Особенности уровня воспитанности подростков с задержкой психического развития

Болдук Шенне Александровна

статья Особенности уровня воспитанности подростков с задержкой психического развития 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ur._vospitann.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ВОСПИТАННОСТИ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Болдук Ш.А.,

В последнее время проблема уровня воспитанности учащихся   приобрела особую актуальность в педагогике. В настоящее время в обществе существует равнодушие и бездуховность, отсутствует бережное и чуткое отношение людей друг к другу. Выявление  уровня воспитанности  на каждой возрастной стадии развития ребенка обуславливает необходимость изучения  диагностики уровня воспитанности детей подросткового возраста. Проблема диагностики заявлена достаточно давно и решается как в психологических, так и педагогических исследованиях.

В последние десятилетия изучение детей с задержкой психического развития (ЗПР) приобретает все более широкие масштабы в нашей стране и за рубежом (В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Н. А. Цыпина, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, И. Ф. Марковская и др.). Анализ литературы свидетельствует, что применительно к детям подросткового возраста педагогическая диагностика практически не разработана. Практика показывает, что педагоги испытывают затруднения при определении уровня воспитанности детей подросткового возраста из-за недостаточной разработки конкретных критериев и диагностических методик, способствующих выявлению уровня воспитанности.

 Воспитанность – комплексное свойство личности, которое является показателем сформированности у нее социально значимых качеств. Одной из серьезных проблем при организации воспитательного процесса является проблема выделения личностных качеств, которые на данном этапе являются социально-значимыми, другой – выбор диагностики, которая позволяет  определить степень сформированности данных качеств. При определении показателей воспитанности педагог должен ориентироваться как на цели воспитания, которые обозначены в государственных документах, так и на потребности современного общества [2].

Воспитанность – характеристика поведения, привычек и поступков человека в общественной и личной жизни, отражающая его нравственные установки, способность адаптироваться к многообразному и изменчивому миру, окружающей среде, отношение к людям, независимость и свобода в суждениях, в поступках в сочетании с ответственностью за них, самостоятельность [3].

 Существует два подхода к пониманию воспитанности личности. Согласно первому, воспитанность - это усвоение и закрепление в сознании, поведении человека норм и требований морали без достаточно глубокого проникновения. Согласно второму подходу - истинная воспитанность измеряется уровнем нравственного развития личности, когда двигателем поведения личности становятся её представления о должном и ценном.

Контроль за уровнем воспитанности учащихся позволяет определить уровень сформированности личности. Он должен вестись в течение всего времени обучения и в течение всего учебного года. Контроль включает в себя диагностические методы, тесты, психолого-педагогические методы изучения уровня воспитанности, изучение психологического развития личности, а также нацелен на полную и всестороннюю информацию о текущем уровне воспитанности учащегося [4].

Измерение уровня воспитанности учащихся проводится на основе критериев и показателей оценки воспитанности. Критерии оценок и показатели воспитанности учащихся называют качествами личности, которые надо выработать, чтобы достичь успеха. Они дифференцируются по возрастным периодам и контролируются в течение всего воспитательного процесса. Оценка результатов воспитания через качества личности определяется признанием того, что творческое развитие и карьера человека невозможны без соответствующих личностных качеств. Признаком высокого уровня воспитанности является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной позиции. Для среднего уровня воспитанности свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует. Низкий уровень воспитанности представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны [4].

Общие особенности личности подростка с ЗПР характеризуются такими специфическими проявлениями как сниженная работоспособность вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости; низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации; неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен; память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической; наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое; имеются легкие нарушения речевых функций;  незрелость эмоциональной сферы и мотивации; несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений.

В условиях увеличения количества коррекционных школ в республике изучение проблемы воспитанности детей с задержкой психического развития требует научного осмысления.

С целью выявления уровней воспитанности подростков с ЗПР нами было проведено исследование в одной из школ республики. Для сравнения к исследованию были привлечены подростки из общеобразовательного класса.

Были использованы методики, позволяющие выявить уровни воспитанности - опросник (методика Н.П. Капустиной) и анкета «Как определить уровень воспитанности» [4].

По Н.П. Капустиной, мониторинг уровня воспитанности учащихся проводится по 5- балльной системе  по 6-ти критериям в начальной школе и 9-ти критериям в средней и старшей школе. Уровень воспитанности учащегося определяется путём оценки его классным учителем, самооценки личностных свойств и качеств самим учеником. Данная диагностика уровня воспитанности учащегося включает в себя комплексное изучение сформированных отношений ученика к учёбе, труду, природе, обществу, к другим и к себе. У подростков классные руководители воспитывают умение различать справедливость и несправедливость, правильное и неправильное, хорошее и плохое, избирательно относиться к людям, событиям и явлениям окружающего мира.

Анкета "Как определить уровень воспитанности" позволяет определить уровень воспитанности учащегося путём самооценки личностных свойств и качеств самим учеником. Диагностика уровня воспитанности учащегося включает в себя комплексное изучение сформированных отношений ученика: долг и ответственность, бережливость, дисциплинированность, ответственное отношение к учебе, отношение к общественному труду, коллективизм, чувство товарищества, доброта и отзывчивость, честность и справедливость, простота и скромность, культурный уровень (таблицы 1, 2).

Таблица 1

Сравнительный анализ средних показателей по уровню воспитанности (по методике Н.П.Капустиной)

Коррекционный класс

Общеобразовательный класс

3,65 б. -  средний уровень

4,2 б. – хороший уровень

Подросткам с ЗПР свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция.  Подросткам из общеобразовательного классов характерна положительная самостоятельность в деятельности и поведении, общественная позиция ситуативна.

Таблица 2

Сравнительный анализ средних показателей по уровню воспитанности (по анкете «Как определить уровень воспитанности»)

Коррекционный класс

Общеобразовательный класс

0,5 б. – низкий уровень

0,8 б. – средний уровень

Полученные данные свидетельствуют о том, что у подростков с ЗПР низкий уровень воспитанности. У них наблюдается слабое, неустойчивое положительное поведение, которое регулируется в основном требованиями взрослых и другими внешними стимулами и побудителями, самоорганизация и саморегуляция ситуативны. Подросткам общеобразовательного класса свойственна самостоятельность, проявление самоорганизации и саморегуляции, отсутствует общественная позиция. В результате проведенного исследования выдвинутая гипотеза о том, что у подростков с ЗПР  низкий и средний уровни воспитанности; у подростков с ЗПР уровень воспитанности ниже, чем у подростков общеобразовательных классов, получила подтверждение.

Для осуществления систематической работы по воспитанию подростков нами разработаны следующие рекомендации:

1). Разработать методические рекомендации по воспитанию подростков с ЗПР с учетом специфики конкретной школы, контингента класса и этнических особенностей детей. Разработку методических рекомендаций делегировать опытным учителям под руководством заместителя директора по научно-методической работе.

2). Педагогу-психологу во взаимодействии с опытными учителями разработать рекомендации по психолого-педагогической поддержке  подростков с ЗПР, а также проводить работу по повышению психолого-педагогической культуры родителей.

3). Заместителям директора по учебно-воспитательной работе осуществлять внутришкольный контроль за воспитательной работой классных руководителей и оказывать помощь в повышении педагогической грамотности родителям, у детей которых низкий уровень воспитанности.  Систематизировать и совершенствовать работу по взаимодействию с родителями по воспитанию детей.

4) Классным руководителям усилить работу по воспитанию подростков  проводить дополнительные занятия, также воспитательные мероприятия с предоставлением отчета о проделанной работе завучу, администрации школы один раз в четверть. При этом воспитательная работа не должна быть формальной на уровне отчетности, эффективна та воспитательная работа, мотивом которой является  любовь к детям и к своей профессии.

Список использованной литературы:

  1. Дети с задержкой психического развития / .Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. - М.: Педагогика , 1984. — 256 с.
  2. Педагогический словарь: учеб. Пособие для студентов высш. Уч. Заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Изд. Центр «Академия», 2008. – 352с. – С.77
  3. Полонский, В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. – М.: Высш. Шк., 2004. – 512с. – С.91
  4. Файзуллина, Г.З. Методика оценки воспитанности учащихся. / Г.З. Файзуллина - 2006. - С. 39-49.
  5. .   http://festival.1september.ru/articles/502826