Адаптированные программы
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В этой связи одной из актуальных проблем является поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их образовательными потребностями.
Понятие «адаптированная образовательная программа» появилось впервые в 273 — ФЗ «Об образовании в РФ» 2012 года. Это обусловлено тем, что так же впервые в отечественной истории законодательно предусматривается введение ФГОС для детей с ОВЗ.
Адаптированная образовательная программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения детей с ОВЗ по образовательным программам определённой ступени образования и реальными возможностями ребёнка, исходя из структуры его заболевания, познавательных потребностей и интересов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannye_programmy.ppt | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нормативно-правовая база Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ. Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 года №189 «Об утверждении СанПиН» 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Проект Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (п.16 ст. 2).
Варианты образовательных программ на основе ФГОС для обучающихся с ОВЗ
Програмно-методическое обеспечение образовательного процесса обучающихся с ОВЗ отражается в 3-х документах: 1. Программа коррекционной работы. 2. Адаптированная основная общеобразовательная программа. 3. Адаптированная образовательная программа.
Программа коррекционной работы Является составной частью основной образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией на основе рекомендуемого перечня общеобразовательных программ. В ООП начального и основного общего образования, которая должна быть разработана в образовательном учреждении на основе ФГОС, можно заложить все специфические особенности обучения детей с ОВЗ: увеличение сроков обучения; специальные пропедевтические разделы, особые материально-технические условия реализации ООП.
Адаптированная основная общеобразовательная программа ― образовательная программа, адаптированная для обучения определённых категорий лиц с ОВЗ, в том числе и с инвалидностью ( В 273-ФЗ «Об образовании в РФ ») : для глухих; слабослышащих; слабовидящих; с нарушениями речи; с нарушениями ОДА; с ЗПР; с умственной отсталостью; с расстройствами аутистического спектра; со сложными дефектами.
Адаптированная основная образовательная программа состоит из двух частей: Обязательной части. Части, формируемой участниками образовательных отношений. Статья 11, часть 3.1 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)
Структура адаптированной основной общеобразовательной программы (пример) : Пояснительная записка, в которой раскрыты: цели и задачи ОП, срок освоения АООП и АОП, психолого-педагогическая характеристика обучающихся. Планируемые результаты освоения обучающимися (по типам нарушений) адаптированных основных образовательных программ (по предметам) . Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированнных основных образовательных программ («академического» компонента и «жизненной компетенции») .
4. Содержание образования: - Учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса (примерный календарный учебный график). - Рабочие программы учебных предметов (основное содержание учебных предметов). - Программа духовно-нравственного развития. - Программы коррекционных курсов. - Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (тип нарушения) . - Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. - Программа внеурочной деятельности.
5. Условия реализации АООП: -кадровые условия, -финансово-экономические условия, -материально-технические условия, -мониторинг образовательного процесса.
Согласно ст.79 общее образование обучающихся с ОВЗ осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам , а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ОВЗ с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и, при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц (п.28 ст.2, Федеральный закон «Об образовании в РФ», декабрь 2012 г.)
Организационно-педагогические условия проектирования и реализации АОП наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума; согласие родителей (законных представителей) на обучение ребёнка по адаптированной образовательной программе; локальный нормативный акт «Положение об адаптированной образовательной программе».
Структура адаптированной образовательной программы Титульный лист. Пояснительная записка. Учебный план. Содержание программы. Заключение и рекомендации.
I . Титульный лист Полное название образовательной организации «Согласовано» «Принято» на заседании ПС ОО Родитель ____________________ Председатель МС _______________ Дата _________________ Дата ________________ «Утверждаю» Директор OO ______________ ___ Дата _______________ Адаптированная образовательная программа для обучающегося с ОВЗ, имеющего _____________________ на 2014 – 2015 уч. г. __________________________________ (фамилия, имя) Ответственный за реализацию программы _______________________________________ (ФИО специалиста) Курск – 2014 г.
II . Пояснительная записка 1.Характеристика ребёнка Ф.И.О. ребёнка Дата рождения Класс (со скольки лет пошёл в школу, дублировал классы, сколько раз) Заключение и рекомендации ПМПК (по протоколу) Анамнез (наследственность обоих родителей, сведения о протекании беременности матери и родах, период адаптации и т. д.) Раннее развитие (сидеть, ходить, первые слова, фразы) Перенесённые заболевания (ПЭП, черепно-мозговые травмы, хирургические вмешательства и др.) Состояние зрения, слуха Наличие инвалидности, по какому заболеванию (с согласия родителей) Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка (сведения о себе, о свое семье, ближайшем социальном окружении, уровень актуального развития) Особенности психофизического развития (работоспособность, развитие крупной и и мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации, зрительного и слухового восприятия, особенности внимания, памяти, мышления, ведущая рука)
Сформированность учебных навыков: - математика (выполнение вычислительных операций, их автоматизация, умение решать арифметические задачи, выполнять геометрические построения); - чтение (тип чтения, темп, осознанность, возможности пересказа, характерные ошибки при чтении); - письмо (особенности графики, устойчивость почерка, особенности оформления работ, умение писать под диктовку и списывать, характер ошибок письменной речи) Особенности устной речи (звукопроизношение, темп, плавность, словарный запас, грамматическое и интонационно-выразительное оформление) Общие трудовые умения Особенности обучаемости (насколько быстро усваивает новые понятия, способы действия при минимальной помощи педагога) Эмоционально-поведенческие особенности, проблемы коммуникации, взаимоотношения с родителями, обучающимися, учителями Другие особенности ребёнка, необходимые для написания адаптированной программы
2. Цели и задачи программы Цели: введение обучающегося в культуру общества; развитие личности ребёнка на основе освоения универсальных способов деятельности; обретение духовно-нравственного опыта и социальной компетентности в условиях усвоения системы знаний, умений и навыков; создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование компетентностей в любой предметной области познания.
Задачи: формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями; развитие всех психических функций и познавательной деятельности обучающегося в процессе коррекционно-развивающей работы; формирование социально приемлемых навыков поведения; обучение самообслуживанию, подготовка к посильным видам труда; бытовая ориентировка и социальная адаптация обучающегося – как итог коррекционно-развивающего процесса.
3. Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ (п.3 ст.79) использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов; использование специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; предоставление услуг ассистента (тьютора); проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; обеспечение доступа в здание ОО и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
III . Учебный план Учебный план разрабатывается с учетом особенностей психофизического развития обучающегося, обеспечивает получение обучающимся образования и предпрофессиональной трудовой подготовки. Для детей с ОВЗ разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе базисного учебного плана и отдельные рабочие программы по каждому учебному предмету на основе примерных программ, рекомендованных для обучения ребёнка, и на основании федерального государственного образовательного стандарта. Для проведения коррекционных и развивающих занятий в учебном плане предусматриваются часы за счёт части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, либо за счёт реализации программ дополнительного образования интеллектуально-познавательной направленности.
IV . Содержание программы Образовательный компонент. Коррекционный компонент. Воспитательный компонент.
Образовательный компонент АОП 1. Адаптированные рабочие программы по предметам. Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и «жизненной компетенции». В названии каждой содержательной области образования д/б отражены обе неотъемлемые и взаимо дополняющие, стороны образовательного процесса: Язык ― знание о языке и речевая практика 2. Критерии оценивания достижений по учебным областям.
Коррекционный компонент АОП Направления коррекционной работы с обучающимся, её приёмы, методы и формы. Разделы: -учителя-логопеда; -педагога-психолога; -учителя, который имеет возможность реализовывать приёмы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету.
Воспитательный компонент АОП содержит раздел классного руководителя, (воспитателя, педагога дополнительного образования, социального педагога и др.); раздел, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающегося; раздел, социально-адаптационной работы с обучающимися.
V . Заключение и рекомендации обоснование внесения корректив по результатам промежуточной диагностики; мониторинг динамики развития обучающегося; педагогические выводы и заключение о реализации адаптированной образовательной программы в целом; рекомендации специалистов ПМПк на следующий учебный год.
Результатами освоения образовательной программы являются: овладение содержанием образовательной программы; продвижение в личностном развитии; достижения по отдельным учебным предметам (знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности); овладение общеучебными умениями (личностными, метапредметными, предметными).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!