Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Программа направлена на создание психолого-педагогических условий для личностного развития студентов и их успешного обучения и воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsialno-psihologicheskogo_soprovozhdeniya.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И
МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«САКСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
«Утверждаю» Директор ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум» ______________ А.Ю. Волкова «_____»_______________2015г |
ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
Саки, 2015
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Психолого-педагогическое сопровождение образова-тельного процесса |
Наименование учреждения | ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум» |
Автор программы | Педагог-психолог Чечина Анна Леонидовна |
Цель программы | Создание психолого-педагогических условий для личностного развития студентов и их успешного обучения и воспитания. |
Задачи программы |
|
Объект психолого-педагогического сопровождения | Педагоги, родители, студенты техникума. |
Направления программы |
возможных проблем в развитии и взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса.
ции об уровне психического развития студентов, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников учебно-воспитательного процесса.
взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
ление системы работы с обучающимися, испытывающими трудности обучения и адаптации. Уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала студента.
для повышения психологической компетентности педагогов, администрации техникума и родителей, а именно: - актуализация и систематизация имеющихся знаний; - повышение уровня психологических знаний; - включение имеющихся знаний в структуру деятельности. |
Срок проведения | 2015-2018 учебный год |
Ожидаемые результаты |
обучающихся в учебном процессе и, как следствие, повышение учебной мотивации и потребности в получении знаний, создание условий для самоопределения студентов.
образовательного процесса, повышение оперативности реагирования на запросы участников образовательного процесса.
педагогов и родителей.
воспитательном процессе.
участниками образовательного процесса, благоприятный психологический климат в техникуме. |
Исполнители программы | Администрация и педагогический коллектив Сакского технологического техникума. |
Нормативно-правовая база разработки программы |
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
системе Министерства образования Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 22 октября 1999 г. № 636. Приказ Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. №2106).
стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
сионального образования ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум». 5. Положение о социально-психологической службе ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум». 6. Правила внутреннего распорядка для обучающихся в ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум». 7. Международная конвенция «О правах ребенка»,
24 июля 1998г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ». 9. Приказ Минобрнауки России об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897. 10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. 11. Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003г. №28-51-513/16 (Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования). 12. Постановление Министерства труда и социального развития РФ то 27 сентября 1996г. №1 «Об утвержде-нии положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения РФ». |
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Цель и задачи программы
Направления психолого-педагогического сопровождения
Формы работы психолого-педагогического сопровождения
Структура психолого-педагогического сопровождения
Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения
Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения
Основные этические принципы деятельности педагога-психолога
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Список литературы
Пояснительная записка
Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменения взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно-исторической педагогики развития. В системе образования в России складывается особая культура поддержки и помощи обучающимся в образовательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Перед педагогическим коллективом техникума стоит задача объединений усилий педагогов и педагога-психолога для оказания поддержки и помощи студентам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие студентов.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменения парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие студентов, учет их способностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности педагога-психолога.
В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса ГБПОУ РК «Сакский технологический техникум», определяет точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды техникума, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога-психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа педагога-психолога является необходимым элементом системы управления образовательным процессом техникума, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в техникуме по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения указываются:
- успешность деятельности обучающегося;
- осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
- удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
- связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.
Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: студентов, родителей и педагогов. Педагог-психолог отвечает за разработку модели психолого-педагогического сопровождения введения стандартов.
Актуальность создания такой модели очевидна и связана с особенностями новых стандартов.
Наиболее важными аспектами психологического сопровождения образовательного процесса являются:
- личностно-ориентированный подход к каждому студенту;
- учет психологических особенностей студентов;
- вариативность коррекционно-развивающих программ.
Указанные особенности определяют специфику организации и содержания психологического сопровождения образовательного процесса в техникуме. Это сопровождение рассматривается как систематическая деятельность педагога-психолога, направленная на сохранение, укрепление здоровья студентов, их успешное обучение и развитие в открытом социально-педагогическом пространстве техникума. На основе данного подхода и была разработана программа психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в техникуме.
Цель и задачи программы
Цель: создание психолого-педагогических условий для личностного развития студентов и их успешного обучения и воспитания.
Задачи:
- сохранение психического здоровья студентов, формирование у них
способности к самопознанию, самовоспитанию, самоопределению;
- профилактика и коррекция отклонений в психическом и личностном
развитии студентов;
- создание условий для формирования системы психологических знаний
у родителей и педагогов, оказание им своевременной психологической поддержки;
- содействие гармонизации социально-психологического климата в
образовательной организации;
- развитие психолого-педагогической компетентности студентов,
родителей, педагогов.
Реализация цели достигается основными функциями: информационной, направляющей и развивающей.
Информационная функция сопровождения состоит в широком оповещении всех заинтересованных лиц о формах и методах сопровождения. В первую очередь это касается педагогов, администрацию техникума и родителей обучающихся, принимающих участие в программе психологического сопровождения. Информационная функция обеспечивает открытость процесса сопровождения, что согласуется с принципами открытого образования, а также, в свою очередь делает всех заинтересованных лиц активными участниками (сотрудниками).
Направляющая функция сопровождения обеспечивает согласование всех заинтересованных в сопровождении субъектов учебно-воспитательного процесса с целью обеспечения координации их действий в интересах студента. Вместе с тем, направляющая функция предусматривает, что ведущей (направляющей) фигурой в этих действиях в силу его профессиональной компетенции становится педагог-психолог техникума.
Развивающая функция сопровождения задает основной вектор действиям всех участвующих в системе сопровождения службам, которые становятся службами развития личности студента. Развивающая функция обеспечивается деятельностью педагогов, педагога-психолога, других работников техникума. При этом педагоги используют в практике работы развивающие технологии обучения и воспитания, а педагог-психолог – развивающие дополнительные занятия с обучающимися, проходящие, как правило, после уроков.
Направления психолого-педагогического сопровождения
- Профилактическая работа.
Приоритетом в данной работе является: предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, формирование социально-активной личности, формирование культуры здорового образа жизни, активное вовлечение семьи в процесс воспитания, обеспечение деятельности кружков, спортивных соревнований по интереса в техникуме, формирование толерантности и способности к осознанному выбору у обучающихся, сопротивление вредным привычкам, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка.
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников учебно-воспитательного процесса.
1. Работа с педагогическим коллективом.
В предлагаемые виды мероприятий входит: проведение круглых столов, семинаров, педагогических советов, консультаций и других мероприятий по проблемам адаптации студента в техникуме, повышению правовой грамотности педагогов в области Прав ребенка.
2. Работа по профилактике эмоционального неблагополучия обучающихся в образовательной среде.
Основными направлениями психологической работы с обучающимися являются мероприятия по:
- оптимизации взаимодействия студентов с педагогами;
- знакомству студентов с основами самопознания и саморазвития;
- формированию социально направленных ценностных ориентаций и устойчивой жизненной позиции;
- формированию коммуникативных навыков для психологически безопасного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, и толерантного поведения;
- социально-педагогической поддержке студентов, не получающих достаточного внимания и контроля со стороны родителей.
3. Работа с родителями.
Основные мероприятия должны включать:
- профилактическую работу с родителями с целью обеспечения выполнения Прав ребенка;
- систему просветительской деятельности по повышению психологической культуры родителей в вопросах воспитания и оптимизации детско-родительских отношений.
- Психологическая диагностика.
Психологическая диагностика определяется задачами техникума и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, студентами), проводится как индивидуально, так и с группами обучающихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии студента, его социальной адаптации в коллективе.
Цель: получение информации об уровне психического развития студентов, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников учебно-воспитательного процесса.
Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Этапы индивидуальной диагностики:
- изучение обращения к педагогу-психологу, поступающего от педагогов, родителей, студентов (определение проблемы, выбор метода исследования);
- проведение исследования;
- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности обучающегося (анализ результатов, написание заключения);
- разработка рекомендаций, подбор и разработка коррекционно-развивающих программ психокоррекционной работы с обучающимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
- Психологическое консультирование.
Консультативная деятельность представляет собой направление психологической помощи обучающимся, их родителям (законным представителям) и педагогическим работникам, испытывающим трудности во время педагогического процесса.
Цель: оптимизация взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся новому поведению.
Групповое консультирование - информирование всех участников учебно-воспитательного процесса по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории студентов с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
Психологическое консультирование проводится по следующим направлениям:
- взаимоотношения в учебной группе (место и роль в коллективе);
- по поводу проблем обучения, поведения, межличностного взаимодействия конкретных студентов или групп обучающихся;
- оказание психологической помощи и поддержки студентам, находящимся в состоянии стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания;
- профилактика правонарушений и вредных привычек;
- помощь в организации эффективного детско-родительского общения.
4. Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы прежде всего с обучающимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Цель: коррекционно-развивающей работы заключается в составлении системы работы с обучающимися, испытывающими трудности обучения и адаптации.
Направленно на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение максимальной реализации реабилитационного потенциала студента.
5. Психологическое просвещение.
Данная работа ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний всеми участниками образовательного процесса.
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации техникума и родителей, а именно:
– актуализация и систематизация имеющихся знаний;
– повышение уровня психологических знаний;
– включение имеющихся знаний в структуру деятельности.
Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, подборка литературы, рекомендации, выступления на классных часах, педсоветах, родительских собраниях, заседаниях МК классных руководителей и пр.
Психолого-педагогическое сопровождение подразумевает не только психологическую, но и педагогическую позицию, реализуемую на основе взаимодействия и сотрудничества всех субъектов образовательного процесса: педагогов, педагога-психолога, администрации техникума, родителей.
Психологическое просвещение и информирование родителей проводится преимущественно в форме выступления на родительских собраниях и подготовки рекомендаций, памяток.
С целью популяризации психологии как науки, расширения аудитории общения, педагог-психолог оформляет информационный стенд, с информацией для студентов, педагогов, родителей и др.
Формы работы психологического сопровождения
Решение задач психолого-педагогического сопровождения включает в себя работу не только с обучающимися, но и педагогами, и родителями как участниками образовательного процесса.
- Работа со студентами
- Профилактическая работа со студентами с целью формирования у них знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
- Выявление методом наблюдений, диагностики, консультаций студентов группы риска и организация индивидуальной или групповой коррекционно-развивающей работы.
- Проведение тренингов с обучающимися по развитию коммуникативных и регулятивных компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
- Консультирование обучающихся (индивидуальное, групповое).
При систематической работе достигаются поставленные цели по самореализации, самоопределению, формированию коммуникативных взаимоотношений обучающихся техникума.
- Работа с педагогами
- Профилактическая работа с педагогами: проведение семинаров,
педсоветов, круглых столов. Существенное место в работе с педагогическим коллективом отводится обучению их установлению психологически грамотной, развивающей, толерантной системы взаимоотношений со студентами, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга. Формирование адекватной Я-концепции педагогов способствуют развитию эмпатии, оказанию психологической поддержки в процессе их взаимодействия со студентами и коллегами.
- Консультирование педагогов по вопросам совершенствования
учебно-воспитательного процесса при сопровождении индивидуальных образовательных траекторий.
- Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа
информация по вопросам личностного роста, создание комфортной психологической атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических мероприятий; повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания психолого-педагогических кадров
- Работа с родителями.
- Консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию своих детей в новом учебном заведении, посвященное психологическим особенностям того или иного вида деятельности: групповые и индивидуальные консультации, родительские собрания, разрешения конфликтов, в которых принимают участие как родители, так и дети.
- Профилактическая работа с родителями с целью повышения психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и обучения ребенка, обучение навыкам эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми: беседы, лекции, индивидуальные рекомендации родителям для успешного воспитания детей.
Уровни внедрения системы психолого-педагогического сопровождения
Уровень группы. На данном уровне ведущую роль играют педагоги и классный руководитель, обеспечивающие необходимую педагогическую поддержку студенту в решении задач обучения, воспитания и развития.
Основная цель их деятельности – развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации обучающегося, возникновения острых проблемных ситуаций.
Для достижения данной цели классный руководитель совместно с психологом разрабатывает план развития группы и каждого студента. Корректируется план воспитательной работы в группе на основе психологических характеристик группы и обучающихся.
Уровень техникума. На данном уровне ведущая роль отводится педагогу-психологу, преподавателям, классным руководителям, мастерам, социальному педагогу, выявляющим проблемы в развитии студентов и оказывающим первичную помощь в преодолении трудностей в обучении, взаимодействуя с педагогами техникума, родителями, сверстниками.
Направление студента с проблемами в развитии, поведении, обучении на ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию). По заключению психолого-медико-педагогической комиссии разрабатывается план дальнейших действий, направленный на решение возникших трудностей обучающегося. На данном уровне также реализуются профилактическая работа, охватывающая значительные группы студентов, осуществляется экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и педагогами техникума.
Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
- Повышение психологического комфорта обучающихся в учебном процессе и, как следствие, повышение учебной мотивации и потребности в получении знаний, создание условий для самоопределения студентов.
- Оптимизация психолого-педагогических условий образовательного процесса, повышение оперативности реагирования на запросы участников образовательного процесса.
- Повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
- Успешная адаптация обучающихся в учебно-воспитательном процессе.
- Повышение психологической культуры студентов.
- Повышение толерантности в отношениях между участниками образовательного процесса, благоприятный психологический климат в техникуме.
Основные этические принципы деятельности педагога-психолога
- Принцип конфиденциальности.
- Принцип компетентности.
- Принцип ответственности.
- Принцип этической и юридической правомочности.
- Принцип квалификационной пропаганды психологии.
- Принцип благополучия клиента.
Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном обществе.
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса
Вид сопровож-дения | Ответствен-ный | Цель сопровождения | Задачи сопровождения |
Психоло-гическое | Педагог-психолог | Максимальное содействие личностному развитию каждого студента | 1. Реализация в работе со студентами их возможностей на протяжении всего периода обучения в техникуме. З. Создание благоприятного для развития студентов, для их продуктивного общения со взрослыми и сверстниками психологического климата. |
Социаль-ное | Социаль-ный педагог | Создание условий для формирования социально- профессиональ- ной компетентности выпускников, обеспечивающих их жизненную успешность | 1. Социально-педагогическая диагностика жизненной ситуации студентов. 2. Защита прав и интересов студентов. 3.Осуществление связи с семьёй. 4. Содействие в установлении нравственно-здоровых взаимоотношений между студентами и педагогами, оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций. |
Медицинское | Медицинский работник | Создание условий, гарантирующих формирование, сохранение и укрепление здоровья студентов и педагогов | 1. Обеспечение медицинской помощи студентам и педагогам. 2. Организация профилактичес-ких мероприятий и плановых медицинских осмотров. 3. Просвещение студентов, педагогов и родителей по вопросам ЗОЖ. 4. Контроль за выполнением СанНиНов |
Педагоги-ческое | Кл.руково-дитель Мастер Преподава-тели Зам.директора по УВР Зам.директора по УПР | Создание благоприятной учебно-воспитательной среды в ГБПОУ РК СТТ | 1.Осуществление связи с семьёй. 2.Реализация плана воспитатель- ной работы с группой. 3.Разработка учебных планов, учитывающих индивидуальные особенности студентов. 4.Создание системы внеклассной досуговой деятельности, влияющей в том числе, на среду обитания. 5. Развитие профессиональной компетентности педагогов. |
Для названных видов сопровождения едиными являются задачи в зависимости от курса обучения.
1 курс. Основная задача – комплексное изучение поступивших студентов, их профессиональной пригодности, наблюдение за процессом их адаптации, выявление обучающихся, склонных к дезадаптации. Организация работы по сплочению групп.
2 курс. Основная задача – развитие личностных и профессиональных навыков, формирование навыков общения, профессионально-важных качеств.
На этом этапе у студентов складывается представление о себе, своих способностях, усвоение их внешней оценки, происходит переход от позиции объекта деятельности к реализации активной субъективной позиции. Этот процесс находится под наблюдением педагогов, что позволяет отследить происходящие изменения.
3 курс. Основная задача - расширение профориентационной работы и работы по подготовке студентов к самостоятельной профессиональной деятельности. Организуется деятельность по анализу процесса обучения с соответствующими выводами.
Список литературы
- Александровская Э.М. Психологическое сопровождение школьников / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. - М.: Издат. центр "Академия", 2002. - 208 с.
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 624 с.
- Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16. // Вестник образования. – 2003. - №18. – 53-66 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ «Сфера»., 2000. – 448 с.
- Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях / Под ред. Л.М. Митиной - М., 2010. – 215 с.
- Попова М.В. Психология растущего человека. – М.: ТЦ «Сфера», 2002.– 128 с.
- Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО. Составитель Серякина А. В. Научный редактор М. Ю. Михайлина – Саратов: ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2012. – 100 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. – М., 1993. – 286 с.
- Ясюкова, JI.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников / Л.А. Ясюкова. СПб., 2003. – 204 с.