Методическая разработка интегрированного занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Путешествие в страну эмоций»
Данное занятие ориентировано на психокоррекцию эмоционального развития старших дошкольников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интегрированного занятия по психокоррекции эмоционального развития старших дошкольников на тему «Путешествие в страну эмоций»
Тема: «Путешествие в страну эмоций».
Тип мероприятия: интегрированное психологическое занятие.
Цель: актуализировать знания детей в области эмоций и чувств, совершенствовать их навыки в области рефлексии и идентификации собственных и чужих эмоций.
Место проведения: большое просторное помещение (музыкальный или спортивный зал).
Оборудование: проектор, коврик с геометрическими фигурами, картинки с изображением разных эмоций и чувств, слайды с изображением высоких гор, бурного моря, болота, леса, тоннеля, фуражки капитана, пилота, посох, веревка, платочки для девочек, музыкальный центр, цветная и белая бумага, маркеры, детский руль, плакат с изображением чудища, закрепленный на основании швабры, слайд с изображением красивых ворот, слайды с самолетом, кораблем и машиной, записи звука самолета, корабля, машины, звук леса и болота, песня «От улыбки (минус)», слайд с изображением улыбающегося смайлика на ножках, слайды с изображением разных эмоций, слайд с изображением весны, листы белой бумаги формата А4.
Ход мероприятия
Психолог: Здравствуйте, ребятки!
Дети: Здравствуйте!
Психолог: Утра доброго всем пожелаю,
Говорю не простые слова,
Говорю потому, что я знаю:
Утро доброе – дню голова! (О. Верникова)
Психолог: Вижу я, ребятки, Вас сегодня много, есть тут у нас и те, кто долго болел, и сегодня первый день пришел. Давайте-ка поднимем им настроение, поиграем в игру «Большой круг – маленький круг»
Идет игра, настроение детей улучшается, они готовы к работе.
Психолог: Ну что, мои дорогие, понравилась игра, настроение поднялось? Силы прибавили?
Дети: Да!
Психолог: Ну тогда, мои сладкие, я Вас приглашаю отправиться со мной в путешествие в Страну эмоций, согласны?
Дети: Да!!
Психолог: Но должна Вас предупредить дорога в Страну эмоций долгая, она полна приключений. Добраться до нее нужно через леса и горы, через моря и болота, на самолете, на поезде, на корабле, на машине и пешком. Чтобы некоторые препятствия преодолеть надо будет спеть и станцевать, стишок рассказать и показать, какими вы можете быть воспитанными и ласковыми, а где-то и смекалку проявить. Справимся?
Дети: Да!
Психолог: Давайте, определимся, кто будет управлять самолетом, кто машиной, кто кораблем, кто машиной, а кто будет нашим проводником при переходе через болота. Кто петь, кто танцевать будет, кто стихов много знает, а кто самый воспитанный и ласковый, а кто самый сметливый.
Дети распределяют роли.
Психолог (вставая у исходной точки): Ну, тогда в добрый путь. Начнем мы наше путешествие с полета на самолете, где наш пилот (вручая ребенку-пилоту его фуражку)? Ну что, друг, взлетаем? Помним про зоны турбулентности, держимся. Пристегните ремни.
Дети выстраиваются в колонну за «пилотом». Ведущий ребенок управляет самолетом, подпрыгивая на «зонах турбулентности», и остальные дети вслед за ним. «Пилот» предупреждает о зонах турбулентности. (Проходят круг по залу, останавливаясь около слайда с морем)
Психолог: Ох, долетели. Идем на посадку. Все, ребята, дальше только на корабле. Где наш капитан? Смотри, дорогой, море бурное, будь осторожен. (вручает фуражку капитана) Ну, мои сладкие, вперед на борт корабля.
Дети «плывут» по бурному морю на корабле, а психолог предупреждает детей об предстоящих опасностях (дети с визгом, изображая испуг, старательно преодолевают все опасности). Проходят круг по залу, останавливаясь у плаката с густым лесом.
Психолог: Ай да молодцы, ай да умнички, справились, а теперь наш путь лежит через густой лес. Где наш опытный проводник, держи посох, веди нас, только помни: в лесу живут чудища, они могут вас напугать, если вы вспомните мультфильм про енота, который сам к пруду за осокой ходил, то вы, я думаю, сообразите, как преодолеть это препятствие. Идите тихо, тихо, осторожно.
Ребенок-проводник с посохом идет, виляет, пробирается по залу, как-будто по лесу, за ним крадутся остальные дети. Вдруг появляется плакат с чудищем, дети «пугаются», визжат. Психолог напоминает про сказку. И «самый сметливый» ребенок вспоминает песенку «От улыбки», дети хором поют.
Лес пройден, дети останавливаются около слайда с красивыми воротами.
Психолог: Вот мы и пришли, дорогие мои, это вход в Страну эмоций. Ворота закрыты. Как нам попасть внутрь?
Дети предлагают разные варианты. Останавливаемся на том, чтобы проявить вежливость, постучаться и представиться красиво. Девочки посовещавшись, придумывают приветственный танец, вспоминают стихи и рассказ о себе.
Детей на слайде встречает улыбающийся смайлик, он царь Страны эмоций. Дети разворачивают приветственную программу, проявляют правила вежливости, принятые при первой встрече.
Психолог: Ой, ребятки, царю Страны эмоций понравилось ваше приветствие, он Вас приглашает пройти дальше, он будет знакомить вас со своими жителями, а сможете ли вы угадать, как их зовут
На проекторе демонстрируются слайды с изображением эмоций, а дети их отгадывают, с помощью психолога вспоминают при каких обстоятельствах возникает та или иная эмоция, рассказывают случаи из своей жизни, когда они испытывали эту эмоцию.
Психолог: Здорово, ребятки! Молодцы, вот и познакомились мы с жителями Страны эмоций. Понравилось вам здесь?
Дети: Да!
Психолог: А теперь пора и домой собираться. Давайте попрощаемся красиво с жителями этой эмоциональной страны. Посовещайтесь, как мы можем их отблагодарить за теплый прием. Дети, посовещавшись, решают, станцевать новый танец и рассказать стихи, кто какие знает. Затем они вежливо прощаются с жителями Страны эмоций, и обещают вспоминать их, когда сами испытывают эмоции.
Психолог: Ребята, что-то мы задержались, не успеваем мы вовремя вернуться. Но я знаю другой короткий путь, правда, там нужно идти через болота, а потом ехать на машине. В болоте тоже живут чудища, которые захотят вас забрать к себе в страну. Не боитесь?
Дети: Немного боимся.
Психолог: Давайте тогда сделаем из оригами собачек и кошек, которые будут нас с вами защищать чудищ, живущих на болоте.
Дети делают собак и кошек (на выбор) из бумаги по примеру психолога.
Психолог (останавливаясь около коврика с геометрическими фигурами): Вот это болото. Зеленые круги – это кочки, по ним нужно перепрыгивать, чтобы пройти через болото, на другие места наступать нельзя, там болотные чудища. Где наш проводник? (вручает посох ребенку-проводнику)
Дети вслед за проводником пробираются через болото. Если кто-то оступается, психолог кричит: «Ой-йо-ой, вставай скорее на кочку, мы идем только по зеленым кругам, на квадраты и прямоугольники не встаем, даже если они зеленые».
Психолог: Ну вы молодцы! Прошли, супер!! А теперь надо бы поехать на машине, но ее у нас нет, но можно сделать. Для этого вы все, кроме водителя (вручает ему руль и фуражку), совещаетесь и решаете, кто какую деталь в машине будет изображать и, объединившись, делаете фигуру машины.
Дети выполняют задание.
Психолог: Умнички какие! Какая красивая машина у нас получилась (на проекторе появляется изображение машины). Поехали!
Дети едут по дороге в виде той же фигуры, что они сделали, дорога лежит через холмы и равнины, доезжают до горы. (на слайде изображение высокой горы).
Психолог: Все, ребята, дальше на машине нельзя, надо лезть на гору. Давайте, кто самый смелый? Кто первый полезет?
Дети по мягкому ковру на полу, представляя, что это гора, ползут «вверх», меняя направление в соответствии с комментариями психолога, потом – «вниз». (на слайде картина с изображением весны)
Психолог: Ой, молодцы! Какую высокую гору преодолели. Смотрите-ка, ребята, пока мы с Вами путешествовали снег-то растаял, весна наступила, долго мы с вами ходили, ушли осенью-пришли весной, и Новый год пропустили, и без подарков остались, и в «снежки» не поиграли…Грустно…
Дети (расстроено): Да, грустно.
Психолог: А я придумала, как исправить ситуацию. А давайте представим, что мы – Деды Морозы и можем подарить друг другу, что хотим. Давайте встанем в круг и подарим друг другу «подарки».
Дети выполняют упражнение «Я дарю…»
Психолог: А теперь поиграем в снежки. Возьмите каждый по листочку бумаги, сомните ее в круг. Начинаем играть!
Дети вместе с психологом играют в снежки. (Дети веселятся)
Психолог: Здорово мы с вами поиграли! А теперь споем песенку про Новый год. (Поют) Вот и наверстали упущенное, отметили праздник. Красота!
Психолог: Ну все, мои хорошие, наше путешествие подошло к концу, мы вернулись домой. Теперь давайте обсудим: где мы с вами побывали? С кем познакомились? Что интересного друг о друге узнали? Что вам больше всего понравилось? Какие эмоции и в какой момент вы испытывали?
Дети отвечают на вопросы, рефлексируют переживания.
Психолог: Ребятки, мне тоже путешествие в Страну эмоций очень понравилось. Вы такие умные, такие смелые, столько всего умеете, столько эмоций знаете. А сейчас какую эмоцию вы испытываете?
Дети: Радость.
Психолог: Ну, тогда пусть и дальше ваш день будет продолжаться также радостно и интересно. Я вас благодарю за занятие. Вы просто умнички! До свидания!
Дети: До свидания!
Автор: Насырова Светлана Анатольевна
педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №252»
Кировского района города Казани