Возрастные психолого-педагогические особенности учащихся
В помощь педагогам в работе с учащимися пубертатного периода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад психолога | 35.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Возрастные психолого-педагогические особенности учащихся
- Возрастные психолого-педагогические особенности подростков
То, что каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития, общеизвестно и не требует особых доказательств. Возрастные особенности – это наиболее характерные для каждого возрастного периода детей и учащихся особенности их физического, психического и социального развития.
Множественность схем возрастной периодизации отражает объективный факт многомерности и многовариантности человеческого развития, включающего в себя и онтогенез, и социализацию, и творческий жизненный поиск. До некоторой степени их можно как-то усреднить, сказав, что переход от детства к зрелости охватывает в целом возраст от 11-12 до 23-25 лет и делится на три этапа: подростковый возраст (от 11-12 до 14-15 лет), ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) и третий период, от 18 до 23-25 лет, который можно условно назвать поздней юностью или началом взрослости (В. И. Андреев, 1996).
Подростковый, отроческий возраст является переходным прежде всего в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Все подростки этого возраста – школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Подростковое чувство взрослости – главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий положение, которого подросток фактически еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом это период завершения детства и начала "вырастания" из него.
Известно, что в области человеческого развития прослеживаются следующие закономерности:
– отдельные стороны, компоненты психики и даже органы человеческого тела развиваются относительно друг друга неравномерно.
– физически, психически и социально человек также развивается неравномерно: в чем-то быстрее, в чем-то медленнее.
Это побудило психологов и педагогов сформулировать закон неравномерности развития как отдельных сторон и свойств растущего человека, так и темпов его общего развития.
Вместе с тем обнаружено, что темп развития психики детей и школьников в несколько раз превышает темп развития психики взрослого. В связи с этим следует вспомнить известное высказывание Л. Н. Толстого о том, что «от пятилетнего ребенка до меня – только один шаг, от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние, от зародыша до новорожденного – пучина, а от существования до зародыша отделяет уже не пучина, а непостижимость».
Кроме того, в исследованиях С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, В. А. Крутецкого, А. Н. Леонтьева и других установлена другая закономерность, которая в развитии человека выделяет так называемые сензитивные периоды. Сущность этой закономерности заключается в следующем. Для каждого отдельного вида психической деятельности существует оптимальное время наиболее интенсивного развития, которое получило наименование сензитивного периода (В. И. Андреев, 1996).
Так, для интеллектуального развития сензитивным периодом считается возраст до 13 лет. Это не значит, что после 13 лет не происходит развития интеллектуальных способностей. Просто после 13 лет можно считать, что лучшие годы для интенсивного интеллектуального развития в основном прошли. После 13 лет человек овладевает еще очень большим числом интеллектуальных умений, приемов, но пик для сензитивного развития интеллектуальных способностей уже пройден.
Мир подростка – это сложный мир ребенка и взрослого одновременно. Развитие органов идет быстро и крайне неравномерно. Движения подростка плохо скоординированы, порывисты, угловаты. Рост сознания и самосознания порождает повышенное стремление к самостоятельности, независимости, что часто проявляется и в повышенной критичности к другим людям.
Для подросткового возраста характерно стремление самоутвердиться, «что-то значить», проявить себя самым неожиданным образом, обратить на себя внимание любой ценой. Многие психологи и педагоги связывают это с кризисом полового созревания, который часто проходит в душевных переживаниях, в честолюбивых устремлениях, в бурных фантазиях и самоуверенном поведении.
Этот возраст особенно благоприятен для педагогического стимулирования и развития самосознания, самовоспитания.
Подростковый возраст отличается способностью к творческому воображению и фантазии, точностью и глубиной мыслительной деятельности, повышенным интересом к любимым предметам. Наряду с признанием отдельных для него авторитетов, подросток всякий раз стремится высказать свое критическое суждение, проявить свое позитивное или негативное отношение к происходящему.
Постепенно возрастает логичность его суждений, обобщений и выводов, его речь становится более образной, выразительной и доказательной. Понимание материала порой идет не через конкретизацию и иллюстрацию, а через логическое рассуждение, доказательство, умозаключение (В. И. Крутецкий, 1965).
Активно идет процесс социализации подростка. В этот период происходит процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. В процессе социализации человек приобретает убеждения,. общественно одобряемые формы поведения, необходимые ему для нормальной жизни в обществе. Хотя термин "социализация" обозначает процесс, продолжающийся в течение всей жизни (люди постоянно учатся и улучшают свои навыки), он чаще используется применительно к периодам детства и юности (М. Корууэлл,. 1999).
Формируется миропонимание подростка, вырабатываются нравственные ориентиры, принципы поведения, которые еще не всегда устойчивы, но играют решающую роль в его поведении и поступках.
Мир подростка – это мир романтики и жажды приключений. В этом возрасте часто меняются интересы и увлечения. Нередко подростки пытаются заниматься в нескольких кружках сразу. Появляется интерес к приключенческой и детективной литературе. При чтении для подростка главное – не внутренний мир литературного героя, а сам сюжет, само событие.
В подростковый возраст происходит и крушение идеалов, что приводит к замкнутости, отчужденности, резкой смене настроения и вспышкам гнева. Благородные порывы подростков часто остаются непонятыми взрослыми. Более того, лицемерие и явная ложь взрослых не остаются бесследными для неокрепшей, легко ранимой души подростка.
Задача родителей и учителей в этот ответственный период в жизни подростка, используя разнообразные педагогические ситуации, побуждать его правильно, прежде всего с нравственных позиций, принимать решения, систематически корректировать его поведение. Взаимоотношения с подростком должны быть всегда доброжелательно-требовательными. Как подчеркивал А. С. Макаренко, в этот период особенно важно сочетать требовательность с уважением к его личности. Особенно опасно грубое вмешательство взрослых в интимный мир подростка.
Поскольку в подростковом возрасте сила и смелость особенно высоко ценятся, то они тянутся к лидерам, которые обладают этими качествами. Притягательными в этом возрасте могут быть и явные хулиганы, которые «ничего не боятся», которым «все можно». Попадая под их влияние, подростки быстро «осваивают» их приемы жестокости и аморального поведения. Именно в этом возрасте подростки втягиваются в референтные группы и в так называемые группировки, а затем попадают в среду правонарушителей. Девочки в этом возрасте также очень быстро могут попасть под влияние мнимых кумиров и ложных идеалов. Некоторые девочки-подростки не особенно осуждают проституцию и даже гордятся своими знакомствами с более взрослыми ребятами из местных группировок и правонарушителями.
В период подросткового возраста возникает и масса других проблем. Чаще всего они бывают связаны с инфантилизмом, безразличием ко всему тому, что предлагают учителя, родители.
Однако уже к концу подросткового возраста у многих возникает проблема выбора профессии. Большинство подростков решает вопрос, продолжить ли учебу в школе или поступить в профессиональное училище, профильный класс лицея и т.д., делают это глубоко осмысленно, с учетом своих возможностей и способностей.
Психолого-физиологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте Направление подготовки: 44.03.02 -Психолого-педаго
Раздел 1. Возрастные особенности физиологии и анатомии младшего школьника Тема 1. Физическое развитие детей младшего школьного возраста. Влияние наследственности и среды на развитие младшего школьника Роль анатомии, физиологии и гигиены в ряду наук, значение изучения данных. Общие закономерности роста и развития детского организма. Показатели функциональных возможностей организма в младшем школьном возрасте. Наследственные и средовые факторы, их влияние на формирование здоровья. Адаптация к экстремальным условиям. Наследственные заболевания. Диагностика наследственных заболеваний. Состояние окружающей среды, факторы, воздействующие на организм. Понятие о периодах и критических этапах онтогенеза. Акселерация и ретардация. Теории акселерации. Гармоничность развития. Тема 2. Возрастные особенности опорно-двигательного аппарата младшего школьника. Развитие, строение и соединение костей. Работа мышц как активного аппарата движения Общие сведения о развитии скелета детского организма. Особенности строения костей черепа. Скелет туловища. Возрастные изменения строения детского скелета. Строение и функции скелетных мышц. Утомление при различных видах мышечной работы. Выносливость. Осанка. Формирование и нарушение ее в младшем школьном возрасте. Тема 3. Физиология внутренней среды организма детей младшего школьного возраста. Система кровообращения. Возрастные особенности органов дыхания Внутренняя среда организма. Значение и состав крови. Функции крови. Возрастные особенности системы кровообращения младшего школьника. Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы. Особенности органов кровообращения и сердечно- сосудистой системы у детей младшего школьного возраста. Свойства сердечной мышцы. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды. Общая характеристика строения и возрастные особенности органов дыхания. Изменения частоты и глубины дыхательных движений жизненной емкости легких, минутного объема дыхания в младшем школьном возрасте. Возрастные особенности регуляции дыхания. Микроклимат. Тема 4. Особенности пищеварения и питания детей младшего школьного возраста. Особенности органов выделения Общий план строения пищеварительной системы. Возрастные особенности пищеварения и питания младшего школьника. Обмен веществ и энергии – основы процесса жизнедеятельности организма. Возрастная динамика энергетического обмена.5 Строение и функции почек. Система мочевыделения и её возрастные особенности младшего школьника. Психофизиологическая составляющая проявления энуреза в детском возрасте. Возрастные особенности кожи. Строение и функции кожи. Кожа в процессе терморегуляции. Тема 5. Возрастные особенности анатомии и физиологии нервной системы младшего школьника. Высшая нервная деятельность Общий план строения и значение нервной системы. Нейрон – основная структурно- функциональная единица нервной системы. Основные свойства и функции элементов нервной системы. Проведение возбуждения. Строение синапса. Рефлекс как основная форма нервной деятельности. Изменения взаимодействия процессов возбуждения и торможения младших школьников. Взаимдействие нервных процессов. Возрастные особенности координации нервных процессов младших школьников. Высшая нервная деятельность, условно-рефлекторная деятельность, классификация рефлексов. Переход от рефлекторной эмоциональности к интеллектуализации эмоций. Раздел 2. Психическое развитие детей младшего школьного возраста Тема 1. Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания Личность ребенка младшего школьного возраста. Формирование личности младшего школьника. Особенности развития самосознания. Формирование самооценки личности, особенности ее проявления в младшем школьном возрасте. Образ тела и внешность в формировании Я-концепции и самооценки. Половая идентификация. Психологическое время детской личности в младшем школьном возрасте. Социальное пространство в самосознании ребенка младшего школьного возраста. Развитие чувств. Особенности воли. Формирование социальной активности младшего школьника. Значение формирования основ экологического сознания. Психология формирования национального и интернационального самосознания. Индивидуальные различия в младшем школьном возрасте. Тема 2. Интеллектуализация психических процессов в младшем школьном возрасте Особенность развития когнитивной сферы детей младшего школьного возраста. Методы психологической диагностики познавательных процессов. Эмоциональное развитие ребенка в возрасте от 6 до 11 лет. Построение иерархической системы мотивов младшего школьника. Познавательные и социальные мотивы в системе мотивации учебной деятельности младшего школьника. Тема 3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника. Адаптация ребенка к обучению в школе: психолого-педагогический и физиологический аспекты Характеристика учебной деятельности как ведущего вида деятельности, определяющего психическое развитие младших школьников. Готовность к школе. Сущность учебной деятельности. Структура учебной деятельности. Формирование системы отношений к школе, учителю, учебным обязанностям. Усвоение моральных норм и правил поведения. Осознание прав и обязанностей школьника. Изменение отношения к учебе на протяжении младшего школьного возраста. Влияние стиля общения на формирование отношения к школе, сверстникам, учителю. Проблема оценки. Влияние интереса к содержанию учебной деятельности младшего школьника. Понятие и уровни адаптации к школе. Формы адаптации. Этапы адаптации ребенка к обучению в школе. Фазы физиологической адаптации. Причины дезадаптации и школьных трудностей.6 Тема 4. Особенности проявления психического дизонтогенеза у детей младшего школьного возраста Понятие «психический дизонтогенез». Норма, аномалии и патология в физическом и психическом развитии ребёнка. Характеристика основных вариантов психического дизонтогенеза. Комплексный подход к изучению детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии: медицинское обследование, педагогическое изучение, социальное изучение микросоциальных условий, методы психологического изучения. Основные направления психологической помощи и психолого-педагогической коррекции. Возможности организации жизнедеятельности и воспитания ребенка младшего школьного возраста с проблемами в развитии. 5. Образовательные технологии, включая интерактивные формы обучения Организация обучения основана на компетентностном подходе и включает личностно-ориентированные технологии обучения, предусматривающие широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. По основным формам организации образовательного процесса программа включает: чтение лекций; проведение практических занятий (семинаров и практикумов); организация самостоятельной образовательной деятельности; организация и проведение консультаций; проведение зачета (технология организации мониторинга результатов образовательной деятельности). Возможно использование различных технологий изложения лекционного материала: проблемная лекция, лекция вдвоем (бинарная лекция), лекция-пресс-конференция, лекция-беседа, лекция-дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций, лекция с заранее запланированными ошибками, видеолекция. В программе курса могут быть использованы практические занятия в форме семинара-беседы, конференции, дискуссии, проблемных семинаров, семинар- исследование, Кейс-семинары, использование видеокейса. С появлением информационных средств обучения в вузе стремительно развиваются такие организационные формы как дистанционное и открытое обучение, обучение в компьютерных классах и лабораториях и т.п. В качестве источников информации все шире используются электронные средства и глобальные телекоммуникационные сети Интернет, программы интерактивного обучения применяются как практические тренажеры для формирования и закрепления профессиональных умений и навыков. Работа с информационными компьютерными технологиями – современная форма организации самостоятельной работы студентов. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Наряду с традиционной формой контроля – экзаменом вводится рейтинговая система контроля. Тестовый контроль знаний и умений студентов отличается объективностью, экономит время, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем. 6.1. Тесты для оценки текущей успеваемости (освоения теоретического материала по разделам) Тестовые задания для промежуточной аттестации освоения 1-го раздела дисциплины При составлении использованы тесты Беловой О.А. из учебного пособия «Возрастная анатомия и физиология». 1.Расставьте порядковые номера по уровню сложности – от низшего к высшему:7 а) нервная система; б) нейрон; в) нервная ткань. 2. Здоровье – это: а) отсутствие болезней, функциональных отклонений в развитии, гармоничность физического развития, наличие высокого уровня функционирования различных систем организма; б) только отсутствие болезней и гармоничность развития; в) здоровый образ жизни. 3. Соматометрические признаки – это: а) длина тела; б) артериальное давление; в) сила мышц кисти. 3. Соматоскопические признаки – это: а) цвет слизистой оболочки ротовой полости; б) количество зубов; 4. Физиометрические признаки – это: а) рост; б) развитие вторичных половых признаков; в) жизненная емкость легких. 5. Биологический возраст – это: а) период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования; б) совокупность свойств организма, связанных с физическим развитием; в) период от зачатия до момента обследования; г) период внутриутробного развития. 6. Возрастной период – это отрезок времени, в пределах которого: а) процессы роста и развития завершены; б) период роста и развития детского организма с момента рождения; в) период, связанный с возрастной периодизацией. 7. Оценка физического развития младшего школьника нужна: а) для назначения индивидуальных рекомендаций по профилактике и лечению заболеваний; б) оценки состояния здоровья коллектива; в) оценки состояния здоровья индивидуума; г) оценки динамики работоспособности коллектива. 8. Плантография – это определение: а) развития конституции ребенка; б) развития зрения; в) развития биологического возраста; г) отсутствия плоскостопия. 9. Физическое развитие младшего школьника зависит: а) от биологических факторов;8 б) социальных факторов; в) состояния здоровья; г) используемых методов исследования. 10. К закономерностям роста и развития детей младшего школьного возраста можно отнести: а) неравномерность темпов роста и развития; б) увеличение темпов роста и развития; в) акселерацию роста и развития. 11. Акселерация включает: а) увеличение роста и развития; б) увеличение продолжительности жизни; в) увеличение тотальных размеров тела; г) изменение структуры заболеваемости. 12. Биологический возраст можно определить: а) по длине тела и годовым прибавкам; б) массе тела и ее соответствию средним возрастным показателям; в) развитию вторичных половых признаков; г) жизненной емкости легких; д) наличию определенных точек окостенения; е) зубной формуле; ж) появлению мутаций голоса. 13. Наиболее информативны в младшем школьном возрасте следующие показатели: а) длина тела; б) погодовые прибавки; в) число постоянных зубов; г) изменение пропорций телосложения; д) степень развития вторичных половых признаков. 14. Дети, относящиеся к 1 группе здоровья, могут быть: а) частоболеющими; б) частоболеющими и имеющими хронические заболевания; в) не гармонично сложенными. 15. Миопия – это заболевание: а) органов зрения; б) органов слуха; в) вестибулярного аппарата. 16. Основными факторами риска, влияющими на состояние здоровья детей, являются: а) нарушение гигиенических требований к окружающей среде и условиям жизнедеятельности; б) наследственность; в) недостаточная или избыточная двигательная активность; г) нарушение режима дня; д) недостатки в организации качества питания е) отсутствие гигиенических навыков и здорового образа жизни; ж) неблагоприятный психологический климат в семье.9 17. Ребенок с отставанием биологического возраста от паспортного должен быть: а) отнесен к 1 группе здоровья; б) подвергнут углубленному обследованию; в) подвергнут углубленному обследованию и диспансерному наблюдению; г) отнесен к 3 группе здоровья. 18. Школьная зрелость – это: а) готовность опорно-двигательного аппарата к обучению без вреда для здоровья; б) функциональная готовность детского организма к системати-ческому обучению в школе без вреда для здоровья; в) физиологическая готовность кровеносной и дыхательной си-стем к обучению без вреда для здоровья. 19. Типы высшей нервной деятельности (ВНД) были впервые изучены: а) П.К. Анохиным; б) И.П. Павловым; в) Гиппократом. 20. Предболезнь у ребенка младшего школьного возраста можно выявить: а) по количеству молочных зубов; б) снижению физиометрических показателей; в) обострению хронических патологических заболеваний; г) учащению острых заболеваний; д) снижению антропометрических показателей. 21. Биологический возраст младших школьников следует определять: а) по массе тела; б) длине тела; в) количеству прорезавшихся зубов; г) развитию умений и навыков; д) окружности грудной клетки. 22. Физиологической основой режимных моментов для детей младшего школьного возраста являются: а) особенности развития центральной нервной системы; б) особенности моторной активности; в) особенности развития соматометрических признаков; г) специфика обменных процессов; д) биологический возраст. 23. Высказывания верны (да, нет): а) поведение человека во многом определяется особенностями его нервных процессов; б) типы ВНД, выделенные на основе силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов, присущи только человеку; в) темперамент человека можно изменить целенаправленными усилиями; г) человек отличается от животных тем, что способен к выработ-ке условных рефлексов; д) вторая сигнальная система действительности – это система условных рефлексов на словесные раздражители; е) первая сигнальная система действительности для человека полностью утратила свое значение;10 ж) так как возможность развития второй сигнальной системы у человека предопределена генетически, то она формируется у любого че-ловека, независимо от внешних условий; з) вторая сигнальная система действительности является основой абстрактно-логического мышления. Тестовые задания для промежуточной аттестации освоения 2-го раздела дисциплины 1. Для младшего школьника характерно формирование: а) половой идентичности; б) самоуважения; в) эго-идентичности; г) позитивного отношения к миру. 2. Произвольность поведения и психической деятельности является психологическим новообразованием в ... возрасте. а) подростковом; б) дошкольном; в) младшем школьном; г) раннем юношеском. 3. Для изучения умственной работоспособности детей младшего школьного возраста следует использовать: а) корректурную буквенную пробу; б) тест арифметических вычислений; в) эргометрию; г) динамометрию; д) корректурную фигурную пробу; е) тест Векслера. 4. Сформированность познавательных процессов относится к ... компоненту психологической готовности к школе. а) личностному; б) когнитивному; в) эмоционально-волевому; г) коммуникативному. 5. Сформированность адекватной самооценки относится к ... компоненту психологической готовности к школе. а) коммуникативному; б) интеллектуальному; в) личностному; г) эмоционально-волевому. 6. Ведущая деятельность - это: а) деятельность, которой на данной стадии развития ребенок посвящает большую часть своего времени б) деятельность, наиболее интересная для ребенка в) деятельность, в которой возникают другие виды деятельности и формируются основные новообразования возраста г) деятельность, к которой ребенка побуждает взрослый д) деятельность, в которой происходит освоение социального опыта 7. Новообразованием младшего школьного возраста является:11 а) гордость за достижения; б) внутренний план действий; в) чувство взрослости; г) активность. 8. Установите соответствия между компонентами психологической готовности к школе и их характеристикой: 1. Эмоционально-волевой 2. Личностный 3. Коммуникативный 4. Интеллектуальный а) умение общаться б) произвольное запоминание в) дифференцированная самооценка г) настойчивость 9. Ведущим видом деятельности младшего школьника является: а) общение со сверстниками; б) учебно-игровая деятельность; в) учебная деятельность; г) трудовое воспитание. 10. Произвольное внимание у детей младшего школьного возраста может длиться: а) 45 минут; б) 5 минут; в) 10 минут; г) 15 минут. 11. Для социальной ситуации развития детей младшего школьного возраста основная линия: а) ребенок – сверстники; б) ребенок – ближайшее окружение; в) ребенок – родители; г) ребенок – учитель. 12. Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности является новообразованием кризиса: а) 1 года; б) 7 лет; в) 3 лет; г) 11-13 лет. 13. Одним из авторов теории учебной деятельности, разработанной в отечественной психологии является : а) А.Н. Леонтьев; б) Л.И. Божович; в) Л.С. Выготский; г) Д.Б. Эльконин. 14. Признаки кризиса 7 лет: а) потеря непосредственности и манерничание; б) аффективные реакции и проявления самостоятельности; в) негативизм и упрямство; г) обесценивание и строптивость.12 15. Среди учебных мотивов у первоклассников преобладает стремление получать: а) прочные знания; б) высокие оценки; в) одобрение родителей; г) материальное вознаграждение. 16. Произвольность познавательных процессов младших школьников предполагает: а) высокий уровень поведенческой активации; б) способность спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий; в) наличие социального мотива учения Эмоционально положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. 17. Младший школьный возраст сенситивен к развитию: а) предпосылок теоретического мышления; б) навыков общения; в) речи, образных форм отражения действительности; г) мировоззрения. 18. Основным показателем кризиса 7 лет является: а) наглядно-действенное мышление; б) потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности; в) рефлексия; г) критичность. 19. Формирование поведенческой саморегуляции младшего школьника предполагает: а) непроизвольное поведение в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия; б) сдерживание непроизвольных эмоций и желаний; в) использование речи как инструмента мышления; г) высокий уровень учебной активности. 20. К какому виду психического дизонтогенеза по В.В. Лебединскому относится задержка психического развития у младшего школьника: а) общее психическое недоразвитие; б) задержанное психическое развитие; в) поврежденное психическое развитие; г) дефицитарное психическое развитие; д) искаженное психическое развитие; е)·дисгармоничное психическое развитие. 6.2. Форма итогового контроля Итоговая аттестация освоения дисциплины состоит из двух блоков: 1. Ответы студентов по экзаменационным вопросам. 2. Защита выполненных заданий по самостоятельной работе студентов. Вопросы к экзамену 1. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Значение возрастной анатомии и физиологии для психологии и педагогики. 2. Закономерности роста и развития организма.13 3. Физическое развитие – важный показатель здоровья и социального благополучия. Антропометрические исследования для оценки физического развития младшего школьника 4. Характеристика анатомо-физиологических особенностей детей в младшем школьном возрасте. 5. Влияние наследственности и среды на развитие младшего школьника. 6. Биологическая акселерация 7. Скелет – пассивный аппарат движения. Рост, развитие, строение и соединение костей в младшем школьном возрасте. 8. Мышцы – активный аппарат движения. Строение и работа мышц. 9. Внутренняя среда организма. Значение и состав крови. 10. Возрастные особенности системы кровообращения младшего школьника. 11. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у младшего школьника. 12. Факторы, неблагоприятно действующие на сердце и сосуды. 13. Общий план строения и возрастные особенности органов дыхания младшего школьника. 14. Возрастные особенности регуляции дыхания младшего школьника. 15. Общий план строения пищеварительной системы. Возрастная динамика энергетического обмена младшего школьника. 16. Система мочевыделения, и ее возрастные особенности у младшего школьника. 17. Эндокринная система и ее возрастные особенности у младшего школьника. 18. Особенности полового созревания у детей младшего школьного возраста. 19. Роль нервной системы в восприятии, переработке и передаче информации, в организации реакции организма и осуществлении психических функций младшего школьника. 20. Развитие самосознания младшего школьника. 21. Развитие когнитивной сферы детей младшего школьного возраста. 22. Новообразования в младшем школьном возрасте. 23. Методы психологической диагностики познавательных процессов. 24. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника. 25. Адаптация ребенка к обучению в школе. Причины дезадаптации. 26. Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте. 27. Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте. 28. Сознательный контроль и волевая регуляция деятельности младшего школьника. 29. Методы психологической диагностики особенностей личности младшего школьника. 30. Основные категории детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии. 31. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей младшего школьного возраста. 32. Общая характеристика психолого-педагогических рекомендаций по коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста с проблемами в развитии. Форма итогового контроля дисциплины – экзамен (6 часов). Суммарно по дисциплине можно получить 100 баллов, из них текущая работа оценивается в 50 баллов, итоговая форма контроля – в 50 баллов. Минимальное количество для допуска к экзамену – 28 баллов. 86 баллов и более – «отлично» (отл.); 71-85 баллов – «хорошо» (хор.); 55-70 баллов – «удовлетворительно» (удов.); 54 балла и менее – «неудовлетворительно» (неуд.). 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины / модуля 7.1.Основная литература14 1. Белова О.А. Возрастная анатомия и физиология : учебное пособие / О.А. Белова ; Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2011. – 172 с. 2. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы /О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 443 с. 3. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология : детство, отрочество, юность : хрестоматия : учеб. пособие для студентов, обучающихся по пед. спец. / сост. и науч. ред.: В.С. Мухина, А.А. Хвостов .– 5-е изд., испр. – Москва: Академия, 2005 .– 623с. 4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология : учебник для бакалавров : для студентов высших учебных заведений / Л.Ф. Обухова .– Москва: Юрайт, 2013 .– 460 с 5. Сапин М.Р. Анатомия и физиология детей и подростков : учеб. пособие для студ.пед.вузов / М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина .– 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Академия, 2005 .– 432 с. 6. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология с возрастными особенностями детского организма / М.Р. Сапин, В.И. Сивоглазов. – Москва: Academa, 2004. 7. Цукерман Г.А. Развитие учебной самостоятельности. – Москва: ОРИО