Тренинг взаимодействия в группе

Тренинг для педагогов и воспитателей, направленный на формирование благоприятного климата в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_.docx142.18 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг взаимодействия в группе

“Карьерные успехи человека на 80% зависят от его умения общаться и только на 20%  от  уровня его профессионализма.»

Д. Карнеги

Задачи тренинга:

  • формирование благоприятного психологического климата в группе;
  • нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;
  • первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;
  • осознание каждым участником своей роли, функций в группе;
  • развитие умения работать в команде;
  • сплочение группы.

Наша работа сегодня предполагает некоторые правила, а именно:

  • доверительный стиль общения;
  • активное участие в происходящем;
  • общение по принципу «здесь и сейчас»;
  • уважение друг к другу.

Взаимодействие людей может быть  осуществленно в:

Группа. Группе характерна постоянная потеря энергии и ресурсов во взаимодействии людей друг с другом. Эта потеря происходит во время конфликтов, возникающих из-за дублирования функций, избегания ответственности, неоправданно высокого контроля. Энергия затрачивается на «трение» друг с другом. Философия такого взаимодействия: «Я выиграю, а ты проиграешь», «Я выиграю, за счет тебя», «Если я вижу что проиграю, я сделаю так, чтобы все проиграли».

Коллектив характеризуется тем, что каждый человек является вкладом в общее дело, ровно настолько, насколько от него требуют. При таком взаимодействии практически нет потерь на межличностные конфликты. Такой форме взаимодействия характерна философия «Я выиграю сам, и ты выигрывай, как можешь сам», «Я выиграю, без тебя».

 Команда – всеобъемлющее взаимодействие людей. За счет взаимодополнения, принятия ответственности за общий результат, открытости при обмене ресурсами становится возможным результат, не доступный при других видах взаимодействия При таком взаимодействии нет потерь на межличностные конфликты, на выяснение функциональной ответственности, дополнительное стимулирование к деятельности, при этом начинается волшебство командного духа и формируется настоящая корпоративная культура. Такому виду взаимодействия характерна философия «Я выиграю, тогда, когда выиграешь ты», «Я выиграю, когда мы все выиграем».

Каким сообществом является Ваша организация? Почему?

Команда это:

  • все члены команды четко представляют себе цели и преимущества совместной работы;
  • умения каждого человека известны остальным и функции распределены;
  • организационное строение команды соответствует выполняемой задаче;
  • в команде идет поиск новых более совершенных методов работы;
  • развита самодисциплина, позволяющая эффективно использовать время и ресурсы;
  • созданы достаточные возможности, чтобы собраться и обсудить любые вопросы, разрешить конфликты;
  • команда поддерживает своих членов и создает тесные взаимоотношения;

отношения в команде открытые, и она готова встретить любые трудности и преграды на пути эффективной работы.

Психологический климат - это межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

1. Упражнение «Да, я такая…»

Участники встают в круг лицом к лицу. Двигается внутренний круг. Внутренний круг говорит комплименты, внешний отвечает :Да, я такая. А еще я могу…»

Обсуждение: Какие ощущения после сказанного? Что было сказано заслуженно, объективно? Чувствовалась искренность или формальность ? Что было легче: говорить комплементы или принимать их?

2. Упражнение «Построение круга»

Время: 10 минут.

Описание упражнения: Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

Обсуждение: Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу?  На что ориентировались при построении?

 3. Упражнение «Поворот в прыжках»

Время: 2-3 минуты.

Описание упражнения: Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Обсуждение: Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя?

4. Упражнение «Ботинки»

Время: 10-15 мин.

Все садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы класса. Все встают, берутся за руки.

Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

Обсуждение: Довольны ли вы тем, как выполнили упражнение, кто вам помогал? Что вы пытались делать в первую очередь: одеть обувь самим или помочт одеть ее соседу?

Делимся на две группы.

5. “Поиск сходства”

Время: 3 мин.

Все участники делятся на 2 команды. Задание заключается в том, что сначала участники ищут и записывают как можно больше сходств между командами, а потом- различия.

Обсуждение: Какой список оказался больше? Что было легче: искать сходства или различия? Чего в итоге оказалось больше: сходств или различий?

6. “Вавилонская башня”

Время : 15 мин.

 Использовать ватман, маркеры и заблаговременно подписанные листики с заданиями. Цель – обучение взаимодействию в команде, приобретение навыков невербального общения. Ограничения – запрещается использовать голос в любых проявлениях и показывать друг другу индивидуальные листики. Описание – все участники делятся на три группы, по несколько человек (в зависимости от количества). Каждый получает задание на листочке, который никому не показывает. Задача: нарисовать картнку домик отдельными элементами. Например, один должен нарисовать контур, другой – окна  башни, третий – флаг, четвертый –  раскрасить и т.д. В результате должна получиться связная логичная картинка.  После все оценивают получившееся и дается 1мин. на креатив. Что хотелось бы добавить?

Обсуждение: Что оказалось самым трудным, кто именно не справился с заданием и почему?  Что оказалось прще: выполнять четкие указания или дополнять рисунок на свое усмотрение (креатив?)

Теперь необходимо выбрать себе напарника из другой команды, с которым дальше мы будем взаимодействовать.

7. “ Вслепую через лабиринт”

На полу помещения, где проводятся занятия, изображается лабиринт. Он может быть нарисованным, выложенным из газетных листов, выстроенным из стульев или сооруженным еще каким-то подобным способом. Участники разбиваются на пары. Один участник из каждой пары проходит лабиринт с закрытыми или завязанными глазами, а второй руководит его движениями. Потом они меняются ролями.

Смысл упражнения: упражнение обучает находить взаимопонимание с другим человеком в ситуации, когда необходимо руководить им, а также передавать информацию с помощью различных средств, как вербальных, так и невербальных. Развитие доверия, взаимопонимания участников.

Обсуждение: Что кому было проще – быть ведущим или ведомым, с чем это связано? Какие эмоции возникали в том и в другом случае? Что препятствовало взаимопониманию, а что, наоборот, облегчало его?

8. Коммуникативное упражнение «Испорченный телефон»

Время: 20–25 минут

Описание. Тренер просит выйти 7–10 добровольцев, которые будут принимать участие в упражнении, после объясняет правила: 6–9 человек выходят за двери, одному (тот, кто остался) тренер зачитывает текст.

Задача слушавшего: передать то, что он запомнил следующему участнику. Участники заходят по очереди — слушают и передают полученную информацию следующему участнику.

Текст:

Сегодня заезжал Иван Петрович из управления. Он ждал Вас и не дождался. Очень огорчился и просил передать, что он сейчас в главном здании решает вопрос насчет  японского оборудования.

Сказал, что должен вернуться к обеду, но если его не будет к 15 часам, то совещание нужно начинать без него.

А самое главное, объявите, что всем старшим воспитателям необходимо пройти тестирование в 11-ой комнате в главном здании, в любое удобное время, но до 20-го декабря. Пропуска можно будет заказать у Зинаиды Григорьевны.

Обсуждение:

  •                 Сколько информации от первоначального текста вы услышали?
  •                 заметили ли вы, как искажалась информация? Почему это происходило? Какие блоки информации исказились и исчезли в первую очередь? Что следует делать, чтобы информация передавалась более точно? À насколько заслуживает доверия информация, полученная «через третьи руки» (типа «Он мне говорил, что она рассказала, что …?

9. Упражнение “Пожелание»

Время: 3-5 минут.

Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы пожелать Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте напишем, что каждый из нас желает группе. Я, например, желаю вам оптимизма и взаимного доверия». Далее каждый из участников пишет на своем лучике пожелание.  Участники сами пркалывают лучики в солнышку.

Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»