Презентация "Арт-терапия и взаимосвязь культур"

Живило Наталья Юрьевна

Презентация к мероприятию для педагогов в рамках окружной Недели психологии, включало в себя 2 практические части "Рисунок в круге" и "Создание славянского оберега "Божье око".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art-terapiya_kultura.pptx2.96 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арт-терапия и взаимосвязь культур Презентацию подготовила: Живило Наталья Юрьевна, педагог-психолог г. Новосибирск 2015 МБОУ ДО Центр дополнительного образования «Алые паруса»

Слайд 2

Мандала Архетипический символ - мандала , передаётся со времён древних цивилизаций из поколения в поколение. Мандала - термин восточный, и сейчас он общепринят. Но найти этот символ можно в любой культуре. Люди создают мандалы уже на протяжении 20 тысячелетий. Мандала ( Mandala ) – в переводе с санскрита «круг». Вместе с тем в композиции мандалы можно встретить самые разные элементы: квадраты, треугольники, овалы и др. В принципе, мандала — это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса».

Слайд 3

Главное в понятии мандалы - это центр мандалы. Центр , из которого расходятся лучи или концентрические окружности.

Слайд 4

Мандалы – это символические, достаточно сложные рисунки, которые несут в себе определенную информационную нагрузку, зашифрованную в форме и цвете. Некоторые исследователи утверждают, что форма мандал проявляется в природе на уровне атомов, в снежинках, соцветиях, орбитах планет и даже галактик, то есть везде как в микро, так и в макромире.

Слайд 5

Рукотворные мандалы

Слайд 6

Мандалы широко использовались и используются на территории Южной и Северной Америки индейцами, в Индии, в Тибете, в Южной Африке, Китае и в других странах. Правда, названия на каждом континенте и у каждого народа имели иные, потому как « мандала » — слово санскритское. Божье око, Мандала , Намка , Хорло — такой оберег встречается в самых разных культурах по всему миру, например, у американских индейцев, африканцев, славян. Самое интересное, что подобные обереги встречаются в различных культурах и даже называются одинаково. Ojos De Dios - Глаз Бога Славянское «Божье Око» Намка

Слайд 7

Готическая «розетка», тибетская песочная мандала и кельтский крест

Слайд 8

Изобретение калейдоскопа принадлежит английскому физику Дэвиду Брюстеру в 1816 г. Но сама основа получаемых изображений возникла давно и уходит корнями в Древнюю Индию, в технику создания мандал.

Слайд 9

Мандалы рисуют красками, мелками и карандашами, на ткани, асфальте и бумаге, их создают из разноцветного песка, ярких цветов, стекла и красивых камней, вырезают из дерева, гравируют на камне и плетут.

Слайд 10

Тот факт, что форма мандалы продолжает действовать на западного человека, незнакомого с ее назначением, дало Юнгу основание считать ее «врожденным», а не культурно-исторически обусловленным феноменом. Он использовал рисование мандал для проработки внутренних блоков, страхов и комплексов. По Юнгу, мандала является архетипическим символом совершенства человека, через который можно приблизиться к состоянию внутренней гармонии и красоты. В настоящее время множество психологов подхватило идею использования мандалы в направлении психо - и арт-терапии . Мандалу считают изобретением буддистов. Внимание западной культурологии к ней привлек Карл Густав Юнг. Ещё задолго до появления такого психотерапевтического жанра как арт-терапия , Юнг заметил, что многие его пациенты начинают спонтанно рисовать психотерапевтические мандалы.

Слайд 11

Сегодня мандалы используют в двух целях: религиозной и психотерапевтической . Отсюда различают два типа мандал : ритуальные и личные . В психотерапии мандала не строится по определенным правилам (как в религиозных практиках), а создается произвольно, так, как подсказывает наше бессознательное. Образы мандалы — это проекция нашей психической реальности, то есть отражение внутреннего мира в символах. Самостоятельно создавая психотерапевтическую мандалу , человек разрешает свой внутренний конфликт.

Слайд 12

Инструкция Возьмите большой лист ватмана (А1), тарелку не меньше 27 см в диаметре и простой карандаш. Обведите тарелку по контуру. Затем возьмите набор из цветных карандашей или пастельных мелков - не меньше 48 цветов - у Вашего бессознательного должен быть очень богатый выбор средств для самовыражения. Если Вы умеете работать с акварелью, тогда возьмите акварельные краски тоже с богатой палитрой. Выберите один цвет, который Вам нравится больше всего в данный момент и нарисуйте этим цветом что-нибудь в середине, в центре этого круга. После этого сосредоточьтесь на некоторое время на этой части изображения. И она подскажет Вам - что рисовать дальше. А дальше - рисуйте, что хотите. Фигуры людей и животных, абстрактные геометрические фигуры, мазки, прямые и волнистые линии - создавайте шедевр, ничем себя не ограничивая, в пределах круга. В этой мандале будет сконцентрировано Ваше «Я» таким, каким оно является на данный момент. Обратите внимание на размер бумаги и диаметр тарелки. Диаметр круга должен примерно соответствовать размеру Вашей головы, это способствует появлению «зеркального эффекта», так будет проще отождествить себя со своим рисунком - а значит, и психотерапевтической пользы будет больше. Нарисуйте несколько мандал в течение недели. Заканчивая рисунок, ставьте дату и указывайте стрелочками, где находится верх, а где - низ изображения.

Слайд 13

Использование мандалы как средства для релаксации и расслабления 1 . Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения. 2. Разукрашивание мандалы имеет смысл, если ребенок выбрал мандалу сам. Нельзя навязывать ребенку выбор мандалы. Он должен это сделать самостоятельно. 3. Разрисовывание мандалы требует высокой концентрации внимания. Ребенку необходимо позитивное подкрепление со стороны взрослого. 4. При разукрашивании мандалы нельзя давать установку на цвет. Ребенок должен делать выбор самостоятельно. Ведь только он решает, какой цвет нужен в данный момент. 5. В идеале, мандала должна разукрашиваться от наружного края к середине (для взрослых и подростков). Маленькие дети разукрашивают от середины к краю. Это и есть способ релаксации и расслабления. И все же в данной методике нет четких правил. Поэтому во время работы нельзя давать советы, как правильно работать с мандалой . Ребенок должен действовать по интуиции. Самое важное — соблюдение направления и порядок разукрашивания. Однообразные действия руки успокаивают и требуют концентрации внимания, тем самым снимают внутреннее напряжение.

Слайд 14

6. Чтобы ребенок расслабился, необходимо: • создание соответствующей расслабляющей обстановки (отсутствие ярких, агрессивных цветовых и звуковых раздражителей); • достаточное время для работы; • соблюдение принципа невмешательства взрослых в работу ребенка без его согласия; • разнообразие изобразительных материалов; • использование релаксационной и медитативной музыки; • хорошее освещение. 7. Избегайте комментариев по поводу работы и результата в присутствии ребенка, это негативно влияет на творчество, теряется чувство расслабления. Анализировать данный вид работы могут только специалисты. 8. В конце работы по желанию ребенка можно: • придумать ей название, • подобрать для нее фон, • вырезать мандалу и повесить ее на стену. 9. Чем чаще ребенок работает с мандалой, тем меньше будет трудностей с целенаправленностью поведения, тем больше он будет развивать свое творчество.

Слайд 15

Литература Диагностика арт-терапии . Метод « Мандала ». Под ред. А.И. Копытина. Изд-во Института Психотерапии, 2014. Клаус Фопель . Чтобы дети были счастливы: Психологические игры и упражнения для детей школьного возраста. - Изд-во «Генезис», 2005. Цайри А., Осипук Э. Психодиагностическая и психокоррекционная работа с детьми с использованием мандалы. – Газета «Школьный психолог», февраль 2007, №4 (386). Интернет-ресурсы.