Шпаргалки для родителей
Предлагаю краткие и чёткие конультации по основным проблемам развития и воспитания детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
детское упрямство и капризность | 13.39 КБ |
шестишаговая модель взаимодействия с ребёнком | 12.29 КБ |
как справится с детской истерикой | 13.18 КБ |
как приучить ребёнка к горшку | 15.48 КБ |
прежде, чем воспитывать | 12.32 КБ |
правила наказания | 12.21 КБ |
простые способы утихомирить разбушевавшегося ребёнка | 12.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности
- период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
- заканчивается примерно к 3,5 – 4 –м годам;
- редкие приступы упрямства в более старшем возрасте вполне нормальны;
- пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года;
- статистически доказано, что мальчики чаще бывают упрямее девочек;
- девочки же чаще капризничают;
- в переломные периоды развития приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых до 20 раз;
- если дети по достижению 4-х лет всё ещё продолжают регулярно упрямиться и капризничать, то есть опасность фиксации упрямства и истеричности, как удобных способах манипулирования своими родителями. Не поддавайтесь нажиму ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ребёнку почувствовать, что вы его понимаете.
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как данность.
- Не пытайтесь во время приступа что-то внушить ребёнку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, а шлепки ещё сильнее будоражат.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять ребёнка за руку и увести.
- Будьте настойчивы в поведении с ребёнком. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка!». Ребёнку только это и нужно.
- Главное, отвлечь (переключить) ребёнка на что-то другое, но не менее интересное и желанное для него.
Удачи! У Вас всё получится!
Предварительный просмотр:
Шестишаговая модель взаимодействия с ребёнком
Если ваш ребёнок не хочет ложиться спать, убирать игрушки, умываться, есть самостоятельно и т.п. Как правильно взаимодействовать с ребёнком в таких случаях?! Как сделать, чтобы ребёнок согласился на выполнение Вашего задания при минимальных или полностью отсутствующих для Вас и него негативных эмоциональных потерях?
Предлагаем Вам попробовать шестишаговую модель взаимодействия с ребёнком. Возможно, вы добьётесь от ребенка необходимых действий уже на втором шаге, а кому-то придётся не раз доходить и до шестого.
ШАГ № 1 Понимание. Всегда начинайте со слов: «Я понимаю, что тебе хочется…».
ШАГ № 2 Отвлечение. «А знаешь…».
ШАГ № 3 Позитивная мотивация. «Если ты сейчас…, то…».
ШАГ № 4 Команда. «Я прошу, чтобы ты сейчас же…»
ШАГ № 5 Тайм-аут. Ребёнка усаживают на стул на столько минут, сколько ему лет.
ШАГ № 6 Возвращение к тому, с чего начали (шаг № 1).
Например: Вы предлагаете ребёнку отправиться спать, на что получаете категоричное «Нет!». Ваши действия:
ШАГ № 1 «Я понимаю, что тебе хочется ещё поиграть, но если ты вовремя не ляжешь спать, то завтра утром тебе тяжело будет встать в детский сад, мы можем опоздать к завтраку, а там, наверняка, дадут что-нибудь вкусненькое».
ШАГ № 2 «А знаешь, в спальне, под твоей подушкой лежит маленькая звёздочка, которая упала с неба. Давай посмотрим! Давай расскажем ей сказку на ночь! Пусть она спит вместе с тобой!» (заранее положите звездочку под подушку).
ШАГ № 3 «Если ты сейчас пойдешь спать, то завтра утром к чаю тебя ждёт твоя любимая конфета».
Удачи! У Вас всё получится!
Предварительный просмотр:
Как справиться с детской истерикой
Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической или физической) она сопровождаются. В такой ситуации, когда на Вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как быть?!
ПОМНИТЕ
- даже самые замечательные родители оказываются в таких ситуациях;
- всё дело здесь в особенностях нервной системы, в темпераменте и характере Вашего ребёнка;
Прежде, чем реагировать, задумайтесь над причиной истерики (вот лишь самые распространённые из них):
- Ребёнку не хватает Вашего внимания, он таким способом стремиться завоевать его.
- Ребёнок манипулирует Вами, он привык таким способом добиваться всего, чего захочет.
- Ребёнок устал, хочет спать или голоден.
ИСКОРЕНИТЕ ПРИЧИНУ И ИСТЕРИКА ПРОЙДЁТ
- если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребёнок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь интересную историю;
- можно попытаться взять ребёнка на руки, прижать к себе и ждать, когда всё закончится, выражая своё сочувствие;
- главное средство от истерики – не впадать в такое же неистовство. Стремить сохранять спокойствие (хотя бывает трудно), выражайте соё сочувствие ребёнку: «Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем сейчас купить …». Ребёнок не услышит это с первого раза, но повторив эту фразу раз 20, вы достучитесь до него.
- с 3-х лет дети вполне способны понять логическое объяснение взрослого.
Удачи! У Вас всё получится!
Предварительный просмотр:
Как приучить ребёнка к горшку
Самая распространенная ошибка родителей - раннее форсирование событий. Лучший совет, какой можно дать - не спешите. Оставьте своих любимых чад в покое, пока они не достигнут полуторагодовалого возраста. Поскольку именно в этот период у большинства малышей наступает так называемая физиологическая и психологическая готовность к освоению горшка.
Самое главное, что должны понять родители: возраст, в котором нужно начинать приучать ребенка к горшку, зависит от его развития. Все определяется созреванием нервной системы. Ведь именно она обеспечивает контроль за физиологическими отправлениями и вообще приобретение всех гигиенических навыков у ребенка.
Выделяют три группы признаков готовности к приучению к горшку: физиологические, поведенческие, и когнитивные.
Физиологические признаки готовности:
- малыш умет ходить и даже бегать;
- когда ребёнок ходит «по-маленькому», он дожжен написать изрядное количество мочи;
- у ребёнка уже сформирован регулярный (относительно предсказуемое время), хорошо выраженный стул;
- «сухой» период у ребёнка может длится уже 3-4 часа, что указывает на способность мышц мочевого пузыря удерживать мочу внутри организма.
Поведенческие признаки готовности:
- ребёнок умеет тихо сидеть в одном положении 2 - 5 минут;
- малышу не нравится ходить в мокрых колготках или грязном подгузнике;
- ребёнок может самостоятельно снимать и надевать штанишки, трусики, колготки;
- интересуется туалетной комнатой и процессами, происходящими там.
Когнитивные признаки:
- ребёнок может выразить вербально или специфическим поведением (бормотание, приседание…) желание сходить в туалет;
- ребёнок пытается гордиться своими достижениями;
- ребёнок демонстрирует желание быть независимым от других членов семьи.
Вашему крохе уже 18 месяцев? Можете смело приступать к овладению новой наукой - пользованием горшком. А наши советы существенно облегчат и обучение ребенка, и вашу жизнь в этот период.
Регулярность. На переходном этапе "высадки" малыша на горшок должны быть регулярными. Для большинства детей подходят короткие интервалы в 1,5 - 2 часа.
Метод пряника. Поскольку наш ученик еще очень мал, для его обучения больше всего подходит "метод пряника". То есть нужно очень-очень хвалить малыша за любое достижение. Небольшие аварии можно не заметить, ведь, используя совет п. №1, вы с крохой непременно добьетесь хороших результатов.
Лучше позже, да лучше. Если процесс высаживания на горшок сопровождается истериками, криками (с обеих сторон) и крокодиловыми слезами - это верный признак того, что все туалетно-горшочные мероприятия следует отложить до лучших времен (минимум на две недели, а лучше - на 1-2 месяца).
Идеальный горшок. Горшок должен быть удобный и... теплый. Холодное посадочное место может надолго испортить отношения с горшком. Сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки (такие горшки называют физиологичными). Интересно, что девочкам покупают традиционно розово-красные экземпляры, а родители мальчиков отдают предпочтение сине-голубым горшкам. Но горшок для мальчиков должен отличаться не только по цвету, но и иметь некоторые другие особенности, например, мальчиковые модели имеют более продолговатую форму и защиту, выступающую вверх.
Сезонная наука. Знакомство с переносным туалетом будет намного приятнее, если оно состоится в летний период. Однако, если осенью-зимой в квартире тепло, можете попытаться начать освоение горшка и в это время года. Минус зимнего обучения заключается в количестве одежек, которые необходимо снять, прежде чем сесть на горшок, а если желание пописать очень сильное, можно не успеть, и тогда не избежать маленькой аварии.
Наказывать? Играть! Нельзя ругать, наказывать, а тем более бить малыша за промахи, которые неизбежны на начальном этапе. Потому что излишняя строгость способна значительно осложнить обучение, а сам горшок будет ассоциироваться у крохи с неприятными переживаниями и эмоциями. Что же делать? Объяснять и играть в ролевых играх сложную для крохи ситуацию, постепенно оттачивая горшечное мастерство.
Здоровье (не начинайте обучение, если ребёнок нездоров: режутся зубки, болит живот…).
Тест "Пора на горшок?"
1. Малыш уже может оставаться сухим около двух часов, а то и больше?
2. Он просыпается сухим после дневного сна?
3. Малыш знаками или словами дает понять, что настало время сходить в туалет?
4. Он ходит в туалет по определенному "графику"?
5. Он не любит оставаться в грязных подгузниках и выражает желание их сменить?
6. Малыш уже научился снимать и надевать штанишки, входить в туалет и выходить из него?
7. Ваш ребенок просит надевать ему "штанишки для взрослых"?
Если вы ответили положительно на 3 и более вопросов, то можно начинать приучать ребенка к горшку.
Удачи! У Вас все получится!
Предварительный просмотр:
Прежде, чем воспитывать ребёнка
Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: «Зачем?»
- какова цель Вашего очередного воздействия: оно как интервенция или же, как освобождение ребёнка?
- Вам хочется ещё раз подчеркнуть зависимость ребёнка или вселить в него уверенность и защищённость?
- Вам хочется устроить малышу очередной военный совет – «убить» веру в себя?
- может быть, Вам хочется вдолбить в него какие-то запреты, которые он будет нарушать, давая Вам повод на него раздражаться?
- может быть, вы хотите сделать ребёнка удобным для себя, «прополоть» черты его характера, вырвать всё неугодное?
- может, Вы почему-то рассержены, злы, у Вас есть сейчас потребность негодовать, критиковать, осуждать?
- может, Вам нужно скрыть самих себя за широмой воспитания?
Предварительный просмотр:
Правила наказания
- при любом наказании ребёнок должен быть уверен, что оно справедливо, что даже будучи наказанным, он не остаётся без родительской любви, его по-прежнему любят;
- ни одно наказание не должно лишать ребёнка возможностей для удовлетворения биологических и физиологических потребностей;
- ребёнок должен быть информирован, за какие проступки последует наказание и в какой форме;
- наказание ребёнка должно носить временный характер. Например: «Ты лишаешься просмотра мультиков на один день».
- при наказании ребёнка избегайте оскорблений и приклеивания к нему ярлыков (растяпа, рёва, лентяй…). Критике и противодействию подвергается только поведение или конкретный поступок ребёнка, а не личность ребёнка.
- применяя наказания, нужно быть последовательным в предъявляемых к ребёнку требованиях. Не следует прибегать к наказаниям от случая к случаю.
Предварительный просмотр:
Простые способы утихомирить разбушевавшегося ребёнка
Если Ваш ребёнок носится без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите, то попробуйте следующее:
- Просите малыша вспомнить, как кричит петух, мычит корова, воет волк... Или попросите показать коленку, плечи, нос…
- Предложите игру «Замри-отомри». Вариаций этой игры множество. Например, по команде «день» ребёнок прыгает, а по команде «Ночь» притворяется спящим.
- Попробуйте упражнение на чередование напряжения и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъёмный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).
- Предложите ребёнку представить себя котом, который ловит мышей. Он должен неподвижно сидеть в засаде (лечь под одеяло, залезть под стол), а потом находит и ловить воображаемых или нарисованных мышей.
- Попросите ребёнка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (прокатить мяч между кеглями) за небольшой приз.
- Предложите такую игру: Вы говорите слово, а ребёнок старается произнести это слово громче или тише.
- Попросите носящегося малыша выполнять Ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно… Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчёт действиям.
- Предложите ребёнку повторять за Вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.
Удачи! У Вас всё получится!