Создание родительского клуба как одной из форм повышения уровня социальной, психологической и педагогической грамостности участников образовательного процесса.
Актуальность создания родительского клуба
Чувство уверенности ребенка в своих силах, социальная активность, мобильность личности, ориентация на значимость другого человека, стремление к поиску согласия, формам цивилизованного взаимодействия могут формироваться только в условиях тесного сотрудничества педагогов, родителей, детей.
Одним из механизмов обеспечения образовательного взаимодействия педагогов и родителей является создание родительского клуба.
Родительский клуб – это одна из форм оказания образовательных услуг родителям, способствующая повышению уровня их социальной, педагогической и психологической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klub_doverie.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
Московской области
“Земская гимназия”
УТВЕРЖДАЮ
Директор МАОУ “Земская гимназия”
____________ Г.В. Кравченко
“01” сентября 2014 год
Родительский клуб
«Доверие»
2014 год
Актуальность создания родительского клуба
Чувство уверенности ребенка в своих силах, социальная активность, мобильность личности, ориентация на значимость другого человека, стремление к поиску согласия, формам цивилизованного взаимодействия могут формироваться только в условиях тесного сотрудничества педагогов, родителей, детей.
Одним из механизмов обеспечения образовательного взаимодействия педагогов и родителей является создание родительского клуба.
Родительский клуб – это одна из форм оказания образовательных услуг родителям, способствующая повышению уровня их социальной, педагогической и психологической грамотности.
ПОЛОЖЕНИЕ
О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ “ДОВЕРИЕ”
1.Общие положения
1.1. Настоящее положение регламентирует порядок деятельности родительского клуба организованного в МАОУ “Земская гимназия”.
1.2. Клуб организован с целью повышения психолого-педагогической грамотности и компетенции родителей (законных представителей), вовлечения их в образовательно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров.
1.3. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, Уставом МАОУ “Земская гимназия” и настоящим Положением.
1.4 Родительский клуб строится на следующих принципах:
Целенаправленность психолого-педагогического проекта – Программы родительского клуба «Доверие» на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка.
Вариативность содержания форм и методов образования родителей.
Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и ОУ.
Развитие и сотрудничество - включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с педагогами и специалистами ОУ).
Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.
Принцип открытости и доверия.
Соблюдение психолого-педагогической этики.
1.5. Основная цель деятельности клуба:
Оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем. Формирование позиции ответственного родителя.
1.6.Первоочередная цель работы педагогов-психологов в родительском клубе: сохранение психологического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга.
2.Основные задачи
2.1.Расширять представление родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности.
2.2.Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный подход к каждой конкретной семье.
2.3.Создавать комфортную обстановку для членов клуба, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.
2.4.Использовать различные формы сотрудничества с родителями.
2.5.Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность.
2.6.Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.
2.7.Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.
3. Основная деятельность
Основными направлениями деятельности родительского клуба являются:
3.1. Информационно-просветительское (использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.).
Темы занятий в клубе согласуются с родителями и направлены на формирование коммуникативной, правовой культуры и здорового образа жизни.
3.2.Организационно-педагогическое (осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях).
4. Организация деятельности
4.1 Работа Клуба осуществляется на базе МАОУ “Земская гимназия” один раз в месяц.
4.2 Клуб посещают родители (законные представители), желающие повысить свой психолого-педагогический уровень в вопросах воспитания детей.
4.3 Состав родителей (законных представителей) – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности в занятиях и интересов.
4.4 Планирование работы Клуба проводится с учетом интересов родителей (законных представителей).
- Формы организации работы Клуба:
- круглые столы, дискуссии
- мини-беседы, лекции;
- элементы тренинга, практикумы;
- моделирование проблемных ситуаций
5. Руководство Клубом
5.1. Общий контроль за деятельностью и координацию работы родительского клуба осуществляет руководитель Клуба.
5.2. Руководитель Клуба:
- составляет план работы Клуба;
- оформляет материалы встреч участников;
-организует деятельность Клуба;
-информирует о предстоящих мероприятиях.
5.3 . Руководитель родительского клуба отчитывается о работе перед директором ОУ.
6. Кадровое обеспечение
6.1. В состав родительского клуба входят:
- педагоги-психологи
-педагоги (по согласованию)
-члены родительских советов классов (по согласованию)
-медицинский работник и другие специалисты ОУ (по согласованию).
7. Права и обязанности
7.1. Руководитель и состав родительского клуба несет ответственность в своей деятельности перед родителями и администрацией:
- за компетентность и профессиональный уровень педагогических кадров, осуществляющих данную деятельность;
- за правильность в выборе форм и методов работы, адекватность используемых методов;
- обоснованность и эффективность рекомендаций.
7.2. Деятельность Клуба осуществляется на добровольной основе.
7.3. Гимназия предоставляет помещение для заседаний Клуба.
7.4. Участники Клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями
8. Документация
8.1 Клуб работает по утвержденной директором гимназии программе.
8.2 Занятия Клуба систематически фиксируются в листах регистрации по определенной форме
9. Сроки и план реализации Программы деятельности клуба
Работа Клуба рассчитана на длительный срок. Начало работы в 2014-2015 учебном году.
I этап: подготовительный - сентябрь.
Задачи:
- Информирование родителей, педагогов об открытии и задачах клуба.
- Разработка и утверждение документов, регламентирующих деятельность клуба.
- Согласование тем для психолого-педагогического просвещения родителей.
- Назначение ответственных за работу клуба.
II этап: основной - октябрь-апрель.
Задачи:
- Реализация содержательного аспекта программы работы клуба.
- Пропаганда семейного благополучия.
III этап: заключительный - май.
Задачи:
- Соотнесение результатов с целями и задачами программы работы клуба.
- Определение социального эффекта данной программы.
Название этапа | Задачи | Средства реализации | Ожидаемый результат |
Подготовительный | 1. Информирование родителей, педагогов об открытии и задачах клуба. 2. Разработка и утверждение документов, регламентирующих деятельность клуба. 3. Согласование тем для психолого-педагогического просвещения родителей. | Анкетирование родителей. Проведение и выступление на родительских собраниях. | Привлечение единомышленников для поставленных задач. Определение содержания и способов взаимодействия. Наличие утвержденных документов, регламентирующих работу клуба. Налаживание комфортной и доброжелательной атмосферы в рамках взаимодействия педагог-родитель. |
Основной | 1. Реализация содержательного аспекта программы работы клуба. 2. Пропаганда семейного благополучия. | Примерные темы встреч: 1. Лекция “ Особенности семейного воспитания” 2. Круглый стол “Профилактика асоциального поведения детей и подростков и причины его появления” 3. Семинар-практикум “Половозрастные особенности воспитания мальчиков и девочек” 4. Круглый стол “ О благих намерениях и детских ожиданиях” 5. Обучающий семинар с элементами тренинга “Общение родителей и детей как условие успеха воспитания” 6. Круглый стол “Детский суицид. Попытка осмысления проблемы”. 7. Дискуссия с элементами деловой игры “Дети и деньги. Как научить ребенка распоряжаться карманными деньгами” 8. Практикум “Проблемы подросткового возраста” | Повышение общей психолого-педагогической грамотности родителей. Эмоциональное включение родителей в сферу взаимодействия и в образовательный процесс. Приобретение положительного опыта, положительных эмоций, преодоление отчуждения родителей от гимназии. |
Заключительный | 1. Соотнесение результатов с целями и задачами программы работы клуба. 2. Определение социального эффекта данной программы. | Диагностика, социологический опрос. Рефлексия. Презентация деятельности клуба. Информирование на сайте ОУ и в СМИ. | Адекватность полученных результатов поставленным целям и задачам деятельности клуба. Сформированность положительной мотивации у родителей по отношению к гимназии. |
10. Ожидаемые риски при реализации программы деятельности клуба
10.1. К ожидаемым рискам относятся:
- малоактивная образовательная позиция родителей, которая не способствует и не располагает к взаимодействию гимназии и родителей;
- инертность родителей;
- инертность части педагогов и их загруженность текущей работой.
10.2. Для компенсации проблем и ожидаемых трудностей предусматривается:
- отслеживание промежуточных результатов реализации программы деятельности клуба, быстрое реагирование и устранение проблем, регулярность их обсуждения;
- психолого-педагогическая и мотивационная поддержка членов клуба;
- разнообразие форм и содержания встреч в клубе.
11. Перспектива распространения опыта
- Выпуск методических рекомендаций и разработок общешкольных мероприятий по работе с родителями.
- Пропаганда положительного опыта семейного воспитания на сайте гимназии и в СМИ.
Примерный план заседаний родительского клуба
«ДОВЕРИЕ»
на 2014-2015 учебный год
№ | Тема заседания | Сроки | Ответственный |
1. | Открытие родительского клуба «Доверие ». Встреча с родителями 5-х классов на тему “Адаптация к среднему звену обучения”. Тренинги в рамках программы ЗОЖ “Барьеры общения”, “Критичность мышления”. | Октябрь | Администрация гимназии. Педагоги-психологи. |
2 | Семинар-практикум “Половозрастные особенности воспитания мальчиков и девочек” | Ноябрь | Педагоги-психологи |
3 | Круглый стол с моделированием проблемных ситуаций “ О благих намерениях и детских ожиданиях” | Декабрь | Педагоги-психологи |
4 | Круглый стол “Детский суицид. Попытка осмысления проблемы”. | Январь | Педагоги-психологи |
5 | Дискуссия “Особенности семейного воспитания.” | Февраль | Педагоги-психологи |
6 | Мини-лекция с элементами тренинга “Общение родителей и детей как условие успеха воспитания” | Март | Педагоги-психологи |
7 | Мини-лекция, практикум “Проблемы подросткового возраста” | Апрель | Педагоги-психологи |
*Темы встреч могут изменяться в соответствии с личными запросами родителей и актуальными вопросами для обсуждения