ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА

Статья о профессиональной компетенции педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2013.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГА

О.Н. Иванищева

                                                                                                       г. Шадринск

Вопросы профессионализма и профессиональной компетентности в последнее десятилетие стали предметом пристального внимания психологической науки (Е.А.Климов, А.К.Маркова, Л.М.Митина, Ю.П.Поваренков, Н.С.Пряжников и др.). Но в большинстве случаев исследователи ограничиваются изучением набора ПВК – профессионально-важных качеств, их формирования и оценки. Остается не вполне ясным, что психологически означает человек как профессионал, как субъект профессиональной деятельности, чем психически отличается мастер своего дела от других людей. Зачастую отождествляются понятия профессиональной компетентности и профессионализма, в том числе и применительно к деятельности учителя.

Под профессионализмом нами понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.  

Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации – это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Вопросы профессиональной компетентности рассматриваются в работах как отечественных, так и зарубежных ученых.

Понятие профессиональной компетентности  педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.

Для молодого специалиста важно четкое разграничение понятий "компетентность" и "компетенция". Они используются в психолого-педагогической деятельности, но до сих пор так и не существует единства в понимании сущности терминов.

А.А. Деркач, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, Л.А. Петровская и другие ученые являются авторами разнообразных классификаций компетенций. Одни используют понятия "компетентность" и "компетенция" для отображения конечного результата обучения, другие - описания разнообразных свойств личности.

Компетенция (лат. сompetentia) – это круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом, следовательно, компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней [10].

В словаре иностранных слов и выражений компетенция (лат. competere – добиваться, соответствовать, подходить) трактуется как:

  1. круг полномочий, представленных законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу;
  2. знания, опыт в той или иной области [8, с. 299].

В словаре русского языка С.И. Ожегова дается такое определение компетенции: "круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен" [6].

Л.В. Занина и Н.П. Меньшикова рассматривают различия синонимические используемых понятий "компетенция" и "компетентность":

  • компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной, продуктивной деятельности по отношению к ним;
  • компетентность – наличие у человека соответствующей компетентности, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [3].

А.К. Маркова определяет компетентность как индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии. Она предполагает различить разные компетентности:

  • специальная компетентность - владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;
  • социальная компетентность - владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;
  • личностная компетентность - владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;
  • индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению [4].

        В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности А.К.Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.        

        Н.Розов, Е.В. Бондаревская выделяют следующие компоненты профессиональной компетентности педагога: мотивационно-волевой, функциональный, коммуникативный и рефлексивный.

  1. Мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности.
  2. Функциональный (от лат. functio – исполнение) компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах педагогической деятельности, необходимых учителю для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии.
  3. Коммуникативный (от лат. communico – связываю, общаюсь) компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства.
  4. Рефлексивный (от позднелат. reflexio – обращение назад) компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу.

Указанные характеристики профессиональной компетентности педагога нельзя рассматривать изолированно, поскольку они носят интегративный, целостный характер, являются продуктом профессиональной подготовки в целом.

Следует различать психологический смысл понятий «компетентность» и «квалификация». Присвоение квалификации специалисту требует от него нé опыта в этой профессии, а соответствия приобретенных в процессе обучения знаний и умений образовательному стандарту. Квалификация – это степень и вид профессиональной обученности (подготовленности), позволяющий специалисту выполнять работу на определенном рабочем месте. Специалист приобретает квалификацию прежде, чем начнет складываться соответствующий профессиональный опыт.

Понятие «профессионализм» является более широким, чем понятие «профессиональная компетентность». Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата. (Спасателем на водах не может быть тот, кто, по выражению А.Н.Леонтьева, «знает, как плавать», но нé умеет этого делать). Важна и результативность деятельности, и соотнесение ее с затратами (психологическими, физиологическими и др.), то есть при оценке профессионализма речь должна идти об эффективности профессиональной деятельности [9].

Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности и в значительной мере влияют на индивидуально-психологические особенности преподавателя.

В целом А.И. Щербаков и А.В. Мудрик дидактические умения учителя сводятся к трем основным:

1) умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условиях новой педагогической ситуации;

2) умение находить для каждой педагогической ситуации новое решение;

3) умение создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации [9].

В каком соотношении находятся профессиональная компетентность и педагогическое мастерство педагога? Отвергая утверждения о предопределенности педагогического мастерства врожденными особенностями и задатками, выдающийся педагог показал его обусловленность уровнем профессиональной компетентности.

Педагогическое мастерство, основанное на умении, квалификации, по мнению А.С. Макаренко, - это знание воспитательного процесса, умение его построить, привести в движение. Нередко же педагогическое мастерство сводят к умениям и навыкам педагогической техники, в то время как данные умения - лишь один из внешне проявляющихся компонентов мастерства.

Следовательно, основы педагогического мастерства могут быть сформированы у каждого педагога, образуя базис, который даст возможность подняться на уровень мастерства.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому преподавателю только при целенаправленном индивидуально-психологическом самообразовании и саморазвитии на основе интеграции опыта, теоретических знаний и практических умений. Именно осознанная профессиональная деятельность является источником педагогического мастерства - единства общекультурных, деловых свойств личности и профессиональной компетентности педагога.

Список литературы:

  1. Бездухов В.П., Мишина, С.Е. Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. - Самара, 2001. 132 с.
  2. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии: учебник. М.:Российское педагогическое агентство 1995. 183 с.
  3. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. 288 с.
  4. Маркова А.К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. 192 с.
  5. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие.- М.: Педагогическое общество России, 2005. 352 с.
  6. Ожегов. С.И. Словарь русого языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой.-19 изд., испр. М.: Рус. яз., 1987. 750 с.
  7. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования. М., 1988. С. 7.
  8. Словарь иностранных слов и выражений / авт.-сост. Е.С. Зенович. М., 2000. С. 299.
  9. Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психология учителя // Возрастная педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1991.
  10. Энциклопедический словарь. М., 1981. С. 621.