ИННОВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Программа Министерства образования России по реализации модернизации системы образования направлена на ее обеспечение высококвалифицированными кадрами. Основываясь на принципах инновационного образования, можно осуществить подготовку учителя, способного к творчеству, к проектированию деятельности; сформировать педагогическое мышление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2014.docx | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
О.Н. Иванищева
г. Шадринск
В последние десятилетия в образовании появился и активно функционирует термин «инновации», которые одновременно являются и результатом, и самым эффективным средством преобразования общества и образования, такое положение неминуемо ведет к новшествам в содержании и, прежде всего в методах, формах и организации образовательно-воспитательной работы, а также в отношениях «преподаватель - ученик».
Программа Министерства образования России по реализации модернизации системы образования направлена на ее обеспечение высококвалифицированными кадрами. Основываясь на принципах инновационного образования, можно осуществить подготовку учителя, способного к творчеству, к проектированию деятельности; сформировать педагогическое мышление, основанное на многокритериальноти решений, на терпимости к иному мнению (толерантность), нравственной ответственности за свои действия; развить полихроматичность мышления, «бинокулярность» интеллектуальной деятельности.
Современного учителя должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность смело принимать новаторские решения и активно проводить их в жизнь.
Мышление учителя включено в педагогическую деятельность и направлено на решение специфических для нее задач. Это поиск педагогических идей, средств преобразования педагогического процесса. Объект познания учителя — педагогическая реальность, включающая личность и коллектив, содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса, педагогические ситуации и явления.
Педагогическое мышление существует как процесс решения педагогических задач. Его характеризуют полифункциональность, иерархизированность, эвристичность
поисковых структур, многокомпонентность.
Новое педагогическое мышление не является психологически безболезненным процессом. В нем наблюдается явление действия антиинновационных барьеров . Внешне эти барьеры проявляются в защитных высказываниях, которые удерживают стереотипы педагогического менталитета. И. Бех определяет такие: "Это у нас уже есть» (приводится пример подобный в некоторых чертах с предлагаемым нововведением); "Это у нас не выйдет" (перечисляется ряд условий, которые делают невозможным данное нововведение); "Это не разрешает наших проблем" (позиция сторонника радикальных решений); "Это требует доработки" (в нововведении выделяются недостатки: оно наделяется характеристикой "сырого", а следовательно, не готового к применению). Действенным способом конструктивного преодоления антиинновационного барьера является механизм обеспечения психологической стойкости личности. Психологическая стойкость – сложное психологическое явление, связанное в своем сущностном содержании с достаточно высоким уровнем профессиональной сформированности (при четком понимании определенности своей позиции в обществе) и профессиональной деятельности и проявления в ней в качестве профессионала соответствующего отношения и личностной активности.
В настоящее время обозначилось несколько путей развития мышления учителя: функционально-операциональный, суть которого состоит в том, что учителям предлагаются для решения отдельные педагогические задачи, выделенные в соответствии с основными структурными компонентами профессионально-педагогической деятельности (гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные, проектировочные); конструктивно-методический — учителя решают конкретные методические проблемные ситуации, в ходе которых у них формируется так называемое методическое мышление; проблемно-методический — педагоги ищут ответ на типичные вопросы, возникающие в практике учебно-воспитательной работы, развивают свои способности творчески разрабатывать решения, оптимальные для конкретных условий практической деятельности. По мнению других авторов, наиболее эффективен путь, в основе которого — идея моделирования педагогических ситуаций, решения конструктивных задач, проведения педагогических игр.
В предлагаемом проблемно-нормативном подходе у учителя формируется целостная структура профессионального мышления с присущими ей качественными характеристиками, адекватная нормативной (эталонной) модели мыслительной деятельности в педагогическом труде. Эффект достигается благодаря обучающей стратегии, основанной на решении комплекса педагогических задач в логике достижения педагогических целей, определяемых программными документами школы.
Традиционная практика деятельности учителя исчерпала свои возможности, в связи, с чем исследователи (В.И.Андреев, Л.В. Занков, В.В. Давыдов и др.) все чаще обращаются к так называемому инновационному образованию, главная цель которого заключается в сохранении и развитии творческого потенциала личности.
Анализируя соотношение традиционных и инновационных подходов в современной системе образования, было рассмотрено инновационное образование в контексте нового педагогического мышления учителя, дано определение понятия «инновация» и разграничены два его вида: инновации -модернизации и инновации - трансформации. Первые лишь частично видоизменяют учебный процесс в направлении достижения гарантированных результатов (стандарт образования) в рамках традиционной системы функционирования. Инновации - трансформации коренным образом преобразуют традиционный учебный процесс и направлены на обеспечение исследовательского его характера, организацию поисковой (творческой) учебно-познавательной деятельности.
В результате анализа научной литературы и педагогической практики подтвердилась особенность развивающего обучения, которая заключается в том, что формирование механизмов мышления основано не на эксплуатации памяти, а на овладении процессами, способами и средствами мыслительной деятельности и формировании практических умений, что является важнейшей стороной учебно-воспитательного процесса. Эта сторона ранее практически не учитывалась или только декларировалась. Разработанные мыслительные механизмы позволяют ученику саморазвиваться, самообразовываться, саморегулироваться, делают его более свободным и независимым от настроений преподавателя. В исследовании делается вывод, что для работы в таких условиях необходимо готовить учителя с новым педагогическим мышлением и совершенно очевидна переориентация учебно-воспитательного процесса в школе и связана она с решением двух основных проблем:
1. Поиск возможных путей повышения уровня обобщенных знаний о деятельности.
2. Поиск путей расширения возможностей применения теоретических знаний в практической деятельности.
Принципами организации инновационной деятельности являются:
- Принцип сочетания традиционного и инновационного в организации педагогического процесса, который отражается в следующих требованиях: сохранение и развитие традиций образовательного заведения; сохранение и распространение нового педагогического опыта; стимулирование поиска нового, поддержка инновационных инициатив, проектов, их своевременная экспертная оценка; соответствие содержания инноваций целям развития дошкольного образовательного учреждения, способностям и потребностям педагогических кадров; превращение наиболее эффективных новаций в традиции.
- Принцип развития инновационной среды предполагает формирование в школьном образовательном учреждении норм отношений, стимулирующих инновационную деятельность всех участников образовательно-воспитательного процесса. Этот принцип требует: расширения сферы инновационной деятельности педагогов; использования управленческих средств, стимулирующих как индивидуальную, так и коллективную инновационную деятельность; создания режима наибольшего благоприятствования для развития инновационного потенциала педагогов; систематизации инноваций в соответствии со стартовым потенциалом, уровнем готовности педагогов к инновационной деятельности.
- Принцип педагогического сопровождения реализации инновационного развития профессионально-педагогического потенциала компетентности педагогов предполагает: диагностику готовности педагогов к инновационной деятельности; определение и использование индивидуально-дифференцированных способов развития инновационного потенциала и профессионально-педагогической компетентности педагогов; стимулирование и поддержку инновационной активности педагогов в учебно-воспитательной деятельности; создание условий для выбора форм инновационной деятельности педагогов.
- Принцип сохранения и развития творческой доминанты в педагогическом процессе отражается в следующих требованиях: потребность в творчестве, креативность, инновационная активность должны приниматься субъектами педагогического процесса как доминирующие качества специалиста.
- Принцип развития творческой самостоятельности педагога предполагает создание в школьном образовательном учреждении условий для самостоятельного поиска каждым педагогом средств решения образовательных задач, наиболее соответствующих его личностным качествам, индивидуальному стилю деятельности. Этот принцип отражает следующие требования: предоставление права каждому педагогу осуществлять самостоятельно поиск педагогических средств, которые в большей степени соответствовали бы его профессиональным интересам, личностным качествам, его индивидуальному стилю деятельности; оценивание эффективности деятельности педагога осуществлять по процессуальным и результативным критериям.
Описание всего комплекса задач, поставленных перед школой, а также путей их решения позволило построить нормативную модель мыслительной деятельности педагога. При этом учитывалось, что в этой деятельности, как и в любой другой, единство структуры мышления создается «соотношением больших задач, подчиняющих себе ряд более мелких, частных задач, входящих в них в качестве звеньев». Ход мысли обусловлен логикой задач, в разрешение которых включается учитель, а ее строение — соотношением задач.
Основные задачи, решаемые педагогом,— это идейно-нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Каждая из них состоит из более частных задач. Так, например, задача умственного развития включает формирование системы знаний, развитие познавательных процессов, мышления. Каждая из этих задач реализуется через более конкретные составляющие — формирование понятий, мыслительных действий и операций, интересов и т.д.
Собственно педагогические цели достигаются конструктивным путем — разработкой тематических планов, планов-конспектов уроков, конструированием конкретного учебного содержания, организационных форм и методов обучения в логике решения тех или иных педагогических задач.
Конструктивные задачи (планы) воплощаются в жизнь благодаря решению организационных (разработка форм обучения, решение конкретных задач) и коммуникативных (на общение) задач.
В ходе решения каждой задачи актуализируется определенный мыслительный процесс.
Используя средства формализации, можно представить нормативную модель педагогического мышления учителя. Она включает цели умственного, трудового, идейно-нравственного, эстетического и физического воспитания; гностические, проектировочно-конструктивные задачи, результаты решения различных задач.
Итак, обнаружено, что в зависимости от поставленных задач используются различные типологии педагогических нововведений, каждая из которых задает определённое основание для классификации инноваций.
Значением инновационной деятельности в системе профессионального образования является формирование человека с развитым инновационным мышлением и высоким уровнем инновационной культуры, из этого следует определение что образовательная (педагогическая) инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для формирования у обучающегося и у педагога инновационного мышления и инновационной культуры.
Таким образом, педагогическая готовность к инновационной деятельности обеспечивается: личностным и профессиональным совершенствованием педагога, работой со своим внутренним "Я", педагогической верой в неповторимую индивидуальность студента, желанием помогать ему в развитии.
Список литературы
- Ангеловски, К. Учителя и инновации: Кн. для учителя; Пер. с макед. [Текст] / К. Ангеловски - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
- Брушлинский, А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. 2000. № 6. Т. 21.
- Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.
- Зборовский, Г.Е Инновации в профессиональном образовании: проблемы исследования [Текст] / Г. Е Зборовский, Г. М. Романцев // Образование и наука. Известия Уральского научно - образовательного центра РАО. - 2000. - №3. - С. 18-28.
- Имакаев, В.Р. Педагогическое знание // Философские науки. 2005.
- Кванина, В.В. Инновации: определимся с понятиями // Администратор образования. - 2007.-№1.- с. 75-83.
- Ковалева, Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М,: Педагогическое сообщество России, 2000.
- Лазарев, B.C., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. N 4.
- Новикова, Т.Г. Условия эффективности инновационной деятельности в образовании: зарубежный опыт и взгляд на российскую практику // Школьные технологии. - 2005.- № 5. - с. 25-32.
- Полонский, В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 3.
- Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М., 1987.
- Самохин, В.Ф. Педагогические инновации в системе профессионального образования // Инновации в образовании - 2006. - №6. – с. 4-9.