Семинар-тренинг "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"

Коновалова Галина Николаевна

Создание условий для профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-trening.odt53.93 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил. Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда (гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.), а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время "в форме", невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др. Человек, как электрическая лампочка, под сильным напряжением от большого объема работы (справиться не в состоянии, а отказаться не в силах) «вспыхивает» на мгновение, а потом постепенно «гаснет», черствеет душой и как следствие возникает синдром эмоционального, профессионального выгорания. Своевременное выявление и профилактика данного синдрома способствует восстановлению стрессоустойчивости и защитных ресурсов организма.

Ход семинара-тренинга по профилактике синдрома эмоционального выгорания.

Цель: создание условий для профилактики синдрома эмоционального  выгорания педагогов.

Задачи семинара:

  • актуализировать знания по данной проблеме
  • познакомить участников с приемами саморегуляции
  • снять эмоциональное напряжение
  • оптимизировать самооценку педагогов

Материалы и оборудование:

  • интерактивная доска, проектор,ноутбук для демонстрации слайдовой презентации (теоретическая часть семинара);
  • раздаточный материал для проведения анкетирования, диагностический материл
  • памятка по количеству участников

Структура семинара.

1. Разминка

2. Теоретическая часть.

3. Практическая часть.

4. Заключительная часть.

I. Разминка.

  • Упражнение «Возьми салфетки»

Цель: упражнение помогает участникам тренинга познакомиться, а так же создает в группе веселую позитивную атмосферу.

Необходимые материалы: бумажные салфетки.

 Участники  сидят в общем кругу. Ведущий передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуются, возьмите, пожалуйста, себе немного салфеток».

После того как все участники взяли салфетки, тренер просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько салфеток он взял.

  • Упражнение «Поза Наполеона»

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего

Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

II. Теоретическая часть.

Термин «эмоциональное выгорание» был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. для описания  профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми.

Эмоциональное выгорание -это состояние физического, эмоционального, умственного истощения возникающий вследствие продолжительных стрессов.

Писхолог Е.Малер  выделяет 12 основных признаков эмоционального выгорания

1. истощение, усталость;

2.психосоматические осложнения;

3. бессонница;

4. негативные установки по отношению к клиентам (ученикам, родителям и  т. д.);

5. негативные установки по отношению к своей работе;

6. пренебрежение исполнением своих обязанностей;

7. увеличение объемов психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

8. уменьшение аппетита или переедание;

9. негативная самооценка;

10. усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);

11. усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

12. чувство вины;

Наиболее часто встречающими причинами синдрома профессионального выгорания являются:

  • монотонность работы, особенно если ее смысл кажется сомнительным;
  • вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и положительной оценки;
  • работа с «немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям помочь им, и незначительные, трудно ощутимые результаты такой работы;
  • напряженность и конфликты в профессиональной среде;
  • неразрешимые личностные конфликты.

К простым и действенным способам профилактики выгорания относят:

1. наличие новых впечатлений (походы в кино, шоу, театры)
2.  взаимодействие с друзьями
3. здоровое питание при здоровом режиме
4. здоровый сон ( Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи , а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе).
5.  Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать:

— громко запеть;

— резко встать и пройтись;

— быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

— измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

6. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным энергетическим проводником.

III. Практическая часть.

1. Экспресс-оценка «выгорания».

2. Упражнение «Плюс-минус» (10 мин.)

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему.

Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

3. Притча про стакан.

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"

- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?

Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.

Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

4. Упражнение «Калоша счастья».

Цель: показать педагогам, что в любой ситуации важно находить позитивные моменты, что  поможет в будущем более безболезненно реагировать на психотравмирующие ситуации.

  • Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
  • Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
  • На работе задержали зарплату.
  • По дороге на работу вы сломали каблук.
  • На уроке вам нахамил ученик.
  • Вы внезапно заболели.
  • Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.
  • Вас бросил муж.
  • Вы попали под сокращение.
  • Вас затопили соседи.
  • Родители ученика недовольны вами.

5. Обучение навыкам саморегуляции.

“Звуковая гимнастика”

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Прежде чем приступить к звуковой гимнастике, ведущий рассказывает о правилах применения: спокойное, расслабленное состояние, стоя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки:

А — воздействует благотворно на весь организм;
Е — воздействует на щитовидную железу;
И — воздействует на мозг, глаза, нос, уши;
О — воздействует на сердце, легкие;
У — воздействует на органы, расположенные в области живота;
Я — воздействует на работу всего организма;
М — воздействует на работу всего организма;
X — помогает очищению организма;
ХА — помогает повысить настроение.

Медитация

Цель: снятие эмоционального напряжения, умение останавливать поток мыслей;

Медитация представляет собой состояние, при котором достигается высшая степень концентрации внимания или же, наоборот, полное его рассредоточение.

Использование медитативных техник приводит к формированию внутрипсихических барьеров, которые могут дезактивировать действия отрицательных раздражителей, способствует положительной перестройке и укреплению психических функций, связанных с эмоционально-волевой сферой человека.

С точки зрения психологии ведущим моментом этого состояния является временное выключение комплекса психических процессов, составляющих сущность сознания, памяти. При выполнении медитации соблюдаются следующие правила: уединение; удобная, но не расслабляющая поза.

Упражнение “Концентрация на счете”

Инструкция ведущего:

Мысленно медленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

IV. Заключительная часть.

1. Упражнение «Волшебная рука»

Цель: Самораскрытие, получение обратной связи. Повышение сплоченности группы.

Обвести ладонь и на каждом пальце написать свое качество. Листы передаются по кругу. Каждый может дописать качество, которое присуще обладателю ладони.

2. А закончить нашу с вами встречу я хочу притчей.

 Однажды осел упал в колодец и стал громко вопить, призывая на помощь. На его крики прибежал хозяин ослика и развел руками - ведь вытащить ослика из колодца было невозможно.Тогда хозяин рассудил так: "Осел мой уже стар, и ему недолго осталось, а я все равно хотел купить нового молодого осла. Этот колодец уже совсем высох, и я уже давно хотел его засыпать и вырыть новый. Так почему бы сразу не убить двух зайцев - засыплю ка я старый колодец, да и ослика заодно закопаю".Недолго думая, он пригласил своих соседей - все дружно взялись за лопаты и стали бросать землю в колодец. Осел сразу же понял, что к чему и начал громко вопить, но люди не обращали внимание на его вопли и молча продолжали бросать землю в колодец.Однако, очень скоро ослик замолчал. Когда хозяин заглянули в колодец, он увидел следующую картину - каждый кусок земли, который падал на спину ослика, он стряхивал и приминал ногами. Через некоторое время, к всеобщему удивлению, ослик оказался наверху и выпрыгнул из колодца! Так вот… Возможно, в вашей жизни было много всяких неприятностей, и в будущем жизнь будет посылать вам все новые и новые. И всякий раз, когда на вас упадет очередной ком, помните, что вы можете стряхнуть его и именно благодаря этому кому, подняться немного выше. Таким образом, вы постепенно сможете выбраться из самого глубокого колодца.

3. Заполнение листов обратной связи.

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

На работе задержали зарплату.

По дороге на работу вы сломали каблук.

На уроке вам нахамил ученик.

Вы внезапно заболели.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

Вас бросил муж

Вы попали под сокращение.

Вас затопили соседи.

Родители ученика недовольны вами.

На следующие предложения отвечайте «да» или «нет».

Количество положительных ответов подсчитайте.

1

Когда в воскресенье в полдень я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток выходных уже испорчен

да

нет

2.

Если бы у меня была возможность уйти на пенсию (по выслуге лет, инвалидности), я сделал(а) бы это без промедления

да

нет

3.

Коллеги по работе раздражают меня: невозможно терпеть их одни и те же разговоры

да

нет

4.

То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия клиенты (ученики, родители и т.п)

да

нет

5.

На протяжении последних трех месяцев я отказывался (отказываюсь) от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях и т. п.

да

нет

6.

Коллегам (ученикам, родителями и т. д.) я придумал (а) обидные прозвища (например «идиоты»), которые использую мысленно

да

нет

7.

С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной

да

нет

8.

О моей работе мне еда ли кто скажет что-нибудь новое

да

нет

9.

Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать её ко всем чертям

да

нет

10.

За последние три месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул (а) бы что-нибудь новенькое

да

нет

Оценка результатов:

0-1 балл — синдром выгорания вам не грозит

2-6 баллов — ван необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел

7-9 баллов — пришло время решать: либо сменить работу, либо. Что лучше, переменить стиль жизни

10 баллов — положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплиться огонек; нужно, чтобы он не погас.