Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР и их семей.
В последние годы увеличивается количество детей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья, В нашем детском саду тоже есть дети с ОВЗ, дети с общим недоразвитием речи. О своем опыте работы с детьми ОНР расскажет педагог-психолог в этой статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОНР и их семей.
Одним из важнейших приоритетов в сфере образования является сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество детей, относящихся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья. В международной «Конвенции о правах ребенка» сказано, что каждый ребенок имеет право на воспитание и образование, а международные документы по проблемам детей с особенностями в развитии призваны обеспечить им равные возможности наряду со здоровыми детьми
В нашем детском саду наряду с массовыми группами функционируют группы компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Помимо речевых нарушений у таких детей могут страдать высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание, мышление. У детей снижена вербальная память, низкая продуктивность запоминания. Они забывают последовательность заданий, сложные инструкции. Дошкольники с ОНР с трудом овладевают анализом, синтезом без специального обучения, отстают в развитии словесно-логического мышления. Часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свой дефект, и поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесной инструкции или невозможность высказать свои пожелания; повышается уровень тревожности.
Цель нашей работы: психологически подготовить детей с ОВЗ и их семьи к интегрированному обучению в школе.
Совершенно очевидно, что интеграция особых детей в массовые образовательные учреждения не устраняет проблемы их коррекционной поддержки. Для успеха интеграции в образовательном пространстве ДОУ должна сложиться и функционировать четко организованная и хорошо отлаженная педагогическая и психологическая помощь детям.
Свою работу в рамках психологической подготовки детей с ОВЗ к интегрированному обучению, как педагог-психолог, я строю в следующих направлениях:
- непосредственно игровая деятельность с детьми;
- просвещение родителей;
- обучение педагогов;
Этапы коррекционно-развивающей работы с детьми:
- Первичное обследование детей с целью установления интеллектуального развития;
- Написание индивидуальной коррекционно-развивающей программы развития на каждого ребенка группы;
- Составление коррекционно-развивающей программы для фронтальных (подгрупповых) занятий с детьми;
- Систематический контроль за развитием ребенка.
Непосредственно игровая деятельность с детьми логопедических групп проходит в форме игровых тренингов. Они проходят 1 раз в неделю, по подгруппам. Данные тренинги подразделяются на 3 блока: «Я и мои эмоции», «Я познаю мир», «Я умею расслабляться».
- Игровые тренинги первого блока «Я и мои эмоции» направлены на развитие эмоциональной сферы детей. Они включают в себя игры и упражнения, направленные на расширение представлений о таких эмоциях, как радость, грусть, удивление, гнев, на знакомство с новыми эмоциями: отвращение, зависть, вина, на развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям, на развитие умения адекватно выражать свои чувства и распознавать эмоциональные реакции окружающих. Например, игры «Подари настроение», «Разноцветные шары», где окраска шара соответствует определенному настроению. В данном блоке я использую такую технику, как арт-терапия. С помощью нее дети выливают на бумаге свои эмоции, чувства, переживания.
- Игровые тренинги второго блока «Я познаю мир» направлены на развитие познавательной сферы детей. Они включают в себя игры и упражнения на развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, воображения.
Мы играем в такие игры, как «Летает - не летает», «Подбери парную картинку», «Овощи и фрукты» на развитие мышления, «Найди лишнее», «Сравни» на развитие внимания, заучиваем стихи с движениями на развитие памяти, в речевые игры «Объясни», «Расскажи сказку» и многие другие.
3. Игровые тренинги третьего блока «Я умею расслабляться» направлены на снятие у детей психоэмоционального напряжения, агрессии, тревоги. Они включают в себя игры-релаксации, упражнения на дыхательную гимнастику, комплексы психомышечной тренировки, предназначенные для обучения приемам саморасслабления детей с невротическими проявлениями. Например, игры-релаксации «Путешествие в волшебный лес», «Кукольный театр», «Котята» и многие другие.
С особо сложными детьми ведется индивидуальная коррекционно-развивающая работа по проблемам, выявленным по результатам диагностики.
Большую роль для успешной интеграции детей в общеобразовательные учреждения играет семья, где воспитываются дети с ОВЗ. Цель работы с родителями: научить понимать своих детей и помогать им в развитии и социализации. Я использую в своей практике разнообразные формы взаимодействия с родителями: родительские собрания, консультации, психологические семинары-практикумы. Например, особенно продуктивно проходят такие мероприятия как семинар-практикум «Как подготовить ребенка к школе», где родители сами играли в игры на развитие познавательной и мотивационной сфер детей.
Семинары-практикумы «Гиперактивный ребенок. Что делать?» и «Особенности развития детей с ОНР» пополнили знания родителей об особенностях их детей, играх и приемах, которые можно использовать в работе с ними.
Также ведется индивидуальное консультирование родителей по различным детским проблемам.
В нашем детском саду есть свой сайт www.otradny-13sad.ru, где есть рубрика педагога-психолога, куда я помещала свои статьи, и любой родитель мог задать мне вопрос и получить ответ на него.
Мною был создан мини-сайт в социальной сети работников образования, куда я помещаю интересную информацию для родителей, имеющих детей с нарушениями речи.
В рамках коррекционно-развивающей работы с педагогами я также использую следующие формы: тренинговые занятия, семинары-практикумы, консультации. Педагоги, работающие в логопедической группе, в большей степени подвержены высокому эмоциональному напряжению, нервным срывам, заболеваниям психосоматического характера. Тренинги помогают им сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с воспитанниками, получать удовлетворение от работы, поддерживать хорошую физическую и психологическую форму и избегать раннего профессионального «выгорания». На данных тренингах мы обсуждаем с педагогами различные педагогические ситуации, разрешаем конфликты, играем в игры, способствующие эффективному взаимодействию воспитателя и воспитанника, обучаю способам саморегуляции эмоционального состояния.
Итак, результаты проведенной психодиагностики в конце учебного года показывают, что более 80% детей выпускаются из детского сада с положительными изменениями речевого развития и нормой интеллектуального развития; а, значит, можно, прогнозировать высокий уровень интеграции наших детей в общеобразовательные учреждения.
Хочется отметить, что большой процент выпускников логопедических групп нашего детского сада являются хорошистами и отличниками в общеобразовательных школах.
Литература:
- «Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду» Е.Кочева. – Школьный психолог.2000. №25
- «Подумай и ответь» Любимова Т.Г. – Школьный психолог. 2005.
- «Путешествие с гномом» Н.Н. Монакова – СПб.: Речь, 2008г.
- «Психогимнастика» М.И.Чистякова – М.: Просвещение, 1990.
- «Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста» Л.М. Шипицына- СПб.: Речь, 2003.
- «Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников» О.А.Шорохова – М.: ТЦ Сфера, 2008.