Основные направления оказания психологической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Федеральным Государственным Стандартом Образования (методические рекомендации)
Основанием для разработки данных рекомендаций является Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В материалах представлены направления коррекционной работы и псВ материаихолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, соответствующие целевым установкам, отраженным в Приказе N1598.
Информация может быть полезна специалистам РПМПК, психологам и педагогам различных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_zdorove_2015.docx | 90.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр диагностики и консультирования Санкт-Петербурга
ГБОУ ЦДК Санкт-Петербурга
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Владимирова Ирина Михайловна
педагог-психолог ГБОУ ЦДК
кандидат психологических наук
доцент
Санкт-Петербург
2015
Основанием для разработки данных рекомендаций является Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
В рамках данного приказа ЦЕЛЬЮ оказания психологической помощи является обеспечение коррекции нарушений развития, оптимизация процессов социальной адаптации и индивидуально-личностного развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ЗАДАЧИ (направления) коррекционной работы и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, соответствующие целевым установкам, отраженным в Приказе N1598, перечислены ниже.
Материалы могут быть полезны для специалистов РПМПК, психологов и педагогов различных образовательных учреждений.
Выделенным шрифтом обозначены основные направления коррекционно-развивающей работы с обучающимися, после этого приведены более «узкие» направления деятельности специалиста, либо варианты формулировок.
__________________________________________________________________
*Далее по тексту под «вторичными отклонениями» подразумеваются отклонения в психологическом развитии ребенка, не обусловленные имеющимся дефектом, а связанные с особенностями восприятия ребенка окружающими людьми и им самим, с неадекватной системой отношений и межличностного взаимодействия (неадекватные самооценка, уровень притязаний, система ценностей; утрата мотивации к обучению и различным видам деятельности; формирование агрессивных и зависимых моделей поведения и др.)
Слепые обучающиеся
Вариант 3.1 предназначен для образования слепых обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого к возрастной норме. Обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы).
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике вторичных отклонений развития;
- повышению познавательной и социальной активности;
-развитию познавательных интересов;
- принятию и освоению социальной роли ученика;
- развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
- обогащению чувственного опыта познания и деятельности;
- развитию компенсаторных умений, навыков познания окружающего мира и предметно-практической деятельности с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;
- расширению предметных (конкретных и обобщенных), пространственных, социальных представлений;
- приобретению навыков самообслуживания;
- повышению возможностей в пространственной и социально-бытовой ориентировке;
- расширению круга предметно-практических умений и навыков;
- повышению коммуникативной компетентности;
- обогащению и расширению социального опыта;
- стимуляции проявлений социальной активности, стремления к расширению контактов со сверстниками;
- развитию навыков сотрудничества с видящими взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;
- овладению вербальными и невербальными средствами общения;
- преодолению формализма и вербализма речи;
-развитию толерантности (готовности признавать возможность существования различных точек зрения);
- развитию умения обращаться за помощью при внезапно возникших затруднениях;
- развитию умения использовать в процессе межличностной коммуникации сохранные анализаторы;
-формированию универсальных учебных действий (способности принимать (сохранять) цели учебной деятельности, искать средства ее осуществления, понимать причины и конструктивно действовать в ситуациях неуспеха);
- развитию способностей к решению проблем творческого и поискового характера;
- развитию волевых качеств;
- повышению самостоятельности в учебной деятельности и повседневной жизни;
- развитию самоконтроля и саморегуляции в процессе общения;
- нивелированию негативных черт характера, личностных проявлений;
-духовно-нравственному развитию, обогащению нравственных представлений;
- формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- стабилизации (повышению) самооценки;
- освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- развитию эмоционального и социального интеллекта (эмпатии, этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, внимания (понимания, сопереживания) к состоянию, настроению, самочувствию окружающих, собственным эмоциональным реакциям, способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых в обществе правил, норм, ценностей);
- профессиональной ориентации с учетом своих возможностей и противопоказаний.
Для оптимизации процессов индивидуально-личностного развития детей данной группы целесообразно:
- информационно-методическое и педагогическое взаимодействие с семьей и родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания обучающегося.
Вариант 3.2 предполагает, что слепой обучающийся получает образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Предполагаются пролонгированные сроки обучения: пять лет (1-5 классы).
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике вторичных отклонений развития;
- формированию (развитию) значимых мотивов учебной деятельности;
- формированию мотивации достижения результата;
- развитию любознательности, познавательных интересов;
- формированию социальных, предметных и пространственных представлений;
- развитию осязания и мелкой моторики;
- развитию кожной чувствительности;
-развитию осязательных навыков, формированию культуры осязательного обследования;
- развитию остаточного зрения и зрительного восприятия;
- обогащению зрительных представлений посредством совершенствования способов зрительного и осязательного обследования;
- овладению приемами использования остаточного зрения в учебно-познавательной деятельности;
- обучению использованию приемов, направленных на снятие зрительного и тактильного напряжения (релаксационные тренинги);
- развитию зрительной памяти, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
- развитию пространственных представлений и пространственного мышления;
- овладению умениями самостоятельной ориентировки в замкнутом, свободном, знакомом и незнакомом пространстве;
- развитию навыков использования сохранных анализаторов в процессе ориентировки в пространстве;
- преодолению страха пространства, неуверенности в овладении пространством;
- овладению приемами и способами ориентировки с помощью вспомогательных средств (трость, локатор, звуковые маяки); овладению навыками совместного передвижения с сопровождающим;
- профилактике вторичных нарушений физического развития;
- преодолению трудностей развития движений;
- развитию физических качеств силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости, равновесия;
- обогащению двигательных умений;
- овладению мелкими точными скоординированными действиями рук;
- совершенствованию обследовательских навыков, умения использовать мышечно-суставное чувство и мелкую моторику в учебно-познавательной деятельности и в повседневной жизнедеятельности;
- повышению коммуникативной компетентности;
- развитию вербальных и невербальных средств общения;
- стимуляции проявлений социальной активности, развитию мотивации для установления контактов с окружающими;
- обогащению представлений о себе и своих коммуникативных возможностях, формированию образа другого человека;
- овладению навыками практического взаимодействия с другими людьми;
- расширению опыта общения со сверстниками и взрослыми, не имеющими ограничений по состоянию здоровья;
- развитию толерантности (готовности признавать существование различных точек зрения, умения слушать собеседника и вести диалог);
- формированию универсальных учебных действий;
- формированию компенсаторных способов деятельности;
- формированию специальных умений и навыков, повышающих сенсорно-перцептивные, предметно-практические, ориентировочные, двигательные, коммуникативные возможности, мобильность ребенка;
- формированию адекватной самооценки;
- нивелированию (преодолению) негативных качеств характера, личностных проявлений;
- обогащению (формированию) нравственных представлений и понятий;
- развитию опыта самовыражения в доступных видах искусства;
- развитию социального и эмоционального интеллекта (отзывчивости, способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем; принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей).
Для оптимизации процессов индивидуально-личностного развития детей данной группы целесообразно:
- взаимодействие с семьей и родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слепого обучающегося.
Вариант 3.3 предполагает, что слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения обучения с содержанием и итоговыми достижениями слепых сверстников, не имеющих дополнительные ограничения по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.
Детям этой группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике вторичных отклонений развития;
- развитию познавательных интересов, познавательной активности;
- развитию мотивов учебной деятельности, принятию социальной роли ученика;
- развитию навыков личной гигиены, самообслуживания, социально-бытовой ориентации (формированию конкретных представлений об окружающих предметах и действиях с ними, умений пользоваться бытовыми приборами);
- приобретению (обогащению) опыта взаимодействия с миром живой и неживой природы;
- развитию представлений об окружающем мире;
- преодолению вербализма знаний об окружающем мире;
- овладению доступными способами изучения природных явлений, некоторых социальных объектов;
- развитию сохранных анализаторов и компенсаторных способов деятельности;
- развитию сенсорной и двигательной сфер (остаточного зрения, слухового восприятия; осязания, мелкой моторики, кинестетических чувств, обоняния и вкуса):
- развитию осязания и кожной чувствительности;
- развитию умений использовать остаточное зрение;
- развитию различных способов осязательного обследования, умения использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности;
- развитию слухового восприятия (умения узнавать, локализовать и дифференцировать звуки в окружающем пространстве, различать по голосам окружающих людей и определять по голосу их эмоциональное состояние);
- развитию умений определять с помощью обоняния знакомые запахи;
- развитию навыков соотнесения вкуса и продукта питания;
- преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере;
- профилактике вторичных нарушений физического развития;
- обогащению двигательных умений, совершенствованию жизненно необходимых двигательных навыков;
- развитию мелкой моторики;
-развитию двигательной активности, координации движений;
- развитию навыков пространственной ориентации;
- формированию элементарных навыков и умений ориентации в свободном и замкнутом пространстве;
- расширению представлений о предметах знакомого пространства;
- развитию умения использовать при ориентировке информацию, полученную с помощью сохранных анализаторов;
- использованию приемов, направленных на снятие зрительного и тактильного напряжения (релаксационные тренинги);
- развитию коммуникативных навыков;
- стимуляции проявлений социальной активности;
- повышению уровня социальной адаптации;
- расширению умения использовать речевые и неречевые средства общения;
-развитию компонентов эмоционального интеллекта (доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей);
- развитию компонентов социального интеллекта (организации собственного поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях на основе принятых норм взаимодействия);
- формированию универсальных (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных) учебных действий;
- нивелированию негативных качеств характера и личности;
- обогащению нравственных представлений;
-развитию эстетических чувств (умения отличать «красивое» от «некрасивого»), высказывать свое мнение («нравится» - «не нравится»);
- расширению опыта самовыражения в доступных видах деятельности;
- формированию первоначальных умений саморегуляции;
- развитию интереса к трудовым действиям;
- формированию первоначальных представлений о трудовых профессиях, роли труда в жизни человека.
Для оптимизации процессов индивидуально-личностного развития детей данной группы целесообразно:
- взаимодействие с семьей и родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слепого обучающегося.
Вариант 3.4 предназначен для образования слепых обучающихся, имеющих, помимо слепоты, другие тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами.
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- формированию навыков самообслуживания, положительного отношения к выполнению гигиенических процедур;
- развитию представлений о бытовых предметах первой необходимости;
- овладению умением выполнять простые хозяйственно-бытовые поручения;
- формированию элементарных количественных, пространственных, временных представлений; представлений о цвете (для детей с остаточным зрением), форме, величине, окружающем мире, собственном теле, внешнем облике человека, социальных ролях людей, входящих в ближайшее окружение;
- развитию сенсорной сферы;
- развитию остаточного зрения;
- развитию слухового восприятия (умения различать по голосам окружающих людей, определять по голосу эмоциональное состояние человека, узнавать, локализовать и дифференцировать звуки в окружающем пространстве);
- развитие обоняния и вкуса (умения распознавать знакомые запахи; соотносить вкус и продукт питания);
- развитию кожной чувствительности;
- обогащению сенсомоторного опыта;
- развитию кинестетических чувств (мышечного чувства, координации движений, преодолению скованности, неуверенности при передвижении в пространстве);
- развитию осязательного восприятия;
- развитию функции руки, в том числе мелкой моторики;
- развитию рече-слухо-двигательной координации;
- освоению бимануальных манипуляций с предметами;
- накоплению двигательного опыта;
- повышению двигательной активности, формированию жизненно-важных двигательных умений;
- развитию элементарных навыков пространственной ориентации (в знакомом помещении, в школе, в учебнике, в тетради, на доске, за столом);
- развитию доступных способов коммуникации (вербальных и невербальных);
- развитию интереса к речи окружающих, потребности слушать речь;
- формированию потребности в общении;
- развитию речи как средства общения;
-освоению элементарных социально-бытовых норм, навыков сотрудничества и форм социального взаимодействия с окружающими;
- развитию умений проявлять эмоциональную отзывчивость, понимать чувства и эмоции других людей;
- освоению доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери));
- формированию основ учебного поведения (способности выполнять инструкции, действовать по образцу, подражанию; выполнять задания в течение определённого периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами);
- формированию основ самосознания (осознания себя как «Я», своей принадлежности к определенному полу);
- формированию элементарных представлений о нравственных нормах («хорошо» - «плохо»), общепринятых правилах поведения;
- развитию способности к проявлению эмоциональной отзывчивости при соприкосновении с доступными видами искусств (слушание музыки, пение, художественное чтение);
- формированию элементарных эстетических чувств, умения отличать «красивое» от «некрасивого»;
- освоению элементарных практических действий (манипулятивных, утилитарных, познавательных) с предметами, объектами природы;
- развитию потребности в выполнении практических действий;
- накоплению опыта самовыражения в доступных видах деятельности;
- развитию основ регуляции и контроля в процессе выполнения предметно-практических действий.
Для оптимизации процессов индивидуально-личностного развития детей данной группы целесообразно:
- взаимодействие с семьей и родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слепых детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и ТМНР.
СЛАБОВИДЯЩИЕ ОБУЧАЮЩИЕСЯ
Вариант 4.1. предназначен для образования слабовидящих обучающихся, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого к возрастной норме. Ребенок получает образование полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию детей, не имеющих ограничений по возможностям здоровья в те же сроки обучения (1-4 классы).
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике вторичных отклонений развития;
- приобретению (совершенствованию) навыков самообслуживания;
- повышению возможностей социально-бытовой ориентации;
- развитию познавательных интересов, познавательной активности;
- принятию и освоению социальной роли ученика, развитию мотивов учебной деятельности, формированию личностного смысла учения;
- развитию базовых навыков учебной деятельности (способности принимать (сохранять) цели учебной деятельности, находить средства ее осуществления, решать проблемы творческого и поискового характера; планировать, контролировать и оценивать учебные действия; понимать причины и конструктивно действовать в ситуациях неуспеха);
- развитию навыков восприятия сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
- формированию адекватных предметных (конкретных и обобщенных) представлений;
- развитию навыков ориентации в микро (на плоскости стола, в книге, в тетради) и макропространстве (классе, школе);
- развитию зрительного восприятия;
- развитию зрительно-моторной координации, совершенствованию мелких точных координированных действий пальцев руки;
- развитию пространственного воображения и пространственных представлений;
- развитию логического и алгоритмического мышления (овладению логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям);
- развитию внимания и памяти;
- профилактике вторичных нарушений физического развития;
- овладению компенсаторными умениями и навыками познания окружающего мира с помощью нарушенного зрения;
- овладение умением осуществлять учебно-познавательную деятельность с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;
- обучению использованию приемов, направленных на снятие зрительного напряжения (релаксационные тренинги);
- развитию навыков общения;
- развитию адекватного использования речевых и неречевых средств общения, диалогической и монологической, устной и письменной речи;
- развитию коммуникативных умений (готовности слушать, вести диалог);
- формированию толерантности, готовности признавать возможность существования разных точек зрения и уважать чужое мнение;
- развитию социального интеллекта (способности к дифференцировке и осмыслению социального окружения, принятых в обществе правил, ценностей, умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества);
- развитию эмоционального интеллекта (этических чувств, доброжелательности, внимания к чувствам окружающих; способности к дифференциации собственных эмоциональных реакций);
- гармонизации индивидуально-личностного развития;
- воспитанию способности к нравственному самосовершенствованию;
- преодолению негативных черт характера;
- формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитию способностей к творческой деятельности;
- развитию навыков саморегуляции;
- развитию волевых качеств (самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и др.);
- формированию адекватной самооценки;
- освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- развитию трудовых умений, профессиональных интересов;
- профессиональной ориентации с учетом своих возможностей и противопоказаний.
В рамках психолого-педагогической поддержки учебно-воспитательного процесса предполагается также:
- помощь в формировании и развитии адекватных отношений между ребенком, учителями и другими обучающимися, родителями;
- работа по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержанию эмоционально комфортной обстановки;
- создание условий для успешного овладения учебной деятельностью с целью профилактики негативного отношения ребенка к ситуации обучения в целом;
- интеграция усилий педагогического коллектива с семьей ребенка.
Вариант 4.2 предназначен для слабовидящих обучающихся, не достигающих к моменту поступления в школу уровня развития, (в том числе компенсаторных способов деятельности), близкого возрастной норме и не имеющих дополнительных ограничений здоровья. Дети получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию детей, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Данный вариант стандарта предполагает пролонгированные сроки обучения: пять лет (1 -5 классы).
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике возникновения вторичных отклонений в развитии;
- развитию социально-бытовой ориентации, социально-бытовых умений и навыков, необходимых для полноценной самостоятельной жизни;
- развитию познавательных интересов, познавательной активности;
- развитию значимых мотивов учебной деятельности;
- формированию мотивации достижения результата;
- формированию социальных, предметных и пространственных представлений;
- развитию навыков восприятия сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
-расширению представлений о предметах и явлениях окружающего мира;
- овладению пространственными представлениями (обеспечивающими освоение математических понятий, умение производить чертежно-измерительные действия);
- развитию умения использовать сохранные анализаторы при пространственной ориентации;
- формированию умения ориентироваться в пространственной и социально-бытовой среде;
- преодолению страха пространства, формированию навыков свободного безбоязненного передвижения в пространстве;
- развитию навыков ориентировки в микропространстве (на плоскости стола, в книге, в тетради, на рабочем месте, на доске);
- развитию различных видов чувствительности;
- коррекции и развитию нарушенных функций;
-развитию навыков чувственного познания объектов окружающего мира;
- развитию зрительного внимания, памяти, зрительно-моторной координации;
- развитию зрительного восприятия, его механизмов и свойств;
- повышению функциональных возможностей нарушенного зрения, зрительной работоспособности:
- накоплению и обогащению запаса зрительных представлений;
- развитию ориентировочной, регулирующей и контролирующей роли зрения при выполнении различных видов деятельности;
- развитию пространственного воображения и пространственного мышления;
- развитию основ логического и алгоритмического мышления;
- развитию умения использовать нарушенное зрение в учебно-познавательной деятельности и повседневной жизни наряду с компенсаторным использованием полисенсорных способов чувственного познания;
- развитию компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни;
- использованию приемов, обеспечивающих снятие зрительного напряжения и профилактику зрительного утомления (релаксационные тренинги);
- формированию умений и навыков охраны нарушенного зрения;
- преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере;
- профилактике вторичных нарушений физического развития;
- коррекции навязчивых стереотипных движений;
- развитию мышечного чувства, координации движений, чувства ритма (способствующих освоению навыков счета, последовательного выполнения арифметических действий);
- обогащению двигательных умений, совершенствованию жизненно необходимых двигательных навыков;
- развитию навыков общения, ритуалов социального взаимодействия;
- оптимизации процессов социальной адаптации и интеграции;
- формированию (развитию) вербальных и невербальных средств общения;
- коррекции речевых нарушений;
- формированию дружелюбного отношения к людям и толерантности;
- обогащению опыта общения со сверстниками, не имеющими ограничений по состоянию здоровья, и взрослыми.
- развитию социального интеллекта (на основе осмысления социального окружения, своего места в нем, принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий);
-развитию эмоционального интеллекта (обогащению представлений о себе, своих ресурсах, формированию образа другого человека);
- нивелированию негативных качеств характера, личности;
- обогащению нравственных представлений и понятий, развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
- развитию способностей к творческой самореализации и самовыражению;
- формированию адекватной самооценки (осознания своих возможностей в учении, сильных и слабых сторон своей личности);
- формированию навыков саморегуляции;
- формированию универсальных учебных действий;
- формированию положительного отношения к труду;
-приобретению первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
- профессиональной ориентации с учетом своих возможностей и противопоказаний.
Для оптимизации процессов индивидуально-личностного развития детей данной группы целесообразно:
- взаимодействие с семьей и родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слабовидящего обучающегося.
Вариант 4.3 предназначен для образования слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями слабовидящих сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике возникновения вторичных отклонений в развитии;
- развитию познавательных интересов, познавательной активности;
- развитию адекватных ценностных установок;
-развитию мотивов учебной деятельности, принятию социальной роли ученика;
- формированию навыков самообслуживания, личной гигиены;
- накоплению представлений об основных сенсорных эталонах;
- развитию пространственных представлений;
- расширению представлений о предметах знакомого пространства;
- развитию представлений об окружающем мире;
-развитию умений и навыков социально-бытовой ориентации;
-формированию навыков ориентации в микро и макропространстве;
- формированию навыков безбоязненного передвижения в пространстве;
-развитию умения использовать при ориентации информацию сохранных анализаторов;
- развитию различных видов чувствительности;
- развитию познавательных психических процессов;
- развитию мышечного чувства, двигательной активности, координации движений;
- профилактике вторичных нарушений физического развития;
- преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере;
- коррекции навязчивых стереотипных движений;
- развитию коммуникативных навыков;
- стимуляции проявлений социальной активности;
- овладению элементарными коммуникативно-речевыми умениями;
-преодолению речевой стереотипии, коммуникативно-речевой инактивности, вербализма знаний об окружающем мире;
- формированию базовых учебных действий;
- гармонизации индивидуально-личностного развития;
- нивелированию негативных качеств характера и личностных проявлений;
- обогащению нравственных представлений;
- развитию эстетических чувств, формированию простейших эстетических ориентиров («красиво» и «некрасиво»);
- расширение опыта самовыражения в доступных видах искусства и художественной деятельности;
-развитию компонентов эмоционального интеллекта (эмоциональной рефлексии, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей);
- развитию компонентов социального интеллекта (основ межличностного взаимодействия, ролевого поведения);
- формированию основ саморегуляции;
- развитию интереса к трудовым действиям;
- овладению доступными трудовыми умениями и навыками;
- развитию компенсаторных возможностей в ходе овладения трудовыми умениями и навыками;
- овладению первоначальными представлениями о трудовых профессиях.
Для оптимизации процессов индивидуально-личностного развития детей данной группы целесообразно:
- взаимодействие с семьей и родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дети с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР)
Вариант 5.1 предназначен для обучения детей с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия, легкая степень выраженности дизартрии, заикания), детей с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и др.), детей, у которых имеются нарушения всех компонентов языка, нарушения чтения и письма. Дети с ТНР получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию детей с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения (4 года).
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике вторичных отклонений развития;
- гармонизации (стабилизации, повышению) самооценки;
- освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии, развитию умений вербально выражать свои чувства и отношения;
- развитию мотивов учебной деятельности, формированию личностного смысла учения, принятию и освоению социальной роли обучающегося;
- коррекции и компенсации отклонений в развитии познавательной деятельности;
- развитию познавательных процессов (в том числе, слухового внимания);
- развитию зрительно-моторной и слухо-моторной координации;
- развитию мелкой моторики рук;
- развитию различных видов и форм мышления, мыслительных операций (логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям);
- развитию пространственного воображения и соответствующих видов мышления;
-развитию эмоционального интеллекта (доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей); умений передавать (вербально) свои чувства в процессе общения и моделирования социальных отношений;
- развитию социального интеллекта (способности прогнозировать последствия своих поступков, осмысливать адекватно возрасту свое окружение, ценности и социальные роли, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций); формированию достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса;
- коррекции нарушений различных видов речи;
- развитию различных функций речи (информативной, коммуникативной, познавательной, регулятивной);
- коррекции и профилактике нарушений чтения и письма;
- формированию устойчивой мотивации к активному использованию различных средств коммуникации для реализации полноценных социальных контактов с окружающими;
- развитию коммуникативных навыков, умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой (начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор, корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; получать информацию от собеседника и уточнять ее, слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свое мнение);
- развитие умения использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях;
- развитию толерантности, формированию уважительного отношения к иному мнению, культуре;
- формированию универсальных учебных действий (способности принимать и сохранять цели учебной деятельности, находить средств ее осуществления, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; анализировать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуациях неуспеха);
- развитию качеств эмоционально-волевой сферы;
-формированию волевых качеств (самостоятельности, личной ответственности за свои поступки, дисциплинированности и др.);
- гармонизации индивидуально-личностного развития;
- развитию эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-формированию готовности к нравственному самосовершенствованию;
- формированию первоначальных представлений о значении труда в жизни человека, о мире профессий, важности профессионального выбора;
- приобретению первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Для оптимизации процессов индивидуально-личностного развития детей данной группы целесообразно:
- взаимодействие с семьей и родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания детей.
Вариант 5.2 предназначен детям с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и дети, не имеющие общего недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания. В зависимости от уровня речевого развития в образовательной организации существуют два отделения:
I отделение - для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией, дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных организациях.
II отделение - для обучающихся с тяжелой степенью выраженности заикания при нормальном развитии речи.
В рамках данного варианта стандарта ребенок с ТНР получает образование, соответствующее по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих нарушений речевого развития, но в более пролонгированные календарные сроки, находясь в среде сверстников с речевыми нарушениями и сходными образовательными потребностями или в условиях общего образовательного потока (в отдельных классах).
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике вторичных отклонений развития;
- освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии; развитию способности к словесному самовыражению;
- гармонизации (повышению, стабилизации) самооценки;
- развитию общей познавательной (активности, любознательности) и учебной мотивации (организации помощи в освоении социальной роли обучающегося, формированию личностного смысла учения);
- формированию основных представлений об окружающем мире, профессиональных и социальных ролях людей;
- коррекции нарушений психического и речевого развития;
- развитию познавательных психических процессов;
- обогащению сенсорного опыта, стимуляции сенсорного развития;
- развитию слухового внимания;
- развитию зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических умений и навыков;
- развитию различных видов мышления (в том числе, логического и алгоритмического), овладению логическими действиями (сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям); формированию и закреплению в речи абстрактных, отвлеченных, обобщающих понятий, формированию умения выражать свои мысли;
- развитию пространственного воображения и соответствующих видов мышления, математической речи;
-преодолению дефицитарности психомоторной сферы, развитию кинестетической и кинетической основы движений;
- развитию мелкой моторики (умений выполнять сложные двигательные программы в процессе последовательно и одновременно организованных движений кистей и пальцев рук);
- коррекции нарушений различных видов речи;
- развитию потребности и умений использовать речевые и альтернативные средства общения (предметы, графические, печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм), электронные средства (устройства видеозаписи, электронные коммуникаторы, речевые тренажеры, планшетный или персональный компьютер) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- развитию информативной, регулятивной, коммуникативной и познавательной функций речи; формированию «чувства» языка;
- расширению словарного запаса;
- преодолению имеющихся коммуникативных барьеров;
- расширению практики личных контактов и взаимодействий, овладению соответствующей лексикой;
- развитию навыков общения, умения использовать принятые в окружении ребёнка социальные ритуалы (начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор, корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; получать информацию от собеседника и уточнять ее, слушать собеседника и вести диалог, излагать и аргументировать свое мнение);
- формированию толерантности, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитию различных компонентов эмоционального интеллекта (доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, умение применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации, взаимодействовать с окружающими, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных ситуациях, строить дружеские отношения, оказывать поддержку);
- развитию различных компонентов социального интеллекта (способности к осмыслению социального окружения и соответствующих возрасту системы ценностей, социальных ролей, к адекватной оценке своего поведения и поведения окружающих, к взаимодействию с людьми на основе общепринятых норм поведения, в соответствии с речевыми (коммуникативными) возможностями);
- формированию универсальных учебных действий (способности принимать и сохранять цели учебной деятельности, находить средств ее осуществления, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; анализировать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и конструктивно действовать в ситуациях неуспеха);
- гармонизации индивидуально-личностного развития;
- духовно-нравственному развитию;
- формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств, развитие лексикона (набора слов, словосочетаний и фраз) для их описания и выражения;
- развитию волевых качеств (самостоятельности, ответственности, организованности, целенаправленности и др.);
- формированию первоначальных представлений о значении труда в жизни человека, мире профессий, важности профессиональной самореализации.
Для оптимизации процессов индивидуально-личностного развития детей данной группы целесообразно:
- взаимодействие с семьей и родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания детей.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Вариант 6.1. предназначен для обучения детей с НОДА, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, имеющих положительный опыт общения со здоровыми сверстниками. Ребенок получает образование, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения (1-4 классы).
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- предупреждению вторичных отклонений в развитии;
- развитию начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формированию (стабилизации) адекватной самооценки;
- развитию общих познавательных и учебных мотивов;
- принятию и освоению социальной роли обучающегося, формированию личностного смысла учения;
- развитию представлений различных модальностей;
-формированию различных видов деятельности (продуктивных (конструирование, рисование), элементов трудовой деятельности);
- развитию познавательных психических процессов;
- коррекции нарушенных психических функций;
- развитию сенсорной сферы, межанализаторного взаимодействия;
- развитию пространственного воображения и соответствующих видов мышления;
- развитию различных видов мышления;
- коррекции нарушенных речевых функций;
- развитию различных видов речи;
-формированию компенсаторных способов познавательной деятельности;
- развитию мотивации двигательной активности;
- коррекции недостатков двигательных функций;
- развитию мелкой моторики и коррекции ее нарушений;
- формированию механизмов компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;
- развитию коммуникативных навыков;
-функциональной тренировке различных коммуникативных умений (аргументировать свою точку зрения; слушать собеседника и вести диалог; конструктивно разрешать конфликты);
-формированию толерантности, развитию готовности признавать возможность существования различных точек зрения;
- развитию эмоционального интеллекта (этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей);
- развитию социального интеллекта (умения сотрудничать с людьми в различных ситуациях, предотвращать и регулировать конфликты);
- формированию универсальных учебных действий (способности принимать (сохранять) цели учебной деятельности, находить средства ее осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; понимать причины и конструктивно действовать в ситуациях неуспеха);
- развитию качеств эмоционально-волевой сферы;
- развитию волевых качеств (самостоятельности, ответственности и др.);
-развитию способностей к продуктивному эмоционально-волевому контролю собственных поведения и деятельности;
- гармонизации индивидуально-личностного развития;
- развитию положительных личностных качеств;
- редукции негативных качеств личности;
- формированию (развитию) эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- первичной профессиональной ориентации (получение первоначальных представлений о роли труда в жизни человека, о мире профессий, важности правильного выбора профессии).
В рамках сопровождения учебно-воспитательного процесса целесообразны:
- помощь в адаптации ребенка к условиям образовательной организации;
- помощь в интеграции усилий педагогического коллектива и семьи ребенка.
Вариант 6.2 предназначен для обучения детей с НОДА, достигших к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, но имеющих особенности психофизического развития, затрудняющие процесс обучения, нуждающихся в специальных условиях получения образования. Ребенок с НОДА получает образование, сопоставимое по итогам к моменту завершения обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные сроки, находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья, не противоречащими образовательными потребностями или в среде здоровых сверстников при условии создания необходимых условий для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей.
Рекомендованы занятия с психологом по:
- предупреждению вторичных отклонений в развитии;
- развитию начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формированию (стабилизации) адекватной самооценки;
- развитию общих познавательных и учебных мотивов;
- принятию и освоению социальной роли обучающегося, формированию личностного смысла учения;
- развитию представлений различных модальностей;
- развитию полноценных общих представлений;
- формированию различных видов продуктивной деятельности (конструирование, рисование);
- развитию основ трудовой деятельности;
-коррекции недостатков психических функций;
- развитию познавательных психических процессов;
- развитию сенсорной сферы, межанализаторного взаимодействия;
- развитию пространственного воображения и соответствующих видов мышления;
- развитию различных видов мышления;
- развитию логического и алгоритмического мышления;
- коррекции недостатков развития речи;
-формированию компенсаторных способов познавательной деятельности;
- развитию мотивации двигательной активности;
- коррекции недостатков двигательных функций;
- развитию мелкой моторики и коррекции ее нарушений;
- формированию механизмов компенсации дефицитарных психомоторных функций, не поддающихся исправлению;
- развитию коммуникативных навыков;
-функциональной тренировке различных коммуникативных умений (аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника и вести диалог, конструктивно разрешать конфликты);
-формированию толерантности, развитию готовности признавать возможность существования различных точек зрения;
- развитию эмоционального интеллекта (этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей);
- развитию социального интеллекта (умения сотрудничать с окружающими в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций);
- формированию универсальных учебных действий (способности принимать и сохранять цели учебной деятельности, находить средства ее осуществления; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; понимать причины и конструктивно действовать в ситуациях неуспеха);
- развитию эмоционально-волевой сферы;
- развитию волевых качеств (самостоятельности, ответственности и др.);
- развитию способностей к продуктивному эмоционально-волевому контролю собственных поведения и деятельности;
- гармонизации индивидуально-личностного развития;
- развитию положительных личностных качеств;
- редукции негативных качеств личности;
- формированию (развитию) эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- первичной профессиональной ориентации (получение первоначальных представлений о мире профессий, важности правильного выбора профессии).
В рамках сопровождения учебно-воспитательного процесса целесообразны:
- помощь в адаптации ребенка к условиям образовательной организации;
- помощь в интеграции усилий педагогического коллектива и семьи ребенка.
Вариант 6.3 предназначен для образования обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Ребенок с НОДА получает образование, которое по итоговым достижениям не соответствуют требованиям к итоговым достижениям здоровых сверстников на всех этапах обучения и к моменту завершения школьного образования. Предполагаются пролонгированные сроки обучения.
Рекомендованы занятия с психологом по:
- предупреждению вторичных отклонений в развитии;
-развитию основ познавательной и личностной рефлексии;
- гармонизации самооценки;
- развитию мотивации к обучению;
- развитию познавательных интересов, любознательности;
- развитию общих представлений;
- развитию представлений о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, о необходимом жизнеобеспечении;
- развитию доступных социальных представлений (об индивидуальных психологических особенностях каждого человека, социальных ролях);
- коррекции недостатков познавательной сферы
- развитию сенсорной сферы, межанализаторного взаимодействия;
- формированию сенсорных эталонов;
- развитию когнитивных процессов (внимания, памяти, мышления и др.);
- развитию различных видов мышления;
- развитию пространственного воображения и мышления;
-стимуляции процессов компенсации слабо развитых психических процессов;
- формированию и совершенствованию основных двигательных качеств;
-развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук;
- развитию психомоторных качеств, зрительно-моторной координации;
-формированию умения дозировать величину физических нагрузок;
- обучению навыкам релаксации (релаксационные тренинги);
- формированию различных видов деятельности (предметно-игровой, элементов продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности);
- развитию положительной мотивации к трудовой деятельности;
- формирования базовых учебных действий;
- развитию социальных компетенций;
- формированию готовности к вхождению в социальную среду;
- развитию навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены;
- повышению уровня социально-бытовой адаптации (овладению социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни);
- формированию (развитию) коммуникативных навыков;
- обучению принятым ритуалам социального взаимодействия, правилам поведения в различных ситуациях и с людьми разного социального статуса, возраста, знакомыми и незнакомыми;
- развитию вербальных и невербальных форм общения, формированию альтернативных форм коммуникации;
- тренировке специфических коммуникативных умений (получать информацию от собеседника; участвовать в диалогах на темы, близкие личному опыту; выражать свое отношение к услышанному, увиденному);
- стимуляции накопления опыта общения в ближнем (дальнем) окружении, умения взаимодействовать в группе в ходе учебной, игровой, трудовой деятельности);
- развитию устной и письменной речи;
- развитию элементов эмоционального интеллекта (умения сопереживать, эмоционально реагировать, выражать свои чувства соответственно ситуации, культурно, строить дружеские отношения; демонстрировать любовь к близким, принятие учителя и одноклассников);
- развитию элементов социального интеллекта (способности анализировать и оценивать поступки людей в соответствии с общепринятыми нормами; использовать социальные ритуалы; проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт; находить верную дистанцию в общении; адекватно выражать свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение);
- развитию и совершенствование волевой сферы;
- развитию волевых качеств (самостоятельности, организованности, др.);
- гармонизации индивидуально-личностного развития;
- развитию положительных свойств и качеств личности;
- редукции негативных качеств личности;
- развитию первоначальных представлений об общекультурных ценностях и моральных ориентирах;
- формированию нравственных качеств и свойств личности;
- формированию (развитию) эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитию опыта самовыражения в разных видах искусства;
- первичной профессиональной ориентации (получению представлений о роли труда в жизни человека, о мире профессий, важности правильного выбора доступной профессии).
В рамках сопровождения учебно-воспитательного процесса целесообразны:
- помощь в адаптации ребенка к условиям образовательной организации;
- помощь в интеграции усилий педагогического коллектива и семьи ребенка.
Вариант 6.4 предназначен для обучения детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР). В структуре ТМНР умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени сочетается с двигательными нарушениями, расстройствами сенсорной, эмоционально-волевой сфер, соматическими расстройствами. Ребенок с ТМНР в соответствии с уровнем развития интеллекта получает образование, по содержанию и итоговым достижениям не соотносимое к моменту завершения обучения с содержанием и итоговыми достижениями детей с НОДА, не имеющих дополнительных ограничений.
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- стимуляции познавательной активности;
- развитию элементов познавательной и личностной рефлексии (умения соотносить себя со своим именем, изображением на фотографии, отражением в зеркале; понимать свои возможности и ограничения, осознавать свою принадлежность к полу, общность и различия с другими людьми, выражать интересы, желания; соотносить самочувствие с настроением, активностью);
- развитию элементарных общих представлений;
- формированию сенсорных эталонов;
- развитию представлений различных модальностей;
- развитию первоначальных представлений о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей;
- развитию навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены;
- повышению уровня социально-бытовой адаптации (умений удовлетворять первоочередных потребностей, соблюдать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами, пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами (имплантами), другими техническими средствами, сообщать о нездоровье, опасности; принимать посильное участие в повседневных делах дома и в школе);
- организации социального развития (дозированного расширения жизненного опыта и социальных контактов);
- развитию сенсорной сферы и межанализаторного взаимодействия;
- развитию познавательных психических процессов;
-развитию навыков распознавания своих ощущений (умений дифференцировать самочувствие, локализировать болезненные ощущения, устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой);
- обогащению сенсорного опыта;
- развитию слухового и двигательного восприятия;
-коррекции двигательных навыков, координации движений;
- развитию функций руки, в том числе мелкой моторики;
- формированию мотивации двигательной активности;
- формированию навыков пространственной ориентации;
- развитию элементов эмоционального интеллекта (способности к социально-эмоциональному участию в процессе общения и совместной деятельности, к эмоциональному реагированию на различные ситуации дома и в школе, к построению дружеских отношений);
- развитию элементов социального интеллекта (умения инициировать, поддерживать и завершать контакт, используя вербальные и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила общения, осмысливать социальное окружение, осваивать социальные роли);
-формированию мотивации к различным видам деятельности;
-формированию различных видов деятельности (предметно-игровой, элементов продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности);
- стимуляции стремления к творческой деятельности, умения выражать свое отношение к ее результатам;
-освоению навыков организации различных видов деятельности (правил поведения, режима, очередности (в парной игре с предметами, в диалоге, при выполнении трудовых операций), умения следовать алгоритму, расписанию при выполнении предметных действий, взаимодействовать с окружающими, выбирать адекватную дистанцию и формы контакта);
- развитию коммуникативных навыков;
- развитию вербальных, невербальных, альтернативных форм общения, соответствующих возможностям ребенка;
- тренировке коммуникативных умений, стандартных форм взаимодействия;
- накоплению опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками в процессе учебной, игровой, трудовой деятельности;
- развитию доступных форм устной и письменной речи; пониманию обращенной речи и смысла невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм), неспецифических жестов;
- развитию качеств эмоционально-волевой сферы;
- развитию доступных способов контроля над функциями своего тела (сидеть, стоять, передвигаться, использовать технические средства);
- развитию умения организовывать личное пространство и время;
- формированию доступных нравственных ориентиров;
- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво - не красиво).
В рамках сопровождения учебно-воспитательного процесса целесообразны:
- помощь в интеграции усилий педагогического коллектива и семьи ребенка.
Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми данной группы:
- формирование мотивации к обучению и познанию;
- коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
- коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации;
- развитие качеств эмоционально-волевой сферы;
-развитие различных компонентов эмоционального и социального интеллекта;
- формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных),
- коррекция специфических расстройств школьных навыков (дисграфии, дислексии, дисорфографии, дискалькулии).
Вариант 7.1 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить начальное общее образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы).
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике вторичных отклонений развития;
- формированию адекватных представлений об окружающем мире и собственных возможностях;
- освоению различных форм познавательной и личностной рефлексии;
- повышению (стабилизации) самооценки;
- формированию общей познавательной и учебной мотивации;
- формированию позитивного отношения к трудовой деятельности;
- принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
- коррекции специфических расстройств школьных навыков (дислексии, дисграфии, дискалькулии);
-развитию познавательной деятельности, целенаправленному формированию высших психических функций;
- коррекции расстройств внимания и работоспособности;
- коррекции нарушений устной и письменной речи;
- коррекции отклонений в развитии двигательной сферы;
- развитию зрительно-моторной координации;
-развитию основ логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения;
- развитию эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков;
- формированию произвольной регуляции деятельности и поведения;
- развитию волевых качеств (самостоятельности, личной ответственности за свои поступки (на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе) и других);
- формированию положительных качеств личности;
- формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию;
- развитию коммуникативных навыков;
- развитию компонентов социального и эмоционального интеллекта (готовности слушать собеседника и вести диалог, умение аргументировать свое мнение, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих, разрешать конфликты; сопереживать, проявлять эмпатию);
- формированию толерантности, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формированию психологических основ учебной деятельности (планирование, контроль, оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей; определение способов достижения результата);
- развитию мотивации к трудовой деятельности;
- формированию первоначальных представлений о мире профессий, важности правильного выбора профессии.
В рамках сопровождения учебно-воспитательного процесса целесообразны:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;
- работа по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
- интеграция усилий семьи ребенка и педагогического коллектива.
Вариант 7.2 предназначен для образования обучающихся с ЗПР, характеризующихся уровнем развития несколько ниже возрастной нормы. Отставание может проявляться в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп или неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и других познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию. Ребенок с ЗПР получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием детей, не имеющих ограничений по возможностям здоровья в пролонгированные сроки обучения:5 лет (1 дополнительный класс).
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике вторичных отклонений развития;
- освоению различных форм познавательной и личностной рефлексии;
- повышению (стабилизации) самооценки;
- формированию общей познавательной и учебной мотивации;
- повышению мотивации к школьному обучению;
- профилактике негативного отношения к учебе и ситуации школьного обучения в целом;
- формированию адекватного учебного поведения;
- принятию и освоению социальной роли обучающегося, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения;
-развитию познавательной деятельности, целенаправленному формированию высших психических функций;
- расширению представлений об окружающем мире;
- коррекции выраженных расстройств внимания и работоспособности;
- развитию познавательных психических процессов;
- развитию речевой деятельности;
-развитию различных видов мышления (в том числе абстрактно-логического);
- коррекции нарушений устной и письменной речи;
- коррекции нарушений двигательной сферы;
- развитию зрительно-моторной координации;
- развитию основ логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения;
- коррекции недостатков психомоторной сферы;
- развитию общей и речевой моторики;
- развитию зрительно-моторной координации, пространственной ориентации;
- коррекции недостатков эмоционально-волевой сферы;
- формированию произвольной регуляции деятельности и поведения;
- формированию способностей к саморегуляции и самоконтролю;
- гармонизации эмоционального состояния;
- развитию волевых качеств (самостоятельности, личной ответственности за свои поступки (на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе) и других);
- развитию эмоционально-личностной сферы и коррекции ее недостатков;
- формированию положительных качеств личности;
- развитию нравственных и эстетических потребностей и чувств, творческих способностей;
- формирование готовности к нравственному самосовершенствованию;
- развитию коммуникативных навыков;
-развитию эмоционального интеллекта (этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей);
-развитию социального интеллекта (ритуалов социального взаимодействия, навыков сотрудничества с окружающими людьми в разных социальных ситуациях, умения предотвращать и разрешать конфликтные ситуации посредством учета интересов сторон и сотрудничества);
- формированию толерантности, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формированию универсальных учебных действий (способности принимать и сохранять цели учебной деятельности, находить средства ее осуществления, понимать причины успеха (неуспеха); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);
- коррекции специфических расстройств школьных навыков (дислексии, дисграфии, дискалькулии);
- развитию мотивации к трудовой деятельности;
- формированию первоначальных представлений о мире профессий, важности правильного выбора профессии.
В рамках сопровождения учебно-воспитательного процесса целесообразны:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями;
- работа по профилактике интрапсихических и межличностных конфликтов в классе, школе;
- поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
- интеграция усилий семьи ребенка и педагогического коллектива.
Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми данной группы:
- профилактика вторичных отклонений развития;
-формирование (развитию) готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми;
- развитие навыков альтернативной коммуникации (рисунки, схемы);
-развитие различных компонентов эмоционального и социального интеллекта;
-редукции проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии)
- формированию социально приемлемых форм поведения;
-развитию различных видов деятельности;
- развитию отдельных действий и представлений, которые оказываются для ребенка особенно трудными;
-коррекции недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
-коррекции речевых расстройств и нарушений коммуникации;
- формированию базовых учебных действий;
-гармонизации индивидуально-личностного развития в интересах социализации и социальной адаптации, воспитанию нравственных качеств личности, индивидуальных способностей, творческого потенциала;
- совершенствованию волевой сферы;
- профилактике зависимого (аддиктивного) поведения.
Вариант 8.1 предназначен для образования детей с РАС, которые достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, имеют положительный опыт общения со сверстниками, в те же сроки обучения (1-4 классы).
Рекомендованы занятия с психологом по:
- развитию общей познавательной и учебной мотивации;
- принятию и освоению социальной роли обучающегося, формированию личностного смысла учения;
- обеспечению ребёнку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе;
-развитию общих представлений (формированию, осмыслению и дифференциации в сознании детей целостной картины мира и ее пространственно-временной организации);
-освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формированию (гармонизации, стабилизации) самооценки;
- развитию адекватных представлений о своих возможностях и ограничениях;
-развитию навыков социально-бытовой ориентации (умения самостоятельно выполнять рутинные бытовые действия, повседневные дела; принимать решения в области жизнеобеспечения);
- развитию (коррекции) когнитивных процессов;
- коррекции нарушений сенсорно-перцептивной сферы (в том числе, в области интерперсонального восприятия);
- развитию зрительного и слухового восприятия;
-развитию основ логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения;
-развитию различных компонентов эмоционального интеллекта (обогащению практики понимания мыслей, чувств, намерений другого человека, эмоционального сопереживания, морального выбора в различных жизненных ситуациях);
-развитию различных компонентов социального интеллекта (способности к дифференциации и осмыслению социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей, овладению различными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений; форм продуктивного социального взаимодействия, в том числе трудового);
- формированию навыков учебного поведения (способности принимать и сохранять цели учебной деятельности, находить средства ее осуществления, способы решения проблем, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей);
-развитию коммуникативных навыков, необходимых для организации учебной деятельности (умения следовать индивидуальной и фронтальной инструкции педагога, адекватно воспринимать похвалу и замечание, вступать в учебное взаимодействие с педагогами и одноклассниками);
-коррекции эмоциональных и коммуникативных нарушений;
- стимуляции потребности в общении;
- развитию восприятия речи;
- развитию навыков общения, преодолению коммуникативных барьеров;
-формированию умения вступать в диалогическое взаимодействие с людьми, используя вербальные и невербальные средства общения, устную и письменную речь (начать, поддержать разговор, задать вопрос, ответить на вопрос, обратиться с просьбой, обозначить возникшую проблему);
- обогащению (накоплению) опыта общения с окружающими людьми, расширению социальных связей ребенка;
-формированию социально желательных форм поведения в различных ситуациях с людьми разного статуса; развитию умений использовать социальные ритуалы (корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить чувства в соответствии с ситуацией);
- редукции деструктивных форм поведения (крик, агрессия, самоагрессия, негативизм, стереотипии и др.);
-формированию толерантности, дружелюбного отношения к представителям других культур, инакомыслящим;
- профилактике вторичных отклонений развития;
- гармонизации индивидуально-личностного развития;
- воспитанию нравственных качеств и свойств личности;
- формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитию индивидуальных способностей, творческого потенциала;
-совершенствованию волевой сферы;
-развитию качеств эмоционально-волевой сферы (самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, др.);
- профилактике зависимого (аддиктивного) поведения (становлению умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ);
- первичной профессиональной ориентации (получению первоначальных представлений о значении труда в жизни человека, о мире профессий).
В рамках сопровождения учебного процесса целесообразны:
- помощь в развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассникам и другими обучающимися, родителями;
- контроль и поддержание эмоционально комфортной обстановки в классе;
- организация интеграции усилий школы и семьи ребенка.
Вариант 8.2 предназначен для образования детей с РАС, которые не достигают к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме и не имеют дополнительных ограничений здоровья. Ребенок с РАС получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием сверстников, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (5 лет).
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике вторичных отклонений развития;
- развитию адекватной самооценки;
-формированию основ познавательной и личностной рефлексии (способности к осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта);
-развитию способности к организации личного пространства и времени;
- развитию представлений об окружающем мире;
- развитию социальных представлений (о себе, ближайшем окружении, обществе, осознание сходства и различий с другими людьми);
- формированию морально-этических представлений;
-развитию навыков социально-бытовой ориентации (самообслуживания, умения выполнять повседневные дела, помогать близким людям);
- сглаживанию дезадаптивных форм поведения;
- развитию общей познавательной и учебной мотивации;
- развитию познавательной сферы,
- коррекции нарушений сенсорно-перцептивного развития (в том числе, в области восприятия человека);
- развитию зрительного и слухового восприятия,
-активизации речевой деятельности, развитию навыков словесного выражения мыслей и чувств;
- коррекции развития двигательной сферы;
- развитию избирательных способностей;
- коррекции развития коммуникативной сферы;
- формированию мотивации к взаимодействию с окружающими людьми;
- развитию навыков построения взаимоотношений с детьми и взрослыми, преодолению трудностей во взаимодействии с окружающими;
- формированию набора средств невербальной и вербальной коммуникации, развитие способности использовать их в различных видах деятельности;
- организации и расширению повседневных социальных контактов;
- накоплению и концептуализации опыта социального взаимодействия;
-развитию толерантности, готовности признавать возможность существования различных точек зрения;
- развитию компонентов эмоционального интеллекта (способности к пониманию причин и мотивов эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей, основ межличностного взаимодействия);
- развитию компонентов социального интеллекта (готовности слушать собеседника, вести диалог, излагать свое мнение, определять общую цель, пути ее достижения, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, следовать социальным ритуалам, принимать соответствующие возрасту ценности и социальные роли);
- коррекции нарушений развития аффективной сферы;
-развитию качеств эмоционально-волевой сферы;
- формированию основ саморегуляции поведения;
- профилактике зависимого (аддиктивного) поведения;
- коррекции личностного развития;
- целенаправленному развитию эмоционально-личностной сферы;
- развитию морально-этических качеств личности;
-развитию эстетических чувств, художественного восприятия (накоплению опыта восприятия произведений различных видов искусств, выделению собственных предпочтений, формированию эстетических ориентиров);
- развитию творческих способностей;
- повышению общего адаптационного потенциала личности;
- формированию базовых учебных действий (умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, переходить от одной операции к другой в соответствии с алгоритмом действий, планировать, контролировать и оценивать деятельность в соответствии с поставленной задачей; понимать причины и конструктивно действовать в ситуациях неуспеха);
-развитие коммуникативных навыков, необходимых для организации учебной деятельности (подготовка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с педагогами и одноклассниками; умение следовать индивидуальной и фронтальной инструкции педагога, адекватно воспринимать похвалу и замечание);
- первичной профессиональной ориентации (получению представлений о роли труда в жизни человека, о мире профессий, важности правильного выбора профессии, формирование представлений о личных планах на будущее).
В рамках сопровождения учебного процесса целесообразна:
- помощь в развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассникам и другими обучающимися, родителями;
-организация информационно-педагогического взаимодействия с семьей (родителями, законными представителями) ребенка.
Вариант 8.3 предназначен для обучения детей с РАС, осложненных легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в пролонгированные сроки.
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике возникновения вторичных отклонений в развитии;
- формированию необходимых социально-бытовых навыков (умений, используемых в повседневной жизни);
- коррекции дезадаптивных форм поведения (крик, агрессия, стереотипии);
- оптимизации процессов социальной адаптации и интеграции;
- расширению кругозора, формированию общих, социальных, нравственных представлений, способствующих социальной адаптации;
- развитию общей познавательной и учебной мотивации;
- развитию адекватной самооценки;
-формированию основ познавательной и личностной рефлексии (способности к осмыслению, упорядочиванию и дифференциации индивидуального жизненного опыта);
-развитию способности к организации личного пространства и времени;
- активизации познавательной деятельности;
- коррекции и развитию высших психических функций (ощущений, восприятия, представлений, внимания, памяти, речи, мышления и др.);
- развитию зрительно-моторной координации;
- развитию избирательных способностей;
- развитию компонентов эмоционального и социального интеллекта (чуткости к эмоционально-личностным проявлениям людей, способности понимать их взаимоотношения, чувства, намерения, взаимодействовать с окружающими на основе общепринятых норм, ритуалов, развитие чувства любви к близким, симпатии к учителю и одноклассникам);
- коррекции нарушений коммуникативного развития;
- формированию мотивации к взаимодействию с окружающими;
- формированию готовности к вхождению в социальную среду;
- формированию (развитию) средств вербального и невербального общения с людьми в знакомых ситуациях;
- развитию способности использовать навыки общения в различных видах деятельности;
-активизации навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях;
- коррекции нарушений аффективного развития;
- развитию качеств эмоционально-волевой сферы;
- развитию основ самоконтроля поведения;
- коррекции нарушений личностного развития;
- развитию положительных свойств и качеств личности;
- оптимизации нравственного развития;
- развитию эстетических чувств и потребностей (способности получать удовольствие от произведений различных видов искусств, осознавать собственные предпочтений в восприятии искусства, выражать свое отношение к произведениям искусств);
- развитию творческих возможностей, опыта самовыражения в разных видах искусства;
- формированию адекватного учебного поведения (умения понимать и выполнять словесные инструкции, устанавливать последовательность работы, оценивать ее качество);
- овладению основами трудовой деятельности, формирование способности использовать освоенные навыки для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
В рамках сопровождения учебного процесса целесообразна:
- помощь в развитии адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассникам и другими обучающимися, родителями;
- организация взаимодействия с семьей (законными представителями) ребенка.
Вариант 8.4 предназначен для обучения детей с РАС, имеющих дополнительные тяжелые множественные нарушения развития. Умственная отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени у ребенка с РАС может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами. В рамках данного варианта стандарта ребенок получает образование, по содержанию и итоговым достижениям не соотносимое к моменту завершения обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки.
Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми данной группы:
- стимуляция познавательной и социальной активности;
- развитие отдельных сторон психической деятельности;
- коррекция нарушений познавательной и эмоционально-личностной сферы;
- освоение социально приемлемых форм поведения;
- сведение к минимуму проявлений неадекватного поведения (крик, смех, аффективные вспышки, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.);
-обучение доступным предметно-практическим действиям;
- обучение базовым моделям социального взаимодействия;
- развитие индивидуальных способностей, творческого потенциала.
Развернутая программа коррекционно-развивающей работы с детьми данной группы включает:
- стимуляцию познавательной активности, развитие интересов;
- формирование представлений различных сенсорных модальностей, доступных общих и социальных представлений (о природе, мире, созданном человеком, социальном мире, о себе, своих физических возможностях, о своей семье, семейных взаимоотношениях и обязанностях), первичных представлений о профессиональных ролях людей;
- формирование основ рефлексии и самосознания (осознание границ своего «Я», своей принадлежности к определенному полу);
- формирование доступных культурно-гигиенических навыков (прием пищи, туалет, гигиена тела, одевание (раздевание));
- формирование социально-бытовых умений и социально приемлемых форм поведения (функциональные тренировки поведения, направленные на развитие умений выполнять посильную домашнюю работу, включаться в школьные дела, поддерживать режим дня, сообщать о нездоровье, следовать правилам безопасного поведения);
- редукции проявлений неадекватного поведения (крик, смех, аффективные вспышки, агрессия, самоагрессия, стереотипии и др.);
- развитие высших психических функций (сенсорно-перцептивной сферы, представлений, внимания, памяти, мышления);
- коррекция нарушений познавательной деятельности;
- обогащение чувственного опыта за счет постепенного расширения спектра воспринимаемых сенсорных и тактильных стимулов,
- формирование способности обследовать окружающие предметы доступным способом;
-развитие интрапсихической чувствительности (способности к распознаванию своих ощущений);
- развитие двигательной сферы;
- формирование мотивации двигательной активности;
- расширение диапазона произвольных движений;
-обогащение сенсомоторного опыта, развитие функциональных двигательных навыков;
- развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
- формирование зрительно-двигательной координации, пространственной ориентации;
- формирование предметно-практических действий;
- формирование интереса к практической деятельности, предметному рукотворному миру;
- формирование навыков предметно-практической и познавательной деятельности;
- развитие предметных действий как необходимой основы для самообслуживания, коммуникации, бытовой и трудовой деятельности;
- развитию умения выполнять простые действия с предметами и материалами под руководством взрослого;
- развитие умения следовать наглядному плану при выполнении предметных действий;
- развитие коммуникативной сферы и речи;
- развитие способности понимать обращенную речь и смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов;
- развитие речи как средства общения в контексте познания окружающего мира и личного опыта ребенка (умения использовать знакомый речевой материал в процессе коммуникации в бытовых и практических ситуациях);
- стимуляции процесса накопления опыта практического взаимодействия и сотрудничества с людьми, развитию ориентации в ближайшем окружении;
- развитию способности к установлению и поддержанию межличностных и групповых отношений;
-формированию коммуникативных навыков, развитию умения дополнять отсутствие речевых средств невербальными средствами (жестами, рисунками, пиктограммами, предметными и символическими календарями, вокализациями, голосовыми реакциями) и средствами альтернативной коммуникации в практике взаимодействия с людьми для решения соответствующих возрасту практических задач;
- развитие элементов социального интеллекта (формирование и закрепление базовых моделей социального взаимодействия, умение учитывать социальный контекст, участвовать в диалоге, вступать в контакт, поддерживать и завершать его, использовать невербальные и вербальные средства, соблюдать общепринятые правила коммуникации);
- развитию элементов эмоционального интеллекта (формирование способности к социально-эмоциональному участию в процессе общения и совместной деятельности, способности проникать в эмоциональный смысл ситуации общения, использовать различные модели общения с постепенным сокращением дистанции взаимодействия с людьми, различные формы визуального и тактильного контакта);
- развитию (коррекции) эмоционально-личностной сферы;
- развитию индивидуальных способностей, творческого потенциала;
- развитию (формированию) положительных качеств личности;
- развитию эстетических потребностей и чувств (накоплению опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства; получению доступного опыта художественного творчества);
- развитию качеств эмоционально-волевой сферы;
-развитию способностей к доступному эмоционально-волевому контролю собственных поведения и деятельности;
- развитию волевых качеств (самостоятельности, инициативности и др.);
- формированию основ доступных базовых учебных действий (понимать инструкции взрослого человека, выполнять их, устанавливать последовательность работы, оценивать ее качество; следовать определенному порядку (плану, алгоритму, расписанию)).
Для оптимизации процессов индивидуально-личностного развития детей данной группы целесообразно:
- взаимодействие с семьей и родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дети с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности)
Детям данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике возникновения вторичных отклонений в развитии;
- стабилизации (повышению) самооценки, формированию положительной «я-концепции» и положительной концепции другого человека;
- развитию учебной мотивации, готовности к принятию роли ученика;
- развитию дефицитарных функций активного внимания;
- гармонизации психического тонуса ребенка;
- развитию способности к двигательному контролю;
- развитию психомоторных функций, в том числе, тонкой моторики; совершенствованию графической деятельности;
- развитию способностей к регуляции эмоциональных состояний; обучению детей методам купирования с «острых» эмоциональных состояний (гнев, тревога, нервно-психическое напряжение);
- развитию способностей к осознанному контролю импульсивности поведения;
- развитию психологических компонентов учебных умений (умения слышать и выполнять инструкцию взрослого, планировать и контролировать собственную деятельность и др.);
- развитию навыков общения и взаимодействия с окружающими;
- развитию социального и эмоционального интеллекта (обогащению практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в различных жизненных ситуациях; способностей к предвидению логики развития ситуаций социального взаимодействия).
Целесообразны:
- различные формы взаимодействия с родителями, направленные на повышение их психологической и воспитательной компетентности, формирование предпосылок для большего принятия ребенка;
- психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации.