Выступление на V городской конференции "Инновационные технологии в образовании" на тему « Социально-психологические проекты как способы мотивации познавательной деятельности учащихся»
Федорова Юлия Юрьевна
педагог-психолог
2 квалификационная категория
МАОУ «СОШ № 10»
Краткая аннотация
Работа на тему « Социально-психологические проекты как способы мотивации познавательной деятельности учащихся» раскрывает этапы реализации проекта «Добейся успеха», который успешно действует в школе уже 3 год.
Содержание проекта направлено на повышение мотивации учащихся к учению и развитие личностных, коммуникативных и регулятивных навыков. В работе обращено внимание на необходимость изменений в подходах стимуляции познавательного мотива.
Скачать:
Предварительный просмотр:
педагог-психолог
2 квалификационная категория
МАОУ «СОШ№10»
Краткая аннотация
Название: Социально-психологические проекты как способы мотивации познавательной деятельности учащихся.
Сведение о работе: описание реализации проекта «Добейся успеха».
Целевая аудитория: педагоги-психологи, социальные педагоги, классные руководители.
Краткое сведение о содержании: В наше время учитель должен научится лавировать между требованиями ФГОС и требованиями к усвоению учащимися знаний для успешной сдачи ЕГЭ.
Как известно, обучение в школе не должно сводится только к усвоению предметных дисциплин, т.к. согласно ФГОС необходимо развивать у учащихся личностные, коммуникативные и регулятивные навыки. Социально-психологические службы призваны помочь учителям в определении уровня развития данных навыков у учащихся. Но как бы педагоги, психологи, социальные педагоги ни старались, они не добьются успеха, если ученик не хочет учиться.
Проблема низкой мотивации учащихся заставила обратить внимание на необходимость изменений в подходах стимуляции познавательного мотива. Так родилась идея реализовать школьный социально-значимый проект «Добейся успеха».
Социально-психологические проекты как способы мотивации познавательной деятельности учащихся. Реализации проекта «Добейся успеха».
Последнее время мне как психологу все чаще и чаще приходится сталкиваться с проблемой, которая беспокоит не только современное образование, но и всю родительскую общественность.
Ключевой вопрос, родителей и учителей звучит так: «Как заставить детей учиться?» Проблемой снижения мотивации обеспокоены все участники педагогического процесса, поэтому перед педагогами психологами поставлена непростая задача, которая состоит не только в том, чтобы констатировать негативные тенденции, но принимать активное участие в решение данной проблемы. Я являюсь руководителем школьного психологического клуба, поэтому моя диагностика сопровождалась детскими исследованиями, результаты которых обнажили некоторые интересные факты.
Для начала мы обратились к тем, кто является главными героями обучения - это наши ученики. Им было предложено ответить на два вопроса «Хочешь ли ты учиться? Почему?» Ответ на первый вопрос был очевиден - 96% учащихся ответили «нет». Ответы на второй вопрос варьировали, однако самыми распространенными ответами были «Скучно» и «Не вижу смысла».
На этом месте, мне бы хотелось остановиться и вспомнить выдающегося психолога современности Александра Асмолова, который возглавлял рабочую группу, и сыграл значительную роль в проектировании школьных стандартов: именно он разработал их основу системно- деятельностный подход, уходящий корнями в концепции культурно- исторической школы Льва Выготского и его последователей. По мнению А. Асмолова, цель образования не в передаче знаний, а раскрытии смыслов этих знаний. Сегодняшний стандарт - это, прежде всего, стандарт пробуждения мотивации не только ученика, но и учителя к обучению. Мотивация учительского труда - отдельная тема. Наша задача научить учеников устанавливать связь между целью учебы и ее мотивом, другими словами научить побуждать свою деятельность ради результата.
Долгое время считалось, что хорошая отметка - главный мотив к обучению. Последнее время отметки теряют свое прежнее значение в наказании и поощрении. Необходима компенсация, которую ученики ищут в таких стимулах, как стремление к общественной оценке их деятельности, которая выражается в присвоение «почетных» званий: «ученик недели», «самый умный, спортивный, веселый, и т.д.». Школьники ценят спонтанные конкурентные преимущества, так как они ещё не избалованы взрослыми материальными стимулами.
Социально - психологический проект «Добейся успеха», организован и реализуются в нашей школе уже 3 года, направлен на повышение мотивации к обучению средством общественного признания деятельности ребенка. Изначально этот проект разрабатывался для привлечения внимания учащихся к науке психологии и реализовывался в рамках «Недели психологии». Позже проект дорабатывался, круг организаторов - единомышленников расширялся и теперь его по - праву можно назвать школьным социально - значимым проектом.
Цель нашего проекта:
- Социализация учащихся.
- Повышение мотивации к обучению через общественное признание успехов учащихся.
Задачи проекта:
- Создать психолого-педагогические условия для сохранения физического, психологического здоровья участников образовательного процесса и их личностного самоопределения.
- дать возможность ребенку сменить статус неуспевающего на успешного;
- формирование позитивного восприятия ценностей общего образования и более успешного освоения его содержания;
Проект реализовывался по 3 этапам.
Первый этап
- Составление плана
- Подборка и подготовка дидактического материала
- Разработка психологических акций;
- Обучение волонтеров;
- Проведение собрания с классными руководителями для ознакомления с планом проведения.
- Оформление школы
Второй этап
Начиналось праздничной линейки, на которой был объявлен девиз дня: «У меня все получится, стоит только захотеть!» и цвет проекта- красный. Учащиеся должны были иметь элемент красного в одежде. Во- первых,- это знак единения общей цели, а во-вторых, красный -это цвет лидерства, энергичности. Учащимся было предложено быть активными и принимать участие во всех проводимых в школе акциях. Вручены листы успешности класса, в которых расписаны все запланированные акции. В этот день двери всех кабинетов были украшены афоризмами и цитатами стимулирующие к достижению успехов. А так же имена и фамилии учащихся получившие оценку «отлично» фиксировались на «красной стене почета» в фойе школы целый день. В холле транслировались социальные видеоролики- притчи «Жизненные ценности», «Все в твоих руках», «Мечтать полезно». Стартовала акция «Стена достижений». Каждый класс оформил свою стену, на которой были отражены все достижения за этот учебный год каждого учащегося. Каждый ученик мог попробовать себя в конкурсе «Эрудит». Цель: Раскрытие смыслов знаний. Дети должны были решать практические задачи, используя знания, полученные на уроке. Например, старшеклассникам надо было рассчитать выгоден ли определенный процент автокредита в банке или перевести карту путеводитель с английского языка. Ученики младших классов отвечали на такие вопросы: «Что ты будешь делать, если поранил палец? Или сколько надо потратить денег, чтобы купить продукты к завтраку?». Выбирали победителей по принципу один из лучших результатов по параллели. 11 детей получили свою минуту славы, т.к. победители были объявлены в конце 6 урока по школьному радио и для них прозвучали фанфары.
Девиз одного из дней: «Твори добро, и оно к тебе обязательно вернется». Транслировались так же социальные видеоролики «Семь чудес света», «Невозможное возможно».
В этот день самой интересной стала благотворительная акция «Подари пятерку другу». Суть этой акции заключалась в том, что учитель, или учащийся успешно обучающийся мог поддержать своего одноклассника, которому это необходимо подарив ему свою пятерку. Учитель может поставить ее тому, кому он считает нужным. Эта акция благотворительная и поэтому акция не превратилась в сплошное выставление 5 отстающим, но все таки дала надежду неуспевающим детям, что есть одноклассники готовые поддержать тебя в любую минуту. По школьному радио учащиеся благодарили за подарок, а так же пользуясь возможностью быть услышанными передавали благодарность друзьям.
В течении недели так же были проведены такие акции:
Цветок настроения. При входе в школу, учащихся встречали волонтеры, предлагая выразить свое настроение.
Ежедневно на переменах, с помощью учащихся-волонтеров, проводились игры-активаторы и флешмобы по созданию позитивного эмоционального фона учащихся, сплочению всех детей.
Детям начальной школы понравилась акция «Оживи кляксу» с элементами арт- терапии- это коррекция негативных эмоций.
«Стена добрых пожеланий школе» в которой принимали все активное участие и даже директор.
На этом слайде вы видите еще одну из Радугу желаний ребята написали все о чем они мечтают с верой в то, что это сбудется. Старшеклассники желали себе успехов на экзаменах, младшим хотелось животных в доме, а среднее звено чаще хотела найти себе друга.
Подари улыбку школе- эти фото говорят все само за себя. Желающих было очень много.
Ларец предсказаний помог некоторым ребятам поверить в то, что у них все получится.
В конце недели состоялось подведение итогов перед вами классы победители. К сожалению, время выступления ограниченно и обо всем, что было в нашем проекте не получится рассказать.
Совет старшеклассников выпустил стенгазету «Наша жизнь» об итогах недели. Активные участники недели психологии были отмечены благодарственными письмами.
Вывод: проект «Добейся успеха» позволил повысить интерес к учебе. Все ученики нашей школы почувствовали свою необходимость и значимость для класса. На протяжении недели учащиеся старались выучить уроки и получиться положительные отметки, чтобы поднять свой собственный рейтинг и класса. Многие ребята были удостоены «почетных» званий: «ученик недели», «самый умный, спортивный, веселый, и т.д.».
Проведенные мероприятия, психогимнастические упражнения помогли снять эмоциональное напряжение, способствовали гармонизации внутреннего мира, ослаблению напряженности. Учителя посмотрели на учеников другими глазами. Таким образом, цели и задачи этой недели выполнены. Можно сделать вывод, что стремление к общественной оценке деятельности учащихся является одной из главных средств мотивации к учебе. Учителя гордятся успехами своих учеников.
Основной задачей на следующий год должно стать привлечение педагогов и родителей к активному участию в общешкольных психологических мероприятиях.
Проект «Добейся успеха» | |||
Старт | Реализация | Финиш | |
| Понедельник Торжественная линейка. «Цвет дня-красный» «Радуга желаний» видеоролики «Письмо в будущее», «Дверь афоризмов» «Эрудит» Вторник «Забор» «Цветок настроения» Анкеты ,буклеты Благотворительная акция «подари 5» «Тайный друг» Среда «Стена почета» «Добрые пожелания школе» «Оживи кляксу» | Четверг «Интеллектуал» Игры на перемене акция «Релаксация» Игра «Следопыт» Пятница Викторина «Книга радости» «Флешмоб» «Психологическая готовность к экзамену» Суббота «Подари улыбку школе» Родительское собрание «Компьютерная зависимость» Закрытие недели психологии |
|