Особенности поведения подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Особенности поведения подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Проблема, рассмотренная в данной работе, определяется тем, что к подростковому возрасту у детей с СДВГ на фоне стигматизации и низкого уровня фрустрационной толерантности может наблюдаться усиление и акцентирование диссоциальных и девиантных поведенческих тенденций. Подростки с СДВГ входят в группу риска по совершению антисоциальных действий и правонарушений, развитию алкоголизма и наркоманий. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременную диагностику и коррекцию.
Поведение-это целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром.
К фактам поведения относятся:
1) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей - поза, мимика, интонации и пр.;
2) отдельные движения и жесты;
3) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;
4) поступки - еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.
Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом каких он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний.
Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)— неврологическо - поведенческое расстройство развития.
Характерные симптомы СДВГ:
- Нарушение внимания
- не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок
- с трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий
- не слушает обращенную к нему речь
- не может придерживаться инструкций и довести дело до конца
- не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий
- избегает дел, требующих длительного умственного напряжения
- часто теряет свои вещи
-легко отвлекается
-проявляет забывчивость
2) Гиперактивность
- часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ёрзает на месте
- не может усидеть на месте, когда это необходимо
- часто бегает или куда-то забирается, когда это не уместно
- не может тихо, спокойно играть
- чрезмерное бесцельное двигательная активность имеет стойкий характер, на неё не влияют правила и условия ситуации.
Импульсивность:
- отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь
- не может дожидаться своей очереди
- мешает другим людям, перебивает их
- болтлив, не сдержан в речи.
В связи с выявленными симптомами всем специалистам, участвующим в оказании помощи детям с СДВГ, важно взаимодействовать между собой и придерживаться ряду общих позиций, начиная с принципов оценки имеющихся нарушений.
Установлено, что в подростковом возрасте выраженные симптомы СДВГ продолжают наблюдаться не менее чем у 50-80% детей с СДВГ.
Для них характерны несамостоятельность, безответственность, трудности в организации и трудности организации и завершении выполнения поручений, с которыми они не в состоянии справится без посторонней помощи. Нередко ухудшается успеваемость в школе, такие подростки не обращают внимания на детали, проявляют забывчивость, не выполняют указаний педагога, плохо переключаются, когда условия задания меняются или дается новое.
У них нарастают трудности во взаимоотношениях в семье и школе, нарушения поведения. Многих подростков с СДВГ отличают безрассудочное поведение, трудности в соблюдении правил. При этом им свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка.
Подростки с СДВГ склонны к вовлечению в подростковые группировки, которые совершают различные правонарушения, у них может появиться тяга к употреблению алкоголя и наркотиков.
Таким образом, важно помочь каждому подростку социально адаптироваться к условиям современного высокотехнологичного, постоянно меняющегося окружающего мира, помочь ему обрести достойное место в обществе. Для этого необходимо привлечь подростка к активному участию в лечебной программе, чтобы повысить степень взаимодействия. Очень важно соблюдать правильный распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна, отдыха и питания, регулярно проводить занятия физкультурой и спортом. Важно переключить внимание подростков, направить их на иную, интересную и занимательную для них деятельность.
Это важно не только для самого подростка, но и для успешного существования самого общества в целом.
Поэтому психокоррекционная работа психологов, дефектологов, в этом направлении особенно актуальна.