«Особенности общения с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей».

«Особенности общения с детьми - сиротами  и    детьми, оставшимися без попечения родителей».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_volonter.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности общения с детьми - сиротами  и    детьми, оставшимися без попечения родителей».

Не для кого, не секрет, что дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достаточно сложная и специфическая группа. Практически с младенческого возраста они автоматически попадают в «группу риска».

У ребёнка, воспитывающегося в семье, с раннего детства закладываются фундаментальные качества личности, формируются и психологическая устойчивость, и  основы представлений о нравственных ценностях, жизнеспособность и целеустремлённость. У ребёнка-сироты развитие происходит с задержкой  по всем основным направлениям (сенсорному, речевому, интеллектуальному, познавательному, аффективному и др.). Из-за чего ребёнку сироте труднее налаживать взаимоотношения с окружающим миром, а так как в ходе дальнейшего развития отставание только увеличивается, то впоследствии, у этих детей   возникает « комплекс  сироты» (чего не замечаем у детей,  воспитывающихся в семье).

Воспитанники детских домов в основном относятся к «группе риска», но они отличаются по характеру проблем:

1)дети-сироты, имеющие задержку умственного развития, плохо обучаемые, пассивно-ведомые.

Для них характерны следующие признаки: низкий уровень интеллектуального развития; отсутствие творческого потенциала; низкая обучаемость(так-как не сформированы учебные умения);личностная тревожность (по отношению к себе и  самопринятия ); познавательная не компетентность; эмоциональный дискомфорт; недоверие к людям; асоциальное поведение из-за несформированных  трудовых навыков и неумения преодолевать трудности; не достаточно сформированы нравственные знания, убеждения, поведение; отсутствие знаний о мире профессий, намерений связанных с выбором профессии, негативное отношение к профессиональному выбору, отсутствие профессиональных притязаний, незнание индивидуальных возможностей, отсутствие опыта в профессиональной деятельности; неумение ставить цели, проектировать и моделировать пути их достижения; отсутствие стремления к самореализации.

2) дети-сироты, имеющие нарушения в личностном развитии, суженную временную перспективу будущего (живущие « сегодняшним днём»).

Эта категория детей характеризуется неудовлетворённостью к жизни; высокой личностной тревожностью из-за отсутствия жизненных смыслов; низкой активностью в трудовой и общественно-полезной деятельности; отсутствием профессиональных целей и планов; негативностью к продолжению самообразования; низкой потребностью в профессиональном самоопределении; некомпетентностью в ситуации выбора; неготовностью к взрослению. У них не сформированы умения анализировать, ориентироваться, искать, проектировать.

3)дети-сироты, характеризующиеся низкой социальной мотивацией, преобладанием асоциального или рискованно-защитного поведения.

Для данной категории детей определяющими являются такие характеристики:  личностная тревожность (из-за низкой социальной мотивации); неумение устанавливать межличностные контакты в процессе учебной деятельности из-за чего низкие показатели в учёбе; неумение устанавливать контакты в широкой социальной среде и, как следствие, низкая познавательная компетентность; трудности в социальном взаимодействии (негативное отношение к окружающим людям); отрицательное отношение к профессиональной деятельности; негативность к продолжению образования, завышенный или заниженный уровень профессиональных притязаний; низкий уровень ответственности за своё профессиональное и жизненное самоопределение.

 При взаимодействии с детьми-сиротами стоит учитывать:

-они менее эмоциональны по причине материнской депривации;

- с осторожностью относятся к новым знакомым;

- очень хорошо чувствуют всех людей;

-нуждаются в тактильных контактах, похвале, одобрении (что стимулирует их мотивацию);

-у них слабо выражена познавательная  потребность;

- ближе к выпуску у детей повышается тревожность;

-они ограничены в перемещении и кругу общения (социальная   депривация);

-при выходе из конфликта ищут либо избегания, либо конфронтации;

- им необходим значимый взрослый из- за чего повышается самооценка.

Налаживая взаимоотношения важно выяснить  их интересы, проявлять поддержку, разделять интересы, избегать осуждения…