Рабочая программа по внеурочной деятельности "Психологическая азбука"
Работа по программе внеурочной деятельности младших школьников «Психологическая азбука» проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников по направлению «социально-психологическая деятельность» предназначена для работы с детьми 4 классов, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Рабочая программа по психологии для 4 класса разработана на основе программы развивающих занятий в 4 классе «Психологическая азбука». Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Москва: Генезис, 2014г.
Рабочая программа по психологии для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего образования, примерной программой по психологии.п
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_psihologicheskaya_azbuka_4_klassy.doc | 241.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мужевская средняя общеобразовательная школа
имени Н.В. Архангельского»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Протокол №_______ от «____» _________ 2015 г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы Е.В. Костылева Приказ №__________ от «____» ________2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»
4 «А, Б, В» классы
Учитель: Порывкина Татьяна Сергеевна
с.Мужи
2015 год
I. Пояснительная записка
В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, его взаимодействия с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.
Курс «Психологическая азбука» поможет ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути. Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.
Работа по программе внеурочной деятельности младших школьников «Психологическая азбука» проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников по направлению «социально-психологическая деятельность» предназначена для работы с детьми 4 классов, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Рабочая программа по психологии для 4 класса разработана на основе программы развивающих занятий в 4 классе «Психологическая азбука». Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Москва: Генезис, 2014г.
Рабочая программа по психологии для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего образования, примерной программой по психологии.
Программа предназначена для обучающихся 4 классов.
Цель: знакомство детей с помощью методов и средств сказкотерапии с основными психологическими понятиями, самопознание, личностное развитие, формирование навыков общения.
Задачи:
- развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умению отвечать за свои поступки;
- знакомство с элементарными понятиями психологии общения;
- развитие умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;
- понимание внутреннего мира другого человека через внешнее проявления в деятельности и общении;
- знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;
- развитие навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения;
- развитие самоуважения и уважения к другим людям; формирование навыков эмпатии и сопереживания;
- овладение элементарными умениями эмоциональной саморегуляции в общении.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Психологическая азбука» реализуется в 4 классах по одному часу в неделю Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).
Общая характеристика предмета:
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:
аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.
Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:
1.Введение в тему.
2.Развёртывание темы.
3.Индивидуализация темы.
4.Завершение темы
Формы организации учебного процесса:
Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.
Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
• установка на здоровый образ жизни;
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
• строить сообщения в устной и письменной форме;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• задавать вопросы;
• контролировать действия партнёра.
В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.
II. Содержание программы «Психологическая азбука»
Раздел 1. Приглашение в Страну Общения. (5 часов)
Пробуждение интереса к изучению своего внутреннего мира. Формирование умения оказывать психологическую помощь и поддержку. Помощь детям в осознании и раскрытии собственных достоинств, способностей. Развитие коммуникативных навыков, навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества, способности к рефлексии.
РАЗДЕЛ II. Инструменты общения. (12 часов)
Знакомство с понятиями «слушать» и «слышать». Развитие умения активного слушания, навыка задавания уточняющих вопросов, выражения поддержки и понимания говорящему. Знакомство с невербальными средствами общения, развитие умения общаться с помощью жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции. Определение значимости грамотной речи для правильного понимания друг друга в общении. Раскрытие содержания понятий «спор» и «дискуссия», развитие умения убеждать, использовать аргументы в споре.
РАЗДЕЛ III. Осторожно, общение! (11 часов)
Мотивирование учащихся на сотрудничество в ситуации совместного поиска новой информации. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в команде.
Пробуждение интереса к истории своего имени, помощь детям в осознании уникальности и глубины собственной личности. Актуализация понимания семейных отношений осознание своих чувств по отношению к разным членам семьи.
Роль негативных эмоций в общении, развитие способности к пониманию чужих эмоций по выражению лица, жестам, взглядам. Значение конфликта в общении и его последствия, различные стратегии поведения в конфликте. Знакомство с алгоритмом эффективного разрешения конфликтов.
РАЗДЕЛ IV. Здравствуй, Страна Общения! (6 часов)
Мотивирование учащихся на дальнейшее развитие качеств, важных для общения. Осознание важности внимательного отношения к другому человеку, развитие способности понимать внутренний мир другого человека. Развитие способности к самопознанию через идентификацию с персонажами книги сказок «Королевство разорванных связей». Актуализация правил комфортного общения в классе. Содействие осознанию полученного на занятиях опыта как актуального ресурса для решения новых коммуникативных задач.
III. Календарно-тематическое планирование
4 «а» класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Универсальные учебные действия (УУД) деятельность учащихся | Дата | |
План | Факт | ||||
РАЗДЕЛ I. Приглашение в Страну Общения | |||||
1 | Знакомьтесь – психология! | 1 | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
| ||
2 | Я – это интересно! | 1 | |||
3 | Я – это интересно! | 1 | |||
4 | Что мы знаем об общении? | 1 | |||
5 | Общение – дело общее | 1 | |||
РАЗДЕЛ II. Инструменты общения | |||||
6 | Как хорошо уметь… слушать! | 1 | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
| ||
7 | Активное и пассивное слушание | 1 | |||
8 | Как важно уметь задавать вопросы | 1 | |||
9 | Практикум активного слушания | 1 | |||
10 | Поговорим без слов | 1 | |||
11 | Практикум неречевого общения (часть 1) | 1 | |||
12 | Практикум неречевого общения (часть 2) | 1 | |||
13 | Речь | 1 | |||
14 | Берегите, пожалуйста, речь! | 1 | |||
15 | А умеете ли вы спорить? | 1 | |||
16 | А умеете ли вы спорить? | 1 | |||
17 | Чемоданчик Мастера Общения | 1 | |||
РАЗДЕЛ III. Осторожно, общение! | |||||
18 | В море знаний | 1 | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
| ||
19 | Коротко да ясно, оттого и прекрасно | 1 | |||
20 | Имя мое | 1 | |||
21 | Моя семья | 1 | |||
22 | Моя семья | 1 | |||
23 | В пещере эмоциональных взрывов | 1 | |||
24 | Научно-практическое исследование конфликта (часть 1) | 1 | |||
25 | Научно-практическое исследование конфликта (часть 2) | 1 | |||
26 | Выиграть – проиграть? | 1 | |||
27 | Сказка о понимании | 1 | |||
28 | День рождения – День творения | 1 | |||
РАЗДЕЛ IV. Здравствуй, Страна Общения! | |||||
29 | Могу и хочу | 1 | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
| ||
30 | Когда приходит понимание | 1 | |||
31 | По дороге сказок | 1 | |||
32 | В королевстве | 1 | |||
33 | Встреча с Мастером Общения | 1 | |||
34 | До свидания, Психологическая азбука! | 1 | |||
ИТОГО: | 34 часа |
III. Календарно-тематическое планирование
4 «б» класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Универсальные учебные действия (УУД) деятельность учащихся | Дата | |
План | Факт | ||||
РАЗДЕЛ I. Приглашение в Страну Общения | |||||
1 | Знакомьтесь – психология! | 1 | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
| ||
2 | Я – это интересно! | 1 | |||
3 | Я – это интересно! | 1 | |||
4 | Что мы знаем об общении? | 1 | |||
5 | Общение – дело общее | 1 | |||
РАЗДЕЛ II. Инструменты общения | |||||
6 | Как хорошо уметь… слушать! | 1 | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
| ||
7 | Активное и пассивное слушание | 1 | |||
8 | Как важно уметь задавать вопросы | 1 | |||
9 | Практикум активного слушания | 1 | |||
10 | Поговорим без слов | 1 | |||
11 | Практикум неречевого общения (часть 1) | 1 | |||
12 | Практикум неречевого общения (часть 2) | 1 | |||
13 | Речь | 1 | |||
14 | Берегите, пожалуйста, речь! | 1 | |||
15 | А умеете ли вы спорить? | 1 | |||
16 | А умеете ли вы спорить? | 1 | |||
17 | Чемоданчик Мастера Общения | 1 | |||
РАЗДЕЛ III. Осторожно, общение! | |||||
18 | В море знаний | 1 | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
| ||
19 | Коротко да ясно, оттого и прекрасно | 1 | |||
20 | Имя мое | 1 | |||
21 | Моя семья | 1 | |||
22 | Моя семья | 1 | |||
23 | В пещере эмоциональных взрывов | 1 | |||
24 | Научно-практическое исследование конфликта (часть 1) | 1 | |||
25 | Научно-практическое исследование конфликта (часть 2) | 1 | |||
26 | Выиграть – проиграть? | 1 | |||
27 | Сказка о понимании | 1 | |||
28 | День рождения – День творения | 1 | |||
РАЗДЕЛ IV. Здравствуй, Страна Общения! | |||||
29 | Могу и хочу | 1 | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
| ||
30 | Когда приходит понимание | 1 | |||
31 | По дороге сказок | 1 | |||
32 | В королевстве | 1 | |||
33 | Встреча с Мастером Общения | 1 | |||
34 | До свидания, Психологическая азбука! | 1 | |||
ИТОГО: | 34 часа |
III. Календарно-тематическое планирование
4 «в» класса
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Универсальные учебные действия (УУД) деятельность учащихся | Дата | |
План | Факт | ||||
РАЗДЕЛ I. Приглашение в Страну Общения | |||||
1 | Знакомьтесь – психология! | 1 | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
| ||
2 | Я – это интересно! | 1 | |||
3 | Я – это интересно! | 1 | |||
4 | Что мы знаем об общении? | 1 | |||
5 | Общение – дело общее | 1 | |||
РАЗДЕЛ II. Инструменты общения | |||||
6 | Как хорошо уметь… слушать! | 1 | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
| ||
7 | Активное и пассивное слушание | 1 | |||
8 | Как важно уметь задавать вопросы | 1 | |||
9 | Практикум активного слушания | 1 | |||
10 | Поговорим без слов | 1 | |||
11 | Практикум неречевого общения (часть 1) | 1 | |||
12 | Практикум неречевого общения (часть 2) | 1 | |||
13 | Речь | 1 | |||
14 | Берегите, пожалуйста, речь! | 1 | |||
15 | А умеете ли вы спорить? | 1 | |||
16 | А умеете ли вы спорить? | 1 | |||
17 | Чемоданчик Мастера Общения | 1 | |||
РАЗДЕЛ III. Осторожно, общение! | |||||
18 | В море знаний | 1 | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
| ||
19 | Коротко да ясно, оттого и прекрасно | 1 | |||
20 | Имя мое | 1 | |||
21 | Моя семья | 1 | |||
22 | Моя семья | 1 | |||
23 | В пещере эмоциональных взрывов | 1 | |||
24 | Научно-практическое исследование конфликта (часть 1) | 1 | |||
25 | Научно-практическое исследование конфликта (часть 2) | 1 | |||
26 | Выиграть – проиграть? | 1 | |||
27 | Сказка о понимании | 1 | |||
28 | День рождения – День творения | 1 | |||
РАЗДЕЛ IV. Здравствуй, Страна Общения! | |||||
29 | Могу и хочу | 1 | Коммуникативные УУД:
Личностные УУД:
| ||
30 | Когда приходит понимание | 1 | |||
31 | По дороге сказок | 1 | |||
32 | В королевстве | 1 | |||
33 | Встреча с Мастером Общения | 1 | |||
34 | До свидания, Психологическая азбука! | 1 | |||
ИТОГО: | 34 часа |
IV. Перечень учебно- методических средств обучения
1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Программа развивающих занятий в 4 классе. – М.: Генезис, 2013. – 128 с.
2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Генезис, 2013.
3. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство внутреннего мира. Королевство разорванных связей. - М.: Генезис, 2012. – 416 с.
4. Электронные образовательные ресурсы для начального общего образования: http://eor-np.ru/
5. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
6. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.
7. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.
8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.
9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.
10. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.
11. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
12. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.
13. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.
14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.
15. Через самовыражение к самопознанию // составитель Сафонова Л.В. Первоуральск, 1997.
16. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.
Интернет-ресурсы.
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;
http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;
http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;
http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";
www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;
http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;
http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;
http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».
http://catalog.iot.ru – каталог интернет-ресурсов по образованию;
http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования.