Психологическое здоровье педагогов
Психологический семинар создания в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_zdorove_pedagogov.doc | 104.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое здоровье педагогов
Семинар для педагогов (1 слайд)
Человек с высокой самоценностью создаёт вокруг себя атмосферу
человечности, внушает доверие и надежду.
Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал
лучше от того, что он в нём существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить помощи у других, однако. Он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки.
Только ощущая свою ценность, человек способен видеть, принимать и
Уважать высокую ценность других людей. Такой человек не пользуется правилами,
которые противоречат его чувствам. В то же время он не идёт на поводу своих переживаний. Он способен делать выбор.
Вирджиния Сатир.
Цели: (2 слайд)
- создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирования навыков регуляции психоэмоциональных состояний, профилактики эмоционального выгорания в педагогической деятельности.
Задачи:
- способствовать осознанию педагогами своего эмоционального состояния и его влияния на качество образования;
- содействовать освоению способов саморегуляции своего эмоционального состояния;
- гармонизация отношений внутри коллектива, создание позитивного настроения, формирование атмосферы взаимной поддержки и доверия;
- создавать условия для развития самосознания и самосовершенствования педагогов.
Актуальность:
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой.
Oт учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической - техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями т.д.
Такая ситуация потенциально содержат в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является наиболее актуальной задачей современной системы образования.
План: (3 слайд)
1. Вводная часть. Заполнение методики «Самооценка психических состояний».
2. Понятие психологического здоровья.
3. Знакомство со способами психологической защиты, навыками саморегуляции, а также методами реагирования в ситуации отклоняющегося поведения учащихся.
- Практическая часть (разрешить ситуации, используя косвенные способы реагирования, работа по группам).
4. Методы нейтрализации негативных эмоциональных состояний.
- Нервно-мышечная релаксация.
- Слушание музыки.
5. Заключение.
Ход семинара:
1. Вводная часть.
Заполнение методики «Самооценка психических состояний».
Педагогам предлагается поработать с диагностической методикой, состоящей из 40 вопросов (см. приложение), и обработать полученные результаты. Определить наиболее характерные из 4-х диагностируемых тестом психических состояний – тревожность, фрустрацию, агрессивность, ригидность. И соотнести полученные результаты с нормой.
Психологическое здоровье педагога - залог психологического здоровья учащихся.
Профессиональная деятельность педагога такова, что в ней неизбежны негативные факторы (усталость, нехватка времени, перегрузки), которые способствуют созданию стрессовых ситуаций.
Их, в действительности, в жизни педагога, воспитателя очень много – это:
- Аттестация (педагог привык оценивать, изыскивать в детях, а тут ситуация наоборот, и он ждёт такого же отношения к себе).
- Сбой в работе на занятии (непредсказуемость поведения детей, их неусидчивость, недисциплинированность).
- Открытые занятия.
- Разговоры с руководством, администрацией школы.
- Встречи с родителями.
- Неожиданные повороты при общении с коллегами, родителями, администрацией.
Наряду с этими трудными сторонами педагогической деятельности является то, что результат труда зависит не только от педагога; то, что приходится тратить много личного времени; то, что зачастую возникает необходимость сдерживать свои эмоции; наконец, то, что неадекватно оценивается педагогический труд со стороны государства.
Таким образом, действительно профессиональная педагогическая деятельность имеет ряд негативных сторон и связана с частыми перегрузками и преодолением стрессовых ситуаций.
Общеизвестно, что дети любят добрых воспитателей и учителей, умеющих понимать, слушать, чувствовать состояние ребёнка. А поскольку только человек, находящийся в состоянии душевного благополучия способен быть таковым, то наиболее остро встаёт вопрос о психологическом, психическом здоровье педагогов.
2. Понятие психологического здоровья.
Психологическое здоровье – это способность человека к саморегуляции, умении свободно управлять в бодрствующем состоянии своими сенсорно – перцептивными процессами, мыслями, эмоциями, двигательными функциями. Это состояние душевного благополучия.
Действительно, неумение управлять своими состояниями и преодолевать психологические барьеры очень часто приводит к нарушению душевного благополучия, психического здоровья. Тем более что педагог – это многоплановая профессия.
Педагог сочетает в себе:
- Интеллект учёного;
- Убеждённость полемика;
- Выдержку разведчика;
- Осмотрительность сапёра;
- Гибкость дипломата.
В связи с эти можно выделить ряд трудностей, присущих именно педагогам:
- Неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности и себя, как личность, индивидуальность.
- Недостаточное понимание индивидуально-психологических особенностей детей и неумение их учитывать.
- Неумение процесс общения с родителями и коллегами.
- Неумение управлять своим психическим состоянием и преодолевать психологические барьеры.
Это и понятно, так как педагог сочетает в себе ряд профессиональных ролей: (3 слайд)
Учитель
преподаватель психолог психотерапевт
учит, воспитывает, понимает, принимает, владеет знаниями,
оценивает сопереживает умениями и навыками
эмоциональной саморегуляции
Безусловно, профессия педагога является стресогенной, так как велика психоэмоциональная нагрузка. То, насколько успешно может справляться человек с такими нагрузками, определяет его душевное состояние, а значит психологическое и психическое здоровье.
Можно выделить несколько признаков невротизированной личности: (4 слайд)
1. Человек не может обратиться в нужный момент за помощью.
2. Думает о своих проблемах даже в свободное время.
3. Мало или совсем не уделяет времени себе.
4. Часто перебивает, недослушав, его раздражают излишние подробности.
5. Всегда испытывает нехватку времени, многое не успевает.
6. Склонен делать несколько дел одновременно.
7. Человеку кажется, что люди говорят о неважных, скучных и пустых вещах.
8. Говорят торопливо, сбиваясь с мысли.
9. Очень любит давать советы окружающим (печатая, я поняла, что многие выражения про меня – значит я невротизированная личность).
10. Во время разговора часто думает о своём.
11. Долго колеблется перед принятием решения.
12. С трудом регулирует свои желания – хочет многого или не знает сто.
Часто подобное состояние возникает у человека, находящегося в состоянии стресса.
Стресс – это комплексная психофизиологическая реакция организма, выражающаяся в состоянии напряжения, возникающая под влиянием экстремальных воздействий (5 слайд).
Дистресс – разрушающий стресс, демобилизующий
Стресс
Эустресс – мобилизующий, активизирующий, улучшающий функции
Человек с разным типом нервной системы по-разному ведёт себя в ситуации стресса. Поэтому руководителю важно знать индивидуальные особенности человека и предвидеть его поведение в стрессовой ситуации.
3. Знакомство со способами психологической защиты, навыками саморегуляции, а также методами реагирования в ситуации отклоняющегося поведения учащихся.
Владение навыками саморегуляции, способами психологической самозащиты и методами реагирования в различных педагогических ситуациях можно отнести к важным профессиональным качествам педагогов.
При взаимодействии с окружающими, в том числе и с воспитанниками, педагоги чаще всего используют прямые способы реагирования – суждения типа «Вы правы» - «Вы не правы» или оценочные суждения «плохо» - «хорошо» и т.д. Однако в большинстве случаев наиболее продуктивны косвенные способы, менее нарушающие состояние психологического равновесия:
- встречный вопрос («Правильно ли я Вас понял, что…», «Верно ли мне показалось, что Вы…», «Итак, Вы считаете правильным…» и т.д.);
- «психологическое поглаживание» (одобрение, комплименты, подчёркивание сильных сторон личности, успехов);
- «Я» - сообщения (проговаривание своих чувств, состояний: «Я очень расстроена…», «Сейчас я нахожусь в замешательстве…», «Мне кажется…» и т.д.).
- «Ты» - сообщения («Для многих людей, находящихся в таком положении характерно…», «Вы не одна переживаете это…», «Не только Вам свойственно…»);
- Переключение на значимую деятельность (перевод разговора на более значимую тему, осмысление и обсуждение более важных дел и т.д.).
Далее даются ситуации. Педагогам, работающим в 4-х группах, нужно разрешить эти ситуации, используя косвенные способы реагирования (6 слайд):
Ситуация 1. Учащийся ведёт себя демонстративно грубо.
Вариант решения ситуации: спокойный голос, спокойный тон, этическая выдержанность, частичное соглашение: «Мне кажется, в этой ситуации обычно…», «Для взрослого человека в такой ситуации мне видится следующее поведение…»
Ситуация 2. Ребёнок со злость отрывает листья от комнатного растения.
Вариант решения ситуации: снизить эмоциональный накал, привести к психическому равновесию: «Я могу тебя понять, такое может быть с каждым, но…», «каждый человек сам отвечает за свои поступки…»
Ситуация 3. Учащийся плюёт на пол.
Вариант решения ситуации: снять ореол «героя-нарушителя», показать возможные последствия: «Ты хочешь учиться в заплёванной школе…»
Ситуация 4. Ученик лжёт с целью оправдания своего поступка.
Вариант решения ситуации: инициировать самосознание через встречные вопросы «Как ты сам думаешь, можно ли поверить тебе?..»
Для многих педагогов проблемой становятся «эмоциональные взрывы», обусловленные низкой стрессоустойчивостью и неумением сохранять самообладание, что приводит к быстрому «сгоранию», утомлению, раздражительности. Ведь известно, что психическое напряжение приводит к физическим изменениям. Синдром профессионального сгорания можно рассматривать как ответ на хроническое и эмоциональное напряжение.
% педагогов
80
3 10 15 стаж (лет)
У 80% педагогов (учителей, воспитателей) через 15 лет педагогической деятельности наступает так называемая «стогнация» профессионального развития личности и разрушение профессионального потенциала, появляется снижение жизненной активности, появляются конфликты, обусловленные высокими запросами, требуемым к себе отношением (как к «стажисту»), прекращается, или тормозится личностный рост.
При решении этой проблемы важным является умение «сохранять состояние»: не удивляться, проявляя смущение и нервозность, сохранять спокойствие, уметь видеть себя со стороны.
Приём «формирование эмоционально значимого образа» предполагает мысленное погружение в «Уголок Спокойствия» - создание эмоционального положительного образа, представления, эмоции. Для аудиалов это может быть «внутреннее» слушание любимой мелодии, для визуалов – представление о приятном пейзаже, для кинестетиков – «погружение» в приятное телесное ощущение.
Следующий приём – «остановка волны раздражения» предполагает борьбу с раздражением, умение «услышать» степень изменения личностной тревожности, попытаться понять её причины, применить способы остановки негативного эмоционального состояния – внутреннего приказа, инструкции. Важно уметь сказать себе: «Стоп! Не раздражайся! Остановись!».
Во многих учреждениях в настоящее время создаются комнаты психологической разгрузки, которые играют значимую роль в установлении психологического равновесия, достижения внутреннего спокойствия, ведь значимость релаксации для человека уже давно доказана!
Приём «зато я…», при котором в ответ на претензию человек выстраивает логическую цепочку «Да, это так, зато я…»
4. Методы нейтрализации негативных эмоциональных состояний.
1) Создание положительных эмоций.
Этому помогает правильно организованное рабочее место педагога, его эстетический вид.
Так же созданию положительных эмоций могут способствовать различные формы деятельности: рисование, лепка, а так же различные произведения искусства: коллажи, абстрактные картинки.
2) Нервно-мышечная релаксация (7 слайд).
Её суть заключается в том, что с помощью мышечных упражнений мы можем изменять своё эмоциональное состояние.
Педагогам предлагается выполнить ряд упражнений:
- пятка «хлопает» с силой по полу;
- пальцы ног напряжённо поднимаем вверх, затем опускаем;
- подьём ног в положении сидя на стуле;
- напряжение сменяем расслаблением мышц живота, ягодиц, плеч, рук, головы, шеи.
3) Слушание музыки (8 слайд).
Прослушивается фрагмент релаксационной музыки.
4) Рационализация предстоящего события.
Разбор ожидаемого события по деталям. Осмысление его важности, целесообразности, возможной пользы для себя, нахождение позитивных моментов.
5) Рациональное осмысление наихудшего исхода.
Происходит осмысление наихудшего исхода ситуации, проигрываются последствия неудачи, поражения, возможные поведенческие реакции, следующие за неудачей.
6) Избирательный позитив.
Человек ищет в предстоящей ситуации сильное звено, как бы говоря себе: «Я решил много проблем, решу и эту».
Важно уметь двигаться от «чёрного» к «белому», например:
КРАХ-ТРАГЕДИЯ-ПРОВАЛ-КОШМАР-УЖАС-НЕУДАЧА-НЕПРИЯТНОСТЬ-ОШИБКА-НЕУВЯЗКА.
7) Имитационная игра.
Или «Игра в теле» по Станиславскому. Заключается в проигрывании будущей ситуации. Она близка по содержанию к упражнениям, используемым в тренинговых группах.
8) Рациональное планирование.
Планирование дел должно осуществляться педагогом с учётом своих возможностей, способностей и наличия времени. Схема ухода от стрессовой ситуации, которая может возникнуть в ситуации «Не успеваю!»: (начертить на доске)
9) Быть готовым к выбору.
«Осёл»_________________
«Зло»__________________
«И хочется, и колется»___
10) «Именно сегодня мой самый счастливый день…»
Хорошую услугу оказывают различные техники психологической самоподдержки. Вот две из них:
1) памятка Добротворского (9 слайд).
Именно сегодня…
Именно сегодня я постараюсь не наносить вреда своему здоровью и не пренебрегать им.
Именно сегодня я приму мою семью, работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть.
Именно сегодня я не буду лентяем и постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное, прочитаю то, что требует усилия, размышления, сосредоточенности.
Именно сегодня я смогу сделать что-нибудь кому-нибудь полезное так, чтобы он не знал об этом. Я должен сделать, по крайней мере, 2 дела, которые мне не хочется делать.
Именно сегодня я ко всем буду доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше, надену то, что мне больше всего идёт. Буду разговаривать тихим, спокойным голосом, любезно вести себя, буду щедрым на похвалы, постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить.
Именно сегодня я попытаюсь жить только нынешним днём, не буду стремиться решать проблемы всей своей жизни сразу.
Именно сегодня я намечу план своих дел. Это избавит меня от двух зол – спешки и нерешительности.
Именно сегодня я проведу 15-20 минут в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться.
Именно сегодня я не буду бояться быть счастливым, наслаждаться красотой, любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня.
Итак, сегодня мой самый счастливый день!
5. Заключение (10 слайд).
Звучат стихи Ольги Ярошенко.
Не факт наносит нам инфаркт,
Нейтральные факты как явленья,
И только наше отношенье
Поляризует каждый факт.
Не факт, эмоцией своей
Ты в сердце сам взрываешь мины,
За иллюзорные причины
Платя реальностью страстей.
Не факт здоровье нам крушить,
А наше к факту отношенье.
Разнузданность, воображенье,
Неуправляемость души…
Вывод: У кого какие вопросы? Ещё предложить совместно подумать над темами семинара на следующую учебную четверть. Спасибо за внимание! До новых встреч! (11 слайд).
Приложение
Методика «Самооценка психических состояний» (по Айзенку)
Фрустра́ция - психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.
Ригидность — это, по сути своей, неподатливость, неповоротливость, оцепенелость, которая в физиологическом отношении вызывается чрезмерным напряжением мышц, а в психическом — инертностью мышления, сниженной приспособляемостью к меняющимся условиям жизни.
Инструкция: Предлагаем вам описание различных психических состояний. Если вам это состояние часто присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.
I
- Не чувствую в себе уверенности
- Часто из-за пустяков краснею
- Мой сон беспокоен
- Легко впадаю в уныние
- Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях
- Меня пугают трудности
- Люблю копаться в своих недостатках
- Меня легко убедить
- Я мнительный
- Я с трудом переношу время ожидания
II
- Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых все-таки можно найти выход
- Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом
- При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
- Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
- Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.
- Я нередко чувствую себя беззащитным.
- Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
- Я чувствую растерянность перед трудностями.
- В трудные минуты жизни иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы пожалели.
- Считаю недостатки своего характера неисправимыми.
III
- Оставляю за собой последнее слово.
- Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
- Меня легко рассердить.
- Люблю делать замечания другим.
- Хочу быть авторитетом для других.
- Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
- Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю.
- Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
- У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
- Я мстителен.
IV
- Мне трудно менять привычки.
- Нелегко переключать внимание.
- Очень настороженно отношусь ко всему новому.
- Меня трудно переубедить.
- Нередко у меня не выходит из головы мысль, от которой следовало бы освободиться.
- Нелегко сближаюсь с людьми.
- Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана.
- Нередко я проявляю упрямство.
- Неохотно иду на риск.
- Резко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.
Обработка результатов
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:
1...10 вопрос - тревожность;
11...20 вопрос - фрустрация;
21...29 вопрос - агрессивность;
31...40 вопрос - ригидность.
Оценка и интерпретация баллов
I. Тревожность:
0-7 баллов - не тревожны;
8-14 баллов - тревожность средняя, допустимого уровня;
15-20 баллов - очень тревожный.
II. Фрустрация:
0-7 баллов - не имеете высокой самооценки, устойчивы к неудачам, не боитесь трудностей;
8-14 баллов - средний уровень, фрустрация имеет место;
15-20 баллов - у вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач, фрустрированы.
III. Агрессивность:
0-7 баллов - вы спокойны, выдержаны;
8-14 баллов - средний уровень агрессивности;
15-20 баллов - вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.
IV. Ригидность:
0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость,
8-14 баллов - средний уровень;
15-20 баллов - сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны смена работы, перемены в личной жизни.
№ | Тревожность | № | Фрустрация | № | Агрессивность | № | Ригидность |
1 | 11 | 21 | 31 | ||||
2 | 12 | 22 | 32 | ||||
3 | 13 | 23 | 33 | ||||
4 | 14 | 24 | 34 | ||||
5 | 15 | 25 | 35 | ||||
6 | 16 | 26 | 36 | ||||
7 | 17 | 27 | 37 | ||||
8 | 18 | 28 | 38 | ||||
9 | 19 | 29 | 39 | ||||
10 | 20 | 30 | 40 | ||||
∑ | ∑ | ∑ | ∑ |
Литература.
- Михайлина, М. Ю. Психическое здоровье как основа модернизации системы образования [Текст] / М. Ю. Михайлина. / Ежегодник РПО. Материалы III Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года. - СПб., 2003. Т.5.
- Пахальян, В. Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст [Текст] / В. Э. Пахальян. - СПб.: Питер, 2006.
- Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Электронный документ] - Режим доступа: http://www.psyinst.ru. - Загл. с экрана.
- Шагивалеева, Г. Р. Основы психологического здоровья [Электронный документ] - Режим доступа: http://www.egpu. ru. - Загл. с экрана.