"Особенности подросткового возраста"
В нашей литературе существует мнение, что подростковый возраст начинается с 10-12 и длится до 15 лет, затем настает юношеский возраст и длится до совершеннолетия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении воспитателей
Тема: «Особенности подросткового возраста»
Подготовил
Педагог-психолог
Шпакович М.С.
Москва 2014 год
Зарубежные психологи утверждают, что подростковый возраст длится с 13 лет и продолжается в некоторых случаях до 22-25 лет.
В нашей литературе существует мнение, что подростковый возраст начинается с 10-12 и длится до 15 лет, затем настает юношеский возраст и длится до совершеннолетия.
Подростковый возраст связан с координальными изменениями в сфере сознания, деятельности и системе взаимоотношений. Этот возраст характерен бурным ростом человека, формированием организма в ходе полового созревания. В этот период подростки повышено импульсивны и возбудимы.
Подростковый период – это путь от детства к взрослой жизни. В основе переходного периода лежит перестройка всего организма и в первую очередь – гармональная. Эти процессы носят длительный характер и проходят не легко, что и становится основной причиной подросткового кризиса. Быстрый физический рост, изменение во внешнем облике мальчиков и девочек, вызывает у них особый интерес к самому себе, к другим людям, взрослым и сверстникам, и взаимоотношениям.
По мнению Д.Б. Эльконина в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Для подростка возможно не только быть со сверстниками, а занимать среди них определенное положение. Невозможность добиться желаемого положения часто приводит к внутреличностным переживаниям. У подростка появляется чувство взрослости.
Основной формой защиты являются фантазии. В фантазии подросток отыгрывает агрессию. Механизм защиты: отказ от еды, отказ от различных форм деятельности, дружбы. Подростки могут бездельничать, лежать на диване, бродить из угла в угол или по городу – это является способом переработки тревоги, которая возникает в этом возрасте.
Подросток не хочет принадлежать взрослым, он хочет быть самим собой. В поиске своего «Я» они создают свои группы, свою культуру. Они хотят отличаться от взрослых своими вкусами, манерами, ценностями. Они хотят равных со взрослыми прав и возможностей.
Какими же хотят видеть подростки нас – Взрослых? Они мечтают о таких взрослых, которые:
- Интересуются ими и готовы помочь когда нужно
- Выслушивают их и стараются понять
- Дают почувствовать, что они их любят
- Выказывают свое одобрение
- Принимают их такими, какие они есть – со всеми ошибками и недостатками
- Доверяют им и ждут от них хорошего
- Относятся к ним, как к взрослым.
- Всегда в хорошем настроении и обладают чувством юмора.
Мой период работы в данном учреждении сравнительно небольшой и говорить, что я все вижу и знаю, будет неправильно. Столкнувшись со старшими подростками 13-16 лет, которые являются детьми сиротами, я не сразу смогла понять – как правильно себя вести с ними, что им предложить, чтоб было интересно. Были сомнения, смогу ли я их понять и помочь.
По началу, проведя несколько диагностик, понаблюдав за их поведением, я стала замечать, что у многих из них завышенная самооценка, повышена тревожность, на лицо демонстративность, вербальная агрессия, недостаток общения т.е. определенный набор нарушений развития личности(в прочем, как и у основной массы подростков, у которых имеются психические травмы). По средством диагностики акцентуации характера у большинства детей выявлены те или иные акцентуации, такие как: гипертимность, циклоидность, демонстративность, застревание, возбудимость, тревожность.
В подростковом возрасте личность только формируется, а сами акцентуанты находятся в поле зрения взрослых, педагогов, а тип акцентуации лишь указывает на слабые стороны характера, что позволяет предвидеть факторы ведущие к отклоняющемуся поведению. А предвиденье помогает проводить психологическую коррекцию личностных и других расстройств, ведь у каждого акцентуанта есть как положительные, так и отрицательные черты. По этому при работе с ними надо стараться смягчить отрицательные черты и усилить развитие положительных.
Коррекционная деятельность моя состоит из индивидуальных и групповых занятий. Индивидуальные занятия составляются на развитие интеллекта с элементами личностного развития. Групповая работа строится на развитие коммуникаций, эмоций, самосознания.
Коррекционно-развивающие занятия подтвердили мои опасения, что у основной массы детей интеллектуальный уровень не соответствует норме. Очень многие не понимают различия между городом и страной, не выделяют столицу страны, не могут правильно сформулировать свои мысли, невнимательны при выполнении логических заданий, не могут решить простейшие действия с римскими цифрами, не умеют корректно общаться друг с другом. Все это может привести к трудностям при их жизни в социуме.
Гипертимный тип – Якутова Л., Ерохин Н., Малышев А.
Циклотимный тип – Спиридонов Д., Логвинов А.
Экзальтированный тип - Кочетов П., Мальцева Н., Дмитрук Е. Абросимов И., Карханин Е., Левушкин А.(Педантичный тип)
Застревающий тип - Попкова Л., Шляхин Е., Евдокимова В.
Дистимный тип - Царева А., Карханин Е.
Эмотиный тип - Романова К., Попкова Л., Шляхин Е.
Возбудимый тип – Кочетов П., Спиридонов Д., Дмитрук Е., Абросимов И.
Демонстративный тип – Малышев А., Мальцева Н., Абросимов И.
Тревожный тип Шляхин Е., Ерохин Н., Евдокимова В.
Рекомендации для воспитателей.
Застревание.
1 Установите теплый, эмоциональный контакт, сочувственное доброжелательное отношение и полное взаимопонимание,
2 Уделяйте особое внимание эмоциональной поддержке.
3 Из подавляющего состояния выводите одобрением, утешением и приятной перспективой.
Возбудимый
1 Не оставлять без постоянного внимания
2 Будьте с ним настойчивы и систематичны
3 В целях воспитания хорошо действует слаженность и постоянство усилий всех лиц, причастных к его воспитанию.
Дистимный
1 При налаживании контакта следует избегать излишней настойчивости, напористости
2 Если акцентуант разговорился, не стоит его останавливать, так будет легче направить разговор в нужное русло
3 Старайтесь включаться в различные коллективные формы деятельности
Гипертимный
1 Избегайте жесткой требовательности и не проявляйте безапелляционной власти
2 Старайтесь вести беседу в живом и быстром темпе, не задерживаясь долго на одной теме, передавая инициативу самому воспитаннику
3 Исключите мелочный контроль, но не допускайте безнадзорности.
4 Не поручайте крапотливую, однообразную, требующую усидчивости работу
5 Проявляйте доброжелательность и искренний интерес к его делам, увлечениям и проблемам
Циклоидный
1 Старайтесь при разговоре понять, что он чувствует, как в данный момент относится к себе и окружающим
2 В Фазе подъема поговорите с ним о том, что ему следует делать, чтобы понимать свои особенности и больше себя контролировать.
3. В фазе спада постарайтесь оказать ему поддержку, не пытайтесь повлиять на него, для поднятия настроения.
Демонстративный
1 Давайте возможность участвовать в социально-полезной деятельности (проведение дискотек, турпоходов)
2 Вырабатывайте представление о демонстративности его поведения и умение распознавать его у других (примеры из жизни, фильмов и т.д.)
3 Помогайте и учите постепенно преодолевать стремление быть в центре внимания, предлагая ему путь (участие в кружке, ансамбле и т.д.)