Портрет будущего первоклассника
Ваш ребёнок – будущий первоклассник. Его успехи в учёбе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую – от Вас и учителя школы. Поэтому зададимся, прежде всего, вопросом: какие умения, навыки, психологические качества пригодятся ребёнку в школе, помогут добиться успехов?
Именно психологическая готовность к обучению в школе станет тем подспорьем, которое ребёнок может использовать в сложной ситуации, при встрече с трудностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
portret_budushchego_pervoklassnika._psiholog.ppt | 855 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическая готовность к школьному обучению Необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Компоненты психологической готовности: мотивы поведения; произвольная регуляция деятельности; игровая деятельность; речевое развитие; интеллектуальное развитие; развитие внимания, памяти, мышления; пространственное восприятие; координация движений; эмоциональная готовность; социальное развитие.
Мотивы поведения Учебная мотивация Интерес к новым видам деятельности. Интерес к новым знаниям. Потребность в интеллектуальной деятельности, любознательность. Социальная мотивация Умение общаться со сверстниками. Способность выполнять требования взрослого. Желание быть школьником и испытывать гордость из-за этого.
Произвольная регуляция деятельности Умение сознательно подчинять свои действия правилу. Способность ориентироваться на систему требований. Умение планировать и контролировать свою деятельность.
Игровая деятельность Освоение настольных игр с правилами. Сюжетно – ролевые игры (принятие разных ролей). Использование в игре предметов – заместителей.
Речевое развитие Правильное произношение звуков. Хороший словарный запас. Правильное построение предложения. Понимание сложных речевых конструкций. Умение ответить на вопрос, задать вопрос. Пересказ знакомой сказки. Умение составить рассказ по картинке.
Интеллектуальное развитие Способность систематизировать, группировать явления, предметы по определённым признакам. Умение находить причинно – следственные связи, анализировать их. Устойчивый интерес к явлениям природы, жизни растений и животных. Наблюдательность, любознательность. Запас знаний об окружающем мире.
Развитие внимания Дети 6-7 лет могут концентрироваться на предмете около 15 мин, затем на 5 мин отдых. Развиваем внимание: Наблюдение. Шифровка. Найди ошибки (нелепицы). Расшифруй слово. Найди сходства и различия. Что изменилось. Игры для развития внимания («да и нет не говорите», «четыре стихии», «внимание»…).
Развитие памяти Умение рассказать наизусть небольшое стихотворение, известную сказку. Умение запомнить 5-7 из 10 чётко названных простых слов. Умение запомнить и назвать не менее 6 картинок из 12, одновременно продемонстрированных в течение 30 сек. Правила развития памяти: Смена деятельности. Информация в виде схем. Интерес к жизни ребёнка (задавать вопросы). Занятия должны быть эмоционально – значимыми.
Развитие мышления Навыки обобщения и сравнения. Установление причинно – следственных связей. Умение проводить классификацию. Понимание зависимостей ( аналогии). Способность рассуждать.
Пространственное восприятие Умение различать расположение предметов в пространстве и на плоскости (справа, слева, внизу, сверху, перед, возле, под, на, за….). Знание и различение простых геометрические фигуры. Умение классифицировать фигуры и предметы по форме, цвету, величине. Различение и выделение буквы и цифры. Умение работать по схеме и образцу.
Координация движений Способен освоить гимнастические упражнения. Хорошо справляется с мелкой мозаикой, нанизыванием бус, завязыванием узлов и бантиков, шнуровкой. Застёгивает пуговицы, может пользоваться ножницами. Мелкая моторика руки: аккуратно раскрашивает, штрихует, может произвольно менять силу нажима на карандаш; может нарисовать геометрические фигуры, продолжить орнамент, нарисовать контур «дорожки».
Эмоциональная готовность Эмоциональная устойчивость. Радостное ожидание начала обучения в школе (не пугать школой). Достаточно развитые высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические. Сформированность эмоциональных свойств личности (умение сочувствовать, сопереживать…).
Социальное развитие Знание общепринятых правил общения со сверстниками и взрослыми. Ориентировка в незнакомой обстановке. Умение подчиняться интересам и обычаям детской группы. Способность управлять своим поведением. Чувствительность к изменению отношения взрослых и их настроения.
Компьютер. Польза или вред? Сколько времени можно проводить за компьютером? 6-7 лет- 3 0 -40 мин., 1 ,5 часа в день. Подбирать игры, которые можно завершить на каком – то этапе. Договариваться о времени заранее. Соответствие возрасту и индивидуальному развитию. Подбирать игры для развития интеллекта, логического мышления, памяти. Не оставлять ребёнка одного за компьютером надолго. За 1 час до сна не смотреть тв и не играть за компьютером. Быть самим примером для ребёнка.
Как научить психологической готовности к школе? Составление рассказа по картинке (последовательность). Графический диктант. Работа по образцу. Пополнение словарного запаса. Наблюдение. Дидактические (обучающие) игры. Сюжетно – ролевые игры. Игры по правилам. Логические игры. Лепка, аппликации, мозаики, пазлы, конструкторы. Совместное чтение книг.
Спасибо за внимание!