Компетенции педагога и выпускника многопрофильного учреждения дополнительного образования

Живило Наталья Юрьевна

Разработка педагогического совета "Компетенции педагога и выпускника многопрофильного учреждения дополнительного образования детей". 

Цель педагогического совета:

Актуализация профессионально-педагогической позиции всех участников педагогического совета, составление обобщенной модели компетенций современного педагога дополнительного образования и выпускника образовательного учреждения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet_kompetent_.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет

 «Компетенции педагога и выпускника многопрофильного учреждения дополнительного образования детей»

Лукьянова И.А., Живило Н.Ю.

Информационно-методический журнал

«Воспитание и Дополнительное образование в Новосибирской области»

№4 Октябрь-декабрь 2010

Цель педагогического совета

- актуализация профессионально-педагогической позиции всех участников педагогического совета, составление обобщенной модели компетенций современного педагога дополнительного образования и выпускника образовательного учреждения.

Задачи:

- создание эмоционально-положительного настроя и активизация педагогов на совместную работу в творческих группах;

- самоопределение членов группы и определение целей своей работы;

- выявление общих тенденций в развитии педагогической деятельности;

- стимулирование развития инициативы, творчества, артистизма;

- развитие в педагогическом коллективе образовательного учреждения навыков индивидуально-групповой педагогической рефлексии.

Участники педагогического совета: педагоги Центра дополнительного образования «Алые паруса» г. Новосибирска.

Подготовительный этап работы

1. Составление плана-сценария.

2. Подбор мудрых высказываний педагогов-классиков, философов, писателей об ученике, о педагоге и его деятельности, оформление собранной информации в соответствии с требованиями игры «Сложи и прочитай» (Приложение 1).

3. Подготовка бланков для интервью по списку неоконченных предложений «Если бы я был …» (Приложение 2).

4. Подбор и оформление пословиц для игры (Приложение 3).

5. Подготовка бланков для диагностики стиля преподавания и психоэмоционального состояния педагогов, подготовка «Листа ответов» (Приложение 4).

6. Распечатка материала «Комментарии и интерпретация к Опроснику» (Приложение 5).

7. Оформление памятки для педагогов «Понятия «компетенции», «компетентность»» (Приложение 6).

8. Подбор музыкального оформления, сопровождения игр и упражнений.

9. Подготовка кабинета к работе педагогического совета (размещение столов блоками - для групп; подготовка доски).

Необходимая атрибутика

- бумага для индивидуальных записей;

- листы ватмана (по числу групп: 2 группы - 4 листа);

- маркеры, ручки, карандаши; мел, магниты;

- конверты с геометрическими фигурами (разрезанные «Мудрые высказывания»);

- карточки с пословицами;

- бланки «Опросника» и «Листы ответов» (на каждого участника);

- бланки для интервью (на каждого участника);

- памятки с понятиями по теме;

- аудиоаппаратура, диск с музыкой;

- регистрационный лист.

Алгоритм проведения педагогического совета

 Этапы

Содержание

деятельности

Целевая ориентация

1

Регистрация участников, размещение.

2

Вступительное слово директора: приветствие, указание на нетрадиционную форму проведения педагогического совета. Обоснование цели. Психологический настрой на активную позицию каждого участника. Комплектование рабочей группы (3 человека) для составления проекта решения педагогического совета.

3

 

Игровое задание

«Сложи и прочитай»

Группы получают конверты с геометрическими фигурами. Сложив их, участники прочитывают «мудрые» высказывания и определяют области, которые подлежат обсуждению и рассмотрению на педагогическом совете.

?Создание непринужденной эмоционально-творческой атмосферы.

?Сплочение группы.

?Определение степени социальной активности участников.

4

Артикулируется и комментируется тема педагогического совета, раздаются памятки с понятиями по указанной теме: «Что такое “компетенции” и “компетентность”?» (для самостоятельного уточнения педагогами).

5

Интервью по списку неоконченных предложений

«Если бы я был …»

Объединившись в пары, педагоги по очереди завершают предложения (на бланках). По окончании интервью, каждый участник представляет своего партнера.

?Развитие ассоциативного мышления и навыка рефлексии.

?Активизация внимания, сплочение членов коллектива.

6

«Современный педагог.

Какой он?

Составление характеристики

педагога»

Участники в группах обсуждают и фиксируют на бумаге характерные черты, свойства, качества педагога дополнительного образования (допускается разнообразие способов наглядного творческого оформления). Все выделенные признаки группируются по двум основаниям:

?характеристика педагога с профессиональной точки зрения;

?характеристика педагога как личности.

Презентуются, «озвучиваются» результаты выполнения данного задания. Наглядно представляются обобщенные итоги работы групп.

?Активизация мышления участников через технологию мозгового штурма.

?Усвоение способов рефлексивно-группового анализа.

?Развитие умения слушать, воспринимать, обсуждать и принимать совместное решение в группе.

7

«Изобрази пословицу»

Участникам предлагается изобразить с помощью пантомимы пословицы.

Другая команда должна ее угадать.

?Выявление творческой активности.

?Отработка невербальных средств общения.

8

Диагностика стиля преподавания и психоэмоционального состояния педагогов.

Педагогическим работникам предлагается определить стиль педагогической деятельности и некоторые особенности своей нервной системы, используя (заполнив) бланк «Опросника», и отметить номер ответа в «Листе ответов».

Интерпретация производится самостоятельно на месте, с ориентацией на комментарии к «Опроснику».

Полученные результаты в дальнейшем обрабатываются психологом, определяется «Портрет педагогического коллектива Центра воспитательной работы “Алые паруса”».

?Диагностика индивидуального стиля педагогической деятельности каждым педагогом.

?Мотивация на его коррекцию и развитие профессиональной компетентности.

9

 

Игра «Молекулы»

По окончании звучания музыки «атомы» прекращают хаотичное движение и объединяются в «молекулы», состоящие из такого количества атомов, какую цифру назовет ведущий.

?Релаксация участников, стимулирование эмо-ционально-двигательной активности. Формирование групп для дальнейшей работы.

10

«Образ успешного выпускника. Компетенции выпускника.

Что это?» (мозговой штурм)

?каждый член группы на отдельном листочке фиксирует свои варианты ответа на вопрос, описывая образ выпускника детского творческого объединения;

?обобщение информации в группе и выдвижение единых пунктов для группы (визуализация на бумаге);

?презентация выводов представителем группы (участники педагогического совета дополняют друг друга, обсуждают предложенные идеи, высказывания, формулировки и др.).

?Выработка коллективного представления о сущности проблемы.

?Диагностика уровня развития организационных навыков и коммуникативных умений.

11

«Рефлексия»

Сравнение и обсуждение двух разработанных моделей-образов (компетенций педагога и выпускника), определение точек соприкосновения и расхождения.

В кругу участники высказывают свое мнение о работе педагогического совета и своем эмоциональном настрое. Обмен идеями и индивидуальными профессиональными планами.

Принятие решения педагогического совета посредством открытого голосования.

?Выработка единого решения относительно того, что принимать за основу этих моделей для дальнейшей обработки методистами и педагогом-психологом с целью включения в программу деятельности Центра.

 

 

 

 


Приложение 1

Мудрые высказывания

«Без стремления к научной работе учитель неизбежно попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается».

А. Дистервег

«Со знанием должно быть обязательно связано умение… Печальное явление, когда голова ученика наполнена большим или меньшим количеством знаний, но он не научился их применять, так что о нем приходится сказать, что хотя он все знает, но ничего не умеет».

А. Дистервег

«Плохой учитель преподносит истину, хороший -учит ее находить».

А. Дистервег

«Люди вместе могут совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим».

Д. Уэбстер

«Нет более быстрого пути к овладению знаниями, чем искренняя любовь к мудрому учителю».

Сюнь-цзы

«Когда совершенный человек обладает большими знаниями, да к тому же ежедневно проверяет себя и анализирует свое поведение, тогда он мудр и не совершает ошибок».

Сюнь-цзы

«Чтобы избегать ошибок, надо набираться опыта, чтобы набираться опыта, надо делать ошибки».

Лоуренс Питер

«Существует два вида знаний: либо знания о предмете как таковом, либо знания о том, где найти информацию о предмете».

С. Джонсон

«Кто не знает, куда направляется, очень удивится, попав не туда».

Марк Твен

«Учение без размышления бесполезно, но и размышление без учения опасно».

Конфуций

«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь; и любить тех, кому преподаешь».

В. О. Ключевский


Приложение 2

Список неоконченных предложений «Если бы я был ...»

(Вариант 1)

Инструкция: Завершите эти предложения, чередуясь с партнером, старайтесь делать это быстро, особо не задумываясь.

Если бы я был птичкой...

Если бы я был камнем...

Если бы я был деревом...

Если бы я был музыкальным инструментом...

Если бы я был зданием...

Если бы я был временем года...

Если бы я был знаменит...

Если бы я был...

Список неоконченных предложений «Если бы я был ...»

(Вариант 2)

Инструкция: Завершите эти предложения, чередуясь с партнером, старайтесь делать это быстро, особо не задумываясь.

Если бы я был цветком...

Если бы я был зверем...

Если бы я был дорогой...

Если бы я был транспортным средством...

Если бы я был частью одежды...

Если бы я был инструментом труда...

Если бы я был изобретателем...

Если бы я был невидимым...

(Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. М.: Генезис, 2005. С. 280 - 281.)

Приложение 3

Пословицы

Ученье свет, а не ученье - тьма.

Век живи, век учись.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

Не хочу учиться, а хочу жениться.

Терпение и труд все перетрут.


Приложение 4

Диагностика стиля преподавания и психоэмоционального состояния педагогов

Уважаемые коллеги! Этот тест поможет вам определить свой стиль преподавания и узнать некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, и отметьте его в соответствующей клетке «Листа ответов» любым значком.

1. В воспитании важнее всего:

1) окружить ребенка теплотой и заботой;

2) сформировать уважительное отношение к старшим;

3) выработать у ребенка определенные взгляды, убеждения, навыки и привычки.

2. Если кто-то в группе постоянно отвлекается, я не могу вести занятие:

1) да;

2) нет;

3) в зависимости от настроения.

3. Когда воспитанник на занятии излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю:

1) интерес;

2) смущение;

3) раздражение.

4. Если мой учебный кабинет не приведен в порядок:

1) моя реакция зависит от ситуации;

2) я не обращаю на это внимания;

3) я не могу начать занятие.

5. В конфликтах с другими людьми я чувствую свою вину:

1) часто;

2) в зависимости от ситуации;

3) редко.

6. Для меня важнее:

1) отношения с воспитанниками;

2) с коллегами;

3) не знаю.

7. Некоторые воспитанники вызывают у меня раздражение, которое трудно скрыть:

1) часто;

2) иногда;

3) никогда не вызывают.

8. Присутствие на занятии посторонних:

1) воодушевляет меня;

2) никак не отражается на моей работе;

3) выбивает меня из колеи.

9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте:

1) в зависимости от ситуации;

2) нет;

3) обычно.

10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей:

1) да;

2) не всегда;

3) нет.

11. Во время перерыва между занятиями я предпочитаю:

1) общаться с воспитанниками;

2) общаться с коллегами;

3) лучше побыть в одиночестве.

12. Я почти всегда иду на учебное занятие в приподнятом настроении:

1) нет;

2) не всегда;

3) да.

13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других:

1) да;

2) нет;

3) не уверен.

14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который:

1) предлагает простор для творчества;  

2) не вмешивается в мою работу;

3) дает четкие указания.

15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного:

1) обычно;

2) иногда;

3) сомневаюсь.

16. Случайные встречи с воспитанниками за пределами учреждения:

1) доставляют мне удовольствие;

2) вызывают у меня чувство неловкости;

3) не вызывают у меня особых эмоций.

17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым или несчастным:

1) часто;

2) редко;

3) никогда.

18. Замечания со стороны коллег и администрации:

1) меня мало волнуют;

2) иногда задевают меня;

3) часто задевают меня.

19. Во время занятия я придерживаюсь намеченного плана:

1) в зависимости от ситуации;

2) предпочитаю импровизацию;

3) всегда.

20. Мои успехи обычно признаются другими людьми:

1) да;

2) не всегда;

3) редко.

21. С мнением, что каждого воспитанника нужно принимать таким, каков он есть:

1) я согласен;

2) не согласен;

3) что-то в этом есть.

22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег:

1) да;

2) иногда;

3) нет.

23. Мысль о предстоящей встрече с воспитанниками и коллегами:

1) доставляет мне удовольствие;

2) особых эмоций не вызывает;

3) в тягость.

24. Когда вижу, что воспитанник ведет себя вызывающе по отношению ко мне, я:

1) предпочитаю выяснить отношения;

2) игнорирую этот факт;

3) я плачу ему той же монетой.

25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит:

1) почти все;

2) кое-что;

3) ничего не зависит.

26. В работе для меня важнее всего:

1) привязанность воспитанников;

2) признание коллег;

3) чувство собственной необходимости.

27. Успех занятия зависит от моего физического и душевного состояния:

1) часто;

2) иногда;

3) не зависит.

28. В дружелюбном отношении со стороны коллег:

1) я не сомневаюсь;

2) уверенности нет;

3) затрудняюсь ответить.

29. Если воспитанник высказывает точку зрения, которую я не могу принять:

1) пытаюсь понять его точку зрения;

2) перевожу разговор на другую тему;

3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.

30. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого:

1) да;

2) в зависимости от ситуации;

3) вряд ли.

31. Если при мне незаслуженно наказывают воспитанника:

1) я тут же заступлюсь за него;

2) один на один сделаю замечание коллеге;

3) сочту некорректным вмешиваться.

32. Работа дается мне ценой большого напряжения:

1) обычно;

2) иногда;

3) редко.

33. У меня нет сомнений в своем профессионализме:

1) конечно;

2) есть сомнения;

3) не приходилось задумываться.

34. По-моему, в коллективе важнее всего:

1) возможность работать творчески;

2) отсутствие конфликтов;

3) трудовая дисциплина.

35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на нет:

1) не думаю;

2) не всегда;

3) да.

36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого воспитанника, потому что он меня не любит»:

1) согласен полностью;

2) не согласен;

3) что-то в этом есть.

37. Мысли о работе мешают мне уснуть:

1) часто;

2) редко;

3) никогда не мешают.

38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам:

1) часто;

2) иногда;

3) предпочитаю слушать других.

39. Я считаю, что педагог может повысить голос на воспитанника:

1) нет, это недопустимо;

2) затрудняюсь ответить;

3) если воспитанник этого заслуживает.

40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом:

1) да;

2) в некоторых случаях;

3) нет.

41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с воспитанниками:

1) да;

2) нет;

3) иногда.

42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями:

1) редко;

2) обычно;

3) всегда.

43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных:

1) да;

2) не помню;

3) нет.

44. Непредвиденные ситуации на занятиях:

1) можно эффектно использовать;

2) лучше игнорировать;

3) только мешают.

45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине:

1) да;

2) не всегда;

3) нет.

46. В конфликте между педагогом и воспитанником я в душе:

1) встаю на сторону воспитанника;

2) встаю на сторону педагога;

3) сохраняю нейтралитет.

47. В начале или конце учебного года у меня проблемы со здоровьем:

1) как правило;

2) не обязательно;

3) не возникает.

48. Мои воспитанники относятся ко мне с симпатией:

1) да;

2) не все;

3) не знаю.

49. Требования начальства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными:

1) да;

2) не знаю;

3) нет.

50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств:

1) чаще всего;

2) не уверен;

3) не согласен.

Лист ответов

 (Резапкина З., Резапкина Г. Психологический портрет учителя//Школьный психолог. № 6 - 7, 2006. )


Приложение 5

Комментарии и интерпретация

1. Приоритетные ценности

Профессионально важные качества педагога - любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью педагога, ему не стоит рассчитывать на их любовь и доверие, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания.

1.1. Преобладание первого варианта говорит о гуманистической направленности учителя. Такому педагогу близки интересы и проблемы воспитанников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Дети безошибочно чувствуют педагога, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его занятиях они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворно работать и сохраняет психическое здоровье как педагога, так и ребенка.

1.2. Преобладание второго варианта говорит об особой значимости для педагога его отношений с коллегами, об ориентации на их мнение, что может свидетельствовать о групповой зависимости, которая нередко объясняется низкой самооценкой. Педагога мало интересует внутренний мир воспитанника. В отношениях с таким педагогом ребята держат себя настороженно, напряженно, не видят в нем союзника. Отношения в лучшем случае не носят личностной окраски или пронизаны чувством недоверия и отчуждения.

1.3. Преобладание третьего варианта говорит о «самодостаточности» педагога, концентрации на своих переживаниях и проблемах. В отношениях с коллегами и воспитанниками преобладают сдержанность, отчужденность, которые могут быть вызваны как личностными особенностями, так и неблагополучным психоэмоциональным состоянием (избегание контактов, вызванное усталостью и нервным истощением).

2. Психоэмоциональное состояние

Особенности поведения и восприятия педагога во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для педагогической работы, возможны нарушения двигательного и речевого поведения, проблемы со здоровьем.

2.1. Преобладание первого варианта говорит о неблагополучном психоэмоциональном состоянии педагога. Его главные признаки: острая реакция на раздражающие факторы; низкая эмоциональная устойчивость; склонность к тревоге; трудности социальной адаптации; наличие психосоматической симптоматики; сниженные результаты при исследовании интеллекта. В отдельных случаях преобладание первого варианта может быть попыткой симуляции.

2.2. Преобладание второго варианта или присутствие всех трех вариантов ответов позволяет предположить нестабильность психоэмоционального состояния педагога. Как правило, нестабильное психоэмоциональное состояние определяется тремя факторами в различных их сочетаниях: врожденная повышенная чувствительность нервной системы; неблагополучное стечение обстоятельств; личностные особенности, определяющие неадекватную реакцию на них.

2.3. Преобладание третьего варианта говорит о благополучном психоэмоциональном состоянии, которое определяет эффективность работы педагога, дает возможность не терять самообладание в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность педагога благотворно влияют на психологический климат на занятиях, если только за внешним благополучием и невозмутимостью не кроются другие проблемы или человек по каким-то причинам не скрывает свое истинное состояние.

3. Самооценка

Самооценка, или самовосприятие, - это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления педагога о принципах преподавания, вся его «личная педагогическая философия» во многом определяются его самооценкой.

3.1. Предпочтение первого варианта говорит о позитивном самовосприятии, свойственном человеку, в полной мере реализующему свои возможности. Педагогам, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на занятиях атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; воспитанника всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким педагогам возможно личностное развитие воспитанников.

3.2. Преобладание второго варианта, а также наличие всех трех вариантов ответов говорит о неустойчивой самооценке, которая может меняться в зависимости от ситуации. При удачном стечении обстоятельств человек с неустойчивой самооценкой испытывает эмоциональный и творческий подъем. В эти моменты педагог преображается: он раскован, уверен в себе, у него все получается. Снижение самооценки в «полосе неудач» негативно влияет на эффективность взаимодействия с окружающими, затрудняя решение профессиональных и жизненных проблем.

3.3. Преобладание третьего варианта свидетельствует о негативном самовосприятии. Такому человеку трудно вступать в свободное общение с другими. Ему свойственно принижать значение личности другого человека точно так же, как и своей, поэтому он стремится повысить свою самооценку (нередко за счет учеников). Переход на неформальный стиль преподавания, требующий от него большого интеллектуального, эмоционального и нравственного напряжения, обнажает уязвимые места, создает угрозу внутренней согласованности педагога.

4. Стиль преподавания

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может способствовать эффективности работы педагога, или осложнять выполнение своих профессиональных обязанностей.

4.1. Преобладание первого варианта ответов говорит о демократическом стиле педагога. Педагог привлекает воспитанников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

4.2. Преобладание второго варианта ответа указывает на черты либерального, или «попустительского», стиля. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности воспитанников осуществляет без системы, проявляет нерешительность и колебания, испытывает чувство зависимости от воспитанников. Для этих людей характерна низкая самооценка, чувство тревоги и неуверенности в себе, низкий жизненный тонус, неудовлетворенность своей работой.

4.3. Преобладание третьего варианта говорит об авторитарных тенденциях. Педагог использует свои права, не считаясь с мнением детей и требованием ситуации. Главные методы воздействия - приказ, поучение. Для такого педагога характерна низкая удовлетворенность профессией, хотя он может иметь репутацию «сильного педагога». Но на его занятиях дети чувствуют себя неуютно, теряют активность и самостоятельность, их самооценка падает. Возможны конфликтные ситуации. Авторитарный стиль в чистом виде представляет собой стрессовую воспитательную стратегию.

5. Уровень субъективного контроля

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия педагога требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени.

5.1. Преобладание в ответах первого варианта говорит о высоком уровне субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны других людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

5.2. Наличие в равной степени всех трех вариантов или преобладание второго говорит о недостаточно сформированной ответственности за сложившиеся отношения и обстоятельства своей жизни.

5.3. Преобладание третьего варианта в ответах говорит о сниженном уровне субъективного контроля. Люди с низким уровнем субъективного контроля склонны приписывать ответственность за события, происходящие в своей жизни, как счастливые, так и несчастные, другим людям, случаю, судьбе. Существует прямая зависимость между уровнем субъективного контроля педагога и степенью его удовлетворенности своей профессиональной деятельностью. Педагоги, имеющие низкий уровень субъективного контроля, в большей степени подвержены феномену «сгорания».

Конечно, каждый человек неповторим, и поведение его невозможно до конца «просчитать» с помощью самых хитроумных тестов. Человеку, способному быть объективным и критичным не только к своим воспитанникам, но и к себе самому, данная методика поможет осознать свои сильные и слабые стороны и полностью реализовать свой творческий потенциал (Резапкина З., Резапкина Г. Психологический портрет учителя)


Приложение 6

Памятка педагогам дополнительного образования по различению научных понятий «компетенция» и «компетентность» Обязательный раздаточный материал

Понятие «компетентность» большинством современных авторов определяется обычно как некая совокупность свойств и качеств личности, включающая знания, умения, навыки, способы деятельности и т. д.

Некоторые авторы понятие «компетенция» отождествляют с понятием «компетентность», другие, выделяя это понятие как самостоятельную единицу, предполагают, что компетентность формируется путем приобретения компетенций.

В рамках задач, решаемых на данном педагогическом совете, используется следующее толкование обозначенных понятий: Компетенция -- это совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, порождающих готовность будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности в любой (в т. ч. и нестандартной) ситуации. 

Компетентность - это совокупность сформированных компетенций, составляющая систему профессионализма специалиста в целом или в конкретной области деятельности.

Компетентность - понятие деятельностное, и только в деятельности явление компетентности может быть продиагностировано. (Бордуков М. И., Стеганцева Т. А. О концептуальных основах обновления профессионально-педагогической подготовки учителя в Красноярском государственном педагогическом университете).