Семинар-практикум для педагогов "Все дети хороши"

Тоюнда Ольга Сергеевна

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями в поведении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon семинар-практикум59.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №11 «Радуга»

Семинар-практикум

 «Все дети хороши»

                                                    Подготовила:

                                                            Педагог-психолог

                                                                                          МБДОУ Детский сад №11 «Радуга»

                                                  Тоюнда О.С.

г. Ханты-Мансийск

февраль 2015 г.

Семинар-практикум «Все дети хороши»

Цель: формирование навыков конструктивного взаимодействия педагогов с детьми с нарушениями в поведении.

Задачи:

  • Настроить участников на продуктивное взаимодействие друг с другом;
  • Показать педагогам особенности поведения разных категорий детей;
  • Познакомить педагогов с игровыми приёмами коррекции нарушений в поведении детей;
  • Научить педагогов выбирать оптимальные способы взаимодействия с разными категориями детей;

Целевая группа: педагогический коллектив.

Время: 60 мин.

Оборудование: аудиозапись динамичной, спокойной музыки; мягкие игрушки; рисунки детей на тему «Это Я!»; конвертики по количеству участников; лист с нарисованными фигурами; листы бумаги и карандаши по количеству участников; нити или ленты по количеству участников;

Ход занятия:

  1. Вводный (разминочный) этап.

Упр. «Здравствуй, друг». (5 мин.)

Цель: повышение уровня работоспособности участников, способствовать снижению напряжения, позитивному восприятию друг друга.

Педагоги по сигналу психолога (под музыкальное сопровождение) начинают хаотично двигаться по комнате. Вводится правило: отсутствие разговоров во время игры и при ходьбе смотрим в глаза друг другу. Когда музыка останавливается, нужно найти себе пару и поздороваться следующим образом: «Здравствуй, друг! Как дела? Где ты был? Я скучал!» Затем под музыкальное сопровождение пары меняются в новые пары (4-5 раз).

Упр. «Выбери себе ребёнка» (7 мин.)

Цель:

Образовавшимся в предыдущем упражнении парам среди мягких игрушек предлагается выбрать «своего ребёнка», рассказать про него от первого лица (какой он, что он любит….).

Упр. «Все дети разные» (7 мин.)

Цель:

Все дети разные, каждый ребёнок индивидуальность. Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что у них все легко и быстро получается (достать из коробки звёздочку). А есть дети, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик). А есть дети очень противоречивые: 5 минут он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом всё повторяется вновь (достать шашечку). А ещё есть дети очень-очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать шарик). Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить со взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий шарик), а может ему плохо с этими колючками? Все дети разные, они не похожи друг на друга, каждый из них индивидуальность. Главная задача взрослых: не задавать себе вопрос «Почему он такой?», а задавать вопрос «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?»

2.        Информационный этап.

Упр. «Портрет особого ребёнка» (10 мин.)

Участники делятся на 3 команды (по цвету листочка с приветственными словами), каждая команда выбирает признаки, характерные для каждой группы детей (агрессивные, гиперактивные, тревожные). После выбора проводится обсуждение.

3.        Практический этап.

«Как помочь агрессивному ребенку».

Упражнение  «работа с гневом».

       Группа делится на 3—4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева.

Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.

Упражнение «Щепки на реке».

Цели: Эта игра создает спокойную, полную доверия атмосферу. Дети сами могут решить, как они в качестве Щепок будут "двигаться по воде": медленно или быстро. Дети, которые будут Водой, должны потренироваться приостанавливать и направлять самые разные Щепки.

Инструкция: Встаньте в два длинных ряда, один напротив другого. Расстояние между рядами должно быть чуть больше вытянутой руки. Представьте себе, что вы все вместе — Вода одной реки. По реке сейчас "поплывут" Щепки. Один участник отправится сейчас в путь по реке как первая Щепка. Он сам решит, как он будет двигаться. Например, он может закрыть глаза и медленно пойти прямо. А Вода плавно поможет руками Щепке найти дорогу. Возможно, Щепка "поплывет" не прямо, а будет крутиться. Вода должна и этой Щепке помочь найти дорогу. Может быть, Щепка оставит глаза открытыми и будет двигаться хаотично или кругами. Вода должна и ей помочь. Когда Щепка проходит до конца Реки, то она становится рядом с последним участником и ждет, пока не приплывет следующая Щепка. Она встает напротив первой, и тем самым они составляют Реку и постепенно удлиняют ее. И так, неспешно, Река будет блуждать по классу, пока все участники не проплывут по Реке, изображая Щепки. Все ли понятно?

Анализ упражнения:

  • Что ты чувствовал, когда был Щепкой?
  • Что ты чувствовал, когда был Водой?

«Как помочь гиперактивному ребенку».

Помня об индивидуальных особенностях гиперактивных детей, целесообразно работать с ними в начале дня, а не вечером, уменьшить их рабочую нагрузку, делать перерывы в работе. Перед началом работы (занятий, мероприятия) желательно провести индивидуальную беседу с таким ребенком, заранее оговорив правила, за выполнение которых ребенок получает вознаграждение (не обязательно материальное).

  • Упражнение «Инструкция»

   Ведущий вызывает из группы одного желающего — водящего. Ему вручается лист с заранее нарисованными фигурами. Задача водящего — в течение одной минуты дать четкие вербальные указания группе, в результате которых у каждого участника должно быть воспроизведено изображение с листа водящего.

    Затем ведущий закрепляет эталон на доске. Тогда каждый участник сам сравнивает свою работу с эталоном.

  • Упражнение «Черепаха»,  или Игра  «маленький  зверек»

Цель: Дать возможность взрослым  почувствовать, как с помощью  игровых  приемов  можно осуществлять  мышечный контроль.

Содержание: Тренер просит участников закрыть глаза, после чего тихим спокойным голосом произносит следующий текст «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому Вы стараетесь, сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то   очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (соседнем стуле), Убедитесь, что зверек в полной безопасности; улыбнитесь ему еще раз.  Теперь можете открыть глаза».

Обсуждение. Тренер задает вопрос о том, что чувство каждый из участников, выполняя данное упражнение. Трудно было сидеть неподвижно

в течение его выполнения? Если бы участник получил информацию «Сидеть неподвижно  3 минуты, что бы он чувствовал во время  выполнения инструкции? А после завершения такого упражнения?

«Как помочь тревожному ребенку».

  • Упражнение. «Конверт».

Всем участникам раздаются конверты. У одного в конверте листочек, тот должен будет выйти в центр круга и отвечать на вопросы других. Вопросы разные – интеллектуальные и личные. На самом деле листочки в конверте у каждого.

–Мне кажется, что листочек у …, потому что…

(Что вы чувствовали, когда получили конверт? Когда отвечали? Опишите физиологические ощущения).

 Работу с тревожными детьми желательно проводить в трех направлениях:

1)         повышение самооценки;

2)         обучение умению снимать мышечное напряжение;

3)         Отработка навыка уверенного поведении в конкретных ситуациях.

  • Упражнение «Волшебные нити».

Цель: сплочение группы, развитие коммуникативных навыков, формирование мотивации к общению со сверстниками, повышение уверенности в себе.

Инструкция: Сейчас вы лучше узнаете друг друга, а помогут вам в этом волшебные нити. По очереди берите одну нить и называйте какое-нибудь хорошее качество своего соседа справа. Посмотрите, сколько у вас хороших качеств! Каждая нить – это что-то хорошее, а нитей у вас очень много. Теперь вы знаете, какие мы хорошие.

  • Упражнение «Царская семья»

     Второе направление в работе с тревожными детьми связано с повышением самооценки. Мы рекомендуем провести следующее упражнение. 
Содержание: Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием «изобразить семейный портрет». 
1-я подгруппа представляет царскую семью;

2-я подгруппа— семью всемирно известного ученого;

3-я подгруппа — семью «новых русских»

4-я подгруппа — семью кинозвезды.

    Подгруппы по очереди представляют «семейную фотографию». Остальные участники пытаются отгадать, кто «изображен» на «фото»

   Во время обсуждения участники отвечают в кругу на вопрос «Что вы чувствовали во время выполнения упражнения?». Упражнение дает возможность почувствовать свою значимость.

  • Упражнение «Я – Алла Пугачева»

    Третье направление работы с тревожными детьми отработка навыка уверенного поведения в конкретных ситуациях. Рекомендуют с этой целью провести в группе следующее упражнение.

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимых для него и в то же время известного присутствующим человека (Алла Пугачева, президент США, сказочный персонаж, литературный герой и т. д.).

   Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

      После проведения упражнения проводится обсуждение, в ходе которого каждый участник вербализует те чувства, которые возникли у него в ходе презентации.

  Данное упражнение способствует повышению самооценки и может быть использовано при отработке навыка уверенного поведения.

4.        Заключительный этап.

  • Упр. «Воспоминания моего детства» (7 мин.)

Участникам предлагается вспомнить себя в детстве, какими были, какие оценки часто слышали от окружающих вас взрослых. Предлагается примерить на себя одну из тех характеристик, о которых говорили ранее, и высказаться о своих чувствах.

  • Притча «Посмотри на себя». К одному мудрецу пришла женщина и стала рассказывать о совей дочери, что она очень вспыльчивая, грубая, все время чем-то недовольна. Женщина в отчаянии попросила у мудреца совета, что ей делать, как общаться с ребёнком. Мудрец дал ей совет: в следующий раз, когда дочка начнёт вести себя как-то неадекватно, подведи её к зеркалу и понаблюдай за реакцией. В следующий раз женщина пришла к мудрецу ещё более недовольной: было все плохо, а стало ещё хуже: подвела я дочку к зеркалу, сказала: посмотри, на кого ты похожа. На это дочь ответила: в зеркале я вижу тебя, прежде чем ругать меня, посмотри на себя. Дорогие взрослые, может быть и нам с вами, прежде чем пытаться влиять как-то на наших детей, стоит начать с себя, подумать о том, какой пример мы даём детям.
  • Рефлексия.

          Каждый участник письменно отвечает на вопрос:

  • чем полезна именно для вас данная встреча;
  • какие конкретные приемы вы будете использовать в своей работе;
  • ваши пожелания.

Игровой материал для гармонизации отношений внутри детского коллектива.

Игра «Мешочки настроений»

Цель: научить в приемлемой форме избавляться от плохого настроения.

Оборудование: два мешочка. Один из светлого материала с изображением лица с хорошим настроением. Это мешочек радости, хорошего настроения, улыбок, веселья и т.д. Второй –мешочек плохого настроения из темного материала, на нем изображено лицо с плохим настроением. Мешочки завязаны шнурками.

Ход игры:

Выяснив, у кого из воспитанников плохое настроение, педагог предлагает им воспользоваться мешочками. Дети развязывают шнурки, «складывают» свое плохое настроение, злость. обиды, в мешочек с плохим настроением и тщательно завязывают шнурок. Потом развязывают шнурок на мешочке с хорошим настроением и берут оттуда хорошее настроение, улыбки, смех радость.

 

Игра «Коробочка примирения»

цель:научить детей разнообразным способам примирения после ссоры.

Оборудование:яркая коробка с дырками со всех сторон разнообразной формы.

Ход игры:

Поссорившиеся дети просовывают руки с разных сторон коробочки, внутри находят руки друг друга, здороваются и мирятся, произнося разные стихи – мирилки.

 

Игра «Секретики»

         Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что же находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.