Программа по внеурочной деятельности "Уроки общения"

Бревнова Алина Николаевна

Программа "Уроки общения" разработана для учеников пятых классов. Целью программы является формирование коммуникативной компетентности подростков в процессе тренинговых занятий с использованием интерактивных игр. В ходе занятий учащиеся учатся успешному взаимодействию, умению выстраивать отношения со сверстниками, работать в группе. Результат: расширение социального опыта, осознание и решение своих личных проблем, выработка адекватной самооценки и корректировка своего поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

"УРОКИ ОБЩЕНИЯ "

НАПРАВЛЕНИЕ "СОЦИАЛЬНОЕ"

ДЛЯ 5 КЛАССА

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ 1 ГОД

                     

Автор: педагог-психолог

Бревнова Алина Николаевна

2015 -2016 учебный год

Пояснительная записка

 Нормативно-правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки  Российской Федерации  № 1897 от 17.12. 2010 г.)
  3. Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 N 461-83 (ред. от 17.07.2013) "Об образовании в Санкт-Петербурге" (принят ЗС СПб 26.06.2013).

4. Инструктивно – методическое письмо «Об организации внеурочной деятельности при реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования в образовательных организациях». № 03-20-2057/15-0-0 от 21.05.15

5. Устав ГБОУ школа № 358 Московского района СПб (утверждено КО СПб   10.07.2014г. № 3078-р).

6. Учебный план ГБОУ школа №358 Московского района СПб на 2015 – 2016 учебный год.

Программа курса составлена на основании тренинга «Коммуникативная компетентность для младших школьников 10-11 лет» Бирюковой Н.В. и программы «Уроки общения для младших подростков» Слободяник Н.

Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Краткая характеристика курса

Данная программа является компонентом образовательного комплекса в области развития самосознания и самоконтроля, устранения искажений эмоционально реагирования и стереотипов поведения через взаимодействие подростков со сверстниками и взрослыми во время игровых упражнений, этических бесед, проигрывания моделирующих ситуаций.

Известно, что в младшем подростковом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. В этот возрастной период происходит изменение условий обучения: дети переходят из начальной школы в среднюю, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей. Для этого возраста характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. Программа поможет расширить социальный опыт, развить коммуникативную компетенцию пятиклассников, которая включает распознавание эмоциональных состояний и переживаний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способом. Школьник должен владеет такими коммуникативными навыками как:

- умение сотрудничать,

- умение слушать и слышать,

- умение воспринимать и понимать информацию,

- говорить самому.

Развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «коммуникативная компетентность», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, и эпизодическое использование упражнений и интерактивных игр не принесет желаемого результата. Поэтому развивающие занятия должны составлять систему, позволяющую подростку лучше узнать себя, развить навык коммуникации, чувство собственного достоинства, повысить успешность, утвердить свои права в группе.

Актуальность программы

Актуальность программы определяется необходимостью формирования коммуникативной компетентности как одной из составляющих универсальных учебных действий. Уровень развития реальной коммуникативной компетентности школьников весьма различен, и в целом он далек от желаемого. В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования эта сторона развития является одной из приоритетных.

Цель программы

Формирование коммуникативной компетентности подростков в процессе тренинговых занятий с использованием интерактивных игр.

Задачи

1. Научить учащихся успешному взаимодействию, умению выстраивать отношения со сверстниками, работать в группе.

2. Развивать коммуникативные способности, навыки эффективного общения.

3. Способствовать формированию уверенности в себе, чувства собственного достоинства, умения утверждать свои права в группе.

Формы работы

Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные результаты:

-регулятивные:

• принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей

-познавательные

•        осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и
 несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии.

-коммуникативные

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнера;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Предметные результаты:

Расширение социального опыта, осознание и решение своих личных проблем, выработка адекватной самооценки и корректировка своего поведения.

Учебно-тематический план программы.

Тема занятия

Количество часов

Описание примерного содержания занятий

Перечень УУД обучающихся

теор.

(мин.)

практ.

(мин.)

Вводное занятие.

15

30

Игры, упражнения, творческие задания на создание положительного эмоционального настроя, осознанного отношения к своей личности, активизацию совместной деятельности, развитие умения работать в группе

Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний.

Мы вместе.

15

30

Игры и упражнения, направленные на повышение позитивного настроя и сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства, формирование коммуникативных навыков.

Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач, построение монологических высказываний.

Зачем нужно знать себя?

15

30

Упражнения на развитие самопознания и рефлексии.

Формулировка собственного мнения и позиции.

Мотивация на самопознание и самоизмерение.

Я глазами других.

15

30

Творческие задания, игры на формирование способности к самоанализу, развитие желания самосовершенствоваться, способности принимать друг друга.

Адекватное восприятие предложений и оценки окружающих.

Самооценка.

15

30

Методики, дискуссия, способствующие раскрытию понятия «Самоценность человеческого «Я», развитию самоанализа и самооценки, закреплению навыков групповой работы.

Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Мой мир.

15

30

Игры, упражнения на эмоциональное осознание своего поведения, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние, умения активного слушания, поиска внутренних ресурсов, преодоление неуверенности, развитие произвольного контроля. Снижение напряжения, создание атмосферы единства.

 

Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области.

Работа с “Я-образом.

15

30

Упражнения, творческие задания на самораскрытие.

Работа с образом “Я”.

Усвоение моральных ценностей «индивидуальность».

Мотивация на самопознание и самоизмерение.

Зачатки осознания своих достоинств и недостатков.

Что такое дружба?

15

30

Дискуссии о друге и дружбе, способствующие обдумыванию данных понятий. Упражнения на развитие доброжелательного отношения друг к другу, умения оказывать друг другу знаки внимания, чувства эмпатии.

Построение понятных для партнера высказываний.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Усвоение моральных ценностей «дружба».

Ищу друга.

15

30

Самораскрытие.
Преодоление барьеров в общении.
Совершенствование навыков общения.

Усвоение моральных ценностей «настоящий друг».

Расширение социального опыта.

Взаимное доверие.

15

30

Упражнения, игры, дискуссии на осознание необходимости доброго отношения друг к другу, развитие умения вступать в контакт с людьми и определять степень доверия к человеку. Формирование навыка коммуникации и сотрудничества.

Усвоение моральных ценностей «понимание друг друга».

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Общение.

15

30

Игры и упражнения на развитие эффективной коммуникации, групповой сплоченности; осознание того, что помогает, а что мешает каждому в общении с другими людьми.

.

Допущение возможности существования у людей различных точек зрения, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Общение (невербальные и вербальные формы).

15

30

Игры и упражнения, способствующие развитию навыка невербального общения, умения в корректной форме критиковать взрослых и сверстников, отстаивать свои права, не оскорбляя окружающих; выявление слов, характерных для позитивной, агрессивной и пассивной позиции при общении.

Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществление анализа ситуаций.

Учет разных мнений.

Сотрудничество в группе.

15

30

Учить взаимодействовать в паре, уметь договариваться, находить общий язык, отстаивать свое мнение.

Активизировать совместную деятельность в малых группах, развивать умение точно согласовывать друг с другом действия

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Как ладить с людьми?

15

30

Игры на сохранение равновесия, повышение уверенности в себе, обучение настраиваться друг на друга в общении.

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Чувства.

15

30

Игры, развивающие умение чувствовать себя и окружающую действительность, понимать свое окружение, выражать свое эмоциональное состояние.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Мотивация на самопознание и самоизмерение.

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги.

15

30

Знакомство учащихся с эмоциями.
Определение эмоционального состояния других людей.
Умение владеть своими эмоциями.

Мотивация на самопознание и самоизмерение.

Осознание и решение своих личных проблем.

Мои чувства и настроение других людей.

15

30

Игры и упражнения, направленные на формирование умения чувствовать состояние других людей, способствующие возникновению ощущения принадлежности к группе, уважительного климата, чувства доверия друг к другу, эмоциональной близости.

Развитие фантазии, воображения, дружелюбия.

Допущение возможности существования у людей различных точек зрения, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Оказание и принятие помощи.

15

30

Игры на развитие умения оказывать и принимать помощь, относиться друг к другу с теплотой и пониманием.

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Как правильно высказывать просьбу?

15

30

Формирование умения высказывать просьбу, принимать согласие или отказ от ее выполнения, умение отвечать отказом на просьбу.

Расширение социального опыта.

Осуществление анализа ситуаций.

Все люди разные и этим интересны друг другу.

15

30

Подведение к пониманию того, что все люди разные и достойны уважения. Формирование представления о чувстве собственного достоинства.

Формулировка собственного мнения и позиции.

Усвоение моральных ценностей «индивидуальность».

Мы все чем-то похожи.

15

30

Чувственное восприятие партнера по общению.

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Чувство собственного достоинства

15

30

Понятие «обратной связи».

Анализ событий, повышающих и понижающих чувство собственного достоинства.

Ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Формулировка собственного мнения и позиции.

Путь доверия.

15

30

Развитие чувства близости, чувства безопасности, умения сопереживать.

Усвоение моральных ценностей «доверие».

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Агрессия и гнев.

15

30

Способность посмотреть на явление с разных точек зрения.

Анализ своей агрессии через игру, соизмерение своих сил.

Навыки конструктивного поведения.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Управление агрессией и гневом.

15

30

Корректное высказывание своего недовольства поведением другого человека, возможность для получения обратной связи.

Управление агрессией через игру и позитивное движение.

Формулировка собственного мнения и позиции.

Оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям.

Выражение своих чувств без агрессии и конфликта.

15

30

Корректное высказывание своих претензий обидчику.

Использование агрессивной энергии в игре.

Анализ собственного агрессивного поведения и исследование чужого агрессивного поведения.

Конструктивное разрешение конфликтов.

15

30

Решение проблемы путем переговоров.

Навыки поведения в проблемной ситуации.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Барьеры в общении, искажение информации.

15

30

Представление о вербальных барьерах общения.
Альтернативные варианты поведения.
Анализ различных состояний.

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Расширение социального опыта.

Обиды.

15

30

Понятие «обида».

Способы борьбы с обидой.

Осознание актуальных желаний и мотивов поведения.

Ярмарка достоинств.

15

30

Навыки самоанализа.
Преодоление барьеров на пути самокритики.
Развитие уверенность в себе.

Стремление к совершенствованию своих способностей.

Адекватное восприятие предложений и оценки окружающих.

Состояние успеха.

15

30

Зафиксировать состояние успеха, учить привлекать успех.

Повышение уверенности в себе.

Сформированная мотивация достижения результата.

Мотивация на самопознание и самоизмерение.

Сделай себя счастливей.

15

30

Поиск ресурсов, снятие внутренних зажимов.

Создание позитивного настроя, сплочение группы.

Мотивация на самопознание и самоизмерение.

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Моя страна.

15

30

Поиск внутренних ресурсов.

Итоговое. Материк группы.

15

30

Развитие социальных и коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

Сплочение группы, развитие доверия.

Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. -1час

1.Приветствие. Игра «Приветствие».

2.Упражнение «Презентация».

3. Творческая работа «Моя визитка».

4. Обсуждение и принятие правил поведения в группе.

5. Игра «Иголочка и ниточка».

6. Рефлексия.

Тема 2. Мы вместе. - 1 час

1. Приветствие. «Я люблю, я не люблю».

2. «Таблички с именами».

3. «Молекулы».

4. «Три товарища».

5. «Гордиев узел».

6. Рефлексия.

Тема 3. Зачем нужно знать себя? - 1 час

1. Приветствие. Упражнение «Цвет настроения».

2. Упражнение «Я рад общаться с тобой».

3. «Кто я? Какой я?»

4. Упражнение «Горячий стул».

5. Ладошки.

6. Рефлексия.

Тема 4. Я глазами других. - 1 час

1. Приветствие. Методика «Твое имя».

2. «Мне нравится в тебе…»

3. Перекати мяч.

4. Игра «Ассоциации».

5. Продолжи предложение.

6. Рефлексия.

Тема 5. Самооценка. - 1 час

  1. Приветствие. Имя + хорошее качество.
  2. Угадай, чей голосок?
  3. Методика «Самооценка».
  4. Дискуссия «Самое-самое».
  5. Методика «Моя вселенная».

6. Рефлексия.

Тема 6.  Мой мир. - 1 час

  1. Приветствие. Подари улыбку.
  2. Зеркало.
  3. Клеевой дождик.
  4. Я люблю.
  5. Я самый.
  6. Рефлексия.

Тема 7. Работа с “Я-образом. - 1 час

  1. Приветствие. Настроение - погода.
  2. Узкий мост.
  3. 10 Я.
  4. Хорошо или плохо.
  5. Место, где я себя прекрасно чувствую.
  6. Рефлексия.

Тема 8. Что такое дружба? - 1 час

  1. Приветствие. Творческое упражнение «Ритуал приветствия».
  2. Игра: «Мне нравится, что ты...».
  3. Упражнение «Закончи предложение: «Друг - это...».
  4. Игра «Плохое настроение».
  5. Беседа о друге и дружбе.
  6. Творческая работа «Портрет друга».
  7. Игра «Путешествие на плоту дружбы».
  8. Рефлексия.

Тема 9. Ищу друга. - 1 час

  1. Приветствие. Какие люди мне нравятся?
  2. Закончи предложение.
  3. Объявление «Ищу друга».
  4. Игра «Отдам то, что есть у меня».
  5. Релаксация – “Путешествие” (Школьный психолог, № 15/2006 г. , стр. 23).
  6. Рефлексия.

Тема 10. Взаимное доверие. - 1 час

  1. Приветствие. Упражнение «Приветствие».
  2. Игра «Листок за спиной».
  3. Определение доверия.
  4. Упражнение на снятие мышечного напряжения.
  5. Игра «Иди ко мне».
  6. Медитация на доверие.
  7. Рефлексия.

Тема 11. Общение. - 1 час

  1. Приветствие. Игра «Молекулы».
  2. Упражнение «Разговор начистоту».
  3. Игра «пум-пум-пум».
  4. Упражнение «Путешествие на облаке».
  5. Игра «Волшебная палочка».
  6. Игра «Интервью».
  7. Рефлексия.

Тема 12. Общение (невербальные и вербальные формы). - 1 час

  1. Приветствие. Игра «Солнце светит для тех, кто».
  2. Упражнение «Футболка с надписью».
  3. Упражнение «Сила слова».
  4. Упражнение «Любимые вещи».
  5. Игра «Слишком много говоришь!»
  6. Игра «Настроение».
  7. Рефлексия.

Тема 13.  Сотрудничество в группе. - 1 час

  1. Приветствие. Игра «Необычный привет».
  2. Игра «Зеркало».
  3. Упражнение «Семь предпосылок».
  4. Игра «Распускающийся бутон».
  5. Игра «Конфета в бутылке».
  6. Рефлексия

Тема 14. Как ладить с людьми? - 1 час

  1. Приветствие.
  2. Игра «Командная аэробика».
  3. Медитация «Волшебные туфли».
  4. Игра «Равновесие».
  5. Игра «маленький начальник».
  6. Рефлексия.

Тема 15. Чувства. - 1 час

  1. Приветствие. Песня – танец «Если весело живется, делай так…»
  2. Игра «Орфей и Эвридика».
  3. Игра «Многоликость чувств».
  4. Игра «Благодарность».
  5. Рефлексия.

Тема 16. Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. - 1 час

  1. Приветствие. Моё настроение.
  2. Обсуждение понятия «эмоции».
  3. Игра «Угадай эмоцию».
  4. Игра «Назови эмоцию».
  5. Игра «Изобрази эмоцию».
  6. Упражнение «Поставь балл эмоции».
  7. Рефлексия.

Тема 17. Мои чувства и настроение других людей. - 1 час

  1. Приветствие. Упражнение «Приветствие».
  2. Игра «Перевоплощения».
  3. Игра «Передай эмоцию».
  4. Упражнение «Массаж в кругу».
  5. Упражнение «Посылай хорошие чувства».
  6. Игра «Накопительные комплименты».
  7. Игра «Я и мой сосед».
  8. Рефлексия.

Тема 18. Оказание и принятие помощи. - 1 час

  1. Приветствие. Игра «Комплименты».
  2. Игра «Архипелаг».
  3. Игра «Массаж постукиванием».
  4. Игра «Рисуем по подсказке».
  5. Медитация «Сверхновая звезда».
  6. Рефлексия.

Тема 19. Как правильно высказывать просьбу? - 1 час

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Чемпионат».
  3. Игра «Новый круг».
  4. Игра «Передай маску».
  5. Рефлексия.

Тема 20. Все люди разные и этим интересны друг другу. - 1 час

  1. Приветствие «Добрый день, шалом, салют!»
  2. Упражнение «Хвалить или ругать?»
  3. Упражнение «Я не такой, как все, и все мы разные».
  4. Упражнение «Мой портрет в лучах солнца».
  5. Рефлексия.

Тема 21. Мы все чем-то похожи. - 1 час

1.        Приветствие «мы все чем-то похожи».

2.        Игра «Прикосновение».

3.        Игра «Монстр».

4.        Игра «Сколько нас?»

5.        Игра «Абстрактные картинки».

6.        Рефлексия.

Тема 22. Чувство собственного достоинства. - 1 час

  1. Приветствие «Кроссворд».
  2. Разговор «Обратная связь».
  3. Упражнение «Скульптура».
  4. Упражнение «События».
  5. Рефлексия.

Тема 23. Путь доверия. - 1 час

  1. «Приветствие».
  2. «Надписи на футболке».
  3. «Слепой и поводырь».
  4. «Кошки-мышки».
  5. Релаксация – «Поделись с ближним» (К. Фопель “Как научить детей сотрудничать?” кн. 2 стр. 122)
  6. Рефлексия.

Тема 24. Агрессия и гнев. - 1 час

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Спустить пар».
  3. Игра «Толкалочки».
  4. Игра «Прогноз погоды».
  5. Рефлексия.

Тема 25. Управление агрессией и гневом. - 1 час

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Превращение злости».
  3. Портрет агрессивного человека.
  4. Хорошо или плохо быть агрессивным.
  5. «Толкалки».
  6. «Ворвись в круг».
  7. Рефлексия.

Тема 26. Выражение своих чувств без агрессии и конфликта. - 1 час

  1. Приветствие.
  2. Игра «Камешек в ботинке».
  3. Упражнение «Рубка дров».
  4. Медитация «Довольный - сердитый».
  5. Упражнение «Агрессивное поведение».
  6. Рефлексия.

Тема 27. Конструктивное разрешение конфликтов. - 1 час

  1. Приветствие «Что в нем нового».
  2. Игра «Сладкая проблема».
  3. Визуализация «Любовь и злость».
  4. Упражнение «Коробка переживаний».
  5. «Прогноз погоды».
  6. Рефлексия.

Тема 28. Барьеры в общении, искажение информации. - 1 час

  1. Приветствие.
  2. Обсуждение «Люди становятся одиноки, если вместо мостов, они строят стены».
  3. Вербальные барьеры общения.
  4. Разыгрывание ситуаций.
  5. Рефлексия.

Тема 29. Обиды. - 1 час

  1. «Я обижаюсь, когда...»
  2. Понятие «обида».
  3. Рисуем обиду.
  4. Обсуждение.
  5. Рефлексия.

Тема 30. Ярмарка достоинств. - 1 час

1.        Приветствие «Рукопожатие».

2.        Игра «Ярмарка достоинств».

3.        Упражнение «Вверх по радуге».

4.        Игра «Абстрактные картинки».

5.        Рефлексия.

Тема 31. Состояние успеха. - 1 час

  1. Приветствие.
  2. Упражнение «Стряхни».
  3. Визуализация «Круг силы».
  4. Упражнение «Без ложной скромности».
  5. «Твое лучшее качество».
  6. Рефлексия.

Тема 32. Сделай себя счастливей. - 1 час

  1. Приветствие.
  2. «Мне нравится, что ты…»
  3. «Распускающийся бутон».
  4. «Волшебный стул».
  5. «Театр».
  6. «Общий рисунок».
  7. Рефлексия.

Тема 33. Моя страна. - 1 час

  1. Приветствие.
  2. «Живой алфавит».
  3. «А я еду, а я рядом…»
  4. Моя страна.
  5. Рефлексия.

Тема 34. Материк группы. - 1 час

  1. Приветствие.
  2. Моя страна (завершение работы).
  3. Презентация.
  4. Создание материка группы.
  5. Рефлексия.

Методическое обеспечение программы

1. Пособия

  1. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. - М.: «Сфера», 1999.
  2. Руководство “Семья и дети в антинаркотических программах профилактики, коррекции, реабилитации” под редакцией д. м. наук Н. В. Вострокнутова. - М.: «Вариант», 2003. - 240 с
  3. Слободяник Н. Уроки общения для младших подростков // «Школьный психолог», № 13 2002.

2. Интернет ресурсы

  1. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200201306 
  2. http://festival.1september.ru/articles/414900/ 
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2011/08/04/trening-formirovaniya-kommunikativnoy

3. Оборудование

Цветные карандаши, листы бумаги, ватман, мяч, тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей, плакат со схематичным изображением эмоций, карточки с заданиями, бланки с названиями эмоций, бланки тестов, аудиозаписи.



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности младших школьников.

Дети растут, развиваются и постоянно меняются. Совсем недавно вы бегали за ребенком в сад, но вот ему уже 7 лет, пора идти в школу. И у родителей появляется страх. Как правильно себя вести с младшими школьниками? Как не навредить ребенку и сделать этот период максимально комфортным?

Самое главное - ваш ребенок остался прежним, просто у него появились новые интересы, обязанности. И чтобы помочь ему, необходимо просто знать возрастные особенности младших школьников.

Границы младшего школьного возраста, совпадают с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9—10 лет.

В этот период происходит физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.

Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем, дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме).

Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования – окостенение позвоночника, грудной клетки, таза, конечностей ещё не завершено, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны.

Особое внимание стоит уделить осанке – она формируется именно в этом возрасте. Запомните – спокойно младший школьник может сидеть за столом от силы десять минут! Поэтому очень важно грамотно организовать его рабочее место, следить за правильным светом, чтобы беречь его зрение.

Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Особое внимание стоит уделить психолого-возрастным особенностям младших школьников.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны. Восприятие связано с практической деятельностью. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.

Внимание в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему, носит непроизвольный характер. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание детей, без всяких усилий с их стороны. Возможности же волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Дети не могут усидеть на месте, необходима частая смена вида деятельности.

У младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

В младшем школьном возрасте происходит совершенствование воссоздающего воображения, которое связано с представлением ранее воспринятого. Также развивается и творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации.

В младшем школьном возрасте выделяют две стадии развития мышления. На первой стадии (I—II классы) мышление во многом похоже на мышление дошкольников: анализ учебного материала производится по преимуществу в наглядно-действенном и наглядно-образном плане. Дети судят о предметах и явлениях по их внешним отдельным признакам, односторонне, поверхностно. К III классу дети овладевают классификацией, формируется аналитико-синтетический тип деятельности, осваивается действие моделирования. Это значит, что начинает формироваться логическое мышление, постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Основной деятельностью ребенка, его первой и важнейшей обязанностью становится учение – приобретение новых знаний, умений и навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе и обществе. 

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось родители должны внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует развитие психических процессов, способствует развитию их произвольности.

 Но не нужно недооценивать роль игры.  Игра остается способом получения информации – дети отлично запоминают то, что вызывает у них эмоции. Наглядность и яркие, положительные эмоции позволяют младшим школьникам легко запоминать и усваивать материал. Используйте различные таблицы, рисунки, игрушки, когда занимаетесь с ребенком дома. Но во всем нужна мера. Небольшие физкульт-минутки позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться и переключиться с учебы на отдых, повысив тем самым мотивацию учения. Именно сейчас формируется отношение ребенка к учению – вера в свои силы, желание учиться и получать знания.

Развитие личности.

Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки ребенка взрослыми. Младшие школьники импульсивны, эмоциональны, активны, инициативны. Ребенок в этом возрасте они очень легко поддается влиянию окружающей среды. Дети осознают себя личностью, сравнивают себя с другими, начинают выстраивать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Именно в этом возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения.

Психологическая особенность младших школьников - податливость, доверчивость. Немаловажную роль для детей в этом возрасте играет авторитет. И здесь очень важно проконтролировать среду, в которой находится ребенок. Следите, с кем общается ваш малыш. Но самым главным все равно должен быть авторитет родителей. Общайтесь с вашим ребенок, высказывайте свою точку зрения, выслушивайте его. Взаимопонимание очень важно для младших школьников, ведь именно сейчас начинает формироваться его собственная позиция и самооценка. И вы должны полностью его поддерживать и помогать в этом.

Особенности современного младшего школьника:

  1. У детей большие различия паспортного и физиологического развития. Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
  2. У детей обширная информированность практически по любым вопросам. Но она совершенно бессистемна.
  3. У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное независимое поведение.
  4. Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во всё сказанное ими.
  5. У современных детей более слабое здоровье.
  6. Они в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как следствие  - дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе.

Советы родителям или как прожить хотя бы один день без нервотрёпки:

  1. Будите ребёнка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
  2.  Не торопитесь. Умение рассчитать время – Ваша задача. Если вам это плохо удаётся, вины ребёнка в этом нет.
  3.  Не прощайтесь, предупреждая и направляя: “Смотри, не балуйся!”, “Чтобы сегодня не было плохих отметок!”. Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
  4.  Забудьте фразу: “Что ты сегодня получил?”. Встречая ребёнка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как Вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
  5. Если Вы видите, что ребёнок огорчён, молчит – не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет всё сам.
  6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
  7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребёнку необходимы 1 - 2 часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
  8. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20-30 минут занятий – 10 минут перерыв. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
  9. Во время приготовления уроков не сидите “над душой”. Дайте ребёнку работать самому. Если нужна Ваша помощь – наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
  10. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: “Если ты сделаешь, то..”.
  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребёнку.
  12. Выбирайте единую тактику общения с ребёнком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу педтактики решайте без него.

13. Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.

14. Учтите, что даже “большие дети” очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Всё это успокоит ребёнка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.