Создание родительского клуба как одной из форм повышения уровня социальной, психологической и педагогической грамостности участников образовательного процесса.

Тинякова Светлана Анатольевна

Актуальность создания родительского клуба

 

Чувство уверенности ребенка в своих силах, социальная активность, мобильность личности, ориентация на значимость другого человека, стремление к поиску согласия, формам цивилизованного взаимодействия могут формироваться только в условиях тесного сотрудничества педагогов, родителей, детей.

Одним из механизмов обеспечения образовательного взаимодействия педагогов и родителей является создание родительского клуба.

Родительский клуб – это одна из форм оказания образовательных услуг родителям, способствующая повышению уровня их социальной, педагогической и психологической грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klub_doverie.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

городского округа Балашиха

Московской области

“Земская гимназия”

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ “Земская гимназия”

____________ Г.В. Кравченко

“01” сентября 2014 год

Родительский клуб

«Доверие»

     

2014 год

Актуальность создания родительского клуба

Чувство уверенности ребенка в своих силах, социальная активность, мобильность личности, ориентация на значимость другого человека, стремление к поиску согласия, формам цивилизованного взаимодействия могут формироваться только в условиях тесного сотрудничества педагогов, родителей, детей.

Одним из механизмов обеспечения образовательного взаимодействия педагогов и родителей является создание родительского клуба.

Родительский клуб – это одна из форм оказания образовательных услуг родителям, способствующая повышению уровня их социальной, педагогической и психологической грамотности.

ПОЛОЖЕНИЕ

О РОДИТЕЛЬСКОМ КЛУБЕ “ДОВЕРИЕ”

1.Общие положения

1.1. Настоящее положение регламентирует порядок деятельности родительского клуба организованного в  МАОУ “Земская гимназия”.

1.2. Клуб организован с целью повышения психолого-педагогической грамотности и компетенции родителей (законных представителей), вовлечения их в образовательно-воспитательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров.

1.3. Клуб осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Конвенцией о правах ребенка, Уставом  МАОУ “Земская гимназия”  и настоящим Положением.

1.4 Родительский клуб строится на следующих принципах:

Целенаправленность психолого-педагогического проекта – Программы  родительского клуба «Доверие»  на актуальные проблемы семейного воспитания и развития ребенка.

Вариативность  содержания форм и методов образования родителей.

Взаимодействие – согласованное установление  взаимосвязи семьи и ОУ.

Развитие и сотрудничество - включение родителей  в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с педагогами и специалистами ОУ).

Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия работы с родителями.

Принцип открытости и доверия.

Соблюдение психолого-педагогической этики.

1.5. Основная цель деятельности клуба:

Оказание практической психолого-педагогической помощи и поддержки родителям путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений; предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем.  Формирование позиции ответственного родителя.

1.6.Первоочередная цель работы педагогов-психологов в родительском клубе: сохранение психологического здоровья детей и родителей, гармонизация межличностных внутрисемейных отношений, основанных на взаимопонимании, поддержке и уважении друг друга.

2.Основные задачи

2.1.Расширять представление родителей о семье, как величайшей общечеловеческой ценности.

2.2.Реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный подход к каждой конкретной семье.

2.3.Создавать комфортную обстановку для членов клуба, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуацию успеха.

2.4.Использовать различные формы сотрудничества с родителями.

2.5.Вовлекать их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность.

2.6.Пропагандировать опыт успешного семейного воспитания.

2.7.Создавать благоприятные условия для совместной деятельности с родителями.

3. Основная деятельность

Основными направлениями деятельности родительского клуба являются:

3.1. Информационно-просветительское (использование разнообразных средств актуальной информации для родителей, разработка и реализация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями.).

 Темы занятий в клубе согласуются с родителями и направлены на формирование коммуникативной, правовой культуры и здорового образа жизни.

3.2.Организационно-педагогическое (осуществление консультационной помощи родителям (законным представителям) по проблемам воспитания детей, разработка рекомендаций по созданию условий в домашней среде для полноценного физического и психического развития детей, вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в досуговых, оздоровительных мероприятиях).

4. Организация деятельности

4.1     Работа Клуба осуществляется на базе МАОУ “Земская гимназия” один раз в месяц.

4.2     Клуб посещают родители (законные представители), желающие повысить свой психолого-педагогический уровень в вопросах воспитания детей.

4.3   Состав родителей (законных представителей) – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности в занятиях и интересов.

4.4    Планирование работы Клуба проводится с учетом интересов родителей (законных представителей).

  1.     Формы организации работы Клуба:

- круглые столы,  дискуссии

- мини-беседы, лекции;

- элементы тренинга, практикумы;

- моделирование проблемных ситуаций

5. Руководство Клубом

5.1.   Общий контроль за деятельностью  и координацию работы родительского клуба осуществляет руководитель Клуба.

5.2. Руководитель Клуба:

- составляет план работы Клуба;

- оформляет материалы встреч участников;

-организует деятельность Клуба;

-информирует о предстоящих мероприятиях.

5.3 . Руководитель родительского клуба  отчитывается о работе перед директором ОУ.

6. Кадровое обеспечение

6.1. В состав родительского клуба входят:

- педагоги-психологи

-педагоги (по согласованию)

-члены родительских советов классов (по согласованию)

-медицинский работник  и другие специалисты ОУ (по согласованию).

7.  Права и обязанности

7.1. Руководитель и состав родительского клуба несет ответственность в своей деятельности перед родителями и администрацией:

- за компетентность и профессиональный уровень педагогических кадров, осуществляющих данную деятельность;

- за правильность в выборе форм и методов работы, адекватность используемых методов;

- обоснованность и эффективность рекомендаций.

7.2.  Деятельность Клуба осуществляется на добровольной основе.

7.3.  Гимназия предоставляет помещение для заседаний Клуба.

7.4.  Участники Клуба имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями

       

8.  Документация

8.1     Клуб  работает по утвержденной директором гимназии программе.

8.2     Занятия Клуба систематически фиксируются в листах регистрации по определенной форме

9. Сроки  и план реализации Программы деятельности клуба

Работа Клуба рассчитана на длительный срок. Начало работы в 2014-2015 учебном году.

I этап: подготовительный - сентябрь.

Задачи:

  1. Информирование родителей, педагогов об открытии и задачах клуба.
  2. Разработка и утверждение документов, регламентирующих деятельность клуба.
  3. Согласование тем для психолого-педагогического просвещения родителей.
  4. Назначение ответственных за работу клуба.

II этап: основной - октябрь-апрель.

Задачи:

  1. Реализация содержательного аспекта программы работы клуба.
  2. Пропаганда семейного благополучия.

III этап: заключительный - май.

Задачи:

  1. Соотнесение результатов с целями и задачами программы работы клуба.
  2. Определение социального эффекта данной программы.

Название этапа

Задачи

Средства реализации

Ожидаемый результат

Подготовительный

1. Информирование родителей, педагогов об открытии и задачах клуба.

2. Разработка и утверждение документов, регламентирующих деятельность клуба.

3. Согласование тем для психолого-педагогического просвещения родителей.

Анкетирование родителей.

 Проведение и выступление на родительских собраниях.

Привлечение единомышленников для поставленных задач. Определение содержания и способов взаимодействия.

Наличие утвержденных документов, регламентирующих работу клуба.

Налаживание комфортной и доброжелательной атмосферы в рамках взаимодействия педагог-родитель.

Основной

1. Реализация содержательного аспекта программы работы клуба.

2. Пропаганда семейного благополучия.

Примерные темы встреч:

1. Лекция “ Особенности семейного воспитания”

2. Круглый стол “Профилактика асоциального поведения детей и подростков и причины его появления”

3. Семинар-практикум “Половозрастные особенности воспитания мальчиков и девочек”

4. Круглый стол “ О благих намерениях и детских ожиданиях”

5. Обучающий семинар с элементами тренинга “Общение родителей и детей как условие успеха воспитания”

6. Круглый стол “Детский суицид. Попытка осмысления проблемы”.

7. Дискуссия с элементами деловой игры “Дети и деньги. Как научить ребенка распоряжаться карманными деньгами”

8. Практикум “Проблемы подросткового возраста”

Повышение общей психолого-педагогической грамотности родителей.

Эмоциональное включение родителей в сферу взаимодействия и в образовательный процесс.

Приобретение положительного опыта, положительных эмоций, преодоление отчуждения родителей от гимназии.

Заключительный

1. Соотнесение результатов с целями и задачами программы работы клуба.

2. Определение социального эффекта данной программы.

Диагностика, социологический опрос.

Рефлексия.

Презентация деятельности клуба.

Информирование на сайте ОУ и в СМИ.

Адекватность полученных результатов поставленным целям и задачам деятельности клуба.

Сформированность положительной мотивации у родителей по отношению к гимназии.

10. Ожидаемые риски при реализации программы деятельности клуба

10.1. К ожидаемым рискам относятся:

- малоактивная образовательная позиция родителей, которая не способствует и не располагает к взаимодействию гимназии и родителей;

- инертность родителей;

- инертность части педагогов и их загруженность текущей работой.

10.2. Для компенсации проблем и ожидаемых трудностей предусматривается:

- отслеживание промежуточных результатов реализации программы деятельности клуба, быстрое реагирование и устранение проблем, регулярность их обсуждения;

- психолого-педагогическая и мотивационная поддержка членов клуба;

- разнообразие форм и содержания встреч в клубе.

11. Перспектива распространения опыта

  1. Выпуск методических рекомендаций и разработок общешкольных мероприятий  по работе с родителями.
  2.  Пропаганда положительного опыта семейного воспитания на сайте гимназии и в СМИ.

Примерный план заседаний родительского клуба

«ДОВЕРИЕ»

на 2014-2015 учебный год

 

Тема заседания

Сроки

Ответственный

1.      

Открытие родительского клуба «Доверие ».

Встреча с родителями 5-х классов на тему “Адаптация к среднему звену обучения”. Тренинги в рамках программы ЗОЖ  “Барьеры общения”, “Критичность мышления”.

Октябрь

Администрация гимназии.

Педагоги-психологи.

2      

Семинар-практикум “Половозрастные особенности воспитания мальчиков и девочек”

Ноябрь

Педагоги-психологи

3      

Круглый стол с моделированием проблемных ситуаций “ О благих намерениях и детских ожиданиях”

Декабрь

Педагоги-психологи

4      

 Круглый стол “Детский суицид. Попытка осмысления проблемы”.

Январь

Педагоги-психологи

5      

Дискуссия “Особенности семейного воспитания.”

Февраль

Педагоги-психологи

6      

Мини-лекция  с элементами тренинга “Общение родителей и детей как условие успеха воспитания”

Март

Педагоги-психологи

7      

Мини-лекция, практикум “Проблемы подросткового возраста”

Апрель

Педагоги-психологи

 

*Темы встреч могут изменяться в соответствии с личными запросами родителей и актуальными вопросами для обсуждения