статья. Младший школьник - особенности развития
Младший школьный возраст - это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 - 3 (4 ) классах начальной школы. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности младшего школьного возраста.
Начальный период школьной жизни занимает возрастной диапазон от 6-7 до 10-11 лет (1-4 классы). В младшем школьном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование – одна из главных задач возрастной и педагогической психологии. С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его сознательных процессов, приобретение ими качеств, свойственных взрослым людям, поскольку дети включаются в новые для них виды деятельности и систему межличностных отношений. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка становятся их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Согласно Л.С. Выготскому с началом школьного обучения мышление выдвигается в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, происходящие в ходе усвоения научных знаний, перестраивает и все другие познавательные процессы: «память в этом возрасте становиться мыслящей, а восприятие – думающим».
Центральными новообразованиями первоклассника являются:
- качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности:
- рефлексия, анализ, внутренний план действий;
- развитие нового познавательного отношения к действительности;
- ориентация на группу сверстников.
Возраст 6-7 лет является сензитивным для:
- формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.
Таким образом, к концу дошкольного возраста В.А. Аверин выделяет следующие основные психологические приобретения, которые будут обуславливать адаптацию/дезадаптацию к школьному обучению: начало произвольного поведения, за счет: произвольности познавательных процессов и децентрации личности Все это в своей совокупности позволит ему вскоре выполнять новую для себя роль – роль школьника. И именно сформированность и уровень развития указанных психологических новообразований обусловливает уровень готовности ребенка к школе и первые его шаги по адаптации.
Рассмотренные нами психолого-физиологические особенности детей 6-7 летнего возраста позволяют предположить, что сам по себе младший школьный возраст со своими физиологическими изменениями и психическими новообразованиями является позитивным предпосылкой для прохождения успешной адаптации. Конечно, фактом риска является еще не достаточная произвольность психических процессов ребенка, а игра, как ведущая деятельность в дошкольном возрасте еще не перестала быть таковой на данный период. Также, огромное влияние на ребенка оказывает среда (особенно семейная, педагогическая), которая влияет на еще несформировавшуюся личность ребенка. И во многом от отношения родителей, близких, окружающих будет зависеть успешность или неуспешность процесса адаптации.
Список литературы
1. Безруких М.М., Мачинская Р.И., Крупская Е.В. и др. Дети с СДВГ: причины, диагностика, комплексная помощь. М. -Воронеж, 2009. 248 с.
2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Эксмо, 2010. - 576 с.
3 Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева H.J1. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001. - 352 с.
4. Болотовский Г.В., Чутко Л.С. Гиперактивный ребенок: развитие, воспитание, обучение. СПб., 2009. - 192 с.
5.. Виноградова А.Д., Коновалова Н.Л., Михаленкова И.А., Посохова С.Т., Хилько A.A., Шипицина Л.М. Психологическая диагностика отклонения развития детей младшего школьного возраста. СПб.: Речь, 2004. - 48 с.
7. Габдракипова В.И., Эйдемиллер Э.Г. Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностыо (с учетом половых различий). Программа, методические рекомендации. М.: УЦ «Перспектива», 2009. - 44 с.
8. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. 2-е изд. / Пер. с англ. -Издательство «Триада-Х», 2008. - 405 с.
9. Диагностика здоровья. Психологический практикум / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2007. - 950 с.
10. Досани С. 52 способа преодоления дефицита внимания и гиперактивности у детей. М.: Изд-во Центрополиграф, 2010. -221 с.
11. Защиринская О.В. Семья и ребенок с трудностями в обучении. -СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010. -214 с.
12. Лидере А.Г. Психологическое обследование семьи. М.: «Академия», 2007. - 432 с.