Программа тренинговых занятий по формированию навыков здорового образа жизни у подростков "Навстречу себе"
Концепция программы:
Здоровье и здоровый образ жизни являются человеческой ценностью. При этом мы понимаем, что запасы здоровья – не бесконечны. И здесь уместна аналогия с природными ресурсами. В преддверии экологической катастрофы человечество осознало, что нельзя хищнически относиться к природным богатствам, иначе будущее просто не наступит. Так и со здоровьем: мы не достигнем своих целей, если ресурс нашего здоровья будет растрачен.
Особенности программы
1. Программа базируется на комплексном подходе к теме здоровья. В программе рассматриваются различные аспекты здоровья: физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье в их непосредственной связи и взаимовлиянии.
2. Идея ценности здоровья проводится косвенным путём через выводы, в процессе обсуждения упражнений.
3. Содержание занятий хорошо структурировано, подробно и понятно описан алгоритм выполнения упражнений и их последующего обсуждения. Это позволит работать по программе даже начинающим тренерам.
4. Кроме того, помимо заявленных образовательных и воспитательных целей, данная программа является еще и альтернативным способом проведения досуга, что является важным фактором в формировании здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_trening_navstrechu_sebe.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
городского округа Балашиха
“ЗЕМСКАЯ ГИМНАЗИЯ”
ПРОГРАММА
ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
“НАВСТРЕЧУ СЕБЕ”
Составлена на основе комплексной программы
“Все, что тебя касается”
разработанной Российской организацией
– Фондом “Здоровье и развитие”.
2014 учебный год
Концепция программы
Здоровье и здоровый образ жизни являются человеческой ценностью. При этом мы понимаем, что запасы здоровья – не бесконечны. И здесь уместна аналогия с природными ресурсами. В преддверии экологической катастрофы человечество осознало, что нельзя хищнически относиться к природным богатствам, иначе будущее просто не наступит. Так и со здоровьем: мы не достигнем своих целей, если ресурс нашего здоровья будет растрачен.
Особенности программы
1. Программа базируется на комплексном подходе к теме здоровья. В программе рассматриваются различные аспекты здоровья: физическое здоровье, психическое здоровье, нравственное здоровье в их непосредственной связи и взаимовлиянии.
2. Идея ценности здоровья проводится косвенным путём через выводы, в процессе обсуждения упражнений.
3. Содержание занятий хорошо структурировано, подробно и понятно описан алгоритм выполнения упражнений и их последующего обсуждения. Это позволит работать по программе даже начинающим тренерам.
4. Кроме того, помимо заявленных образовательных и воспитательных целей, данная программа является еще и альтернативным способом проведения досуга, что является важным фактором в формировании здорового образа жизни.
Основные принципы программы
Принцип актуальности
Программа основана на ценностях, актуальных для человека любого возраста.
Принцип позитивности
Одна из задач программы - показать человеку, что все потребности можно реализовывать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ их разрешения.
Принцип активности
Этот принцип, в основном, базируется на мастерстве ведущего и его способности реагировать и изменять занятие в соответствии с требованиями аудитории. Тогда информация, которую он предоставляет, будет всегда актуальна, интересна и востребована. Кроме того, очень важен и принцип активного участия группы.
Древнее высказывание гласит: “Скажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, дай мне поучаствовать- я пойму”.
Цели и задачи программы
Основная цель – способствовать дальнейшему развитию уверенной в себе личности, уважающей себя и других, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.
Описание программы
Тренинговый курс состоит из 7 тематических занятий.
Темы занятий:
- Искусство общения.
- Жизненные ценности.
- Разрешаем конфликты.
- Критическое мышление.
- Толерантность.
- Я абсолютно спокоен.
- Мое будущее. Стратегии успеха.
Каждая тема занимает одно тренинговое занятие продолжительностью 1,5-2 часа.
Целевая аудитория – подростки 14-17 лет, волонтеры, педагоги, педагоги-психологи, родители
Основные Принципы Общения
Доброжелательность
Ведущий не высказывает осуждения, отрицательных эмоций по отношению к другим.
Уважение
Ведущий уважает достоинство, ценности, чувства и мысли каждого человека.
Терпимость
Ведущий принимает людей такими, какие они есть.
Внимательность
Ведущий умеет слушать и слышать других, а также замечать, слушают ли его.
Точность
Ведущий всегда предоставляет точную информацию, которая будет понята однозначно и не нанесет вреда участникам.
Искренность
Ведущий говорит о своих чувствах искренне, ничего не придумывая. Однако он имеет право выбирать, что говорить, а что - нет.
Открытость
Ведущий открыто рассказывает о целях и методах мероприятий, которые он проводит. Участники имеют право знать о них все, прежде чем решат, принимать участие или нет.
Каждое тренинговое занятие строится по следующей схеме:
- Приветственное слово ведущего
- Разминка
- Блок “Вспомни все”
- Основная часть занятия
- Рефлексия всего занятия
- Итоговый вывод
- Традиционное прощание “Мы вместе”.
ПЛАН ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Занятие №1. “ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ”
Задачи тренинга:
- Познакомить участников с процессом и техниками общения. Показать, что может дать успешное освоение техники общения.
- Помочь овладеть навыками коммуникативной и социальной компетентности (начала разговора, невербального общения, эффективного слушания, понимания других людей и т.д.)
План занятия | Время | Примечание |
Вводные слова. Оглашение темы занятия. | 1-2 мин | |
Разминка Упр. “Гляделки” | 5 мин | |
Основная часть занятия - Теория “Барьеры общения” - Упр. “Слухи” - Теория “Барьеры общения” (продолжение) - С чего начать общение или первые 15 секунд - Упр. “3 плюса” - Теория: вербальное и невербальное общение | 5 мин 15 мин 15 мин 10 мин 10 мин 5 мин | На доске. Распечатать текст “Марфуша”. |
Перерыв | 10 мин | |
Теория “Виды слушания” Упр. “Я люблю весну” | 10 мин 15 мин | Подготовить чистые листочки |
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. | 5-10 мин. |
Занятие №2. “ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ”
Задачи тренинга:
- Определить понятие “ценность” и выявить специфику жизненных ценностей участников.
- Сформировать отношение участников к ценностям как очень важной составляющей личности.
- Сформировать навык выявления ценностей в конфликтах между разными поколениями.
План занятия | Время | Примечание |
Вводные слова. Оглашение темы занятия. | 5 мин | |
Разминка Упр. “Делимся по признаку” | 10 мин | |
Блок “Вспомним все” Что было на предыдущем занятии? | 5 мин | |
Основная часть занятия - Упр. “Ромашка” | 30 мин | Распечатать ромашки |
Перерыв | 10 мин | |
Обсуждение ценностей. Здоровье как ценность. Упр. “Конфликт ценностей” | 10 мин 20 мин | Заранее распечатать карточки |
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. | 5-10 мин. |
Занятие №3. “РАЗРЕШАЕМ КОНФЛИКТЫ”
Задачи тренинга:
- Определение понятия “конфликт”.
- Сформировать стремление к предупреждению конфликтов, позитивному выходу из конфликтных ситуаций.
- Сформировать умение предотвращать развитие конфликта, показать и отработать способы выхода из конфликтных ситуаций.
План занятия | Время | Примечание |
Вводные слова. Оглашение темы занятия. | 5 мин | |
Разминка Упр. “Рисунок в парах” | 10 мин | Чистые листы и карандаши |
Блок “Вспомним все” Что было на предыдущем занятии? | 5 мин | |
Основная часть занятия - Теория “Что такое конфликт” -Упр. “Предупреждаем конфликты” | 10 мин 15 мин | Карточки с ситуациями |
Перерыв | 10 мин | |
-Теория “Способы выхода из конфликтов” -упр. “Разрешаем конфликты” -Дискуссия “Плюсы и минусы конфликтов” | 20 мин 15 мин 15 мин | Карточки с ситуациями |
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. | 5-10 мин. |
Занятие №4. “КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ”
Задачи тренинга:
- Определение понятия “критическое мышление”, его аспектами и нюансами.
- Сформировать навыки задавания вопросов и принятия критики. Сформировать позитивное отношение к критике.
- Определить критерии доверия-недоверия к получаемой информации.
План занятия | Время | Примечание |
Вводные слова по теме. Чтение и обсуждение статьи. Анализ рекламы. | 15 мин | Распечатать статью для прочтения в группе. Реклама на слайде. |
Блок “Вспомним все” Что было на предыдущем занятии? | 5 мин | |
Разминка Упр. “Запрещенные слова ” | 15 мин | По 5 горошин (камушков) для участников |
Основная часть занятия - Упр. “Правда или вымысел?” | 20 мин | Бланки для каждого участника |
Перерыв | 10 мин | |
- Теория “Принятие критики” -Упр. “Галерея достоинств и недостатков” | 15 мин 15 мин | Бланки для участников |
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. | 5-10 мин. |
Занятие №5. “ТОЛЕРАНТНОСТЬ”
Задачи тренинга:
- Определение понятия “толерантность”, с разными видами поддержки и ситуациями, в которых они применяются.
- Способствовать формированию навыков толерантного поведения.
- Научить применять поддержку на практике.
План занятия | Время | Примечание |
Вводные слова по теме. | 5 мин | |
Блок “Вспомним все” Что было на предыдущем занятии? | 5 мин | |
Разминка Упр. “Поздороваться разными частями тела ” | 5 мин | |
Основная часть занятия - Введение в тему -упр. ‘Ночевка” -теория: поддержка и теория “красного карандаша” | 10 мин 20 мин 2 мин | карточки |
Перерыв | 10 мин | |
- Теория “виды поддержки” -Упр. “Поддержка” | 20 мин 20 мин | Таблицу распечатать |
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. | 5-10 мин. |
Занятие №6. “Я АБСОЛЮТНО СПОКОЕН”
Задачи тренинга:
- Познакомить участников с типами темперамента.
- Научить методикам самоконтроля и оценки собственного эмоционального состояния.
- Отработать техники снятия напряжения и релаксации.
План занятия | Время | Примечание |
Вводные слова по теме. | 10 мин | Распечатать лист гнева для каждого участника |
Блок “Вспомним все” Что было на предыдущем занятии? | 5 мин | |
Разминка Упр. “Снежки ” | 10 мин | Мел или веревка |
Основная часть занятия - Теория “ Типы темперамента” -упр. “Тряпичная кукла” -теория “Как справиться с негативными эмоциями” | 10 мин 10 мин 20 мин | Карточки с рисунками типов темперамента Алгоритмы распечатать для каждого участника |
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. | 5-10 мин. |
Занятие №7. “МОЕ БУДУЩЕЕ: СТРАТЕГИИ УСПЕХА”
Задачи тренинга:
- Сформировать представление о том, как здоровье человека соотносится с его будущим.
- Помочь участникам осознать и прочувствовать, что будущее во многом зависит от собственных намерений, целей и действий.
- Сформировать навык проектирования собственного будущего.
План занятия | Время | Примечание |
Вводные слова по теме. | 5 мин | |
Блок “Вспомним все” Что было на предыдущем занятии? | 5 мин | |
Разминка Упр. “Здравствуй, сегодня ты. ” | 10 мин | |
Основная часть занятия - Введение в тему. - Дискуссия “Я через 20 лет” | 10 мин 10 мин | |
Перерыв | 10 мин | |
- Упр. “Я хочу и я могу” - упр. “Шаг в будущее” | 10 мин 5 мин | Чистые листы и ручки участникам |
Рефлексия всего занятия Итоговый вывод. Прощание. | 5-10 мин. |
Литература
Комплексная внешкольная программа по формированию навыков здорового образа жизни у подростков “Все, что тебя касается” разработана Российской некоммерческой организацией - Фонд “Здоровье и развитие”, 2012 :
Том I “Навстречу себе”
Том II “Твой выбор”
Том III “Будь собой”
Том IV “Добавь красок”