Адаптированные программы

Юлия Владимировна Пенькова

 В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В этой связи одной из актуальных проблем является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их образовательными потребностями.

 Понятие «адаптированная образовательная программа» появилось впервые в 273 — ФЗ «Об образовании в РФ» 2012 года. Это обусловлено тем, что так же впервые в отечественной истории законодательно предусматривается введение ФГОС для детей с ОВЗ. 

Адаптированная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с ОВЗ по образовательным программам определённой ступени образования и реальными возможностями ребёнка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon adaptirovannye_programmy.ppt1.2 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология написания и реализации адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ

Слайд 2

Нормативно-правовая база Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Проект Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 3

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16 ст. 2).

Слайд 4

Варианты образовательных программ на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ

Слайд 9

Програмно-методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ отражается в 3-х документах: 1. Программа коррекционной работы. 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа. 3. Адаптированная образовательная программа.

Слайд 10

Программа коррекционной работы Является составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ. В ООП начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ОВЗ: увеличение сроков обучения; специальные пропедевтические разделы, особые материально-технические условия реализации ООП.

Слайд 11

Адаптированная основная общеобразовательная программа ― образовательная программа, адаптированная для обучения определённых категорий лиц с ОВЗ, в том числе и с инвалидностью ( В 273-ФЗ «Об образовании в РФ ») : для глухих; слабослышащих; слабовидящих; с нарушениями речи; с нарушениями ОДА; с ЗПР; с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра; со сложными дефектами.

Слайд 12

Адаптированная основная образовательная программа состоит из двух частей: Обязательной части. Части, формируемой участниками образовательных отношений. Статья 11, часть 3.1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)

Слайд 13

Структура адаптированной основной общеобразовательной программы (пример) : Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи ОП, срок освоения АООП и АОП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся. Планируемые результаты освоения обучающимися (по типам нарушений) адаптированных основных образовательных программ (по предметам) . Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированнных основных образовательных программ («академического» компонента и «жизненной компетенции») .

Слайд 14

4. Содержание образования: - Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса (примерный календарный учебный график). - Рабочие программы учебных предметов (основное содержание учебных предметов). - Программа духовно-нравственного развития. - Программы коррекционных курсов. - Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (тип нарушения) . - Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. - Программа внеурочной деятельности.

Слайд 15

5. Условия реализации АООП: -кадровые условия, -финансово-экономические условия, -материально-технические условия, -мониторинг образовательного процесса.

Слайд 16

Согласно ст.79 общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Слайд 17

Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст.2, Федеральный закон «Об образовании в РФ», декабрь 2012 г.)

Слайд 18

Организационно-педагогические условия проектирования и реализации АОП наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума; согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по адаптированной образовательной программе; локальный нормативный акт «Положение об адаптированной образовательной программе».

Слайд 19

Структура адаптированной образовательной программы Титульный лист. Пояснительная записка. Учебный план. Содержание программы. Заключение и рекомендации.

Слайд 20

I . Титульный лист Полное название образовательной организации «Согласовано» «Принято» на заседании ПС ОО Родитель ____________________ Председатель МС _______________ Дата _________________ Дата ________________ «Утверждаю» Директор OO ______________ ___ Дата _______________ Адаптированная образовательная программа для обучающегося с ОВЗ, имеющего _____________________ на 2014 – 2015 уч. г. __________________________________ (фамилия, имя) Ответственный за реализацию программы _______________________________________ (ФИО специалиста) Курск – 2014 г.

Слайд 21

II . Пояснительная записка 1.Характеристика ребёнка Ф.И.О. ребёнка Дата рождения Класс (со скольки лет пошёл в школу, дублировал классы, сколько раз) Заключение и рекомендации ПМПК (по протоколу) Анамнез (наследственность обоих родителей, сведения о протекании беременности матери и родах, период адаптации и т. д.) Раннее развитие (сидеть, ходить, первые слова, фразы) Перенесённые заболевания (ПЭП, черепно-мозговые травмы, хирургические вмешательства и др.) Состояние зрения, слуха Наличие инвалидности, по какому заболеванию (с согласия родителей) Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка (сведения о себе, о свое семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития) Особенности психофизического развития (работоспособность, развитие крупной и и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, особенности внимания, памяти, мышления, ведущая рука)

Слайд 22

Сформированность учебных навыков: - математика (выполнение вычислительных операций, их автоматизация, умение решать арифметические задачи, выполнять геометрические построения); - чтение (тип чтения, темп, осознанность, возможности пересказа, характерные ошибки при чтении); - письмо (особенности графики, устойчивость почерка, особенности оформления работ, умение писать под диктовку и списывать, характер ошибок письменной речи) Особенности устной речи (звукопроизношение, темп, плавность, словарный запас, грамматическое и интонационно-выразительное оформление) Общие трудовые умения Особенности обучаемости (насколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога) Эмоционально-поведенческие особенности, проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, обучающимися, учителями Другие особенности ребёнка, необходимые для написания адаптированной программы

Слайд 23

2. Цели и задачи программы Цели: введение обучающегося в культуру общества; развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности; обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений и навыков; создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 24

Задачи: формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; развитие всех психических функций и познавательной деятельности обучающегося в процессе коррекционно-развивающей работы; формирование социально приемлемых навыков поведения; обучение самообслуживанию, подготовка к посильным видам труда; бытовая ориентировка и социальная адаптация обучающегося – как итог коррекционно-развивающего процесса.

Слайд 25

3. Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ (п.3 ст.79) использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (тьютора); проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здание ОО и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Слайд 26

III . Учебный план Учебный план разрабатывается с учетом особенностей психофизического развития обучающегося, обеспечивает получение обучающимся образования и предпрофессиональной трудовой подготовки. Для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребёнка, и на основании федерального государственного образовательного стандарта. Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счёт части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счёт реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.

Слайд 27

IV . Содержание программы Образовательный компонент. Коррекционный компонент. Воспитательный компонент.

Слайд 28

Образовательный компонент АОП 1. Адаптированные рабочие программы по предметам. Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и «жизненной компетенции». В названии каждой содержательной области образования д/б отражены обе неотъемлемые и взаимо дополняющие, стороны образовательного процесса: Язык ― знание о языке и речевая практика 2. Критерии оценивания достижений по учебным областям.

Слайд 29

Коррекционный компонент АОП Направления коррекционной работы с обучающимся, её приёмы, методы и формы. Разделы: -учителя-логопеда; -педагога-психолога; -учителя, который имеет возможность реализовывать приёмы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.

Слайд 30

Воспитательный компонент АОП содержит раздел классного руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного образования, социального педагога и др.); раздел, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося; раздел, социально-адаптационной работы с обучающимися.

Слайд 31

V . Заключение и рекомендации обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики; мониторинг динамики развития обучающегося; педагогические выводы и заключение о реализации адаптированной образовательной программы в целом; рекомендации специалистов ПМПк на следующий учебный год.

Слайд 32

Результатами освоения образовательной программы являются: овладение содержанием образовательной программы; продвижение в личностном развитии; достижения по отдельным учебным предметам (знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности); овладение общеучебными умениями (личностными, метапредметными, предметными).

Слайд 33

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!