Управление адаптацией молодых специалистов в педагогическом коллективе
Адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется. Процесс адаптации предполагает проявление различных комбинаций приемов и способов, стратегий социальной адаптации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление адаптацией молодых специалистов в педагогическом коллективе.
Адаптация подразумевает способы приспособления, регулирования, гармонизации взаимодействия индивида со средой. В процессе адаптации человек выступает как активный субъект, который адаптируется к среде в соответствии со своими потребностями, интересами, стремлениями и активно самоопределяется. Процесс адаптации предполагает проявление различных комбинаций приемов и способов, стратегий социальной адаптации.
Адаптация человека не может быть рассмотрена вне основных видов деятельности, в которые включается индивид в процессе жизнедеятельности.
В сфере деятельности адаптация означает освоение новых видов деятельности. Эффективность деятельности во многом определяется успешностью адаптации к ней. Большинство специалистов дает свое определение адаптации персонала, остановимся на некоторых из них.
Таблица 2
Определения адаптации/адаптации персонала/адаптации работника
№ | Автор | Сущностное понимание |
1 | Д. А. Аширов | Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно – экономических условиях труда. |
2 | Т. Ю. Базаров, Б. Л. Еремина | Адаптация – это процесс активно приспособление человека к новой среде, знакомство с деятельностью организации, особенностями производства, включение в коммуникативные сети, знакомство с корпоративной культурой и изменение собственного поведения в соответствии с требованиями новой среды |
3 | В. Р. Веснин | Адаптацией является реакция субъекта на изменение условий его жизнедеятельности, которая противодействует действительному или возможному снижению его эффективности. Адаптация - приспособление к содержанию и условиям труда, социальной сфере. В ее рамках происходит детальное ознакомление с коллективом и новыми обязанностями; усвоение стереотипов поведения; ассимиляция – полное приспособление к среде и, наконец, идентификация – отождествление личностных интересов и целей с общими |
4 | И. В. Грошев | Адаптация к рабочему месту – это комплексный процесс профессиональной и социальной ориентации работника по отношению к должности (рабочему месту), профессии, коллективу, организации. Адаптация – это информирование (начиная с расписания работы столовой и заканчивая тем, в каких электронных папках содержаться сведения). |
5 | А. В. Морозов | Адаптация – это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода |
6 | Е. Рудавина | Адаптация – многофакторный процесс поэтапного эффективного включения сотрудников в работу в новых условиях на новом месте. |
Молодыми специалистами считаются выпускники образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования.
При поступлении на работу в ОУ молодой специалист испытывает серьезный стресс. От того, насколько легко он преодолеет данный этап, зависит становление педагога как профессионала и его верность выбранной профессии. Многие специалисты (руководители и педагоги) фиксируют разрыв между качеством ВУЗов и практической деятельности в ОУ педагогов. Существуют инструменты методической работы и профессионального роста, которые обеспечивают возможность использовать их, для адаптации молодых педагогов. В современной кадровой терминологии очень часто можно слышать такие слова, как подбор, отбор, переподготовка и аттестация персонала, и крайне редко встречается такое понятие, как адаптация. Эта проблема в той или иной мере касается всех категорий работающих, но наиболее остро она стоит для молодых специалистов в ДОУ. От того, как он преодолеет этот этап, зависит его личностное и профессиональное развитие, а также состоится ли педагог как профессионал, останется ли в сфере дошкольного образования. Помочь педагогу в этом может организованное в ДОУ методическое сопровождение начинающих педагогов, задачи которого - учесть факторы, влияющие на успех адаптации, а также развить личностные и профессиональные качества педагогов.
Приблизительно 50% выпускников вузов пребывают в «аморфном» состоянии. У них нет четкого представления о том, чем заниматься в жизни, насколько их знания и умения, полученные в вузе, будут реализованы в профессиональной деятельности. Оставшаяся часть (около 35%) представляют собой способных, перспективных молодых людей, но не знающих, ни границ своих возможностей, ни способов поиска хорошей работы. Решающую роль в их дальнейшей судьбе играют случайные обстоятельства.
У молодого специалиста без опыта на первое место выступают те качества, которые непосредственно проявляются во взаимодействии и взаимоотношениях с членами коллектива, с руководителем и др. В дополнение к этим качествам, при характеристике руководителями опытного молодого специалиста ведущими становятся те качества, которые характеризуют активность самого специалиста и важны (необходимы) для успешного трудоустройства и эффективной работы.
Схема 4
Проблема адаптации:
В настоящее время в российском обществе идет интенсивный процесс переосмысления, осознания ценностей. Вместе с этим, вследствие дополнения и развития системы ценностей разными социальными группами, наблюдается процесс дифференциации элементов системы. В этом смысле, наряду с общечеловеческими и национальными, можно говорить о ценностях интеллигенции, предпринимателей, работников физического труда, молодежи и т.д.
Надо отметить тот факт, что большинство специалистов признают молодежь как конкурентоспособную категорию трудовых ресурсов.
Большинство руководителей явно видят смысл в том, чтобы брать на работу молодых выпускников вузов, т.к.
Схема 5
Многие работодатели отмечают, что они готовы брать на практику и даже доучивать молодых, но подчеркивали: учить новым технологиям, новым методикам, специфике работы, но выпускник должен уже обладать базовыми знаниями по информационным технологиям, по деловому этикету и другими.
Очевидно, что опыт работы и диплом о профобразовании — это, скорее, формальные фильтры для устройства на работу, но не достаточные условия для получения работы. Способности молодого специалиста с опытом работы конкурировать на рынке труда оценены достаточно высоко; в более высокой степени значимости оценили руководители, следующие их профессиональные характеристики: уровень профессиональных знаний, владение компьютером, уровень образования, наличие профильного образования, владение оргтехникой, а из личностных качеств:
- Трудолюбие;
- Внимательность;
- Организованность;
- Уверенность;
- Дисциплинированность;
- Самостоятельность;
- Инициативность;
- Тактичность;
- Обязательность;
- Целеустремленность;
- Контактность;
- Деловитость.
Работодатели отмечают, что предпочли бы принять опытных работников, но вследствие острой нехватки на рынке труда подготовленных кадров с определенной специализацией, они уже сейчас готовы принять молодежь с вузовским образованием. Молодых специалистов берут охотно в тех отраслях и по тем специальностям, где чувствуется дефицит опытных специалистов, и где именно знания играют первостепенную роль. Основными компетенциями, повышающими конкурентоспособность выпускника на рынке труда, по мнению работодателей являются.
Схема 6
Говоря об адаптации молодого специалиста в системе образовании необходимо не забывать о многогранности этого процесса. Зная суть педагогического труда, специфику адаптации молодого специалиста в системе образования можно рассматривать с точки зрения множества аспектов, от которых она находится в прямой зависимости:
Схема 7
Для того, чтобы успешно прошла адаптация молодого специалиста в системе образования и он мог справляться со своей работой, педагог должен иметь незаурядные, общие и специальные способности. Эти способности в своей совокупности составляют индивидуальность молодых педагогов, в силу которой каждый хороший педагог представляет собой уникальную и своеобразную личность. В идеале педагогические способности должны присутствовать, как у педагогов традиционного, так и у педагогов демократического типа.
В число общих способностей входят те, которые определяют высокие результаты в любой человеческой деятельности, а к специальным относятся те, от которых зависит успех именно педагогической деятельности, обучения и воспитания детей. Специальные способности рассмотрим более подробно. Их можно условно разделить на способности к обучению и способности к воспитанию.
Таблица 3
способности к обучению | способности к воспитанию |
способность видеть и чувствовать, понимает ли учащийся изучаемый материал, устанавливать степень и характер такого понимания; | способность правильно, оценивать внутренние состояние другого человека, сочувствовать, сопереживать ему (способность к эмпатии); |
способность по-разному излагать один и тот же учебный материал, с тем, чтобы обеспечить его понимание и усвоение всеми учащимися; | способность быть образцом культуры и примером для подражания для детей в мыслях чувствах и поступках; |
способность за сравнительно короткий срок добиваться усвоения значительного объёма информации, интеллектуального и нравственного развития всех учащихся; | способность вызывать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро и добиваться высоких нравственных целей; |
способность передавать свой опыт другим учителям и в свою очередь учиться на их примере; | способность приспосабливать воспитательные воздействия к индивидуальным особенностям воспитуемого ребёнка; |
способность к самообучению, включая поиск и творческую переработку полезной для обучения информации, а также её непосредственное использование в педагогической деятельности | способность вселять в человека уверенность, успокаивать его и стимулировать к самосовершенствованию; |
способность формировать у учащихся, нужную мотивацию и структуру учебной деятельности (учения). | способность находить нужный стиль общения с каждым ребёнком, добиваться его расположения и взаимопонимания. |
Можно предположить, что молодые специалисты, обладают некоторым набором однотипных личностных ресурсов, занимают сходные социальные позиции. Всё это справедливо для стабильной ситуации в обществе. Но в трансформирующемся обществе события сменяют друг друга, социальная реальность преобразуется на глазах. При этом сознание людей, их картина мира и категории её описаний перестраиваются значительно медленнее. Тем самым сохраняется прежняя структура педагогов «авторитарного типа» адаптивного поведения, но вместе с тем появляются новые категории педагогов «демократического типа», либо актуализируются те, что раньше находились в латентном состоянии. Проблема личной идентификации молодых специалистов особенно резко актуализировалась. Преобладающая в российской системе образования самоидентификация в процессе адаптации делает молодых специалистов «уязвимыми».