Антропологическая катастрофа: подходы к осмыслению
В презентации рассмотрены проблемы личностной идентичности в современном обществе, даны характеристики экзистенциальных тревог, описаны признаки виктимного поведения, стратегии консультирования. Материалы могут быть использованы при проведении дискуссий, практических занятий со старшеклассниками и студентами, а также при при подготовке психологов и социальных педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antropologich_katastrofa.ppt | 1.84 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антропологическая катастрофа как потеря личностной идентичности Сознание и самосознание всегда фрагментарны, ускользает и авторство содержания сознания для самого человека. Человек обречен на одиночество. Возможны различные оценки одних и тех же явлений, разное отношение к миру. Неопределенность цели.
Ситуация принципиальной неопределенности бытия (М.Мамардашвили) Принцип Р. Декарта. Принцип И. Канта. Принцип Ф. Кафки. Человеческое бытие определяется тем, что еще нужно жить, и каждый фрагмент жизни превратить в ситуацию, оживить бытие.
Концепция Р.Рорти Не существует единых глубинных пластов, в равной мере присущих всем людям. Иллюзия универсализма — источник выводов о катастрофическом состоянии современного мира и человека.
«… Бывают дни, сотканные из одних запахов, словно весь мир можно втянуть носом, как воздух… А в другие дни… можно услышать каждый гром и каждый шорох вселенной. Иные дни хорошо пробовать на вкус, а иные – на ощупь. А бывают и такие, когда есть все сразу… Том, как по-твоему, все люди знают… знают, что они живые?» Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков»
Характеристика экзистенциональных тревог Тревога – это состояние ,в котором бытие осознает возможность своего небытия. Типы тревог (П.Тиллих): угроза онтическому самоутверждению (тревога смерти); угроза нравственному самоутверждению (тревога вины и осуждения); угроза духовному самоутверждению (тревога пустоты и отсутствия смысла).
Случайность Определенный силы нашего существования не обладают предельной необходимостью. Использование коллективных защит для преодоления тревоги смерти в современном обществе затруднено и оценивается амбивалентно.
Тревога вины и осуждения невротическая; подлинная; возрастная; вина безнадежно больных; экзистенциальная (онтологическая) – преступления против себя.
Экзистенциальная вина Это позитивная конструктивная сила, советчик, возвращающий нас к себе самим.
Психическая смерть Самоприговор, отчаяние по поводу утраты собственного предназначения. В отличие от физической смерти обратима.
Тревога пустоты и отсутствия смысла («экзистенциональный вакуум» В.Франкл) Условие принятия духовной жизни всерьез – творчество и сотворчество. Человеку, чтобы достойно встретить жизнь, требуется изрядное мужество, способность принять тревогу и самоутвердиться вопреки небытию. У страха есть объект, у тревоги единственный объект – сама угроза. Жало страха – тревога, а тревога стремится стать страхом, создает страшное в страхе.
Смысл тревоги «С субъективной точки зрения человек готов конструктивно противостоять неизбежной тревоге тогда, когда он убежден (осознанно или бессознательно): ценности, реализуемые им при движении вперед, оказываются более весомыми, нежели при бегстве». Р.Мэй .
Смысл Доступен. Это процесс призвания, реализуется в постоянном движении. Для человека объективен. Каждая ситуация несет в себе смысл. Ноэтическое (смысловое) измерение личности не сводимо к биологическому и психологическому. Внутренняя жизнь человека не может быть полностью объяснена биологическим механизмами и традиционными методами научного познания. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни.
Группы ценностей: созидания; переживания; отношения. Свобода воли: способность к самотрансцендентности; способность к самоотстранению.
Триады человеческого существования Триада смысла: Свобода – Воля к смыслу – Смысл жизни. Триада ценностей: Творчество – Переживания – Отношения. Триада осмысленного отношения: к Боли – Вине – Смерти. Смысл жизни в том, что он направляет ход бытия.
Экзистенциальный вакуум Состояние, порождаемое отсутствием смысла, и внешне проявляемое, как правило, в скуке и апатии.
Виктимность современного мира События, способствующие крушению базовых иллюзий: о справедливости мира; простоте устройства мира; однозначности решения проблемы ответственности за себя. 2. Культура «повторного переживания». 3. Преобладание шаблонов поведения по типу «избегания», диссоциации («безвременья»), операций фрагментарного разума (противоположные образы одного объекта никогда не соединяются). 4. Рентная ориентация и мифотворчество относительно особенностей жизни в социуме. 5. Общая возбудимость/заторможенность.
Виктимное поведение
Истина – правда- обман - ложь «Мне надо подумать, какой будет правда». Ф. Ницше Жизнь как учение «Люди учатся знанию, люди учатся памяти, люди учатся совести… Возраст – это не количество прожитых вами лет, а поведение, которое вы можете осуществлять». М. Лотман
Последствия Изменения во взаимоотношениях. Ограничение перспективы будущего. Изменения в ощущении самого себя.
Допущения Потери приходят к нам потому, что мы живем в несовершенном мире. Горе – это такая работа ,которую необходимо сделать. Человек отвечает за свою жизнь даже тогда, когда его посетило горе. Просить помощи – это не всегда свидетельство слабости .
Допущения Если человек достаточно развит, чтобы задать вопрос, то он достаточно развит, чтобы получить на него ответ. Человек может пройти через все, если только ему говорят правду и позволяют поделиться с другими людьми естественными чувствами, которые испытывают люди в радости и горе. Только сам человек что-то открывает в себе или что-то закрывает от себя.
ПУСТЬ ВСЕГДА У ВАС БУДЕТ: Воздух - чтобы дышать, Огонь - чтобы греться, Вода - чтобы пить и Земля - чтобы на ней жить . . . Спасибо за внимание