Для коллег педагогов-психологов
Роль и место психолого-педагогического сопровождения для детей с ОВЗ при обучении с применением дистанционных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_1.ppt | 144 КБ |
prezentatsiya_2.ppt | 496.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Особенности Разнообразие контингента учащихся (различные типы и степень нарушения развития, индивидуальный, личностно ориентированный подход) Дистанционный характер обучения (адаптация программного материала под возможности обучающихся, особенности учебного взаимодействия учителя-ученика)
Категории детей Дети с ограниченными возможностями здоровья; Дети, которым рекомендовано обучение на дому. ! Сохранность интеллекта. ! Отсутствие противопоказаний для работы на компьютере.
« Служба психолого-педагогической, социальной и правовой поддержки детей с ограниченными возможностями». Положение о «Службе психолого-педагогической, социальной и правовой поддержки»; Структура: - педагоги-психологи; - социальные педагоги; - учитель-логопед; - дефектолог.
Сопровождение - «рядом» и «на время». Специалист на период сопровождения находится рядом с ребенком (родителем, педагогом) и оказывает профессиональную помощь и поддержку в течение определенного времени – пока тот, кого мы сопровождаем, нуждается в нашем участии.
Цель психолого-педагогической и социально-правовой поддержки обучающихся создание благоприятного психологического климата; оказание помощи обучающимся в выработке индивидуальной образовательной траектории; обеспечение нормального развития ребенка; коррекция имеющихся недостатков; социализация ребёнка в обществе; предоставление им равных возможностей в получении образования;
Задачи психолого-педагогической и социально-правовой службы Изучение уровня готовности обучающегося к дистанционному обучению; Мониторинг эффективности дистанционного обучения; Изучение личностных особенностей, уровня развития психических свойств и качеств; Изучение особенностей межличностных отношений участников; Создание наиболее благоприятных условий для развития необходимых качеств обучающегося; Полноценная адаптация конкретного индивида к условиям обучения; Обеспечение индивидуального и личностно ориентированного подхода в обучении;
Предполагаемый результат обеспечение успешной социализации; сохранение и укрепление здоровья обучающихся, предупреждение отклонений в их развитии и поведении; создание комфортной, эмоционально-благоприятной атмосферы; создание для детей с ограниченными возможностями равные с другими детьми возможности участия в жизни общества; углубление процесса интеграции в общество детей с ограниченными возможностями; создание условия для успешной социально-психологической адаптации детей-инвалидов в образовательной среде.
Направления работы психолого-педагогической службы Аналитико-диагностическое - углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания. Коррекционно-развивающее - воздействие на процесс формирования личности обучающегося и сохранение ее индивидуальности. Для каждого ребенка разрабатываются коррекционно-развивающие занятия с учетом его психофизиологических особенностей. Просветительское - формирование у обучающихся, их родителей, у педагогических работников образовательных учреждений потребности в психологических знаниях. Консультативное - оказание помощи обучающимся, их родителям, пед. работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития ,воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, воспитания, коррекции, обучения, социализации – и есть сопровождение детей с ОВЗ в учебно-образовательном процессе с использованием дистанционных технологий .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети, имеющие различные отклонения психического и (или) физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с умственной отсталостью; Дети с задержкой психического развития; Дети с нарушением поведения и общения; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Категории детей обучающихся в ОБОУ «Новые технологии»
Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата Детский Церебральный паралич - болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга - внутриутробно, в родах или в период новорожденности; характеризуется двигательными расстройствами (параличи, парезы, реже гиперкинезы и атаксия), а также нарушениями психоречевых функций. Вопросы этиологии, патогенеза, терапии ДЦП на сегодняшний день не решены до конца .
Особенности нарушений познавательной деятельности при ДЦП 1) неравномерный, характер нарушений отдельных психических функций. 2) выраженность астенических проявлений ― повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением центральной нервной системы; 3) сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.
Методическая организация занятия для ребёнка с ДЦП 1.В каждое занятие желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т.д.); 2.Обязательный перерыв в занятии на физкультминутку; 3.Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий; 4.Для детей, имеющих тяжелые нарушения моторики рук (практически всегда они связаны с тяжёлым нарушением речи) необходим индивидуальный подбор заданий в тестовой форме, позволяющий ребенку не давать развернутый речевой ответ; 5.Индивидуальный подбор объёма задания; 6.Добиваться чёткого ответа на поставленный вопрос; 7.Давать навыки социально-бытовой ориентации.
Тугоухие дети Слабослышащие (тугоухие) - дети с частичной недостаточностью слуха, приводящей к нарушению речевого развития. Недостатки слуха у ребенка приводят к замедлению в овладении речью, к восприятию речи на слух в искаженном виде.
Методическая организация занятия для слабослышащего ребёнка: в начале урока необходимо предъявлять чёткий алгоритм действий; преобладание наглядных средств; рациональное дозирование учебного материала; адекватный темп подачи материала; словарная работа; звуки, которые используются на уроках, не должны быть резкими, громкими или очень тихими; цвета, используемые на экране не должны быть очень контрастными; на одной странице не должно быть много изображений; включать задания на развитие пространственных отношений и целостного восприятия объектов.
Правила общения со слабослышащими: Следить, чтобы свет не падал на экран монитора и учитель не поворачивался спиной к окну; Произносить слова в нормальном темпе; Говорить чётко и лаконично без сложных литературных оборотов; Делая важное сообщение смотрите на ученика. Важно, что бы он смотрел на вас. Если он не слышит, то его внимание можно привлечь визуальным сигналом (жестом); Факторы способствующие лучшему восприятию речи: учителю-женщине лучше красить губы яркой помадой (т.к. дети считывают информацию с губ), а мужчине желательно не носить бороду и усы. Для слабослышащего ребёнка очень важно выражение лица учителя (т.к. много информации считывается с лица, с губ) хмурое выражение лица может напугать ребёнка;
Слабовидящие дети Слабовидящие дети имеют некоторую возможность при знакомстве с явлениями, предметами, а так же при пространственной ориентировке и при движении использовать имеющееся у них зрение. Хотя зрение и остаётся у них главным анализатором, одноко оно не является полноценным.
Методическая организация занятия ребенка с нарушением зрения 1. Освещенность рабочего места не должна быть ниже 500 люкс. 2. Рекомендуется использовать наглядный материал высокой цветовой контрастности. 3. Фон, на котором предъявляется объект, должен быть разгружен от излишних деталей. 4. Рекомендуемая гамма для младших школьников – желто – красно – оранжевая или зеленая. 5. Если это необходимо, то следует увеличить время на экспозицию. 6.Следует использовать смену различных видов деятельности (подвижные игры, всевозможные физкультминутки). 7. Следует помнить, что т.к. слабовидящие лучше видят свет то текст лучше воспринимается белый на чёрном фоне чем чёрный на белом как принято.
Психологические особенности детей-инвалидов с интеллектуальными нарушениями ( ЗПР ) - сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений психомоторной расторможенности, возбудимости; - низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; - неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен; - память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической; - наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое; - имеются легкие нарушения речевых функций; - несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации .
Дети, имеющие искаженное психическое развитие (синдром РДА или синдром Каннера). - характерна стереотипность, стремление к постоянству; - болезненная реакция на внешние раздражители; - эмоциональная холодность и безразличие; - тревога, страхи; - однообразный, односторонний характер деятельности; - нарушения ориентировки в пространстве и времени; - речь отличает«механистичность»,«попугайность», штампованность, отсроченное повторение; - трудности произвольного обучения, в обобщении .
Основные направления коррекционной работы: Психологическая коррекция ― установление контакта со взрослыми, смягчение познавательного, эмоционального и сенсорного дискомфорта, тревоги, страхов. Стимулирование психической активности, направленное на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; формирование целенаправленного поведения; преодоление агрессии, негативизма; Педагогическая коррекция - формирование активного взаимодействия с педагогом, коррекция недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи, формирование определенных навыков в трудовой деятельности и в самообслуживании. Медикаментозная коррекция ― занимаются специалисты. Работа с семьей ― ознакомление родителей с психофизиологическими особенностями детей, психотерапия семьи, составление специальной программы воспитания, обучения в домашних условиях, обучение родителей методам воспитания детей.
Соматическое заболевание (от др. греч. “ Сома ” ― тело) ― телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию. . К соматическим заболеваниям относятся : заболевания сердца и сосудов; заболевания дыхательной системы; поражения печени и почек, ряд поражений желудочно-кишечного тракта; наследственные генетические заболевания; онкология; эндокринные заболевания.
Дети с соматическими заболеваниями Д ети не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. слабо развита познавательная сфера; недоразвитие личности; интеллектуальная пассивность; ограниченный объем принятой информации; низкая способность к обобщениям; быстрая потеря интереса к занятиям.
Психологические следствия соматического заболевания Характерные особенности детей с соматическими заболеваниями: слабо развита познавательная сфера, ограниченный объем принятой информации; низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям, нарушения концентрации внимания, запоминания; недоразвитие личности, раздражительность, эмоциональная неустойчивость, инфантильность, эгоцентричность; интеллектуальная пассивность, снижение умственной работоспособности и способности к обучению, снижение запаса представлений, оскуднение и замедление речи; незрелость эмоционально-волевой сферы, сниженность настроения, повышенная чувствительность, астения, т.е. общая слабость, плаксивость и раздражительность, медлительность, депрессия, пессимистическая оценка себя и окружающей действительности.
Общие проблемы для детей с ОВЗ 1.Ограниченные представления об окружающем мире. 2.Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшее изменение в настроении; 3.Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. (Во время урока через каждые 10-15 мин. делать перерыв, интересоваться самочувствием ребёнка); 4.У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству. При обучении такого ребенка следует разговаривать с ним спокойным тоном, проявлять доброжелательность и терпение .
Общие психолого-педагогические рекомендации: 1.Принимать ребенка таким, какой он есть. 2.Как можно чаще общаться с ребенком. 3.Избегать переутомления. 4.Использовать упражнения на релаксацию. 5.Не сравнивать ребенка с окружающими. 6.Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее. 7.Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребёнка,он должен знать за что. 8.Обращаться к ребенку по имени. 9.Не предъявлять ребенку повышенных требований. 10.Старайтесь делать замечания как можно реже. 11.Оставаться спокойным в любой ситуации.
“ ... наступит время, когда аномальные дети, оставаясь слепыми, перестанут быть дефектными, потому что дефектность есть понятие социальное, а дефект есть нарост на слепоте... Социальное воспитание победит дефективность” ... Л.С. Выготский