ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Данный материал опубликован в сборнике: Психолого-педагогические и медико-социальные проблемы профилактики вредных привычек и зависимостей. По материалам Всероссийской заочной научно-практической конференции «Психолого-педагогические и медико-социальные проблемы возникновения вредных привычек и зависимостей, а также профилактики употребления ПАВ подростками и молодежью». – Курск: ООО «Учитель», 2014 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chubarova_en_statya_konferentsiya.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОГО АЛКОГОЛИЗМА
У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
Чубарова Е. Н.
Областное казенное учреждение социального обслуживания
«Курский социальный профессионально-реабилитационный центр»
г. Курск
Согласно статистике в настоящее время в России около 2,7 млн. человек больны алкоголизмом. Эта страшная цифра отображает лишь тех, кто стоит на «учете» в наркодиспансере, реально же страдающих тяжелой зависимостью гораздо больше, и это не только взрослые, но и дети.
Вдумайтесь, почти 5 млн. несовершеннолетних регулярно употребляют спиртные напитки. И это несмотря на ужесточение в законодательстве в отношении продажи спиртного детям. Поэтому профилактика алкоголизма остается одной из самых актуальных проблем. И особое место здесь занимает профилактика пагубной привычки среди подростков с нарушением умственного развития.
Дети с нарушением интеллекта относятся к отдельной категории обучающихся, имеющих специфические особенности развития высших психических функций. У них наблюдается нарушение таких познавательных процессов как восприятие, память, мышление, воображение, внимание, ощущения, речь, а так же страдают эмоционально-волевая сфера, моторика, личность в целом.[4, с. 241] Поэтому очень часто подростки с нарушением умственного развития легко подчиняются чужому влиянию (как правило, отрицательному), не проявляют настойчивости в достижении цели. Их поведение носит импульсивный характер. Отсюда неспособность сдерживать свои чувства и влечения.
В результате на имеющееся нарушение интеллекта накладывается кризис подросткового периода, что, несомненно, может стать толчком к употреблению «особыми» подростками алкогольных напитков. А это, в свою очередь, влечет за собой негативные последствия. Алкоголь тормозит работу нервной и пищеварительной систем, разрушает печень, становится причиной нарушений в органах половой системы. Ну и, конечно же, самые страшные последствия употребления алкоголя подростками с нарушением интеллекта относятся к изменениям личности – повышенная возбудимость, вербальная и физическая агрессия, суицидальное поведение.
Поэтому профилактическая работа, проводимая в ОКУСО «Курский СПРЦ», представляет собой целостную систему воспитательных мероприятий и включает в себя три направления:
- Информационно-просветительское направление.
Главная цель данное направления - распространение информации о вреде алкоголя, о механизмах воздействия его на человека, о последствиях употребления. Она реализуется путем систематического проведения лекций, бесед, круглых столов, просмотра видеоматериалов и кинофильмов, распространения буклетов и развешивания плакатов о вреде спиртных напитков. Информационно-просветительская работа проводится с обучающимися, сотрудниками училища, а также с родителями.
Противоалкогольное просвещение в Центре осуществляется на протяжении всех лет обучения воспитанников и направлено на формирование в сознании подростков нетерпимого отношения к любым проявлениям пьянства и алкоголизма.
К антиалкогольной профилактической работе в училище привлекаются специалисты других учреждений: врач-нарколог, инспектор ПДН, социальный работник и психолог Центра сопровождения детей-сирот, работники городских библиотек.
- Личностно-ориентированное направление.
Осуществляется индивидуально с учетом личностных особенностей каждого обучающегося, с целью предотвращения возможности развития алкогольной зависимости. Здесь используются различные формы занятий (тренинги, занятия с приемами арт-терапии, психологические часы, консультации, беседы), на которых у подростка с нарушением интеллекта формируются навыки самостоятельного принятия решений, формы продуктивного поведения и общения, а также навыки преодоления стрессовых, конфликтных и прочих сложных жизненных ситуаций, установки на здоровый образ жизни.
- Пропаганда здорового образа жизни.
Основная цель данного направления - развитие альтернативных привычек, которые могут стать барьером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью и служить альтернативой употребления алкоголя. Прежде всего, это вовлечение подростков в различные виды досуговой деятельности. (Таблица 1)
Таблица 1
Виды досуговой деятельности в ОКУ СО «Курский СПРЦ»
ВИДЫ ДОСУГА | |||||
Клубы и творческие объединения: | Занятия с педагогом-психологом: | Факультативы: | Тематические классные часы: | Экскурсии: | Посещение культурно-массовых учреждений: |
«Спортивный», «Правовед», «Изобразительное творчество», «Рукоделие», «Цветоводство, «Эстрадное пение» | психологические часы, коррекционно-развивающие занятия, тренинги, психологическая разгрузка (релаксация) | «Домоводство», «Основы технического творчества», «История родного края», «Социальная адаптация» | Проводятся в соответствии с планом воспитательной работы на учебный год | Краеведческий музей, Коренная пустынь, Планетарий, музей КГМУ, Картинная галерея им. А.А.Дейнеки, Холковский монастырь в Белгородской области | Кинотеатры, Драматический театр им. А.С. Пушкина, Курский цирк, Филармония, Кукольный театр, Центр досуга ЮЗГУ, Спортивно-концертный комплекс |
Очень важно найти способы занять подростка с интеллектуальным нарушением в свободное время, поощрять его увлечения, вырабатывать желание учиться и добиваться успеха. Уверенный в себе воспитанник, который само реализовывается в какой-либо деятельности, наименее уязвим перед пагубной привычкой.
Необходимо отметить, что профилактика алкоголизма в образовательном учреждении не всегда может полностью решить проблему подросткового увлечения спиртным, так как основа для алкоголизма часто закладывается в семье. К сожалению, нередко бывает так, что позиция педагогов не поддерживается родителями, которые в употреблении спиртного ничего плохого не видят. А в результате несозревшая психика «особого» подростка может негативно отреагировать на столь неоднозначную ситуацию и приведет к тотальному недоверию к утверждениям взрослых. Именно поэтому важная роль в профилактической работе отводится родителям, иначе все усилия педагогов не увенчаются успехом.
Ну и последним важным компонентом в профилактической работе по предупреждению употребления спиртных напитков подростками с нарушением умственного развития является формирование трезвеннической культуры в обществе в целом, пропаганда трезвого образа жизни в средствах массовой информации.
Только комплексная систематическая работа и сотрудничество различных организаций может изменить отношение к употреблению алкоголя и помочь воспитать новое, трезвое поколение.
Список литературы
- Зозуля Т. В., Свистунова Е. Г., Чешихина В. В. Комплексная реабилитация инвалидов. – М.: Академия, 2007. – 336 с.
- Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
- Сирота Н. А., Ялтонский В. М. и др. Профилактика наркомании и алкоголизма у подростков. От теории к практике. – М.: АСТ, 2001. – 276 с.
- Специальная педагогика./ Под ред. Н. М. Назаровой. – М.: AKADEMA, 2002. – 519 с.
- Фалькович Т. А., Толстоухова Н. С., Высоцкая Н. В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М.:ВАКО, 2007. – 256 с.