СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ЗНАКОМСТВО С СЕНСОРНОЙ КОМНАТОЙ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_sensornaya_komnata.docx | 22.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБ(О)С(К)ОУ С(К)О школа-интернат VIII вида №4
Семинар-практикум
для педагогов
«Волшебный мир сенсорной комнаты»
Подготовила педагог-психолог Е.Н.Соломенцева
2015-2016 г.
Цель. Знакомство педагогов с сенсорной комнатой. Демонстрация приемов работы с детьми.
Ход проведения
1. Приветствие.
2. Ознакомительная беседа.
Сенсорная комната – это особый мир, в котором дети испытывают необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощаются, расслабляются и отдыхают от негативных воздействий внешней среды.
Сенсорная комната способна превратиться для ребенка в любое место: лес, город, подводный мир.
Задачи, решаемые в условиях сенсорной комнаты:
Создать эмоционально-положительный настрой в группе.
Снять эмоционально-мышечное напряжение.
Воспитывать доверие, доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым.
Развивать наблюдательность, внимание.
Обогащать пассивный и активный словарь детей.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать игровые навыки, произвольность поведения.
Развивать тактильную чувствительность, слуховое и зрительное восприятие.
Способствовать формированию адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии.
В сенсорной комнате ребенок пребывает в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при сопровождении педагога исследует окружающее. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психическое и эмоциональное состояние: как расслабляющее, так и стимулирующее, восстанавливающее. Поэтому сенсорная комната не только способствует достижению релаксации, но и позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.
Оборудование комнаты:
Фиброоптическая тактильная панель
Способствует активизации кинестетических ощущений, усидчивости, развивает умение ориентироваться на вертикальной плоскости, воображение, познавательные процессы. Мерцающий цвет панели способствует эмоциональному расслаблению, психологическому комфорту.
Фиброоптическое волокно с источником света
Формирует представление о цвете, позволяет снять эмоциональное напряжение.
Аквалампа с рыбками
Используется для создания положительного эмоционального настроя, способствует психической разгрузке.
Зеркальное панно с фиброоптическими нитями «разноцветный дождь»
Фиброоптические волокна приятно брать в руки, они завораживают переливанием цвета, своей красотой, легкостью в прикосновении к ним, их можно сгибать, перебирать, выполнять различные действия руками, а отражение этих волокон в зеркале, доставляет огромное удовольствие от визуальных образов, создаваемых этим отражением.
Сухой душ
Разноцветные шелковые ленты стимулируют тактильные ощущения, помогают восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Ленты приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них можно проходить, касаясь лицом. Сухой душ способствует снятию нервно-психического и эмоционального напряжения. Например, ребенку можно предложить представить, что это волшебный дождь, который смывает все страхи, обиды и переживания.
Тактильно-развивающий комплекс «Улитка Саша»
Многофункциональное игровое пособие способствует стимуляции сенсорных и коммуникативных функций. Следует отметить наличие движущих элементов, встроенных в корпус улитки, которые способствуют развитию мелкой моторики и развитию зрения. Дети могут играть в раковине улитки, сидя на мягком мате - яркие разноцветные ленты создают эффект уютного домика. В два тактильных мешочка, расположенных по бокам, можно класть различные предметы для развивающих игр (например, для игры «Чудесный мешочек») .
Мягкий диван позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную позу. Пенополистирольные гранулы оказывают мягкое приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа.
Мягкий ковер дает каждому ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствует развитию самостоятельности, навыков общения, развитию двигательных и психических навыков.
Прибор направленного света
Используется в процессе проведения расслабляющих упражнений, а также для реализации сказочных сюжетов.
Тактильные (сенсорные) дорожки
Полезны для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия.
Световой стол с песком
Используется для развития тактильного восприятия, формирования уверенности в себе, снижения нервно-психического напряжения, обогащения восприятия и воображения. Упражнения на данном оборудовании развивают тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Подсветка делает картины более эффектными и повышают интерес к упражнениям.
Мягкий зеркальный уголок с пузырьковой колонной
Способствует развитию зрительного восприятия, формированию фиксации взора, концентрации внимания, плавного прослеживания и зрительной координации. Отражение трубки в зеркале создает возможность находиться под воздействием сложного сенсорного потока светового раздражителя.
Занятия с детьми лучше всего начинать с игр и упражнений, направленных на развитие кожно-кинестетической чувствительности. Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы.
3. Педагогам предлагается на себе испытать тактильное воздействие через выполнение следующих упражнений:
Хождение по сенсорным дорожкам.
Потрогать ладонями фиброоптическую тактильную панель.
Упражнение «Сортируем камешки».
Упражнение «Собери кружочки».
Педагоги перебирают множество разнообразных фигурок и отбирают только кружочки.
Упражнение «Ловим рыбок» (в пуговичном озере) .
Упражнение «Ласковые лапки».
Педагоги знакомятся с правилами игры: по руке каждого будет ходить зверек и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой зверек прикасался к руке – отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: «зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони.
Для игры можно использовать кусочек меха, кожи, кисточку, бусы, вату и т. д.
Упражнение «Ушки зайчиков».
Педагогам предлагается сесть на мягкое покрытие, вытянуть ноги, руками опереться сбоку или сзади.
Всем представить, что ступни — это ушки зайчика, нужно пошевелить ими, как делают зайчики. Посмотреть, у кого какого цвета ушки. Все называют цвет, исходя из цвета их носочков.
- Представим, что зайчик услышал какие-то звуки и навострил свои ушки.
(Носочки ступней направлены вверх.) Зайчик испугался, задрожал, и его ушки тоже задрожали. (Все совершают ступнями легкие движения вправо-влево.)
А затем зайчик стал убегать. (Обе ступни ног наклоняют асинхронно то вперед, то назад, например, правая ступня вперед, левая назад и т. д.)
Зайчик все быстрее бежит. (Увеличивают скорость движения.)
И спрятался. (Ступни нагибают вперед к полу и кладут друг на друга, затем меняют их местами.)
4. Для создания положительного настроя, снятия мышечных зажимов, выплеск негативных эмоций педагогам предлагается на себе ощутить воздействие пузырьковой колонны.
Упражнение «Верх-низ». Рассматривание педагогами, как колонна меняет цвет. Можно проследить взглядом как поднимаются и опускаются пузырьки (рыбки, шарики).
Упражнение «Звуковая гимнастика»
Участникам предлагается пропеть звуки, которые определенным образом воздействуют на организм. Исходная позиция – стоя перед пузырьковой колонной с выпрямленной спиной, состояние спокойное, расслабленное. Перед произнесением каждого звука делается глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносится звук, насколько хватит дыхания.
Звуки:
А – воздействует благотворно на весь организм;
Е – воздействует на щитовидную железу;
И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О – воздействует на сердце, легкие;
У – воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я – воздействует на работу всего организма;
М – воздействует на работу всего организма;
Х – помогает очищению организма;
ХА – помогает повысить настроение.
5. Педагогам предлагается почувствовать воздействие фиброоптических волокон. Предложить всем выполнить следующие упражнения:
Упражнение «Заплетаем косы»
Меняющие цвет по всей длине волокна, можно перебирать руками по одному и ощущать тепло и мягкость. На каждое волокно можно придумать ласковое имя для себя. Можно продолжить фразу «Я самая… », говоря о своих хороших качествах, Можно, перебирая волокна, заплетать из них косы.
Упражнение «Огонь – лед»
Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде ведущего «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбираются каждым участником произвольно. По команде «Лед» участники застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Ведущий несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой. Во время действия команды «огонь» фиброоптические волокна излучают красный цвет, при произнесении команды «Лед» цвет меняется на синий.
6. Педагогам предлагается фрагмент занятия для детей среднего дошкольного возраста «Улитка»:
Загадка.
Медленно ползет в траве
Тащит ношу на спине:
Дом тащить такая пытка,
И зовут ее … (улитка)
Рассматривание улитки. Какие рожки у улитки? Пальчиковая гимнастика: «Улитка, улитка, высуни рога», «Улитка уснула»
Сон улитки демонстрируется с помощью светового стола с песком.
Упражнение «Улитка – скалолаз» с использованием игрового оборудования «сухой душ»
Скалолаз – улитка ловкий,
Ползет вверх и без страховки,
Вниз ползет она быстрее,
По яркой и цветной аллее.
7. Педагогам предложить опробовать игровое оборудование «Сухой душ», «Улитка Саша».
8. Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее, кто на ковре. Кто на диване. Включается прибор направленного света. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. В какое время суток могут гореть звезды? (Вечером, ночью.) Давайте сейчас представим чудесную ночь. На темном небе зажигаются звезды. Они медленно плывут по темному небу. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным. Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Дышим легко… ровно… глубоко.
Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем
И повыше поднимаем
Потянуться! Улыбнуться!
Ладошки потереть и встать.
Настроение, я надеюсь, у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.
9. Рефлексия занятия