Основные направления оказания психологической помощи обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с Федеральным Государственным Стандартом Образования (методические рекомендации)
Основанием для разработки данных рекомендаций является Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Представлены основные направления коррекционной работы и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с целевыми задачами Приказа N1599.
Данные материалы могут быть полезны для специалистов РПМПК, психологов и педагогов различных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_intellekt_2015.docx (21.75 КБ) | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Центр диагностики и консультирования Санкт-Петербурга
ГБОУ ЦДК Санкт-Петербурга
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ СТАНДАРТОМ ОБРАЗОВАНИЯ
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
Владимирова Ирина Михайловна
педагог-психолог ГБОУ ЦДК
кандидат психологических наук
доцент
Санкт-Петербург
2015
Основанием для разработки данных рекомендаций является Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
В рамках данного приказа на реализацию коррекционно-развивающей области отводится до 6 часов в неделю от общего количества часов, предусмотренных на внеурочную деятельность.
ЦЕЛЬЮ оказания психологической помощи является обеспечение коррекции нарушений развития, оптимизация процессов социальной адаптации и индивидуально-личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
ЗАДАЧИ (направления) коррекционной работы и психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) близко к тексту Приказа N1599 перечислены ниже.
Данные материалы могут быть полезны для специалистов РПМПК, психологов и педагогов различных образовательных учреждений.
Выделенным шрифтом обозначены основные направления коррекционно-развивающей работы с обучающимися, после этого приведены более «узкие» направления деятельности специалиста в этом сегменте, либо варианты формулировок.
__________________________________________________________________
* Далее по тексту под «вторичными отклонениями» подразумеваются отклонения в психологическом развитии ребенка, не обусловленные имеющимся дефектом, а связанные с особенностями восприятия ребенка окружающими людьми и им самим, с неадекватной системой отношений и межличностного взаимодействия (неадекватные самооценка, уровень притязаний, система ценностей; утрата мотивации к обучению и различным видам деятельности; формирование агрессивных и зависимых моделей поведения и др.)
**Далее по тексту: «» обозначены цитаты из текста ПРИКАЗА 1599.
Легкая умственная отсталость
Вариант 1 предполагает, что обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих ограничений здоровья, в пролонгированные сроки.
Для детей данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике вторичных отклонений развития;
- формированию «готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию со сверстниками и педагогами»;
- «развитию мотивации к обучению и социальному взаимодействию со средой, интереса к познанию окружающего мира»;
- развитию познавательных мотивов;
- «стимуляции познавательной активности»;
-коррекции недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
- развитию речевой, познавательной и предметно-практической деятельности;
- развитию предметно-практической деятельности;
- развитию познавательной и предметно-практической деятельности;
- формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира;
- «развитию перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов»;
- коррекции речевых расстройств и нарушений коммуникации;
- развитию познавательных психических процессов;
- развитию психомоторной сферы;
- развитию отдельных действий и представлений, которые оказываются для ребенка особенно трудными;
- «формированию основ учебной деятельности (умения принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками)»
- формированию (развитию) «универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных)»;
- повышению (стабилизации) самооценки;
-формированию позитивного отношения к своему «Я»;
- повышению уверенности в себе;
- «формированию позитивного отношения к себе и окружающему миру»;
- гармонизации психоэмоционального состояния;
- гармонизации индивидуально-личностного развития
- гармонизации эмоционально-нравственного развития;
- воспитанию нравственных качеств и свойств личности;
- «духовно-нравственному развитию, формированию основ гражданской идентичности»;
- «формированию эстетических потребностей, ценностей и чувств»;
- развитию качеств эмоционально-волевой сферы;
- развитию (совершенствованию) волевой сферы;
- развитию самостоятельности;
- формированию навыков самоконтроля;
- развитию элементов социального интеллекта («навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия; способности к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятию соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; принятию и освоению социальной роли обучающегося, формированию и развитию социально значимых мотивов учебной деятельности; развитию навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях»);
-развитию элементов эмоционального интеллекта («этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»);
- развитию способности к эмпатии, сопереживанию;
- профилактике зависимого (аддиктивного) поведения;
- «становлению умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ»;
- повышению коммуникативной компетентности;
- «развитию социальных компетенций, формированию адекватных моделей поведения»;
- «овладению разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой»;
- «формированию продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе)»;
- «повышению социального статуса ребенка в коллективе»;
- «формированию и развитию социально приемлемых форм поведения»;
- коррекции отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы;
- редукции проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое)
- развитию индивидуальных способностей, творческого потенциала;
- «обеспечению роста творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащению форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»;
- развитию творческого потенциала;
- профессиональной ориентации, формированию профессиональной направленности;
- «формированию возможности обучения по программам профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих»;
Для оптимизации процессов индивидуально-личностного развития детей данной группы целесообразно:
- «психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и другими обучающимися»;
- «психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации»;
- «организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома)»;
Умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость, тяжелые и множественные нарушения развития.
Вариант 2. Для обучающихся характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы. Возможны текущие психические и соматические заболевания.
Для детей данной группы рекомендованы занятия с психологом по:
- профилактике вторичных отклонений развития;
- формированию элементарных социально-бытовых навыков и навыков самообслуживания;
-стимуляции познавательной активности;
- развитию познавательных мотивов;
- формированию мотивации к обучению и познанию;
- коррекции недостатков познавательной сферы и психомоторного развития;
- развитию сенсорно-перцептивной сферы (обогащению опыта ощущений и восприятий);
- «формированию первоначальных представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира»;
- развитию познавательных психических процессов;
- стимуляции развития психомоторной сферы;
- коррекции речевых расстройств и нарушений коммуникации;
- «развитию отдельных действий и представлений, которые оказываются для ребенка особенно трудными»;
- развитию способностей к целенаправленной деятельности (игровой, трудовой, прочих);
- развитию познавательной и предметно-практической деятельности;
- развитию речевой, познавательной и предметно-практической деятельности;
- «формированию основ учебной деятельности (умения принимать, сохранять цели и следовать им в процессе решения учебных задач, планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, доводить его до конца, адекватно оценивать результаты, взаимодействовать с педагогами и сверстниками)»;
- «формированию базовых учебных действий (подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся; формирование учебного поведения, умения выполнять задания от начала до конца в течение определенного периода времени, умения самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действий)»;
- развитию (совершенствованию) волевой сферы;
- «развитию готовности к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с окружающими людьми»;
- «обогащению форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми (в том числе, в познавательной деятельности)»;
- «практическому освоению социальных ритуалов, форм продуктивного социального взаимодействия, в том числе трудового»;
- формированию социально приемлемых форм поведения;
- «обогащению практики понимания другого человека (мыслей, чувств, намерений другого), эмоционального сопереживания, морального выбора в различных жизненных ситуациях»;
- развитию навыков альтернативной коммуникации;
- редукции проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другое);
- формированию позитивного отношения к окружающему миру;
- повышению уверенности в себе;
- гармонизации психоэмоционального состояния;
- воспитанию нравственных качеств и свойств личности;
- развитию индивидуальных способностей, творческого потенциала;
- духовно-нравственному развитию, формированию основ гражданской идентичности;
- коррекции отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы.
Для оптимизации процессов индивидуально-личностного развития детей данной группы целесообразно:
- «психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие ребенка с педагогами и другими обучающимися»;
- «психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и организации»;
- «организация взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома)»;