"Особенности подросткового возраста"

В нашей литературе существует мнение, что подростковый возраст начинается с 10-12 и длится до 15 лет, затем настает юношеский возраст и длится до совершеннолетия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении воспитателей

Тема: «Особенности подросткового возраста»

Подготовил

Педагог-психолог

Шпакович М.С.

Москва 2014 год

Зарубежные психологи утверждают, что подростковый возраст длится с 13 лет и продолжается в некоторых случаях до 22-25 лет.

В нашей литературе существует мнение, что подростковый возраст начинается с 10-12 и длится до 15 лет, затем настает юношеский возраст и длится до совершеннолетия.

Подростковый возраст связан с координальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений. Этот возраст характерен бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания. В этот период подростки повышено импульсивны и возбудимы.

Подростковый период – это путь от детства к взрослой жизни. В основе переходного периода лежит перестройка всего организма и в первую очередь – гармональная. Эти процессы носят длительный характер и проходят не легко, что и становится основной причиной подросткового кризиса. Быстрый физический рост, изменение во внешнем облике мальчиков и девочек, вызывает у них особый интерес к самому себе, к другим людям, взрослым и сверстникам, и взаимоотношениям.

По мнению Д.Б. Эльконина в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Для подростка возможно не только быть со сверстниками, а занимать среди них определенное положение. Невозможность добиться желаемого положения часто приводит к внутреличностным переживаниям. У подростка появляется чувство взрослости.

Основной формой защиты являются фантазии. В фантазии подросток отыгрывает агрессию. Механизм защиты: отказ от еды, отказ от различных форм деятельности, дружбы. Подростки могут бездельничать, лежать на диване, бродить из угла в угол или по городу – это является способом переработки тревоги, которая возникает в этом возрасте.

Подросток не хочет принадлежать взрослым, он хочет быть самим собой. В поиске своего «Я» они создают свои группы, свою культуру. Они хотят отличаться от взрослых своими вкусами, манерами, ценностями. Они хотят равных со взрослыми прав и возможностей.

Какими же хотят видеть подростки нас – Взрослых? Они мечтают о таких взрослых, которые:

- Интересуются ими и готовы помочь когда нужно

- Выслушивают их и стараются понять

- Дают почувствовать, что они их любят

- Выказывают свое одобрение

- Принимают их такими, какие они есть – со всеми ошибками и недостатками

- Доверяют им и ждут от них хорошего

- Относятся к ним, как к взрослым.

- Всегда в хорошем настроении и обладают чувством юмора.

Мой период работы в данном учреждении сравнительно небольшой и говорить, что я все вижу и знаю, будет неправильно. Столкнувшись со старшими подростками 13-16 лет, которые являются детьми сиротами, я не сразу смогла понять – как правильно себя вести с ними, что им предложить, чтоб было интересно. Были сомнения, смогу ли я их понять и помочь.

По началу, проведя несколько диагностик, понаблюдав за их поведением, я стала замечать, что у многих из них завышенная самооценка, повышена тревожность, на лицо демонстративность, вербальная агрессия, недостаток общения т.е. определенный набор нарушений развития личности(в прочем, как и у основной массы подростков, у которых имеются психические травмы). По средством диагностики акцентуации характера у большинства детей выявлены те или иные акцентуации, такие как: гипертимность, циклоидность, демонстративность, застревание, возбудимость, тревожность.

В подростковом возрасте личность только формируется, а сами акцентуанты находятся в поле зрения взрослых, педагогов, а тип акцентуации лишь указывает на слабые стороны характера, что позволяет предвидеть факторы ведущие к отклоняющемуся поведению. А предвиденье помогает проводить психологическую коррекцию личностных и других расстройств, ведь у каждого акцентуанта есть как положительные, так и отрицательные черты. По этому при работе с ними надо стараться смягчить отрицательные черты и усилить развитие положительных.

Коррекционная деятельность моя состоит из индивидуальных и групповых занятий. Индивидуальные занятия составляются на развитие интеллекта с элементами личностного развития. Групповая работа строится на развитие коммуникаций, эмоций, самосознания.

Коррекционно-развивающие занятия подтвердили мои опасения, что у основной массы детей интеллектуальный уровень не соответствует норме. Очень многие не понимают различия между городом и страной, не выделяют столицу страны, не могут правильно сформулировать свои мысли, невнимательны при выполнении логических заданий, не могут решить простейшие действия с римскими цифрами, не умеют корректно общаться друг с другом. Все это может привести к трудностям при их жизни в социуме.

Гипертимный тип – Якутова Л., Ерохин Н., Малышев А.

Циклотимный тип – Спиридонов Д., Логвинов А.

Экзальтированный тип -  Кочетов П., Мальцева Н., Дмитрук Е. Абросимов И., Карханин Е., Левушкин А.(Педантичный тип)

Застревающий тип -  Попкова Л.,  Шляхин Е., Евдокимова В.

Дистимный тип -  Царева А., Карханин Е.

Эмотиный тип - Романова К., Попкова Л., Шляхин Е.

Возбудимый тип – Кочетов П., Спиридонов Д., Дмитрук Е., Абросимов И.

Демонстративный тип – Малышев А., Мальцева Н., Абросимов И.

Тревожный тип  Шляхин Е., Ерохин Н., Евдокимова В.

Рекомендации для воспитателей.

Застревание.

1 Установите теплый, эмоциональный  контакт, сочувственное доброжелательное отношение и полное взаимопонимание,

2 Уделяйте особое внимание эмоциональной поддержке.

3 Из подавляющего состояния выводите одобрением, утешением и приятной перспективой.

Возбудимый

1 Не оставлять без постоянного внимания

2 Будьте с ним настойчивы и систематичны

3 В целях воспитания хорошо действует слаженность и постоянство усилий всех лиц, причастных к его воспитанию.

Дистимный

1 При налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости

2 Если акцентуант разговорился, не стоит его останавливать, так будет легче направить разговор в нужное русло

3 Старайтесь включаться в различные коллективные формы деятельности

Гипертимный

1 Избегайте жесткой требовательности и не проявляйте безапелляционной власти

2 Старайтесь вести беседу в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме, передавая инициативу самому воспитаннику

3 Исключите мелочный контроль, но не допускайте безнадзорности.

4 Не поручайте крапотливую, однообразную, требующую усидчивости работу

5 Проявляйте доброжелательность и искренний интерес к его делам, увлечениям и проблемам

Циклоидный

1 Старайтесь при разговоре понять, что он чувствует, как в данный момент относится к себе и окружающим

2 В Фазе подъема поговорите с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше себя контролировать.

3. В фазе спада постарайтесь оказать ему поддержку, не пытайтесь повлиять на него, для поднятия настроения.

Демонстративный

1 Давайте возможность участвовать в социально-полезной деятельности (проведение дискотек, турпоходов)

2 Вырабатывайте представление о демонстративности его поведения и умение распознавать его у других (примеры из жизни, фильмов и т.д.)

3 Помогайте и учите постепенно преодолевать стремление быть в центре внимания, предлагая ему путь (участие в кружке, ансамбле и т.д.)