Детская тревожность: причины, проявления и профилактика

Терехина Ирина Николаевна

В статье раскрывается понятие тревожности, особенности проявления и причины возникновения детской тревожности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon detskaya_trevozhnost_priyainy_proyavleniya_profilaktika.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детская тревожность: причины, проявления и профилактика.

Одной из проблем современности является проблема детской тревожности. Особое внимание она привлекает потому, что выступает ярким признаком дезадаптации ребенка, отрицательно влияя на все сферы его жизни: на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия.

Разнообразие проявлений детской тревожности (от стремления детей выполнять все требования взрослых до полной их «неуправляемости») обусловлено неоднородностью причин ее возникновения.

Задача, стоящая перед родителями и педагогами – найти такой подход к ребенку, чтобы его реже охватывали состояния тревоги и страхов, чтобы он не замыкался в себе, а напротив научился  взаимодействию в обществе и не боялся раскрыть свою индивидуальность.

Проблему тревожности в обиход психологии вел З.Фрейд.

Тревожность понимается как отрицательное эмоциональное переживание, связанное с предчувствием опасности. Наряду со страхом и надеждой, тревога — особая, предвосхищающая эмоция.

Различают тревожность как эмоциональное состояние (ситуативная тревога) и как устойчивую черту, индивидуальную психологическую особенность, проявляющуюся в склонности к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги.

На психологическом уровне тревожность ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, нервозность. Переживается тревожность в виде чувств неопределенности, беспомощности, бессилия, незащищенности, одиночества, грозящей неудачи, невозможности принять решение.

На физиологическом уровне реакции тревожности проявляются в усилении сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастании общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательную эмоциональную окраску.

Выделяется устойчивая тревожность в какой-либо сфере (тестовая, межличностная) и общая тревожность, свободно меняющая объекты в зависимости от изменения их значимости для человека.

Большое внимание в литературе уделяется также конкретным, частным видам тревожности у детей: школьной тревожности, тревожности ожиданий в социальном общении. В последнее время к этому присоединились исследования так называемой «компьютерной» тревожности.

Важную группу исследований составляет изучение функции тревоги и тревожности. Тревога способствует успешности деятельности в относительно простых для индивида ситуациях и препятствует и даже ведет к полной дезорганизации деятельности — в сложных.

Тревожность как сигнал об опасности привлекает внимание к возможным трудностям, позволяет мобилизовать силы и тем самым достичь наилучшего результата. Поэтому нормальный (оптимальный) уровень тревожности рассматривается как необходимый для эффективного приспособления к действительности (адаптивная тревога). Чрезмерно высокий уровень рассматривается как дезадаптивная реакция, проявляющаяся в общей дезорганизации поведения и деятельности. Полное отсутствие тревоги рассматривается как явление, препятствующее нормальной адаптации, мешающее нормальному развитию и продуктивной деятельности.

При понимании тревожности как свойства темперамента («психодинамическая» тревожность) в качестве основных факторов признаются природные предпосылки: свойства нервной и эндокринной систем, слабость нервных процессов.

Предполагается, что многократное повторение ситуаций, в которых актуализируются факторы, продуцирующие состояние тревоги, ведет к закреплению тревожности как устойчивого образования (тревожности как свойства, черты).

Тревожность часто рассматривается как порождаемая внутренними конфликтами. То есть основой для возникновения тревожности оказываются противоречия между имеющимися у личности возможностями и предъявляемыми к ней требованиями действительности, с которыми человек по разным причинам не может справиться.

Остается открытым вопрос о том, почему тревожность сохраняется, когда неблагоприятные условия, вызвавшие ее, исчезают, или почему люди переживают тревожность вопреки реально благополучным условиям ситуации (неадекватная тревожность).

   Распространено представление о том, что тревожность может быть вызвана, по сути, любым внутренним конфликтом. Определяющим является не содержание конфликта и не степень осознанности или неосознанности его составляющих, а его личностный смысл. Именно значимость определяет силу конфликтующих переживаний, создает эмоциональное напряжение, которое переживается как тревожность. Длительное сохранение внутриличностного конфликта способствует сохранению и усилению тревожности.

Тревожность — это сигнал, предупреждающий о возможных искажениях в личностном развитии. Это касается прежде всего «аффекта неадекватности» — образования, возникающего вследствие конфликта между самооценкой и уровнем притязаний.

Тревожность обнаруживает связь с неблагоприятными типами самооценки, а также с неблагополучными вариантами соотношения самооценки и уровня притязаний (когда уровень самооценки оказывается выше уровня притязаний).

Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу у большинства детей, вне зависимости от реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Эти «возрастные пики тревожности» детерминированы возрастными задачами развития.

Среди наиболее общих причин возникновения тревожности у детей дошкольного и школьного возраста можно перечислить:

1) внутриличностные конфликты, прежде всего, связанные с оценкой собственной успешности в различных сферах деятельности;

2) нарушения внутрисемейного взаимодействия, а также взаимодействия со сверстниками;

3) соматические нарушения.

Чаше всего тревожность развивается тогда, когда ребенок находится в состоянии / ситуации конфликта, вызванного:

- негативными требованиями, которые могут поставить его в униженное или зависимое положение;

- неадекватными, чаще всего завышенными требованиями;

- противоречивыми требованиями, которые предъявляются к ребенку родителями, сверстниками.

Часто тревожность является результатом фрустрации потребности в надежности, защищенности со стороны ближайшего окружения. Таким образом, тревожность представляет собой функцию нарушения отношений с близкими взрослыми (родителями).

Важно, что тревога начинает оказывать мобилизующее влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности. В дошкольном и младшем школьном детстве тревога вызывает только дезорганизующий эффект. Боясь совершить ошибку, ребенок постоянно пытается контролировать себя («тревожный гиперконтроль»), что приводит к нарушению соответствующей деятельности.

Тревожность оказывает существенное влияние и на самооценку ребенка. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это порождает общую установку на неуверенность в себе.

Важное место в современной психологии занимает изучение гендерных аспектов тревожного поведения. Необходимо отметить, что тревожности подвержены как мальчики, так и девочки. Однако замечено, что интенсивность переживания тревоги у мальчиков и девочек различна.  Специалисты считают, что в дошкольном и младшем школьном возрасте более тревожными являются мальчики. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. К 9-11 годам соотношение становится равномерным, а после 12 лет происходит резкое повышение тревожности у девочек. При этом тревога девочек по своему содержанию отличается от тревоги мальчиков. Девочек больше волнуют взаимоотношения с другими людьми: с друзьями, родными, учителями. Они боятся так называемых "опасных людей" - пьяниц, хулиганов. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, наказаний, которые можно ожидать от родителей, учителей, - то есть насилия во всех его аспектах.

В итоге, можно отметить следующее:

  • Детская тревожность на каждом этапе возрастного развития специфична и связана с решением той или иной возрастной задачи развития.
  • Тревожность как устойчивая личностная черта формируется только в подростковом возрасте. До этого она является функцией ситуации.
  • Тревога (тревожность) может выполнять мобилизующую роль, связанную с повышением эффективности деятельности, начиная с подросткового возраста. На деятельность дошкольников и младших школьников она оказывает только дезорганизующее влияние, снижая ее продуктивность.

Детская тревожность — это широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны значимых взрослых, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

Неадекватные ожидания со стороны родителей являются типичной причиной, порождающей у ребенка внутриличностный конфликт, который, в свою очередь, приводит к формированию и закреплению тревожности вообще. Чем более родители ориентированы на достижение ребенком высоких результатов, тем более выражена у ребенка тревожность.

Смена детского коллектива сама по себе является мощным стрессогенным фактором, поскольку предполагает необходимость установления новых взаимосвязей с незнакомыми сверстниками, причем результат субъективных усилий не определен, поскольку в основном зависит от других людей (тех детей, из которых состоит новая группа). Следовательно, переход из группы в группу провоцирует формирование тревожности (прежде всего межличностной).

Школьная тревожность начинает формироваться в дошкольном возрасте. Она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Такое положение дел приводит к тому, что к моменту поступления в школу ребенок уже «подготовлен» к тревожному реагированию на различные аспекты школьной жизни.

Младший школьный возраст традиционно считается «эмоционально насыщенным». Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг потенциально тревожных событий, прежде всего, за счет оценочных ситуаций, усугубленных фактором публичности (ответ у доски, контрольная работа и т. д.).

Учитывая, что этот возраст знаменуется одним из наиболее ярких возрастных кризисов развития («кризис семи лет»), неудивительно, что шести - семилетний ребенок становится особенно эмоционально возбудимым, раздражительным, капризным, что происходит на фоне процесса адаптации к новой роли — школьника. О важности этого процесса говорит хотя бы тот факт, что Всемирной организацией здравоохранения этот период называется периодом «школьного шока».

Поскольку тревога является неотъемлемым элементом адаптационного процесса, больше всего беспокойств по поводу школьной жизни испытывают первоклассники, для которых посещение школы представляет собой принципиально новую форму организации жизни. При этом школьная тревожность первоклассника «персонифицирована» в фигурах родителей: его опасения сконцентрированы вокруг нежелания огорчить близких людей. Как правило, после завершения адаптационного периода (по разным данным, он длится от одного месяца до полугода) уровень тревожности у большинства детей, для которых этот период был успешен, нормализуется.

Среди признаков детской тревожности, являющихся универсальными для любого возраста, прежде всего, отмечается ухудшение соматического здоровья ребенка. Тревожные дети часто болеют, и вынуждены по этой причине оставаться дома. Иногда возникают «беспричинные» головные боли или боли в животе, резко повышается температура.

Следующий «универсальный» поведенческий признак тревожности связан с конфликтностью самооценки — это отказ от выполнения субъективно невыполнимых заданий. Если какое-то задание не получается, ребенок может просто перестать пытаться его выполнить, что обусловлено механизмом «замкнутого психологического круга». Ребенок может импульсивно бросить ручку с соответствующим эмоциональным комментарием.

Раздражительность и агрессивные проявления ребенка во многих случаях также являются симптомом тревожности. Такие поведнческие реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями. Тревожные дети могут «маскировать» эмоциональный дискомфорт тем, что огрызаются в ответ на замечания, проявляют излишнюю обидчивость в отношениях со сверстниками, иногда доводящую до драк.

Рассеянность, или снижение концентрации внимания во время занятий, - также является признаком тревожности. Неумение вычленить главную задачу, сосредоточиться на ней, стремление охватить своим вниманием все элементы деятельности характерны для тревожных людей (вне зависимости от возраста). Частые отвлечения характерны для детей, которые таким образом стараются избежать вызывающих беспокойство фрагментов действительности. В итоге они либо постоянно вытесняют тревожащие элементы из поля сознания, либо пребывают в мире собственных мыслей и идей, которые не вызывают тревоги, благодаря чему это состояние является для них наиболее комфортным.

Особого внимания заслуживает такая форма проявления тревожности, как потеря контроля над физиологическими функциями в стрессогенных ситуациях. В первую очередь, это различные вегетативные реакции в беспокоящих ситуациях. Например, ребенок может краснеть (бледнеть), чувствовать дрожь в коленках, посасывание под ложечкой. В ответственные моменты могут возникать тошнота, легкое головокружение — состояния, знакомые любому человеку, который хоть раз испытывал серьезное беспокойство.

Среди негативных переживаний ребенка тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Ребенок с повышенной тревожностью может столкнуться с различными соматическими заболеваниями.