Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада

Масленникова Юлия Станиславовна

Прдлагаю Вашему вниманию готовую презентацию  (текст прилагается) для выступления перед родителями детей раннего возраста, начинающих посещать детский сад.

В презентации коротко, но четко раскрыто понятие "адаптация", описаны её уровни,  возможные варианты адаптации, трудности и пути их преодоления. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

http://static.akipress.org/127/.storage/yp/images/dbfabd2d37fd9402e5788c328b4076aa.jpg

Уважаемые родители!

В жизни Вашей семьи произошло важное событие: Ваш малыш идёт в детский сад!

Поздравляем!

Все волнения по поводу выбора детского сада, получения путёвки уже позади. Но встаёт вопрос, как же Ваш такой маленький ребёнок привыкнет к новой для него обстановке? Как облегчить ему это период?

Отрыв от дома, родных, встреча с новыми взрослыми и детьми могут стать серьезным стрессовым фактором. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким.

Продолжительность адаптационного периода индивидуальна.    Привыкание к ДОУ это еще и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.

ВНИМАНИЕ!

Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребёнка на наличие опасных предметов (острые, режущие, стеклянные, мелкие предметы, таблетки, леденцы, жвачку…).

Ребёнок, не посещающий детский сад более пяти дней, должен иметь справку от врача.

К моменту посещения детского сада Ваш ребёнок должен быть отучен от груди, соски, бутылочки и памперса.

Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.

Любая адаптация идет на двух уровнях:

  •  Физическом
  •  Социально-психологическом

На физическом уровне малышу нужно привыкнуть: 

  •  к новому режиму - определенному, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы);
  •  необходимости самоограничений;
  •  невозможности уединения;
  •  новой пище, новым помещениям и т.д.

На социально-психологическом уровне малышу нужно привыкнуть: 

  •  к отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т.д.);
  •  необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;
  •  большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
  •  необходимости отстаивать свое личное пространство.

Возможные сложности

  • Физиологический уровень 

– ребенок начинает часто болеть, плохо есть и спать;

  • Психологический уровень 

– ребенок может капризничать, быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плакать;

  • Социальный уровень 

– ребенок теряется в окружающем мире, забывает то, что умеет (хуже говорит, становится менее самостоятельным).

Варианты адаптации

  • легкая (до 30 дней)

- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);

- нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней);

- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.п.);

- изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней;

- характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;

- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.

Основные симптомы исчезают  в течение месяца (2-3 недели нормативно).

  • средняя (до 60 дней)

Все нарушения выражены более длительно:

  • сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,
  •  ориентировочная деятельность (20 дней),
  • речевая активность (30-40 дней),
  • эмоциональное состояние (30 дней), д
  • двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.

 Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается.

Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания.

  • тяжёлая (до 6 месяцев и более)

Сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.

        Данный тип адаптации характеризуется:

  •  снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении);
  •  резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться;
  •  отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени.

        Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.

            При тяжелой адаптации, как правило, дети болеют в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу.

Для создания комфортных условий пребывания ребёнка в ДОУ необходимо: 

  • не менее трёх комплектов сменного белья (мальчикам – трусики, колготки, шортики; девочкам – трусики, колготки). В тёплое время – носочки или гольфики).
  • достаточное количество носовых платков (носовой платок необходим ребёнку и на прогулке: пожалуйста, положите платок в карман верхней одежды).
  • пакет для использованного белья.
  • всю одежду необходимо промаркировать (написать имя полностью).
  • опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
  • умытое лицо;

чистый нос, руки, подстриженные ногти;

  • подстриженные и тщательно расчесанные волосы (если у девочек длинные волосы, то необходимо собрать их);
  • чистое нижнее белье;
  • одежда должна соответствовать размеру (не слишком велика и тем более маловата);
  • завязки и застёжки на одежде должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог сам себя обслужить;
  • нежелательно ношение комбинезонов (это мешает формированию самостоятельных культурно-гигиенических навыков);
  • обувь должна быть легкой, соответствовать ноге ребёнка, легко сниматься и надеваться, имеет фиксированную пятку, невысокий каблучок, желательно на застёжке.

Чтобы первые недели пребывания в детском саду прошли по возможности без стрессовых ситуаций примите к сведению следующие рекомендации: 

  •  рассказывайте ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети;
  •  постарайтесь наладить правильный распорядок дня (приблизьте его к режиму детского сада).
  •  заранее познакомьтесь с режимом детского сада и максимально приблизьте к нему условия воспитания в семье (более ранний подьем, время дневного сна и приёма пищи…)
  •  заранее прививайте ребёнку необходимые навыки самообслуживания;
  •  заблаговременно сделайте необходимые прививки;
  •  постарайтесь избавить ребёнка от вредных привычек (сосание пальцев и грызение ногтей, приём пищи из бутылочки, постоянное сосание пустышки, сон с обязательным укачиванием);
  •  в первые дни ребёнок остается в детском саду на 1-2 часа, затем его пребывание доводится до полного дня в течение 2-3-х недель;
  •  желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад;
  • если ребёнку и маме очень тяжело расставаться, тогда отводить ребёнка в садик может отец или кто-то еще из близких;
  •  заранее познакомьтесь с воспитателями группы, расскажите об индивидуальных особенностях Вашего ребёнка;
  •  никогда не пугайте ребёнка садиком;
  •  не затягивайте момент расставания с ребёнком в детском саду, но и не уходите тайком (заранее придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания: воздушный поцелуй, поглаживание по спинке…);
  •  поддерживайте дома спокойную обстановку;
  •  не перегружайте ребёнка новой информацией, не посещайте многолюдные места и не принимайте дома шумные компании;
  •   не проявляйте перед ребёнком своего волнения и беспокойства;
  •  будьте терпеливы;
  •  демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.

Скорее всего, если вы постараетесь выполнить все эти условия, то Ваш малыш прекрасно справиться с изменениями в его жизни. Задача родителей в это время быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.

Типичные ошибки родителей

В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.

Обвинение и наказание ребёнка за слёзы.

Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ (помните, что для малыша – это первый социальный опыт, плаксивость, некоторая истеричность в период адаптации к ДОУ нормальна).

Ранний выход на работу (когда Ваша первая рабочая неделя после декрета совпадает с первой неделей пребывания  ребенка в детском саду). Помните и  о возможных частых заболеваниях ребёнка на начальном периоде посещения ДОУ.

Пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности (не думайте об общественном мнении, когда Ваш ребёнок кричит в раздевалке по утрам, чрез это проходят все родители, и это вовсе не значит, что вы недостаточно хороши в роли  «мамы» или «папы»).

Пониженное внимание к ребёнку (довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу). Наоборот, как можно больше времени проводите с ребёнком в период адаптации.

В первый год посещения детского сада мы не рекомендуем записывать ребенка на дополнительные занятия, кружки или секции.

Как бы Вы ни готовили ребенка к ДОУ, он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.

Факторы, от которых зависит течение адаптации:

  • Уровень развития;
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
  • Умение играть;
  • Одинаковый режим в детском саду и дома.

Причины тяжелой адаптации:

  • Различный режим дома и в ДОУ;
  • Наличие вредных привычек;
  • Неумение занять себя играми и игрушками;
  • Неумение себя обслуживать;
  • Отсутствие опыта общения со взрослыми и сверстниками;
  • Слабое здоровье.

Признаки успешной адаптации к детскому саду

  •  Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не просыпается во сне;
  •  Хороший аппетит;
  •  Нормальное поведение. Дома ведет себя как обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает;
  •  Нормальное настроение;
  •  Легко просыпается по утрам;

 Есть желание идти в детский сад.

Признаки дезадаптации к детскому саду: 

  •  Нарушение сна. Плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок;
  •  Нарушение аппетита. Отказывается от еды, есть мало, жалуется на боли в животе;
  •  Появление вялости, капризности;
  •  Появление агрессивности, часто меняется настроение;
  •  Ребенок стал чаще болеть.