Страх - понятие индивидуальное
Статья о трудностях адаптации первокурсников. О студенческих страхах и возможностях работы с ними. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Страх-понятие индивидуальное | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Страх – понятие индивидуальное
Страхи, возникающие у человека на протяжении жизни, давно изучены и описаны. Написано множество научной литературы, где дается определение страха, причины его происхождения, классификация видов и многое другое. Но между понятием Страха и его пониманием, чаще всего пропасть. При этом, чем быстрее идет развитие цивилизации, тем агрессивнее становится информационное поле, влияющее на возникновение страхов, которые человек не может осознать. Например, 25% от опрошенных первокурсников отметили, что их пугает будущее, а 22,5% пугаются неизвестно чего.
В советские времена студенты первого курса, в начале учебного года, выезжали на сельскохозяйственные работы. В это время они знакомились, узнавали друг друга и выстраивали схемы взаимодействия в коллективе. К началу учебных занятий созданный коллектив имел своих лидеров и мог самостоятельно решать любые задачи связанные с учебной деятельностью.
В настоящее время студенты, приступают к занятиям, совершенно не зная своего окружения. Отсюда часто возникают страхи, напряжение, стрессовые ситуации. Вместо того, чтобы внимание было направленно на изучение предоставляемого материала, предметом изучения зачастую становятся окружающие. Насколько успешно сформируется коллектив, и каждый участник определит свое место в жизнедеятельности этого коллектива, зависит дисциплина в группе и успехи студентов в учебе.
Тревожным фактором в работе со студентами является и тот факт, что преподаватели зачастую закрыты для доверительного общения и ставят себя на позицию запугивания предстоящими проблемами, а не объяснением их решения. При этом необходимо отметить, что первокурсники уже находятся в стрессовой ситуации от перемен, происходящих в их жизни и дополнительное запугивание проблемами, которые могут возникнуть во время учебы, может привести к результату, что подросток просто бросит учебу. Пропуски занятий могут быть обусловлены защитной реакцией подростка на возникающий стресс и перегрузки.
Например, в одной из групп, где куратор не нашел времени для проведения тренинга по адаптации, при беседе со студенткой о постоянных пропусках занятий было выявлено, что она очень боится отношения к ней своих однокурсников. При этом результаты биографического опросника показали, что студентка эмоционально уравновешенна и устойчива к психологическим нагрузкам, но социальная активность сильно снижена т.к. имеется проблема установления контактов и раскрытия себя. Для такого подростка очень важна помощь в знакомстве с окружающими для того, чтобы она могла приходить в знакомый коллектив и направлять свое внимание на обучение, а не на оценку враждебности или доброжелательности окружающей среды.
Общение со сверстниками – это специфический вид межличностных отношений. Здесь вырабатываются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, соотносить личные интересы с интересами группы. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.
Подростковый возраст, это период гормональной перестройки организма, которая ведет к изменению работы нервной системы, повышает ее возбудимость и оказывает влияние на общее психологическое состояние подростка. Именно отсюда обидчивость и эмоциональная неуравновешенность. Любое перенапряжение, отрицательные эмоции и переживания могут быть причинами раздражительности, рассеянности, утомляемости, апатии и т.д.
Поэтому утверждения первокурсников, что они часто чувствуют себя нездоровыми (15%) и в конце дня утомленными (42,5%) должны вызывать не смех у преподавателей, а настороженность – соответствует ли организация учебного процесса современной обстановке подготовки специалиста и способности студентом усваивать учебный материал.
Повышению адаптивных свойств и снятие напряженности у студентов первого курса может стать сплочение коллектива однокурсников. Данный фактор часто образуется, когда коллектив принимает участие в различных соревнованиях между группами. Это может быть соревнование по количеству посещаемости занятий, по успеваемости и т.п. Главное - это дух соревнования и поздравления победителей. Мотивационным фактором, может служить какой - либо приз, утвержденный дирекцией.
В связи с тем, что 87,5% первокурсников отметили, что при соревновании их успехи увеличиваются, проведение соревнований становится крайне необходимым в организации учебного процесса.
Снижению тревожности и неопределенных страхов у студентов способствует хорошая работа куратора группы. Именно куратор группы должен объяснить студентам организацию учебного процесса и способствовать сплочению группы. Недоработка куратора ведет к тому, что студенты теряются в потоке новой информации и не знают к кому обратиться по непонятным вопросам. Например, опрос студентов первого курса показал, что через два месяца с начала учебного года 12% не знали, как зовут куратора. А узнать точно – к кому обращаться по непонятным вопросам пожелало 47% первокурсников.
Чем больше в жизни молодого человека непонятного, тем больше страхов. Принесенные из детства, страхи усиливаются и трансформируются, мешая нормальной социализации и развитию личности. Хорошо когда студент понимает необходимость психологической помощи и сам обращается к психологу. Индивидуальные занятия в таких случаях дают хороший результат. Например: студент первого курса обратился с тем, что во время занятий у него появляется тошнота и ему приходится выходить в коридор. После уточняющих вопросов он сказал, что сначала появляется боль в грудной клетке, потом начинает тошнить. Происходит это в основном, когда начинается опрос или подходит преподаватель. Занятия по снятию симптомов страха проводились один раз в неделю. После третьего сеанса симптомы были снижены, и студент мог не покидать аудитории на протяжении всех занятий. Приступы панического страха полностью исчезли после седьмого занятия, и студент продолжает учебу в нормальном режиме.
Задача по снятию симптомов страха была решена успешно. Но это не затронуло причину их возникновения, которая лежит намного глубже и уходит корнями к отношениям в семье. Искать причину страхов и работать с ней это длительный и кропотливый процесс, зависящий от желания самого человека. Студент научился управлять своим страхом и это на данном этапе главное достижение, т.к. преодолено препятствие в учебе и открыт путь для получения профессии.
Самый распространенный страх среди студентов, это страх публичных выступлений. Введение в школах тестирования знаний, и резкое уменьшение ответов у доски, является одним из факторов массового появления данного страха среди студентов. Зачастую именно страх выступления перед публикой очень сильно снижает активность студента в учебном процессе и творческом проявлении в жизни коллектива.
В данном случае очень хорошо помогает упражнение, когда студент представляет себя в образе клоуна на арене большого цирка. Для некоторых студентов достаточно проведения данного упражнения в совокупности с объяснением правильности дыхания в начале выступления, чтобы справиться со своим страхом и благополучно выступить на любом мероприятии.
Для других же необходимо прохождение образов и переживаний в четырех ипостасях шута: Клоун, Плут, Дурак и Шутник. Добавочно, могут подбираться «ключи» и «талисманы» для того, чтобы справится со своими страхами. В любом случае подбор методов и методик проводится индивидуально для каждого студента, т.к. Страх – понятие индивидуальное.