой части повторяя уже заученную. Старайтесь понять смысл стихотворения, создавайте образы и запоминайте их - мозг человека лучше запоминает то, что имеет смысл.

Развитие памяти – очень долгая и трудная работа. Но, если вы справитесь с ней успешно, научитесь управлять своей памятью,  она поможет вам не только в учебе и работе, но и в жизненных ситуациях.

Рефлексия, подведение итогов

Ребята, что нового вы сегодня узнали?

Что вам понравилось и не понравилось на нашем занятии?

Были ли у вас какие-либо затруднения в ходе занятия?

Большое спасибо вам за участие, до свидания!

 

                      


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам: