Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями речи в общеобразовательном учреждении

Гребенникова Галина Сергеевна

В статье содержится опыт работы по сопровождению детей с нарушениями речи в общеобразовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._grebennikova_g.s.docx25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Г.С. Гребенникова – педагог-психолог,

МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа»

Октябрьского района Курской области,

магистрантка 1 курса ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет»

Научный руководитель – к.п.н., доцент

 В.М. Ермолова

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся

 с нарушениями речи в общеобразовательном учреждении

В Концепции модернизации российского образования, Образовательной программе школы и ряде других нормативных документов одна из задач начального образования определяется как  подготовка обучающихся с развитыми коммуникативными умениями. От уровня коммуникативной умений личности во многом зависит успешность ее взаимодействия с партнерами по общению и самореализация в современном  обществе.

На основании этого выделяются следующие умения, способствующие формирования коммуникативных умений:

1)      с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями их коммуникации;

2)      владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и систематическими нормами родного языка.

О. А. Александрова считает, что существует ряд причин низкого уровня владения школьниками коммуникативными умениями. Во-первых, работе по формированию коммуникативных умений уделяется недостаточное внимание в начальной школе, в результате не создается база для дальнейшего развития коммуникативных умений учащихся в среднем звене. Во-вторых, в работе по развитию речи не в полной мере учитывается возрастные особенности школьника, который, как правило, мыслит конкретно и не всегда устанавливает внутреннюю взаимосвязь между словом и образом.

Принятая Правительством РФ Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. В общеобразовательном учреждении необходимо создать ряд условий для оказания сопровождения  детей с нарушениями речи.

Для детей с нарушениями речи, обучающихся в Муниципальном казённом общеобразовательном учреждении  «Черницынская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области, разрабатываются индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их психического и соматического здоровья.  Применяются современные образовательные технологии, обеспечивающие гибкость образовательного процесса и успешное освоение детьми образовательных программ.

Содержание психолого-педагогического сопровождения направлено на формирование наиболее благоприятных условий для включения школьников с речевыми нарушениями в среду нормально развивающихся сверстников. Направлено на овладение школьниками компетенциями, обеспечивающими поэтапное формирование совокупности  социальных навыков поведения, продуктивных форм общения со старшими и ровесниками, на основе партнерских отношений.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с нарушением речи является создание психологических условий для нормального развития и успешного обучения ребенка.

Основными направлениями работы педагога-психолога со школьниками с нарушениями речи является диагностическая, коррекционная и развивающая работа. Основные задачи психолого-педагогического сопровождения заключаются в создании благоприятного психологического микроклимата в классе, учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка, оказание всесторонней помощи ученикам, нуждающимся в специальной организации их деятельности.

Для определения образовательных потребностей и возможностей  каждого школьника с особыми образовательными потребностями, необходимо проведение углубленной диагностической  работы. Обучение и воспитание детей с речевыми нарушениями, основанное на результатах углубленного психолого-педагогического обследования, является более эффективным.

В ходе проведения диагностического обследования изучаются познавательная, эмоционально-личностная и  коммуникативная сферы.

После проведения углубленной диагностики составляется индивидуальная карта развития ребёнка, определяются направления коррекционно-развивающей работы.

Можно выделить следующие принципы и правила при осуществлении коррекционной работы с детьми с нарушениями речи:

  1. Проявление педагогического такта. Необходимо каждодневное поощрение за любые, даже незначительные успехи, оказание необходимой помощи каждому ребёнку, развитие уверенности в собственных силах и возможностях.
  2. Использование здоровьесберегающих технологий для предотвращения наступления утомления (соответствие  учебной  и  физической  нагрузки  возрастным возможностям ребенка, рациональная  организация учебного процесса; отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания, необходимый, достаточный  и  рационально  организованный двигательный режим),  использование красочного и интересного дидактического материала и средств наглядности.
  3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку.
  4.  Использование методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учеников.

К ним относятся:

– различные игровые ситуации;

– дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

– игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

– психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы.

Это способствует развитию коммуникативных универсальных учебных действий (планированию  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, разрешению конфликтов, управлению поведением партнёра, формированию навыков постановки вопроса, владению монологической и диалогической формами речи).

Одной из технологий оказания психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями (например, нарушениями речи) является технология сенсорной коррекции, предполагающая организацию занятий в обогащенной среде сенсорной комнаты.

В мае 2012 года в нашей школе была создана сенсорная комната.  Оборудование было доставлено из Москвы. Нашей задачей было организовать пространство таким образом, чтобы оно было разделено на несколько зон. Теперь в ней проводятся  коррекционно-развивающие занятия с детьми с нарушениями речи разных возрастов, как в групповой, так и индивидуальной форме.

Сенсорная комната  – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов. В ней с помощью различного оборудования создаётся ощущение комфорта и безопасности.

Занятия в данной комнате могут быть как основным, так и дополнительным методом коррекционно-развивающей работы.

Одним  из основных преимуществ занятий в мультисенсорной среде является возможность осуществления комплексной работы. В ней можно развить моторику, снизить  эмоциональное напряжение, способствовать формированию навыка саморегуляции, развитию психических процессов.

Разработанная коррекционно-развивающая программа является составной частью оказания помощи детям с нарушениями речи.

Программа имеет коррекционно-развивающий и профилактический характер. Специальное оборудование сенсорной комнаты оказывает положительное действие на эмоциональное состояние детей, стимулируя зрительные, слуховые анализаторы, мелкую моторику, активизирует речевые проявления. Она является развивающим инструментом работы, т.к. интерактивное оборудование возбуждает интерес детей, стимулирует их исследовательские действия, способствует развитию двигательной активности, тактильной чувствительности, мелкой моторики.

Благодаря специальному оборудованию, а именно световому столу с песком, ребёнок получает возможность рассказать о своей работе, совершенствуя коммуникативные навыки в небольшом коллективе. Также применяется сказкотерапия (имеются  пальчиковый кукольный театр, кукольный дом, рыцарский замок).

 При планировании коррекционно-развивающей работы соблюдаем общую для всех занятий структуру, которая состоит из трех частей.

Схема построения коррекционно-развивающего занятия:

  1. Введение.
  2. Основное содержание.
  3. Заключительный этап.

Наш опыт работы показывает, что занятия в сенсорной комнате способствуют развитию коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями.

Библиографический список

  1. Александрова, О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. – М.: Просвещение, 2005. – 26с.
  2. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: Издательство «НЦ ЭНАС», 2003.
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.  296 с.
  4. Сенсорная тропа – тропа здоровья: Пособие для педагогов, психологов и родителей  / Т.А. Алексеева, А.Л. Баева, Л.Б. Баряева и др. – СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена, 2008.
  5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. Режим доступа: http://standart.edu.ru.