Консультация для родителей на тему: "Что должен уметь ребенок 2-3 лет?"
Материал содержит информацию для родителей о том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-х, 2,5 и 3-х лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_dolzhen_umet_rebenok_2-3_let.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 12 «Звёздочка»
Консультация для воспитателей «Что должен уметь ребенок 2-3 лет?»
Каждый период в развитии ребенка очень важен и связан с теми знаниями, умениями и навыками, которые должен приобрести малыш в том или ином возрасте.
Общение у детей 2 – 3 лет носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо постоянно чувствовать индивидуальное внимание взрослого, иметь индивидуальный контакт с ним. Научить ребенка чему-нибудь может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.
Готовность ребенка для посещения детского сада включает в себя гораздо больше, чем просто стандартные навыки самообслуживания и моторики. В первую очередь малыш должен быть морально готовым общаться с другими детьми, взаимодействовать с ними, соблюдать определенные правила и уметь приспосабливаться к режиму группы.
Для того, чтобы первичный детсадовский опыт вашего малыша был более успешным, он должен освоить большинство из перечисленных навыков:
- малыш должен уметь хоть на небольшое время (до 15 минут) фокусировать свое внимание;
- слушаться взрослых, без обид и раздражений;
- проявлять интерес к остальным деткам и общим играм в коллективе.
Относительно навыков моторики и самообслуживания, то главными являются – умение застегивать или расстегивать одежду, пользоваться столовыми приборами, проситься на горшок, навыки личной гигиены.
Большим плюсом будет, если ваш малыш уже умеет разговаривать, и не просто говорить на «своем» языке, а объясняться понятной речью из небольших и доступных слов.
Таким образом, уровень развития Вашего малыша, поступающего в дошкольное образовательное учреждение, можно определить по следующим навыкам.
Ребенок 2-х лет:
Речевые достижения:
- В словарном запасе до 200-300 слов.
- Использует предложения из двух-трех слов в разговоре с взрослыми и детьми.
- Облегченные слова заменяет правильными.
- Начинает употреблять прилагательные (большой, маленький и т. д.) и местоимения (я, ты).
- Может называть себя в третьем лице.
- Задает вопросы.
- Называет предметы на картинке.
- Понимает короткий рассказ о знакомых ему событиях.
Эмоциональное развитие:
- Эмоционально уравновешен в течение дня.
- В хорошем настроении при своих умелых действиях.
- Недоволен, отказывается от действий при неудавшейся попытке.
- Упрямится, требуя недозволенного, настаивает на своем.
- Кричит, капризничает при нежелании выполнить просьбу взрослого.
- Отказывается от общения с незнакомыми взрослыми.
- Плачет при уходе мамы, при обиде.
- Проявляет яркие эмоции при общении с близкими.
Познавательное развитие:
- Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех-пяти колец.
- Раскладывает фигуры разной величины и формы в аналогичные отверстия на доске.
- Ориентируется в трех-четырех цветах, некоторые называет.
- По образцу находит предмет того же цвета.
- Начинает распознавать вес, температуру и другие качества предметов (тяжелый, легкий, холодный, теплый, твердый, мягкий).
Физическое развитие:
- Преодолевает препятствия, чередуя шаг.
- Поднимается и спускается по лестнице.
- Подпрыгивает.
- Меняет темп движения: ходьбу на бег.
- Удерживает мяч одной или двумя руками.
- Ловит мяч с близкого расстояния.
Бытовые навыки:
- Ест аккуратно, не роняя пищу.
- При умывании трет ладони, часть лица.
- Вытирается с помощью взрослого.
- С небольшой помощью взрослого одевается: натягивает носочки, шапку, обувь.
- Частично раздевается.
- Контролирует физиологические потребности.
Игровые навыки:
- В игре последовательно выполняет порядок действий: куклу раздевает, купает, вытирает.
- В игре подражает бытовым действиям близкого взрослого.
- Сооружает из кубиков знакомые постройки (дом, забор, диван, стол).
- Играет рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.
Ребенок 2,5 лет:
Познавательное развитие
- Подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках.
- Ориентируется в 4-6 геометрических формах. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям.
- Собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).
- Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).
- Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.
- Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
- Узнает, что нарисовал (или вылепил).
Игровые действия (сюжетная игра)
- Подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).
- Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор.
- Участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).
Социально-эмоциональное развитие
- Сохраняет эмоционально уравновешенное состояние в периоды бодрствования.
- Может определить свое состояние.
- Воспринимает свою индивидуальность через собственные эмоциональные ощущения: мне больно, мне весело, мне хочется и т. д.
- Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях: на празднике, в гостях — весело; при болезни — неприятно, плохо.
- Радуется веселым играм со взрослыми и детьми.
- Узнает знакомую музыку и воспроизводит знакомые движения (один и с группой детей).
- Испытывает радость, восторг при выполнении танцевальных движений.
Речевое развитие
- Обозначает себя: "Я", "Я сам".
- Использует предложения из нескольких слов (трех и более).
- Отвечает на вопросы взрослого по картинке, если сюжет и персонажи знакомы: "Кто (что) это?", "Что делает?". Показывает движениями, как делает персонаж.
- Знает названия некоторых животных, предметов быта, одежды, посуды.
- Может рассказать по картинке (в двух-трех предложениях).
- Отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?" (полностью или упрощенно). Знает (и называет) имена близких взрослых, знакомых детей.
- Разговаривает со сверстниками во время игр (речевые диалоги).
- Понимает рассказ взрослого.
Бытовые навыки
- Одеваться и раздеваться с небольшой помощью взрослого;
- Расстегивать и застегивать одну-две пуговицы;
- В определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду;
- Самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
- С помощью взрослого приводить себя в порядок;
- Пользоваться индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком;
- В процессе еды держать правильно ложку.
Ребенок 3- х лет:
Речевое развитие
Если ваш ребенок не очень разговорчив, то, скорее всего, ситуация изменится в ближайшее время. В этом возрасте речь развивается достаточно быстро, и ребенок всего за месяц-два может наверстать упущенное. В возрасте от 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь следующее.
- Называть свое имя и возраст
- Выговаривать от 250 до 500 слов
- Отвечать на простые вопросы
- Составлять предложения из пяти-шести слов и говорить полными предложениями
- Говорить четко
- Рассказывать простые сказки и истории
Развитие мыслительных процессов
Ваш ребенок в 3 года начинает задавать много-много вопросов. "Почему небо голубое? Почему у птиц есть перья?" Вопросы, вопросы и снова вопросы! Хотя родителей время от времени это может раздражать, задавать вопросы для этого возраста - абсолютно нормально. Поэтому возраст от трех до пяти называют возрастом почемучки. В дополнение к постоянным вопросам "почему?" ваш 3-х летний малыш должен уметь следующее:
- Правильно называть знакомые цвета.
- Играть и фантазировать более творчески, чем раньше.
- Выполнять три простых команды взрослых подряд.
- Помнить сказки и песенки и рассказывать самые простые из них.
- Любить сказки и песенки, особенно перед сном.
- Понимать простые числа и считать до пяти.
- Сортировать предметы по форме и цвету.
- Отгадывать загадки, которые соответствуют возрасту ребенка.
- Узнавать знакомых людей и детей на фотографиях.
Двигательные навыки
Двигательные навыки ребенка в 3 года продолжают активно развиваться. С 3-х до 4-х лет ваш ребенок должен уметь:
- Подниматься вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги – идти шаг за шагом
- Бить по мячу, бросать мяч, ловить его
- Прыгать на одной и двух ножках
- Довольно уверенно крутить педали и кататься на трехколесном велосипеде
- Стоять на одной ноге до пяти секунд
- Идти вперед и назад довольно легко
- Наклоняться, не падая при этом
Эмоциональное и социальное развитие
Ваш 3 - летний малыш становится более независимым физически и эмоционально. У него уже реже случаются истерики, когда вы оставляете его в детском саду.
Кроме того, ваш 3-х - летний малыш становится все более социальным. Ваш ребенок теперь умеет играть и мириться со своими друзьями, что-то делать по очереди, и может показывать простые навыки решения своих первых детских проблем.
В 3 года ваш ребенок должен обладать следующими социальными навыками.
- Подражать родителям и друзьям
- Показывать привязанность к знакомым семьи и друзей
- Понимать, что такое "мое" и "его / ее"
- Показывать широкий спектр эмоций, таких как грусть, печаль, гнев, счастье или скука
Бытовые навыки
- Одеваться с небольшой помощью взрослого, а раздеваться самостоятельно.
- Аккуратно складывать свою одежду перед сном.
- Застегивать несколько пуговиц, завязывать (связывать) шнурки.
- Знать назначение многих предметов и их местонахождение.
- Выполнять поручения из 2-3 действий: «отнеси», «поставь», «принеси».
- Уметь мыть руки с мылом, умываться, вытираться полотенцем;
- Замечать беспорядок в своей одежде, самостоятельно пользоваться носовым платком.
- Регулировать свои физиологические потребности.
- Вытирать обувь при входе в помещение.
- Аккуратно есть, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
- Не выходить из-за стола до конца еды и не мешать за столом другим.
- Говорить слова благодарности, здороваться, прощаться.