Социальная адаптация подростков в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования через психоаналитически ориентированный тренинг.
Данная статья отражает особенности весьма актуальной практической проблемы, социальной по своей значимости и масштабам и психологической по содержанию, — проблемы социальной адаптации подростков в системе НПО И СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnaya_adaptatsiya.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация подростков
в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования
через психоаналитически ориентированный тренинг.
Котикова В.М., педагог-психолог
ГОУ СПО Кузнецкий индустриальный техникум, г. Новокузнецк.
С целью социальной адаптации подростков в ГОУ НПО КИТ, была разработана программа тренинга, которая включает элементы психоаналитически ориентированной терапии и учитывает возрастные особенности контингента.
Подростковый возраст – один из самых сложных и не предсказуемых. Это время напряженного внутреннего конфликта, который выливается во внешние столкновения со сверстниками и взрослыми, а также является одним из важных периодов социализации молодого поколения, к которому предъявляются жесткие требования современного рынка труда: адекватное эмоциональное реагирование, способность к адаптации, устойчивость к стрессу.
Современное развитие психоанализа позволяет эффективно применять методы и приёмы этого направления в групповых занятиях. В тренинговой группе определённые психические процессы - желания, страхи, агрессия, фантазии, переносы и механизмы защит – могут совместно переживаться многими людьми. В психоаналитической групповой ситуации зачастую одновременно проявляются различные грани конфликта, желания или защитной позиции, репрезентируемые различными людьми, которые отображают разные стороны одного и того же события.
М. Балинт[1]1, изучая феномен группового анализа, сделал вывод о том, что личность тренера становиться «значимой для участников, которые в переносных реакциях воспринимают его как родительский объект и могут выражать различные чувства по отношению к этому объекту». Тренер в процессе группового анализа начинает собой заменять «хорошую мать» и получает возможность работать с переживаниями того периода. Это позволяет разрешать родительские конфликты, а также стабилизировать объектные отношения.
А.Фрейд[2]2, исследуя психический аппарат, отметила существование конфликта между психическими образованиями. С одной стороны, инстинктивные импульсы Ид стремятся к удовлетворению по принципу достижения удовольствия, с другой, - «Эго стремиться держать инстинкты в бездейственном состоянии при помощи соответствующих защитных мер, призванных обезопасить собственные границы Эго», более того, инстинктивные импульсы, проходя через территорию Эго, должны учитывать требования реальности и подчиняться этическим и моральным правилам. Таким образом, Эго является регулятором конфликтов и нуждается в усилении и защите.
В соответствии с принципами Эго-психологии, групповой анализ помогает развивать и укреплять Эго подростков, снижать внутриличностную тревогу, формировать доверие к миру через построение зрелых объектных отношений и более адаптивных форм защит, которые связывают психическую энергию и используют ее в более полезных деятельностях Эго.
Недостаток зрелых психологических навыков приводит к возникновению проблем в социальной адаптации подростков. В рамках психоаналитического развития, подростковый возраст - период мощного регресса, который совершает психика. Регресс в этом возрасте может привести к преобладанию примитивных защит, что способствует социопатическому или невротическому изменению характера.
По теории М. Кляйн[3]3, регресс может происходить на ранние периоды развития, которых она выделяет два: «параноидно–шизоидная» и «депрессивная» стадии.
Состояние психики в «параноидно-шизоидной» стадии, характеризуется «высокой степенью дезинтеграции и расщеплением на плохой объект и хороший». Преобладающие защиты: искажение, проекция, расщепление, идеализация, обесценивание, контроль. Фиксации на этой стадии могут способствовать формированию антисоциального поведения, отсутствия чувства вины, высокомерия, эгоизма, импульсивности.
На «депрессивной» стадии развития, появляется способность испытывать амбивалентные чувства к одному объекту. Процессы интроекции и проекции обеспечивают постоянное взаимодействие внешней и внутренней реальности, а также способность дифференцировать эти реальности. Происходит формирование таких защит, как сублимация, подавление, рационализация. Возникающее чувство вины и стремление к репарации, является «показателем нормального психического развития, в результате которого человек будет иметь хорошо интегрированный внутренний мир, доверие к хорошему внутреннему объекту и к собственным творческим способностям». Успешная переработка «депрессивной» стадии, является залогом дальнейшей социализации личности.
Психоанализ с самого начала своего появления стал обращаться к анализу изобразительного творчества. Это связано с представлением о том, что спонтанная изобразительная деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни. Для понимания изобразительного творчества используются понятия первичных и вторичных психических процессов, связанных с принципом удовольствия и принципом реальности. Одним из способов преодоления влияния первичных процессов Фрейд считал сублимацию, которая преобразует инстинктивные побуждения в социально-продуктивную деятельность. Изобразительное творчество является частным аспектом сублимации, возникающей, когда инстинктивный импульс заменяется художественно-образным представлением. Согласно Фрейду, изобразительное творчество имеет много общего с фантазиями и сновидениями, так как выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающее при фрустрации инстинктивных потребностей и является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющегося не в прямом, а опосредованном виде. Изобразительное искусство представляет возможность увидеть в продуктах творчества психические конфликты и переживания их авторов.
По мнению М.Кляйн, первичным источником творчества является преодоление расщепления плохих и хороших свойств, а также отрицательных и положительных переживаний, ассоциирующихся с матерью. Именно в этих ярких ранних переживаниях положительного и отрицательного характера коренятся чувства прекрасного и безобразного, являющегося основой эстетического опыта и столь важные для творчества. Творческая деятельность воссоздаёт диалектику «самоопределения» объекта и рассматривается как возможность для гармонизации расщеплённого внутреннего мира художника в форме продуктов его деятельности
Таким образом, некоторые идеи современного психоанализа, а именно положения Эго-психологии, теории защит и объектных отношений легли в основу разработки программы психоаналитически ориентированного тренинга.
Методы раскрытия содержания тренинга: упражнения, дискуссии, самоотчеты, ситуационные тесты, письма, медитативные и психодраматические формы.
Приемы работы в тренинге: разъяснение и осознание (контр) переносных и защитных реакций, исследование ранних этапов развития личности, работа с ассоциациями и сопротивлением участников.
Формы занятий - группа, микрогруппа, пары, индивидуальная работа.
Критерии отслеживания эффективности работы студентов:
- Оценка влечений (получение удовольствия и агрессии). Иерархия мотивационно – потребностной сферы, блокировка основных потребностей.
- Оценка Эго:
Защитные функции – преимущественные способы защиты, их адекватность и эффективность. Использование зрелых и незрелых защит. Качество объектных отношений – способность поддерживать отношения.
Отношения с реальностью – способность к адаптации. Характеристика степени личностной зрелости. Самооценка (адекватная, низкая, завышенная). Временная перспектива (жизненные планы, природа процессов мышления - соотношение абстрактного и конкретного, использование фантазий).
- Оценка Суперэго. Природа и степень чувства вины относительно боязни внешних авторитетов. Регуляция и контроль влечений.
Результаты работы в тренинге отслеживаются через обратную связь, рефлексию учащихся, наблюдение стабилизации характера, «Открытый стул», методику «Опросник приспособительно-защитных механизмов личности» (модификация теста лабораторией клинической психологии неврологического института им. В.М. Бехтерева).
Логика построения тренинга с учетом работы на мотивационном, интеллектуальном, аффективном и поведенческом уровне личности диктует 4 стадии деятельности.
Первая стадия – подготовка. Тема раздела «Формирование позиции взаимодействия». Цель: формирование мотивации на работу, создание благоприятной атмосферы и рабочего альянса, подготовка предпосылок переносных реакций. Пример упражнения:
«Кто Я?»
Разделиться в микрогруппы по 3-4 человек. Выбрать водящего, который выходит за дверь, обдумывая, кто из группы с какими предметами, явлениями и т.п. ассоциируется. Члены группы загадывают кого-либо из своей группы, продумывает ассоциации. Водящий задаёт вопросы, заполняет листок. Вручает список задуманному лицу. Теперь отгаданное лицо-водящий. Индивидуальная работа. Разделите лист на 2 части. Слева запишите те из ассоциаций и качеств, которые вы в себе принимаете. Справа запишите ошибочные, не принимаемые ассоциации и качества. Обсуждение.
Вторая стадия – осознание. Тема раздела «Особенности психологической защиты». Цель: знакомство с основами знаний о психоаналитической структуре личности Ид – Эго – Суперэго, механизмах психологических защит, объектных отношениях, а также через увеличение информации, наблюдение, конфронтации, интерпретации точек зрения, позиций, способов поведения, обсуждаемых в процессе групповой работы, осознание способов защит участников и подготовка к формированию более зрелых защитных реакций. Пример упражнения:
«Детское воспоминание»
«Сядьте по удобнее, расслабьтесь. Закройте глаза. Сосредоточьте своё внимание на внутренних самоощущениях. Прочувствуйте, как напряжение постепенно покидает вас. Тело расслабляется. Мысли постепенно замедляют свой бег, и исчезают, гаснут. Ощущение покоя и удовольствия наполняет вас. Теперь вспомните о тех вещах, которые когда – либо дарили тебе радость и хорошее настроение. Выбери что-нибудь, что тебе кажется в эту минуту особенно приятным. Возможно, это будут капли дождя на лепестках цветов, возможно – уютное тепло твоей постели, возможно – освежающий прыжок в прохладу реки или озера жарким днём…Вспомни свои чувства в мгновенья счастья. Теперь пусть образ этого события (или предмета), подарившего тебе радость и хорошее настроение, начнёт постепенно бледнеть, пока совсем не растает. Но не забудь само ощущение радости, сохрани его. Теперь потянись, выпрямись и открой глаза». Ведущий просит студентов записать на листочках своё детское воспоминание. Затем, по желанию они зачитывают, а ведущий интерпретирует воспоминание, спрашивает о чувствах и переживаниях.
Третья стадия – проработка. Тема раздела «Переструктурирование объектных отношений». Цель: проработка и коррекция переносных реакций на психолога как на родительский объект, создание отношений, способствующих укреплению Эго учащихся. Пример упражнения:
«Работа с переносными реакциями»
У каждого студента, на столе, перед собой стоит зажжённая свеча, набор цветных карандашей и 4 листа бумаги. Играет релаксационная музыка. Ведущий просит смотреть на горящую свечу, сосредоточиться на своих мыслях и ощущениях. На 1 листке бумаги постараться изобразить возникающие образы, чувства или ощущения. Свеча задувается. Затем перевернуть лист бумаги и на обратной стороне проранжировать: Самочувствие(1-10 баллов); Активность(1-10 баллов); Эмоции (какие?); Все садятся в круг и по желанию показывают рисунки. Все смотрят и высказывают ассоциации, возникающие между рисунками, тренером и участниками тренинга. Последним говорит сам автор. Вновь зажигаются свечи, и процедура повторяется ещё 3 раза. В конце - рефлексия.
Четвертая стадия – действия. Тема раздела «Усиление Эго. Повышение самооценки». Цель: обретение понимания и помощи на групповых занятиях, осознание и принятие себя, снижение тревоги, переоценка своих возможностей, закрепление осваиваемых новых способов поведения в своей учебной и внеучебной деятельности. Пример упражнения:
«Договор»
Немного о войне как игре с собой, в которой победителей быть не может. Выход один – принятие, развитие, трансформация. Участники, анонимно, записывают на листочках, в виде ситуации, проблемные блоки (внутриличностные конфликты), которые близки по опыту и мироощущению и отдают психологу. Группа делиться на три части:
1 микрогруппа – те, кто считает, что собой и другими важно жёстко руководить и контролировать;
2 микрогруппа - те, кто считает, что жить необходимо свободно, весело и праздно;
3 микрогруппа – те, кто считает – важно себя просто любить.
Роли: «Суперэго», «Эго», «Ид»
В первую группу на решение отдаются анонимки подавляемых и недоразвитых конфликтогенов. Во вторую - анонимки первичных конфликтогенов. Их задача – предложить конкретные действия по решению проблемных блоков. Третья группа разбирается с тем, что стоит за фразой просто любить (определения через действенные глаголы). Третья группа экспертирует рекомендации со своей точки зрения. Первая и вторая группы решают свою позицию по вопросу «Что значит - просто любить себя?».
В обратной связи обсудить, что общего во всём сказанном, что нас разделяет, что такое мир и война с самим собой.
Такая концепция и логика психоаналитически ориентированного тренинга позволяет участникам осмыслять себя и перерабатывать свои болезненные переживания и паттерны поведения.
У многих обучающихся наблюдается стабилизация поведения и отношений, возрастает креативность, а также самостоятельность в своих суждениях. Эти позитивные изменения дают возможность адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, сохраняя целостность личности.
По высказываниям участников тренинга в обратной связи, они становятся более подготовленными ко встрече с нестандартными, жизненными ситуациями, способными находить возможности изменения неудовлетворительных отношений с окружающими, используя свой личностный потенциал.
Данная программа психоаналитически ориентированного тренинга позволяет запустить процесс укрепления Эго участников, снижения внутриличносной тревоги, формирования доверия к другим через построения более зрелых объектных отношений и более адаптивных форм защит.
Список литературы.
- Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2-е изд. - М.: Смысл, 2000 -181с.
- Скворцова М.Ю. Сборник программных и методических материалов к тренингу личностного роста и развития. - Кемерово.: 1999. – 83 с.
- Топорова Л.В. Творчество Мелани Кляйн. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001 – 128 с.
- Хоффмайстер. М. Вклад М. Баллинта в теорию и метод психоанализа. // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. – М., «Когито-Центр», МГМ, 2002. – С. 125.
- Фрейд. А. Теория защитных механизмов // пер. с англ. – М.: Педагогика. 1993. – 144 с.
[1]1 Хоффмайстер М. Вклад М. Баллинта в теорию и метод психоанализа. // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 3. – М., «Когито-Центр», МГМ, 2002. – С. 125.
[2]2 Фрейд А. «Теория защитных механизмов» пер. с англ. – М.: Педагогика, 1993. – 144 с.
[3]3 Топорова Л.В. «Творчество Мелани Кляйн. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2001. – 128 с.