Адаптация детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада
Прдлагаю Вашему вниманию готовую презентацию (текст прилагается) для выступления перед родителями детей раннего возраста, начинающих посещать детский сад.
В презентации коротко, но четко раскрыто понятие "адаптация", описаны её уровни, возможные варианты адаптации, трудности и пути их преодоления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pdf | 1.76 МБ |
dokument_microsoft_office_word.docx | 107.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Уважаемые родители!
В жизни Вашей семьи произошло важное событие: Ваш малыш идёт в детский сад!
Поздравляем!
Все волнения по поводу выбора детского сада, получения путёвки уже позади. Но встаёт вопрос, как же Ваш такой маленький ребёнок привыкнет к новой для него обстановке? Как облегчить ему это период?
Отрыв от дома, родных, встреча с новыми взрослыми и детьми могут стать серьезным стрессовым фактором. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким.
Продолжительность адаптационного периода индивидуальна. Привыкание к ДОУ это еще и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.
ВНИМАНИЕ!
Чтобы избежать случаев травматизма, родителям необходимо проверить содержимое карманов в одежде ребёнка на наличие опасных предметов (острые, режущие, стеклянные, мелкие предметы, таблетки, леденцы, жвачку…).
Ребёнок, не посещающий детский сад более пяти дней, должен иметь справку от врача.
К моменту посещения детского сада Ваш ребёнок должен быть отучен от груди, соски, бутылочки и памперса.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия.
Любая адаптация идет на двух уровнях:
- Физическом
- Социально-психологическом
На физическом уровне малышу нужно привыкнуть:
- к новому режиму - определенному, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы);
- необходимости самоограничений;
- невозможности уединения;
- новой пище, новым помещениям и т.д.
На социально-психологическом уровне малышу нужно привыкнуть:
- к отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т.д.);
- необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;
- большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;
- необходимости отстаивать свое личное пространство.
Возможные сложности
- Физиологический уровень
– ребенок начинает часто болеть, плохо есть и спать;
- Психологический уровень
– ребенок может капризничать, быть агрессивным или подавленным, много и безутешно плакать;
- Социальный уровень
– ребенок теряется в окружающем мире, забывает то, что умеет (хуже говорит, становится менее самостоятельным).
Варианты адаптации
- легкая (до 30 дней)
- временное нарушение сна (нормализуется в течение 7-10 дней);
- нарушение аппетита (норма по истечении 10 дней);
- неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние и т.п.);
- изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней;
- характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются;
- функциональные нарушения практически не выражены, нормализуются за 2-4 недели, заболеваний не возникает.
Основные симптомы исчезают в течение месяца (2-3 недели нормативно).
- средняя (до 60 дней)
Все нарушения выражены более длительно:
- сон, аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,
- ориентировочная деятельность (20 дней),
- речевая активность (30-40 дней),
- эмоциональное состояние (30 дней), д
- двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней.
Взаимодействие с взрослыми и сверстниками не нарушается.
Функциональные изменения отчетливо выражены, фиксируются заболевания.
- тяжёлая (до 6 месяцев и более)
Сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка.
Данный тип адаптации характеризуется:
- снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении);
- резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться;
- отмечается проявление агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени.
Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности, возможна временная задержка в психическом развитии.
При тяжелой адаптации, как правило, дети болеют в течение первых 10 дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу.
Для создания комфортных условий пребывания ребёнка в ДОУ необходимо:
- не менее трёх комплектов сменного белья (мальчикам – трусики, колготки, шортики; девочкам – трусики, колготки). В тёплое время – носочки или гольфики).
- достаточное количество носовых платков (носовой платок необходим ребёнку и на прогулке: пожалуйста, положите платок в карман верхней одежды).
- пакет для использованного белья.
- всю одежду необходимо промаркировать (написать имя полностью).
- опрятный вид, застегнутая на все пуговицы одежда и обувь;
- умытое лицо;
чистый нос, руки, подстриженные ногти;
- подстриженные и тщательно расчесанные волосы (если у девочек длинные волосы, то необходимо собрать их);
- чистое нижнее белье;
- одежда должна соответствовать размеру (не слишком велика и тем более маловата);
- завязки и застёжки на одежде должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог сам себя обслужить;
- нежелательно ношение комбинезонов (это мешает формированию самостоятельных культурно-гигиенических навыков);
- обувь должна быть легкой, соответствовать ноге ребёнка, легко сниматься и надеваться, имеет фиксированную пятку, невысокий каблучок, желательно на застёжке.
Чтобы первые недели пребывания в детском саду прошли по возможности без стрессовых ситуаций примите к сведению следующие рекомендации:
- рассказывайте ребёнку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети;
- постарайтесь наладить правильный распорядок дня (приблизьте его к режиму детского сада).
- заранее познакомьтесь с режимом детского сада и максимально приблизьте к нему условия воспитания в семье (более ранний подьем, время дневного сна и приёма пищи…)
- заранее прививайте ребёнку необходимые навыки самообслуживания;
- заблаговременно сделайте необходимые прививки;
- постарайтесь избавить ребёнка от вредных привычек (сосание пальцев и грызение ногтей, приём пищи из бутылочки, постоянное сосание пустышки, сон с обязательным укачиванием);
- в первые дни ребёнок остается в детском саду на 1-2 часа, затем его пребывание доводится до полного дня в течение 2-3-х недель;
- желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад;
- если ребёнку и маме очень тяжело расставаться, тогда отводить ребёнка в садик может отец или кто-то еще из близких;
- заранее познакомьтесь с воспитателями группы, расскажите об индивидуальных особенностях Вашего ребёнка;
- никогда не пугайте ребёнка садиком;
- не затягивайте момент расставания с ребёнком в детском саду, но и не уходите тайком (заранее придумайте и отрепетируйте несколько разных способов прощания: воздушный поцелуй, поглаживание по спинке…);
- поддерживайте дома спокойную обстановку;
- не перегружайте ребёнка новой информацией, не посещайте многолюдные места и не принимайте дома шумные компании;
- не проявляйте перед ребёнком своего волнения и беспокойства;
- будьте терпеливы;
- демонстрируйте ребёнку свою любовь и заботу.
Скорее всего, если вы постараетесь выполнить все эти условия, то Ваш малыш прекрасно справиться с изменениями в его жизни. Задача родителей в это время быть спокойными, терпеливыми, внимательными и заботливыми.
Типичные ошибки родителей
В выходные стоит придерживаться режима дня, принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности, которым малыш уже обучился.
Обвинение и наказание ребёнка за слёзы.
Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на ДОУ (помните, что для малыша – это первый социальный опыт, плаксивость, некоторая истеричность в период адаптации к ДОУ нормальна).
Ранний выход на работу (когда Ваша первая рабочая неделя после декрета совпадает с первой неделей пребывания ребенка в детском саду). Помните и о возможных частых заболеваниях ребёнка на начальном периоде посещения ДОУ.
Пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности (не думайте об общественном мнении, когда Ваш ребёнок кричит в раздевалке по утрам, чрез это проходят все родители, и это вовсе не значит, что вы недостаточно хороши в роли «мамы» или «папы»).
Пониженное внимание к ребёнку (довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже не так много внимания, как раньше, уделяют малышу). Наоборот, как можно больше времени проводите с ребёнком в период адаптации.
В первый год посещения детского сада мы не рекомендуем записывать ребенка на дополнительные занятия, кружки или секции.
Как бы Вы ни готовили ребенка к ДОУ, он, особенно в первые дни, находится в состоянии стресса.
Факторы, от которых зависит течение адаптации:
- Уровень развития;
- Умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- Умение играть;
- Одинаковый режим в детском саду и дома.
Причины тяжелой адаптации:
- Различный режим дома и в ДОУ;
- Наличие вредных привычек;
- Неумение занять себя играми и игрушками;
- Неумение себя обслуживать;
- Отсутствие опыта общения со взрослыми и сверстниками;
- Слабое здоровье.
Признаки успешной адаптации к детскому саду
- Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не просыпается во сне;
- Хороший аппетит;
- Нормальное поведение. Дома ведет себя как обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает;
- Нормальное настроение;
- Легко просыпается по утрам;
Есть желание идти в детский сад.
Признаки дезадаптации к детскому саду:
- Нарушение сна. Плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок;
- Нарушение аппетита. Отказывается от еды, есть мало, жалуется на боли в животе;
- Появление вялости, капризности;
- Появление агрессивности, часто меняется настроение;
- Ребенок стал чаще болеть.