Шпаргалки для родителей

Масленникова Юлия Станиславовна

Предлагаю краткие и чёткие конультации по основным проблемам развития и воспитания детей раннего возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности

  • период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
  • заканчивается примерно к 3,5 – 4 –м годам;
  • редкие приступы упрямства в более старшем возрасте вполне нормальны;
  • пик упрямства приходится на 2,5 – 3 года;
  • статистически доказано, что мальчики чаще бывают упрямее девочек;
  • девочки же чаще капризничают;
  • в переломные периоды развития приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых до 20 раз;
  • если дети по достижению 4-х лет всё ещё продолжают регулярно упрямиться и капризничать, то есть опасность фиксации упрямства и истеричности, как удобных способах манипулирования своими родителями. Не поддавайтесь нажиму ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители

  1. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ребёнку почувствовать, что вы его понимаете.
  2. Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите это как данность.
  3. Не пытайтесь во время приступа что-то внушить ребёнку. Это бесполезно. Ругать не имеет смысла, а шлепки ещё сильнее будоражат.
  4. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять ребёнка за руку и увести.
  5. Будьте настойчивы в поведении с ребёнком. Если вы сказали «Нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  6. Истеричность и капризность требуют зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка!». Ребёнку только это и нужно.
  7. Главное, отвлечь (переключить) ребёнка на что-то другое, но не менее интересное и желанное для него.

Удачи! У Вас всё получится!



Предварительный просмотр:

Шестишаговая модель взаимодействия с ребёнком

Если ваш ребёнок не хочет ложиться спать, убирать игрушки, умываться, есть самостоятельно и т.п. Как правильно взаимодействовать с ребёнком в таких случаях?! Как сделать, чтобы ребёнок согласился на выполнение Вашего задания при минимальных или полностью отсутствующих для Вас и него негативных эмоциональных потерях?

Предлагаем Вам попробовать шестишаговую модель взаимодействия с ребёнком. Возможно, вы добьётесь от ребенка необходимых действий уже на втором шаге, а кому-то придётся не раз доходить и до шестого.

ШАГ № 1 Понимание. Всегда начинайте со слов: «Я понимаю, что тебе хочется…».

ШАГ № 2 Отвлечение. «А знаешь…».

ШАГ № 3 Позитивная мотивация. «Если ты сейчас…, то…».

ШАГ № 4 Команда. «Я прошу, чтобы ты сейчас же…»

ШАГ № 5 Тайм-аут. Ребёнка усаживают на стул на столько минут, сколько ему лет.

ШАГ № 6 Возвращение к тому, с чего начали (шаг № 1).

Например: Вы предлагаете ребёнку отправиться спать, на что получаете категоричное «Нет!». Ваши действия:

ШАГ №  1 «Я понимаю, что тебе хочется ещё поиграть, но если ты вовремя не ляжешь спать, то завтра утром тебе тяжело будет встать в детский сад, мы можем опоздать к завтраку, а там, наверняка, дадут что-нибудь вкусненькое».

ШАГ №  2 «А знаешь, в спальне, под твоей подушкой лежит маленькая звёздочка, которая упала с неба. Давай посмотрим! Давай расскажем ей сказку на ночь! Пусть она спит вместе с тобой!» (заранее положите звездочку под подушку).

ШАГ №  3 «Если ты сейчас пойдешь спать, то завтра утром к чаю тебя ждёт твоя любимая конфета».

Удачи! У Вас всё получится!



Предварительный просмотр:

Как справиться с детской истерикой

Каждый взрослый иногда сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической или физической) она сопровождаются. В такой ситуации, когда на Вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как быть?!

ПОМНИТЕ

- даже самые замечательные родители оказываются в таких ситуациях;

- всё дело здесь в особенностях нервной системы, в темпераменте и характере Вашего ребёнка;

Прежде, чем реагировать, задумайтесь над причиной истерики (вот лишь самые распространённые из них):

  1. Ребёнку не хватает Вашего внимания, он таким способом стремиться завоевать его.
  2. Ребёнок манипулирует Вами, он привык таким способом добиваться всего, чего захочет.
  3. Ребёнок устал, хочет спать или голоден.

ИСКОРЕНИТЕ ПРИЧИНУ И ИСТЕРИКА ПРОЙДЁТ

  • если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребёнок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь интересную историю;
  • можно попытаться взять ребёнка на руки, прижать к себе и ждать, когда всё закончится, выражая своё сочувствие;
  • главное средство от истерики – не впадать в такое же неистовство. Стремить сохранять спокойствие (хотя бывает трудно), выражайте соё сочувствие ребёнку: «Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем сейчас купить …». Ребёнок не услышит это с первого раза, но повторив эту фразу раз 20, вы достучитесь до него.
  • с 3-х лет дети вполне способны понять логическое объяснение взрослого.

Удачи! У Вас всё получится!



Предварительный просмотр:

Как приучить ребёнка  к горшку

Самая распространенная ошибка родителей - раннее форсирование событий. Лучший совет, какой можно дать - не спешите. Оставьте своих любимых чад в покое, пока они не достигнут полуторагодовалого возраста. Поскольку именно в этот период у большинства малышей наступает так называемая физиологическая и психологическая готовность к освоению горшка.

Самое главное, что должны понять родители: возраст, в котором нужно начинать приучать ребенка к горшку, зависит от его развития. Все определяется созреванием нервной системы. Ведь именно она обеспечивает контроль за физиологическими отправлениями и вообще приобретение всех гигиенических навыков у ребенка.

Выделяют три группы признаков готовности к приучению к горшку: физиологические, поведенческие, и когнитивные.

Физиологические признаки готовности:

- малыш умет ходить и даже бегать;

- когда ребёнок ходит «по-маленькому», он дожжен написать изрядное количество мочи;

- у ребёнка уже сформирован регулярный (относительно предсказуемое время), хорошо выраженный стул;

- «сухой» период у ребёнка может длится уже 3-4 часа, что указывает на способность мышц мочевого пузыря удерживать мочу внутри организма.

Поведенческие признаки готовности:

- ребёнок умеет тихо сидеть в одном положении 2 - 5 минут;

- малышу не нравится ходить в мокрых колготках или грязном подгузнике;

- ребёнок может самостоятельно снимать и надевать штанишки, трусики, колготки;

 - интересуется туалетной комнатой и процессами, происходящими там.


Когнитивные признаки:

- ребёнок может выразить вербально или специфическим поведением (бормотание, приседание…) желание сходить в туалет;

- ребёнок пытается гордиться своими достижениями;

 - ребёнок демонстрирует желание быть независимым от других членов семьи.

Вашему крохе уже 18 месяцев? Можете смело приступать к овладению новой наукой - пользованием горшком. А наши советы существенно облегчат и обучение ребенка, и вашу жизнь в этот период.

Регулярность. На переходном этапе "высадки" малыша на горшок должны быть регулярными. Для большинства детей подходят короткие интервалы в 1,5 - 2 часа.

Метод пряника. Поскольку наш ученик еще очень мал, для его обучения больше всего подходит "метод пряника". То есть нужно очень-очень хвалить малыша за любое достижение. Небольшие аварии можно не заметить, ведь, используя совет п. №1, вы с крохой непременно добьетесь хороших результатов.

 Лучше позже, да лучше. Если процесс высаживания на горшок сопровождается истериками, криками (с обеих сторон) и крокодиловыми слезами - это верный признак того, что все туалетно-горшочные мероприятия следует отложить до лучших времен (минимум на две недели, а лучше - на 1-2 месяца).

Идеальный горшок. Горшок должен быть удобный и... теплый. Холодное посадочное место может надолго испортить отношения с горшком. Сидение должно повторять анатомические изгибы, желательно наличие удобной спинки (такие горшки называют физиологичными). Интересно, что девочкам покупают традиционно розово-красные экземпляры, а родители мальчиков отдают предпочтение сине-голубым горшкам. Но горшок для мальчиков должен отличаться не только по цвету, но и иметь некоторые другие особенности, например, мальчиковые модели имеют более продолговатую форму и защиту, выступающую вверх. 

Сезонная наука. Знакомство с переносным туалетом будет намного приятнее, если оно состоится в летний период. Однако, если осенью-зимой в квартире тепло, можете попытаться начать освоение горшка и в это время года. Минус зимнего обучения заключается в количестве одежек, которые необходимо снять, прежде чем сесть на горшок, а если желание пописать очень сильное, можно не успеть, и тогда не избежать маленькой аварии. 

Наказывать? Играть! Нельзя ругать, наказывать, а тем более бить малыша за промахи, которые неизбежны на начальном этапе. Потому что излишняя строгость способна значительно осложнить обучение, а сам горшок будет ассоциироваться у крохи с неприятными переживаниями и эмоциями. Что же делать? Объяснять и играть в ролевых играх сложную для крохи ситуацию, постепенно оттачивая горшечное мастерство. 

Здоровье (не начинайте обучение, если ребёнок нездоров: режутся зубки, болит живот…).

Тест "Пора на горшок?"


1. Малыш уже может оставаться сухим около двух часов, а то и больше?
2. Он просыпается сухим после дневного сна?

3. Малыш знаками или словами дает понять, что настало время сходить в туалет?

4. Он ходит в туалет по определенному "графику"?

5. Он не любит оставаться в грязных подгузниках и выражает желание их сменить?

6. Малыш уже научился снимать и надевать штанишки, входить в туалет и выходить из него?

7. Ваш ребенок просит надевать ему "штанишки для взрослых"?

         Если вы ответили положительно на 3 и более вопросов, то можно начинать приучать ребенка к горшку.

Удачи! У Вас все получится!



Предварительный просмотр:

Прежде, чем воспитывать ребёнка

Возьмите себя в руки и не горячитесь, присядьте там, где Вам удобно, расслабьтесь и задумайтесь: «Зачем?»

  • какова цель Вашего очередного воздействия: оно как интервенция или же, как освобождение ребёнка?
  • Вам хочется ещё раз подчеркнуть зависимость ребёнка или вселить в него уверенность и защищённость?
  • Вам хочется устроить малышу очередной военный совет – «убить» веру в себя?
  • может быть, Вам хочется вдолбить в него какие-то запреты, которые он будет нарушать, давая Вам повод на него раздражаться?
  • может быть, вы хотите сделать ребёнка удобным для себя, «прополоть» черты его характера, вырвать всё неугодное?
  • может, Вы почему-то рассержены, злы, у Вас есть сейчас потребность негодовать, критиковать, осуждать?
  • может, Вам нужно скрыть самих себя за широмой воспитания?



Предварительный просмотр:

Правила наказания

  • при любом наказании ребёнок должен быть уверен, что оно справедливо, что даже будучи наказанным, он не остаётся без родительской любви, его по-прежнему любят;
  • ни одно наказание не должно лишать ребёнка возможностей для удовлетворения биологических и физиологических потребностей;
  • ребёнок должен быть информирован, за какие проступки последует наказание и в какой форме;
  • наказание ребёнка должно носить временный характер. Например: «Ты лишаешься просмотра мультиков на один день».
  • при наказании ребёнка избегайте оскорблений и приклеивания к нему ярлыков (растяпа, рёва, лентяй…). Критике и противодействию подвергается только поведение или конкретный поступок ребёнка, а не личность ребёнка.
  • применяя наказания, нужно быть последовательным в предъявляемых к ребёнку требованиях. Не следует прибегать к наказаниям от случая к случаю.



Предварительный просмотр:

Простые способы утихомирить разбушевавшегося ребёнка

Если Ваш ребёнок носится без остановки, кричит не своим голосом, катается по полу, совершает хаотичные движения руками и ногами и совершенно не слышит, что вы ему говорите, то попробуйте следующее:

  1. Просите малыша вспомнить, как кричит петух, мычит корова, воет волк... Или попросите показать коленку, плечи, нос…
  2. Предложите игру «Замри-отомри». Вариаций этой игры множество. Например, по команде «день» ребёнок прыгает, а по команде «Ночь» притворяется спящим.
  3. Попробуйте упражнение на чередование напряжения и расслабления. Например, можно двигать заведомо неподъёмный диван, а потом падать и отдыхать. Или предложите малышу представить, что его ладошки – это снежинки. Пусть снежинки плавно падают на землю. А потом возьмите воображаемый снег и с силой сжимайте руки в кулаки (лепите снежки).
  4. Предложите ребёнку представить себя котом, который ловит мышей. Он должен неподвижно сидеть в засаде (лечь под одеяло, залезть под стол), а потом находит и ловить воображаемых или нарисованных мышей.
  5. Попросите ребёнка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (прокатить мяч между кеглями) за небольшой приз.
  6. Предложите такую игру: Вы говорите слово, а ребёнок старается произнести это слово громче или  тише.
  7. Попросите носящегося малыша выполнять Ваши задания (три раза подпрыгнуть, два раза сбегать на кухню и обратно… Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчёт действиям.
  8. Предложите ребёнку повторять за Вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения или громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.

Удачи! У Вас всё получится!