Рабочая программа по внеурочной деятельности "Психологическая азбука"

Работа по программе внеурочной деятельности младших школьников «Психологическая азбука» проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников по направлению «социально-психологическая деятельность»  предназначена для работы с детьми 4 классов, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Рабочая программа по психологии для 4 класса разработана на основе программы развивающих занятий в 4 классе «Психологическая азбука». Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Москва: Генезис, 2014г.

Рабочая программа по психологии для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего образования, примерной программой по психологии.п

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_psihologicheskaya_azbuka_4_klassy.doc241.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Мужевская средняя общеобразовательная школа

имени Н.В. Архангельского»

        

РАССМОТРЕНО

на заседании

МО учителей

начальных классов

Протокол №_______

от «____» _________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

              Е.В. Костылева

Приказ №__________    от «____» ________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА»

4 «А, Б, В» классы

 

Учитель: Порывкина Татьяна Сергеевна

 

                               

с.Мужи

2015 год


I. Пояснительная записка

В современном образовании все более углубляется противоречие между знаниями растущего человека о закономерностях развития природы и общества и отсутствием систематических знаний о закономерностях психического и личностного развития самого человека, его взаимодействия с окружающим миром. Учащиеся разного возраста пытаются разобраться в самих себе. Но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, так как никакими сведениями о богатстве или бедности внутреннего мира, о психологических особенностях человека они не располагают. Отсюда неадекватные способы познания себя и других, неудовлетворенность этим познанием, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях и т. д.

Курс «Психологическая азбука» поможет  ребенку осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения, переживания, представления о своем дальнейшем жизненном пути.  Приобщение к знаниям о человеке имеет особенно важное значение на начальных этапах школьного образования, когда основные свойства познавательной деятельности и качества личности находятся в периоде своего осмысленного становления.

Работа по программе внеурочной деятельности младших школьников «Психологическая азбука» проводится в рамках духовно-нравственного развития и воспитания школьников по направлению «социально-психологическая деятельность»  предназначена для работы с детьми 4 классов, которая является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Рабочая программа по психологии для 4 класса разработана на основе программы развивающих занятий в 4 классе «Психологическая азбука». Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Москва: Генезис, 2014г.

Рабочая программа по психологии для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к результатам освоения начальной образовательной программы основного общего образования, фундаментальным ядром содержания начального общего образования, примерной программой по психологии.

Программа предназначена для обучающихся 4 классов.

Цель: знакомство детей с помощью методов и средств сказкотерапии с основными психологическими понятиями, самопознание, личностное развитие, формирование навыков общения.

Задачи:

  • развитие навыков рефлексии, способности к самоанализу, умению отвечать за свои поступки;
  • знакомство с элементарными понятиями психологии общения;
  • развитие умения осознавать свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми;
  • понимание внутреннего мира другого человека через внешнее проявления в деятельности и общении;
  • знакомство с правилами эффективного взаимодействия в общении и простейшими способами разрешения конфликтов;
  • развитие навыков сотрудничества при решении разнообразных проблем в процессе обучения;
  • развитие самоуважения и уважения к другим людям; формирование навыков эмпатии и сопереживания;
  • овладение элементарными умениями эмоциональной саморегуляции в общении.

Описание места предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Психологическая азбука» реализуется в 4 классах по одному часу в неделю Занятия проводятся со всем классом. Общий объем учебного времени составляет 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).

Общая характеристика предмета:

В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента:

аксиологический (связанный с сознанием), инструментально-технологический и потребностно-мотивационный.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком  ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.

        Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своём месте во взаимоотношениях с другими.

        Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.

        Задачи развития являются четвёртым компонентом в данной модели. Работа с ними осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления, но, в зависимости от целей, делается акцент на одном из них.

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

                1.Введение в тему.

                2.Развёртывание темы.

                3.Индивидуализация темы.

                4.Завершение темы

        Формы организации учебного процесса:

        Для успешной реализации учебного процесса используются групповые и индивидуальные занятия. Индивидуальные занятия необходимы для отработки важных моментов поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил в группе. Индивидуальные занятия являются продолжением групповой работы, т.к. помогают ребёнку более эффективно справиться со своими проблемами.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.        

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

• учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и  оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

• способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

• ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм;

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

• установка на здоровый образ жизни;

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

• строить сообщения в устной и письменной форме;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

• адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

• задавать вопросы;

• контролировать действия партнёра.

В результате изучения данного курса на ступени начального общего образования у учащихся будут сформированы личностные, познавательные  и  коммуникативные  универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В  сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

В  сфере познавательных универсальных учебных  действий  выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций.

В  сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.


II. Содержание программы «Психологическая азбука»

Раздел 1. Приглашение в Страну Общения. (5 часов)

       Пробуждение интереса к изучению своего внутреннего мира. Формирование умения оказывать психологическую помощь и поддержку. Помощь детям в осознании и раскрытии собственных достоинств, способностей. Развитие коммуникативных навыков, навыков эффективного взаимодействия и сотрудничества, способности к рефлексии.

    РАЗДЕЛ II. Инструменты общения. (12 часов)

       Знакомство с понятиями «слушать» и «слышать». Развитие умения активного слушания, навыка задавания уточняющих вопросов, выражения поддержки и понимания говорящему. Знакомство с невербальными средствами общения, развитие умения общаться с помощью жестов, мимики, взгляда, соблюдения дистанции. Определение значимости грамотной речи для правильного понимания друг друга в общении. Раскрытие содержания понятий «спор» и «дискуссия», развитие умения убеждать, использовать аргументы в споре.  

РАЗДЕЛ III. Осторожно, общение! (11 часов)

       Мотивирование учащихся на сотрудничество в ситуации совместного поиска новой информации. Развитие навыков взаимодействия и сотрудничества в команде.

       Пробуждение интереса к истории своего имени, помощь детям в осознании уникальности и глубины собственной личности. Актуализация понимания семейных отношений осознание своих чувств по отношению к разным членам семьи.

       Роль негативных эмоций в общении, развитие способности к пониманию чужих эмоций по выражению лица, жестам, взглядам. Значение конфликта в общении и его последствия, различные стратегии поведения в конфликте. Знакомство с алгоритмом эффективного разрешения конфликтов.

 РАЗДЕЛ IV.  Здравствуй, Страна Общения! (6 часов)

       Мотивирование учащихся на дальнейшее развитие качеств, важных для общения. Осознание важности внимательного отношения к другому человеку, развитие способности понимать внутренний мир другого человека. Развитие способности к самопознанию через идентификацию с персонажами книги сказок «Королевство разорванных связей». Актуализация правил комфортного общения в классе. Содействие осознанию полученного на занятиях опыта как актуального ресурса для решения новых коммуникативных задач.


III. Календарно-тематическое планирование

4 «а» класса

Тема занятия

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

(УУД) деятельность учащихся

Дата

План

Факт

РАЗДЕЛ I. Приглашение в Страну Общения  

1

Знакомьтесь – психология!

1

Коммуникативные УУД:

  • осознание важности познания и улучшения навыков общения.

Личностные УУД:

  • формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию.

2

Я – это интересно!

1

3

Я – это интересно!

1

4

Что мы знаем об общении?

1

5

 Общение – дело общее

1

РАЗДЕЛ II. Инструменты общения

6

Как хорошо уметь… слушать!

1

Коммуникативные УУД:

  • умения:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи;
  • слушать;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что-нет;

Личностные УУД:

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

7

Активное и пассивное слушание

1

8

Как важно уметь задавать вопросы

1

9

Практикум активного слушания

1

10

Поговорим без слов

1

11

Практикум неречевого общения     (часть 1)

1

12

Практикум неречевого общения     (часть 2)

1

13

Речь

1

14

Берегите, пожалуйста, речь!

1

15

А умеете ли вы спорить?

1

16

А умеете ли вы спорить?

1

17

Чемоданчик Мастера Общения

1

РАЗДЕЛ III. Осторожно, общение!

18

В море знаний

1

Коммуникативные УУД:

  • умения учитывать позиции других людей;
  • обосновывать собственную позицию;
  • координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные УУД:

  • усвоение таких ценностей, как «семья», «родительская любовь».

19

Коротко да ясно, оттого и прекрасно

1

20

Имя мое

1

21

Моя семья

1

22

Моя семья

1

23

В пещере эмоциональных взрывов

1

24

Научно-практическое исследование конфликта (часть 1)

1

25

Научно-практическое исследование конфликта (часть 2)

1

26

Выиграть – проиграть?

1

27

Сказка о понимании

1

28

День рождения – День творения

1

РАЗДЕЛ IV. Здравствуй, Страна Общения!

29

Могу и хочу

1

Коммуникативные УУД:

  • формирование качеств, необходимых для эффективного взаимодействия и сотрудничества.

Личностные УУД:

  • формирование:
  • положительной адекватной самооценки;
  • эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
  • умения видеть свои достоинства и недостатки;
  • мотивация на дальнейшее самопознание и саморазвитие.

30

Когда приходит понимание

1

31

По дороге сказок

1

32

В королевстве

1

33

Встреча с Мастером Общения

1

34

До свидания, Психологическая азбука!

1

                                                                            ИТОГО:

34 часа


III. Календарно-тематическое планирование

4 «б» класса

Тема занятия

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

(УУД) деятельность учащихся

Дата

План

Факт

РАЗДЕЛ I. Приглашение в Страну Общения  

1

Знакомьтесь – психология!

1

Коммуникативные УУД:

  • осознание важности познания и улучшения навыков общения.

Личностные УУД:

  • формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию.

2

Я – это интересно!

1

3

Я – это интересно!

1

4

Что мы знаем об общении?

1

5

 Общение – дело общее

1

РАЗДЕЛ II. Инструменты общения

6

Как хорошо уметь… слушать!

1

Коммуникативные УУД:

  • умения:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи;
  • слушать;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что-нет;

Личностные УУД:

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

7

Активное и пассивное слушание

1

8

Как важно уметь задавать вопросы

1

9

Практикум активного слушания

1

10

Поговорим без слов

1

11

Практикум неречевого общения     (часть 1)

1

12

Практикум неречевого общения     (часть 2)

1

13

Речь

1

14

Берегите, пожалуйста, речь!

1

15

А умеете ли вы спорить?

1

16

А умеете ли вы спорить?

1

17

Чемоданчик Мастера Общения

1

РАЗДЕЛ III. Осторожно, общение!

18

В море знаний

1

Коммуникативные УУД:

  • умения учитывать позиции других людей;
  • обосновывать собственную позицию;
  • координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные УУД:

  • усвоение таких ценностей, как «семья», «родительская любовь».

19

Коротко да ясно, оттого и прекрасно

1

20

Имя мое

1

21

Моя семья

1

22

Моя семья

1

23

В пещере эмоциональных взрывов

1

24

Научно-практическое исследование конфликта (часть 1)

1

25

Научно-практическое исследование конфликта (часть 2)

1

26

Выиграть – проиграть?

1

27

Сказка о понимании

1

28

День рождения – День творения

1

РАЗДЕЛ IV. Здравствуй, Страна Общения!

29

Могу и хочу

1

Коммуникативные УУД:

  • формирование качеств, необходимых для эффективного взаимодействия и сотрудничества.

Личностные УУД:

  • формирование:
  • положительной адекватной самооценки;
  • эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
  • умения видеть свои достоинства и недостатки;
  • мотивация на дальнейшее самопознание и саморазвитие.

30

Когда приходит понимание

1

31

По дороге сказок

1

32

В королевстве

1

33

Встреча с Мастером Общения

1

34

До свидания, Психологическая азбука!

1

                                                                            ИТОГО:

34 часа


III. Календарно-тематическое планирование

4 «в» класса

Тема занятия

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

(УУД) деятельность учащихся

Дата

План

Факт

РАЗДЕЛ I. Приглашение в Страну Общения  

1

Знакомьтесь – психология!

1

Коммуникативные УУД:

  • осознание важности познания и улучшения навыков общения.

Личностные УУД:

  • формирование ценностного отношения к общению, взаимодействию.

2

Я – это интересно!

1

3

Я – это интересно!

1

4

Что мы знаем об общении?

1

5

 Общение – дело общее

1

РАЗДЕЛ II. Инструменты общения

6

Как хорошо уметь… слушать!

1

Коммуникативные УУД:

  • умения:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать партнерам вопросы, необходимые для совместного решения задачи;
  • слушать;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что-нет;

Личностные УУД:

  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

7

Активное и пассивное слушание

1

8

Как важно уметь задавать вопросы

1

9

Практикум активного слушания

1

10

Поговорим без слов

1

11

Практикум неречевого общения     (часть 1)

1

12

Практикум неречевого общения     (часть 2)

1

13

Речь

1

14

Берегите, пожалуйста, речь!

1

15

А умеете ли вы спорить?

1

16

А умеете ли вы спорить?

1

17

Чемоданчик Мастера Общения

1

РАЗДЕЛ III. Осторожно, общение!

18

В море знаний

1

Коммуникативные УУД:

  • умения учитывать позиции других людей;
  • обосновывать собственную позицию;
  • координировать в ходе сотрудничества разные точки зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Личностные УУД:

  • усвоение таких ценностей, как «семья», «родительская любовь».

19

Коротко да ясно, оттого и прекрасно

1

20

Имя мое

1

21

Моя семья

1

22

Моя семья

1

23

В пещере эмоциональных взрывов

1

24

Научно-практическое исследование конфликта (часть 1)

1

25

Научно-практическое исследование конфликта (часть 2)

1

26

Выиграть – проиграть?

1

27

Сказка о понимании

1

28

День рождения – День творения

1

РАЗДЕЛ IV. Здравствуй, Страна Общения!

29

Могу и хочу

1

Коммуникативные УУД:

  • формирование качеств, необходимых для эффективного взаимодействия и сотрудничества.

Личностные УУД:

  • формирование:
  • положительной адекватной самооценки;
  • эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживание им;
  • умения видеть свои достоинства и недостатки;
  • мотивация на дальнейшее самопознание и саморазвитие.

30

Когда приходит понимание

1

31

По дороге сказок

1

32

В королевстве

1

33

Встреча с Мастером Общения

1

34

До свидания, Психологическая азбука!

1

                                                                            ИТОГО:

34 часа


IV. Перечень учебно- методических средств обучения

1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Программа развивающих занятий в 4 классе. – М.: Генезис, 2013. – 128 с.

2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Генезис, 2013.

3. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство внутреннего мира. Королевство разорванных связей. - М.: Генезис, 2012. – 416 с.

4. Электронные образовательные ресурсы для начального общего образования: http://eor-np.ru/

5. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М., 1988.

7. Вачков И.В. Психология для малышей. М.: Педагогика – Пресс, 1996.

8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Просвещение, 1989.

9. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1887.

10. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М.: Просвещение, 1991.

11. Игры: обучение, тренинг, досуг // под ред. Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.

12. Как улучшить собственную память. Екатеринбург: Диамонт, 1992.

13. Никитин Б.П. Ступеньки к творчеству, или Развивающие игры. М.: Просвещение, 1990.

14. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. В 4-х частях. М.: Генезис, 2000.

15. Через самовыражение к самопознанию // составитель Сафонова Л.В. Первоуральск, 1997.

16. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.: Новая школа, 1994.

Интернет-ресурсы.

http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет;

http://it-n.ru/ - сеть творческих учителей;

http://viki.rdf.ru/ - детские электронные презентации и клипы;

http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок";

www.alleng.ru – сайт информационных ресурсов;

http://www.ug.ru - сайт «Учительской газеты»;

http://www.kinder.ru/default.htm - Интернет для детей;

http://www.km.ru – портал компании «Кирилл и Мефодий».

http://catalog.iot.ru – каталог  интернет-ресурсов по образованию;

http://nsportal.ru/  - социальная сеть работников образования.