Развитие внимания детей младшего школьного возраста.

Леонова Светлана Григорьевна

Курсовая работа по психологии. Работа состоит из введения, двух частей основной части( теоретической и практической),заключения, списка литературы,приложения. Материал работы может помочь в написании реферата, курсовой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_po_vnimaniyu.docx147.2 КБ

Предварительный просмотр:

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ « МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

                 специальность   начальное образование

дисциплина     психология 

           Курсовая работа

              НА ТЕМУ: Развитие внимания детей

                     младшего школьного возраста

                 

         

                                                                              Выполнила  студентка 2 курса, ЗО

                                                                                   Группы   НО-2 Леонова С.Г.

                                                                            Научный руководитель Степанов Ф.Г.

                                                                      Кандидат психологических наук, доцент

                      Принял

                                  Москва 2015

                                                                                       

                                             

                                       

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………3-6

Глава 1. Теоретический анализ особенностей внимания как психического процесса у младших школьников

  1. Понятие внимания, его виды .Исследования внимания зарубежными и отечественными психологами …………………………...7-10

  2.  Свойства внимания………………………………………11-12

1.3 Роль обучения и воспитания в развитии внимания в младшем школьном возрасте………………………………………………………..13-16

Глава 2. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы по развитию внимания у младших школьников

2.1 Методы организации исследования……………………...17-23

2.2 Упражнения, игры и задания, направленные на повышение уровня развития внимания младших школьников…………………..24-26

2.3.Получение конечных результатов и их анализ………….27-28

Заключение…………………………………………………… 29-30

Список  литературы………………………………………….  .31

Приложения……………………………………………………………………..33

Приложение №2………………………………………………..34


ВВЕДЕНИЕ

Обновление  общественной  образовательной  системы,  переход  российских  школ  на  Федеральный  государственный  стандарт  второго  поколения  ставит  перед  современным  учителем  задачу  не  только  реализации  обучения  младших  школьников,  но  и  развития  их  личностных  качеств  и  регуляции  их  психической  активности.  Существенную  роль  в  этих  условиях  приобретает  развитие  внимания  младших  школьников. 

Занимая  особое  место  среди  психических  явлений,  выступая  неотъемлемой  частью  познавательных  процессов,  чувств  и  воли,  но  не  являясь  ни  одной  из  этих  трех  сфер  психического,  внимание  обеспечивает  сосредоточение  и  направленность  сознания  учащегося  на  определенных  предметах  и  явлениях,  событиях  и  образах.  Часто  невозможность  усвоить  учебный  материал,  ошибки  при  выполнении  учебных  заданий,  неумение  самостоятельно  выполнить  порученную  работу  объясняются  не  отсутствием  у  ребенка  учебных  способностей,  не  проблемами  в  развитии  познавательных  процессов,  а  недостаточной  внимательностью.

Для  обеспечения  успешной  учебной  деятельности  необходимым  условием  является  развитие  таких  компонентов  внимания,  как  концентрация,  устойчивость  и  распределение  внимания.  Вместе  с  тем  дети,  начинающие  учиться  в  школе,  чаще  всего  страдают  от  рассеянности  и  недостаточного  развития  произвольного  внимания.  Все  чаще  встречаются  такие  случаи,  когда  у  учащихся  вторых  классов  преобладает  непроизвольное  внимание,  то  есть  дети  способны  длительное  время  заниматься  тем,  что  им  интересно  и  наиболее  привлекательно  для  них. 

От  уровня  развития  произвольного  внимания  зависит  также  развитие  и  формирование  других  когнитивных  процессов:   памяти,  мышления  и  различных  интеллектуальных способностей.  Как  бы  ни  был  хорошо  оснащен  урок  наглядными  пособиями,  как  бы  ни  был  он  прекрасен  по  своему  содержанию,  учитель  не  достигнет  своей  цели  —  усвоения  школьниками  учебного  материала  —  если  он  не  сможет  обеспечить  устойчивого  внимания  учащихся. 

         Развитие личности тесно связано с её мыслительными способностями, в том числе вниманием и определяется единством внешних и внутренних условий и в их взаимодействии. В развитии внимания большую роль играет общение, воспитание, обучение. Возрастные особенности как бы подготавливают и временно сохраняют благоприятные условия для становления внимания. В процессе развития мыслительных процессов происходит качественная перестройка внимания.

С.П.Рубинштейн подчёркивала, что развитие способностей совершается по спирали: реализация возможности, которые представляют способность одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Большую роль в развитии внимания детей младшего школьного возраста играют родители и педагоги. Они должны помочь ребёнку преодолеть трудности в развитии внимания, используя не только традиционные психолого-педагогические методы, но и инновационные, при этом знать и помнить о возрастных особенностях ребёнка, учитывать их возможности.

Развитие и совершенствование внимания - это главное условие осуществления познавательной деятельности. Именно поэтому вопросы развития внимания младших школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.

К сожалению, в настоящее время отсутствуют детально разработанные программы деятельности учителя и школьного психолога в развитии внимания, отсутствует необходимая методическая база.

Преодолению создавшейся ситуации может способствовать наличие специально разработанных программ по развитию внимания.

Вот почему проблема психологических особенностей внимания детей младшего школьного возраста  актуальна и своевременна.

 Актуальность темы позволила поставить основную цель курсовой работы: изучить проблемы развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Объектом исследования является: развитие свойств внимания  детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - влияние специально организованных коррекционно-развивающих занятий, игр на формирование и развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

 Гипотеза : процесс развития внимания младших школьников будет эффективным если: целенаправленные коррекционно-развивающие занятия рассматриваются как неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса и применяются систематически .

Цель и гипотеза определяют задачи исследования:

- изучить психолого-педагогическую литературу по теме развития внимания детей младшего школьного возраста;

-диагностическим путём выявить  уровень развития внимания у детей младшего школьного возраста

- подобрать, изучить,

- апробировать  методики для развития отдельных свойств внимания детей младшего школьного возраста.

-проанализировать полученные результаты

Базой исследования являются 10 детей учащихся 2-го класса лицея№1524 г. Москвы.

В проводимом психолого-педагогическом эксперименте можно выделить следующие этапы:

  1. Аналитический. На данном этапе осуществлялся теоретический анализ литературных источников по проблеме развития внимания у младших школьников, происходило знакомство с имеющимся практическим опытом.
  2. Диагностический. На данном этапе осуществлялся подбор диагностических методик, направленных на определение уровня развития свойств внимания, а также проводилась первичная диагностика ( констатирующий эксперимент)
  3. Подготовка и проведение формирующего эксперимента. На данном этапе осуществлялся подбор, изучение и внедрение в образовательный процесс коррекционных занятий, игр, упражнений.
  4. Анализирующий. На данном этапе осуществлялся качественный и количественный анализ полученных результатов.
  5. Заключительный этап включал в себя оформление результатов проведённого курсового исследования.

.

 

 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ   ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Понятие внимания, его виды. Исследования внимания в трудах зарубежных и отечественных психологов.

Существуют противоречивые точки зрения по поводу проблемы внимания. Одни психологи утверждают, что внимание не является самостоятельным психическим процессом, а выступает как составная часть других, более сложных психических процессов. Другие психологи считали, что внимание – это отдельный психический процесс, т.к. он имеет свои закономерности и свойства.

Первые работы, рассматривающие внимание, – это работы В.Вундта (конец 19 в.): с его точки зрения, внимание – это фиксационная точка сознания или поле ясного видения. Его последователь, Э. Титчинер, считал, что внимание – это свойство ощущения; Д. Милль: внимание – результат эмоций; В. Блок: внимание – уровень бодрствования.

Ф.Н.Гоноблин[7] указывает, что внимание можно образно сравнить с центральным и боковым полями зрения. Если смотреть на точку, обозначающую центр двух концентрических кругов, то меньший круг видим значительно яснее, чем окружающую его часть большого круга. Малый круг наглядно изображает зону внимания.

Современные психологи трактуют внимание, как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от других объектов.

Н.Ф.Добрынин так определяет внимание: «Сущность внимания состоит в избирательном характере психической деятельности. Мы никогда не воспринимаем всего, что на нас воздействует, а только что-то, никогда не думаем обо всем сразу, а только о чем-то. Причины внимания и невнимания лежат в жизни личности. Психическая деятельность личности направляется на то, что имеет для нее в данный момент наибольшую значимость. Внимание и представляет собой направленность и сосредоточенность психической деятельности». [12]

Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, памяти, мышления, воображения. Более того, сами эти психические процессы «включаются» только тогда, когда возникло внимание.

Итак, внимание не имеет собственного содержания, а является обязательной частью других познавательных процессов. Вот почему невозможно в чистом виде развивать этот процесс. Получается, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, запоминать, мыслить.

Таким образом, внимание – избирательная направленность сознания человека на определенный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от др.

Человек может сосредотачиваться не только на внешних предметах, но и на внутренних состояниях и переживаниях.

Существуют различные классификации видов внимания.[11]

1) в зависимости от объекта сосредоточения (то есть того, что находится в поле внимания) выделяют сенсорное (перцептивное), интеллектуальное и моторное (двигательное) внимание.

2) по характеру происхождения и по способам осуществления выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели. Круг объектов произвольного внимания потенциально безграничен, так как он не определяется особенностями стимуляции или интересами личности.

Произвольное внимание свойственно лишь человеку и может быть определено как сознательно регулируемое сосредоточение на объекте.

Этот вид внимания требует определённого опыта, умения организовать свою деятельность, поэтому у детей раньше возникает непроизвольное внимание, и лишь позднее, в ходе их развития, формируется произвольное, преднамеренное.

Произвольное внимание тесно связано с волей, а условием его формирования является постановка цели деятельности. Есть ряд  внутренних и внешних условий, помогающих, либо мешающих сохранять  и удерживать внимание на каком-либо объекте. К  внешним условиям относятся : интерес к объекту, личная его значимость, состояние здоровья, душевное равновесие, хорошие индивидуальные показатели свойств внимания, включение в умственную деятельность практического действия и др. К внешним условиям сохранения внимания можно отнести: отсутствие посторонних раздражителей, разнообразие в объекте, присутствие новой информации и др.

Непроизвольное внимание- человек внимателен независимо от ближних и отдаленных сознательных целей и даже вопреки им. Оно направляет психическую активность на те объекты, которые либо обладают собственными особенными характеристиками (новизна, сила раздражителей и т.д.), либо отвечают внутренним детерминантам человеческого поведения и деятельности (эмоциям, мотивам, целям) и т.д.

Феномены непроизвольного внимания обусловлены ненаправленной поисковой активностью человека. Н.Ф.Добрынин выделяет три группы причин, способствующих непроизвольному вниманию и описывает соответственно три вида непроизвольного внимания.[11]Вынужденное внимание, причиной которого является характер раздражителя с точки зрения силы, экстенсивности, длительности, прерывистости и т.д. «Эмоциональное» внимание обусловлено соответствием или противоречием раздражителя внутренним условиям или внутреннему состоянию личности. В отличие от вынужденного, эмоциональное внимание   зависит не только от особенностей раздражителя, но и от особенностей личности. Раздражитель должен быть значим для человека. «Привычное» внимание обусловлено прошлым опытом человека и связано в большой мере с его привычками. Воспринимая раздражители, не отличающиеся контрастностью, мы непроизвольно обращаем внимание на то, что нам уже известно. В толпе незнакомых людей мы легко замечаем знакомое лицо.

Непроизвольное внимание к конкретному раздражителю или объекту непродолжительно. Оно либо исчезает вместе с исчезновением интереса к раздражителю, либо переходит в произвольное, если объект оказывается значимым или интересным для человека.

Послепроизвольное внимание- вид внимания был предложен отечественным психологом Н.Ф. Добрыниным.[9] Если в целенаправленной деятельности для личности интересными и значимыми становятся содержание и сам процесс деятельности, а не только ее результат есть основание говорить о послепроизвольном внимании. Деятельность так захватывает субъекта, что ему не требуется заметных волевых усилий для поддержания своего внимания.

Послепроизвольное внимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности (иногда даже с помощью немалых волевых усилий), а затем этот процесс вызывает нарастающий интерес и внимание продолжает удерживаться уже без всякого волевого усилия. С непроизвольным его роднит отсутствие усилия, сильная эмоциональная вовлеченность.

1.2Свойства внимания

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями или свойствами. Основными из них являются устойчивость, переключение, концентрация, распределение, объем.[5]

Объём вниманияэто количество объектов, которые одновременно могут находиться в зоне внимания человека, в единицу времени.

У младших школьников объём внимания не превышает 3-4 объектов, а у некоторых детей и того меньше. Маленький объём внимания не даёт ребёнку возможности концентрироваться на нескольких предметах, удерживать их в уме. Основные условием расширения объема внимания является систематизация, группировка материала в более крупные единицы.

Устойчивость внимания- это способность сохранять концентрацию сознания на определённом объекте. Наиболее существенным условием устойчивости внимания является возможность в том предмете, на котором оно сосредоточено, раскрывать новые свойства и связи.

С устойчивостью внимания мы имеем дело тогда, когда человек погружен и какую-то деятельность или сосредоточен на предмете в максимальной степени и не реагирует на посторонние раздражители. Устойчивость внимания характеризуется как длительностью его протекания, так и степенью его концентрации во все время его сохранения. Устойчивость внимания зависит от особенностей объектов сосредоточения и активности человека при направленном сосредоточении. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 мин. Часто при объяснении учебного материала мы видим, что ребёнок вроде бы слушает нас, не отвлекается, не разговаривает, но по взгляду видно, что концентрация ослабла. Психологи советуют на несколько секунд прервать объяснение и попросить ребят, чтобы каждый задал себе вопрос «Что я сейчас делаю?», после этого устойчивость возвращается.

Одной из динамических особенностей внимания являются его колебания. Под колебаниями внимания понимается периодические кратковременные непроизвольные изменения интенсивности внимания. Например, временами мы слышим тиканье часов в комнате, а порой перестаем, затем тиканье вновь появляется в поле нашего сознания.

Распределяемость внимания– это концентрация сознания на двух разных объектах в одно и то же время. Высокий уровень распределения внимания является одним из обязательных условий успешности многих современных видов труда.

Концентрация внимания– сосредоточенность на объекте внимания, процесс погружения. Иногда человек настолько углубляется в выполнении того или иного дела, увлечён чтением книги, просмотром фильма, что ничего не видит и не слышит вокруг. Если же ученик не умеет сосредотачивать своё внимание, то его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатление от предмета остаётся расплывчатым, нечётким. Причин, снижающих концентрацию внимания несколько. Самой большой проблемой современных детей является просмотр телевизора, а теперь добавился ещё и компьютер .  Если дети много смотрят телевизор, играют в компьютерные игры, они легко вырабатывают поверхностный взгляд и переносят его на другие виды деятельности.

Переключение внимания– это преднамеренный переход с одного объекта на другой, от одной деятельности к другой, от одного действия к другому. Разница между отвлечением и переключением в осознанности последнего. Переключение зависит от характера деятельности, привычки переключаться с одного на другое, легче переключаться со слабого раздражителя на сильный. Наоборот, труднее с сильного на слабый. Школьники писали контрольную работу по математике. В начале следующего урока им трудно переключиться на другой вид работы.

1.3 Роль обучения и воспитания в развитии внимания в младшем школьном возрасте

 

Младший школьный возраст определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка – его поступлением в школу. Это период интенсивного развития и преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.

Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им вначале младшего школьного возраста весьма ограниченные.

Внимание первоклассников еще слабо организовано, имеет небольшой объем. Они не могут одновременно рассматривать картину и слушать рассказ учителя о жизни и деятельности ее автора.

 Младшие школьники еще не умеют направить свое внимание на то, что является главным, существенным в рассказе, картине или предложении. Внимание к частностям рассказа (события) есть результат характерной для маленьких детей слитности и ситуативности восприятия сложных для них явлений, неумения анализировать, вычленять главное и видеть существенные связи в воспринимаемом целом. Повышенная эмоциональная возбудимость, еще сохраняющаяся у детей младших классов, также мешает им разобраться в выполняемой ими работе или в рассказе учителя. Чрезмерно акцентированными компонентами целого, привлекающими их внимание, становятся иногда отдельные персонажи, не играющие основной роли в рассказе или картине, отдельные действия персонажей. По той же причине дети чаще и лучше запоминают пример, который приводила учительница на уроке, чем правило, для закрепления которого она этот пример использовала.

Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Дети могут упустить важные существенные моменты в учебном материале и обратить внимание на несущественные только потому, что они привлекают их своими интересными деталями. Поэтому важнейшим условием организации внимания является наглядность обучения, широкое применение разнообразных наглядных пособий.

Возрастной особенностью внимания является и его небольшая устойчивость, вследствие возрастной слабости тормозного процесса. Первоклассники, а иногда и второклассники не умеют длительно сосредоточиваться на работе, их внимание легко отвлекаются.

Хотя у младшего школьника наиболее развито непроизвольное внимание, но  первые годы обучения - главный период формирования произвольного волевого внимания.

Произвольное внимание, указывает Ф.Н. Гоноблин « имеет большое значение в учебной работе младшего школьника, хотя управлять сосредоточенностью своего сознания у ребёнка этого возраста ещё недостаточно развито» [7] Но наличие ученических обязанностей, вся обстановка школьной жизни, позволяют развивать этот вид внимания.

Необходимо отметить также и особенности произвольного внимания младшего школьников с точки зрения той задачи, которой оно подчинено. Ребёнок может упорно и глубоко сосредоточиваться на трудной и неинтересной работе ради получения хорошей отметки или удовлетворения требований учителя. На уроке он внимателен потому, что на него влияет учитель, который стимулирует его работу, побуждает его сосредоточиться, а не вследствие своих усилий.

Концентрированность или  сосредоточенность на каком-либо особенно интересном предмете или занятии у младшего школьника может быть достаточно большой. Слушая живой, яркий рассказ учителя, дети могут не обратить внимания на звонок, возвещающий об окончании урока. Продолжительность такого состояния  у младших школьников невелика, поэтому учителю легче привлечь внимание детей, чем удержать его длительное время.

Внимание детей ещё неустойчиво, часто переключается с одного объекта на другой, поэтому из поля внимания школьников надо удалять всё, что не имеет отношения к работе на уроке.

Рассеянность младших школьников часто возникает, если учебный материал кажется им неинтересным, скучным, не возбуждает у них эмоций, потому так важна правильно организованная учебная работа.

На протяжении обучения ребёнка в начальном звене в развитии процесса внимания происходят существенные изменения, идёт интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2 раза) увеличивается объём внимания, к 9-10 годам дети способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Поэтому развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием. Внимание развивается постепенно и на определенный момент становится свойством личности, ее постоянной особенностью, которая называется внимательностью.

Таким образом, повышение внимательности младшего школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от педагогов достаточного времени и немалых усилий.

Развитие внимания ребенка, его способности к целенаправленной, организованной деятельности – процесс достаточно длительный, но необходимый для полноценного психического развития. В этом помогут специальные упражнения, игры и задания, направленные на тренировку различных свойств внимания.

.

ГЛАВА2. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1 Методы организации исследования

Нам уже известно, что в младшем школьном возрасте  центром психологического развития ребёнка становится формирование произвольности; развиваются произвольная память, внимание, мышление. На протяжении всего младшего школьного возраста ребёнок учится управлять своим поведением, в том числе и вниманием. Происходит это медленно и постепенно.

Зачастую произвольность внимания развивается стихийно, причём ребёнок  нередко приспосабливается к условиям учёбы.  Выбор метода обследования уровня развития внимания - один из наиболее сложных этапов диагностико- коррекционной работы.

Для научно-практической психодиагностики важным является быстрота и акцент обследования на конкретной проблеме.

В психологии существуют два основных подхода к диагностике индивидуальных особенностей: количественный, основанный на идее повторяемости, возможности измерения, выявления статических закономерностей, и качественный, ориентирующийся на индивида, основанный на предпосылке и множественной детерминации психологических явлений и многозначности каждого получаемого психологического факта.

Очень важно сочетание этих подходов, но главным является качественная характеристика полученных данных.

Тестовые методики [24] обладают целым рядом достоинств: хороший тест аккумулирует в себе богатый клинический опыт, накопленный в психологии и смежных дисциплинах.

Однако принципиально недопустимо использовать тесты для жёсткого отбора, селекции учащихся. Эти методы помогают выявить психологические особенности, причины отдельных нарушений или недостатков с целью их коррекции и содействия развитию учащихся. Опыт работы школьных психологов показывает, что психолог должен владеть самыми разнообразными методами - как высоко формализованными (техниками типа теста Векслера, опросника Кэттлера, теста Алетхадора), так и низко формализованными (наблюдение, беседа, проективные методы). Лишь разнообразие методов может дать новое знание.

Очень эффективен метод так называемого «интенсивного наблюдения» [24]. Он даёт тонкое психологическое значение ребёнка.

Применяя различные методические средства, психолог и педагог получают всё более точную картину индивидуальных особенностей ребёнка, в той мере, в какой это необходимо для выявления и психологической оценки решающего фактора развития.

В целом ряде случаев психолог и педагог должны получить быструю и оперативную информацию о ребёнке. Отсюда острая потребность в методиках, не связанных с громоздкой процедурой обработки и позволяющих осуществить экспресс-диагностику.

Экспресс - методики большей частью основаны на качественном анализе высказываний, продуктов деятельности, способов выполнения заданий. В качестве таких психодиагностических средств могут быть использованы так называемые функциональные пробы.

Роль функциональной пробы могут играть экспериментальные задания, способные актуализировать умственные операции, которыми пользуется ребёнок в своей жизнедеятельности.

Центральный момент диагностико-коррекционной работы -психологический диагноз.

Формулировка диагноза обязательно должна содержать и прогноз -предсказание на основе проделанных этапов исследования. Прогноз фиксируется в двух направлениях: при условии, если с ребёнком будет своевременно проведена необходимая работа, и при условии, если такой работы с ним своевременно проведено не будет.

Работа психолога и педагога обязательно должна приводить к выработке конкретных рекомендаций.

Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую части.

Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом.

Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем и выполняется педагогом с помощью и под постоянным наблюдением психолога.

Содержание и адресат рекомендации зависят от сложности вопроса и области его разрешения. Психолог несёт полную ответственность за реализацию рекомендаций и конечный результат.

Далее ставится психологический диагноз и составляются соответствующие рекомендации.

Психологический диагноз - центральный момент диагностико-коррекционной работы. Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

В ходе работы для определения уровня развития внимания младших школьников (учащиеся 2 класса) можно использовать конкретные экспресс-методики «Найди и вычеркни», «Проставь значки», «Запомни и расставь точки» «Домик», «Да и нет», «Определение продуктивности и устойчивости внимания», «Оценка распределения внимания», «Оценка переключения внимания», «Определение объема внимания» [20].

Для определения уровня внимания исследуемой группы детей на констатирующем и  формирующем этапе эксперимента мы использовали методику «Корректурная проба» (буквенный вариант) [25].

Методика «Корректурная проба» (см. Приложение №1) была предназначена для исследования свойств внимания на констатирующем этапе эксперимента « Развитие свойств внимания младших школьников»

 Задачи: выявить особенности внимания младших школьников и предложить набор специальных заданий, упражнений и игр для развития основных свойств внимания: объема, концентрации, устойчивости, продуктивности переключения, распределения.

В эксперименте участвовало 10 детей учащихся второго класса лицея №1524 г.Москвы ( 6 девочек и 4 мальчика). Эксперимент проходил в классе со всей группой одновременно.

Ход выполнения задания:

Учитель даёт детям бланк корректурной пробы, состоящий из 1480 букв, расположенных по 40 знаков в ряду и сообщает инструкцию: « На бланке строчками напечатаны буквы русского алфавита. Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева направо и подчёркивать все буквы «К» и зачёркивать все буквы «И». Старайтесь работать как можно быстрее, но самое главное в этом задании - работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» и «И» не пропускать и не одной лишней не вычеркнуть. Кроме того, когда я скажу : «Черта ! »- поставьте вертикальную черту у той буквы, у которой вас застал мой сигнал, и продолжайте работать дальше. Всё понятно?»

Учитель включает секундомер и даёт испытуемым сигнал начать. Через каждую минуту он произносит слово: «Черта». Общая длительность эксперимента  10минут.

Обработка результатов:

Обработка экспериментальных данных проводится по трём показателям: устойчивость, концентрация, точность. Показателями скорости является количество букв, просмотренных в течении всего эксперимента.

Показателем точности является число ошибок, к которым относят пропуск тех букв, которые нужно было вычеркнуть ( подчеркнуть), неправильно вычеркнутые буквы, пропущенные строчки. На основании полученных данных вычисляются показатели  путём подсчёта количества просмотренных букв.  Результаты вычисляются по формуле:

Продуктивность внимания подсчитывается по формуле:

К= 100%, где  

К- точность;

m -это  количество правильно подчеркнутых (зачёркнутых) букв

n - количество букв , которые нужно было вычеркнуть ( подчеркнуть)

Интегральный показатель устойчивости внимания вычисляется по формуле:

 А= В+С, где

В- продуктивность,

С- устойчивость

 По показателю устойчивости внимания всех учащихся можно разделить на 3 группы:

1 группа с высоким уровнем развития устойчивости внимания – выше 17 и выше баллов;

2 группа – средний уровень развития устойчивости внимания – 11-16 баллов;

  1. группа – низкий уровень развития внимания – до 10 баллов

Уровни

Продуктивность

Точность

знаки

баллы

знаки %

баллы

Низкий

Менее 1010

1010-1175

1

3

Менее 40

40-59

1

3

Средний

1176-1340

1341-1505

1506-1670

5

7

8

60-69

70-79

80-89

5

7

8

высокий

1671-1835

1836-2000

9

10

90-99

100

9

10

Анализируя результаты изучения особенностей свойств внимания младших школьников, отметим, что в начале эксперимента у детей наблюдалась напряженность, однако далее интерес к выполнению заданий повышался. При обработке результатов выявлено следующее (табл. 1).

Таблица 1. – Показатели устойчивости, продуктивности, точности внимания

Имя, фамилия

Продуктивность

Точность (К)

Устойчивость(А)

знаки, количество

баллы

знаки, %

баллы

баллы

1

Эльвира А.

1302

5

88.2

8

13

2

Роман М.

1480

9

93.1

9

18

3

Кирилл К.

1386

7

94.2

9

16

4

Ксения П.

1480

9

98

9

18

5

Вероника З.

1398

7

95

9

16

6

Назимохон К.

1480

9

99.2

9

18

7

Трофим Х.

1480

9

97.3

9

18

8

Елизавета С.

1240

5

82.5

8

13

9

Полина Т.

1343

7

93.4

9

16

10

Садиг А.

1040

3

71

7

10

После подсчёта результатов эксперимента заполнялся протокол исследования внимания ( Приложение №2)

В экспериментальной группе четверо учащихся   с высоким уровнем развития устойчивости внимания, во 2 группу вошло 5 человек и низкий показатель устойчивости внимания у 1 учащегося.

Учащиеся с высокими показателями устойчивости внимания всегда внимательны на уроках, сосредоточенны, имеют прочные знания.

 Дети со средним показателем устойчивости внимания неплохо успевают на занятиях, способны охватить много предметов, любознательны, однако им сложно сосредотачиваться долгое время на одном предмете, поэтому они отвлекаются, теряют интерес. А вот ребенок с низким показателем на занятиях невнимателен и не примечает даже самого главного, у него плохая усидчивость, средняя успеваемость. Итак, мы видим, что в основном присутствуют высокие и средние показатели внимания, но отмечен и случай низких показателей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что действительно существуют особенности внимания младших школьников, которые могут отличаться в пределах группы.

Поскольку тестирование и наши наблюдения дают основания утверждать, что в младшем школьном возрасте недостаточно развиты основные свойства внимания, такие как: объем, устойчивость, переключение, распределение, то именно эти свойства были взяты как показатели для развития внимания  детей.

Специальные задания, упражнения и игры, предлагаемые ниже, применялись на  уроках и во внеурочное время в течение 4 месяцев, как в коллективной работе с учащимися – в целях профилактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с учащимися экспериментальной группы.

2.2 Подбор упражнений и реализация коррекционно-развивающих мероприятий

    На основе предварительного (констатирующего ) эксперимента  и наших наблюдений мы определили, что у детей недостаточно развиты основные свойства внимания, такие как:  устойчивость, переключение, концентрация и т.д. Для более высокого уровня развития этих свойств внимания проводились коррекционно-развивающие занятия.

Специальные задания, упражнения и игры, предлагаемые ниже, применялись на  уроках и во внеурочное время в течение 4 месяцев, как с учащимися всего класса – в целях профилактики невнимательности и повышения уровня развития внимания, так и на индивидуальных занятиях с отдельными учащимися, отличающимися особой невнимательностью.

 Развитие концентрации внимания

Корректурные задания

Детям предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте, что даёт возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения используются  печатные тексты (старые ненужные журналы, газеты и др.), карандаши и ручки. Корректурные упражнения  проводятся ежедневно по 5 мин  в течение 2-4 месяцев. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми.

   Упражнения основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца. Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

«Найди слова» На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель

Методика Мюнстерберга (и ее модификации). А) В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее без ошибок.

Б) Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания. Пример задания:

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

«Каждой руке - своё дело» Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры. Игра может быть предложена на уроке математики.

«Чтение с помехой» Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания. Ребенку предлагают следующее задание – вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки.

2.3 Получение конечных результатов исследования и их анализ

После проведения занятий были подведены общие итоги изменения развития свойств  внимания наших детей.

Для того, чтобы убедиться в эффективности используемой нами методики, мы вновь провели диагностику по той же форме ,  параметрам и показателям. Для этого была вновь использована методика «Корректурная проба» Бурдона

При повторном диагностировании, полученные результаты показали, что уровень развития свойств внимания изменился (табл. 2).

Таблица 2. – Показатели устойчивости, продуктивности, точности внимания

Имя, фамилия

Продуктивность

Точность (К)

Устойчивость

(А)

знаки, кол-во

баллы

знаки, %

баллы

баллы

1

Эльвира А.

1480

9

99.4

9

18

2

Роман М.

1480

9

95.9

9

18

3

Кирилл К.

1480

9

99.4

9

18

4

Ксения П.

1480

9

98

9

18

5

Вероника З.

1480

9

99.1

9

18

6

Назимохон К.

1480

9

100

10

19

7

Трофим Х.

1480

9

99.4

9

18

8

Елизавета С.

1480

9

91.5

9

18

9

Полина Т.

1480

9

96.9

9

18

10

Садиг А.

1480

9

95.3

9

18

Анализ результатов исследования показал, что уровень развития свойств внимания значительно повысился. Увеличилась скорость выполнения задания: 3 человека выполнили работу за 8мин. вместо 10 , 4- за 9мин.  Все дети из второй   и даже третьей  группы вошли в первую группу, причем уровень  внимания повысился у всех учащихся экспериментальной группы. Дети стали значительно внимательнее на уроках, меньше допускают ошибок,  улучшилось качество знаний.

 По результатам проведенной экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:

- основной целью опытно-экспериментальной работы была проверка выдвинутой в исследовании гипотезы. Положения гипотезы проверялись в ходе опытно-экспериментальной работы, которая проводилась с детьми, имеющими проблемы в развитии свойств внимания. Опытно-экспериментальная работа проводилась в два этапа - констатирующий и формирующий. Цель констатирующего эксперимента - выявление уровня развития свойств внимания детей младшего школьного возраста.

      Результаты констатирующего эксперимента показали достаточно низкий уровень развития  внимания детей. Экспериментальная группа имела недостаточно высокий уровень проверяемых умений.

 Для повышения уровня развития основных свойств внимания (устойчивости, концентрации, переключения, объёма и др.) у младших школьников, необходимо проводить систематическую работу по активизации их индивидуальных возможностей. В результате  проведения работы по формированию и развитию свойств  внимания была получена положительная динамика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                           

 Проведённый анализ психологической литературы позволил выяснить наиболее значимые характеристики внимания, на которые учитель должен опираться, используя систему приёмов организации и развития внимания.                     Высокий уровень развития внимания определяет в дальнейшем становление личности, успешность деятельности человека любой профессии. Необходимо это качество и школьникам для успешного овладения знаниями и практической деятельностью. К. Д. Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении, писал, что внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира и приучить детей держать эти двери открытыми дело первой важности, на успехе которого основывается успех всего учения. Ученик, который не умеет на уроке выслушать объяснение учителя, поскольку его мысли в это время где-то далеко, или его «внимание» постоянно отключается, воспримет поступающую информацию частично, с пробелами или искажениями, или же вообще ее не воспримет. Поэтому усилия педагогов постоянно направлены на воспитание и сохранение основных свойств внимания.

 Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном , произвольном и послепроизвольном.

  Хотя в целом в онтогенезе внимание изменяется мало и его основные характеристики с возрастом остаются достаточно устойчивыми, все же со временем при достаточных и систематических усилиях можно избавиться от многих недостатков в развитии внимания ребенка. Это объясняется тем, что одни, слаборазвитые качества внимания можно компенсировать усиленным развитием других его качеств. Так, слабая устойчивость внимания нередко может быть восполнена его хорошей переключаемостью; относительно небольшой объем внимания преодолевается за счет повышения продуктивности внимания; недостатки зрительного внимания могут быть частично уравновешены преимуществами слухового и двигательного внимания; дефицит механического — развитостью логического внимания.

          Были изучены особенности развития внимания у детей младшего школьного возраста. Возрастная особенность младших школьников — сравнительная слабость произвольного внимания. Значительно лучше развито у них непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само по себе привлекает внимание учеников безо всяких усилий с их стороны. Из-за этого младшим школьникам трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них работе или на работе интересной, но требующей умственного напряжения. Это приводит к необходимости включать в процесс обучения элементы игры и достаточно часто менять формы деятельности.

        Была проведена экспериментально-исследовательская работа по изучению внимания, индивидуальных его особенностей (устойчивость и продуктивность). Факты, приведенные в работе, показывают, что действительно существуют индивидуальные различия во внимании и мы в состоянии их зарегистрировать. Пока человек занят серьезным делом, ему не надо напоминать о внимании. Великий режиссер С.Станиславский говорил, что внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредотачивает внимание на объеме, т.е. внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом. Внимание неразделимо связано с деятельностью и волей человека.

Внимание можно развивать с помощью различных заданий и игр. Развивая различные свойства внимания, можно помочь ребенку успешно учиться в школе, осваивать информацию. Их систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В.Петровского.- М.: Просвещение, 1973. – С. 66
  2. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций/ Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1960. – С. 159
  3. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Хрестоматия по вниманию/Ред. А.Н.Леонтьева.-М.1976-С.184-200.
  4. Гальперин П.А. К проблеме внимания.// Хрестоматия по психологии/ Под.ред. А.В. Петровского. М.,1987.с.169-174.
  5. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие / П.Я. Гальперин. – М.: КД «Университет», 1999. – 332 с.
  6. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я.
  7. Гоноблин Ф.Н. Внимание и его воспитание.- М.: Педагогика, 1972 с.54.
  8. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая // Вопросы психологии. – 2004.- №3 – С. 5-87.
  9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология/ М.В. Гамезо, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2003 – 512 с.
  10. Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии/ Е.Е. Данилова и др. – М.: Академия, 1998. – 160 с.
  11. Добрынин Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников / Н.Ф.Добрынин. – М.: Просвещение, 1979. – С. 3-25.
  12. Добрынин Н.Ф. О новых исследованиях внимания / Н.Ф.Добрынин // Вопросы психологии. – 1973. – №3. – С. 121-128.
  13. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / Н.Ф.Добрынин. – М.: Просвещение, 1958. – С. 256.
  14. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания// Хрестоматия по вниманию/ Под.ред. А.Н.Леонтьева, А.А.Пузыря и В.Я.Романова. М.,1976.с.243-260.
  15. Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников / И.В.Дубровина. – М.: Знание, 1975. – 64 с.
  16. Завьялова Т.Л. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников/ Т.Л.Завьялова, И.В.Стародубцева. – М.: Аркти, 2008. – 56 с.
  17. Кикоин Е.И. Младший школьник: возможности изучения и развития внимания/ Е.И. Кикоин. – М.: Педагогика, 1993. – 284 с.
  18. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников / Н.Д.Левитов. – М.: Просвещение, 1989. – 24
  19. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1971. – 415
  20. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя / Под ред. И.В.Дубровиной. -М.: Просвещение, 2003. – 208
  21. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.3 –М. Владос 2001
  22. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 110 с.
  23. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии/ Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2002.
  24. Рабочая книга школьного психолога. – М. Просвещение, 1991
  25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн.Кн. 1: Система работы психолога с детьми / Е.И. Рогов.– М.: ВЛАДОС, 1999. – 384 с.
  26. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Пособие / Л.Ф.Тихомирова. – Ярославль: Академия развития, 1996.

 

                      ПРИЛОЖЕНИЯ

 

     

                           Бланк теста Бурдон                 Приложение№1    

 К – подчеркиваем             И - зачеркиваем

СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСЕХВХЕНАИСНЕВХАК

ВНХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИСНАВХНВК

НХИСХВХЕКВХИВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕКВКИСВХИ

ХАКХНСКАИСВЕКВХНАИСНХЕКХИСНАКСКВХКВНАВСН

ИСНАИКАЕХКИСНАИКХЕХЕИСНАХКЕКХВИСНАИХВИКХ

               КХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИКНАЕСНКХКВИХКАКН  

   АИСНАЕХКВЕНВХКЕАИСНКАИКНВЕВНКВХАВЕИВИСНА

КАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНАВАКЕСВ

НКЕСНКСВХИЕСВХКНВВСКВЕВКНИЕСАВИЕХЕВНАИЕН

ХЕИВКАИСНАСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСНАИСВКХЕВ

ЕВХКХСНЕИСНАИСНКВКХВЕКЕВКВНАИСНАИСНКЕВКХ

АВСНАХКАСЕСНАИСЕСХКВАИСНАСАВКХСНЕИСХИХЕК

ВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХКХЕХНВИСНВСАЕХИСНАИ

НКЕХВИВНАЕИСНВИАЕВАЕНХВХВИСНАЕИЕКАИВЕКЕХ

КЕИСНЕСАЕИХВКЕВЕИСНАЕАИСНКВЕХИКХНКЕАИСНА

ЕАКАЕКХЕВСКХЕКХНАИСНКВЕВЕСНАИСЕКХЕКНАИСН

ИСНЕИСНВИЕХКВХЕИВНАКИСХАИЕВКЕВКИЕХЕИСНАИ

СНАИСАКВСНХАЕСХАИСНАЕНКИСХКЕХВХВСКНЕИЕНА

ЕКХЕКНАИВКВКХЕХИСНАИХКАХЕНАИЕНИКВКЕИСНАИ

ЕХВКВИЕХАИЕХЕКВСНЕИЕСВНЕВИСНАЕАХНХКСНАХС

ИСНАИЕИНЕВИСНАИВЕВХСИСВАИЕВХЕИХСКЕИЕХКИЕ

КЕВХВАЕСНАСНКИСХЕАЕХКВЕХЕАИСНАСВАИСЕВЕКЕ

ХВЕКХСНКИСЕКАЕКСНАИИЕХСЕХСНАИСВНЕКХСНАИА

АВЕНАХИАКХВЕИВЕАИКВАВИХНАХКСВХЕХИВХАИСНА

ВНСИЕАХСНАНАЕСНВКСНХАЕВИКАИКНКНАВСНЕКВХК

СИАЕСВКХЕКСНАКСХВХКВСНХКСВЕХКАСНАИСКСХКЕ

НАИСНХАВКЕВХКИЕИСНАИНХАСНЕХКСХЕВКХЕИХНАИ

ХЕВХЕНВИХНКВХЕКНАИСНХАИВЕНАИХНХКВХЕНАИСН

ВКЕВХАИСНАХКВНВАИЕНСХВКХЕАИСНАВХСВКАХСНА

КИСНКЕКНСВАИСВАЕХСХВАИСНАЕКХЕКАИВНАВЕКВЕ

АЕНКАИСХАИСНХИСВКВСЕКХВЕКИСНАИСНАИСКВЕСВ

ИСКАИКВККНВХСКВНАИЕНИСНАИХАВКНВЕХВАНКИЕХ

ЕВХЕВНАИСКАИАНАКХКВКЕВЕКВНХИСКАИСНВХАВХВ

НАИСНХСХВКИСНАИЕХЕКХНАИСНВЕХВЕИСНХВКХКВН

ХКВНХВКСНХНАИСНВКАХСВКХВХАИСНАНАХСНХВХВХ

АИСХААИКХАЕВЕХКСНВИВАИСНАХКИВХЕКИАХИНАИС

                                                                                              Приложение 2

Протокол исследования внимания

Дата __________________________________________________

Класс _________________________________________________

Учащийся _____________________________________________

Возраст _______________________________________________

Пол __________________________________________________

Показатели

Результаты

Количество просмотренных за 10 минут букв

Количество правильно вычеркнутых букв

Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть

Точность выполнения задания, %

Оценка точности, баллы

Оценка продуктивности, баллы

Оценка устойчивости, мобилизуемости, баллы