Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика

Васюкова Ирина Александровна

Одной из актуальных проблем является профилактика жестокого обращения с детьми.  Презентация направлена на рассмотрение данной проблемы, раскрывает и  такие вопросы как диагностики и коррекция. 

Данный материал можно использовать на лекциях, семинарах и в практической деятельности педагогов-психологов.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Детский дом г. Красного Сулина ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: ДИАГНОСТИКА, КОРРЕКЦИЯ, ПРОФИЛАКТИКА Терещенко Ирина Александровна педагог-психолог Ростов-на-Дону, 2015

Слайд 2

Содержание Понятие «жестокое обращение»с детьми Группа риска родителей Группа риска детей Основные формы жестокого обращения с детьми Эмоциональное насилие Формы поведения родителей, приводящих, к эмоциональному насилию Физическое насилие Сексуальное насилие Сексуальное злоупотребление Пренебрежение Симптомы и диагностика эмоционального насилия Эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка Личностные особенности ребёнка, подвергающегося эмоциональному насилию Симптомы и диагностика физического насилия (внешние показатели)

Слайд 3

Эмоциональные реакции у ребёнка Поведенческие реакции ребёнка Внешние показатели сексуального насилия Характер травм после сексуального насилия Характер заболевания после сексуального насилия Особенности психического состояния и поведения ребёнка дошкольного возраста Особенности психического состояния и поведения ребёнка младшего школьного возраста Причины молчания о сексуальном насилии Основные признаки ПТСР ПТСР определяют как Основные аспекты травмы, соответствующие симптомам ПТСР Депривация Влияние депривации на психическое развитие детей Проблемы младенцев воспитывающихся в детских учреждениях Проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста Основы терапии и реабилитации пострадавших от эмоционального насилия

Слайд 4

Основные мишени психотерапевтической работы детей Основы терапии и реабилитации жертв физического и сексуального насилия Основы терапии и реабилитации пострадавших от пренебрежения Разновидность психотерапии Почему нет смысла наказывать ребёнка физически Если вы уже не можете выносить плачь ребёнка Как избежать физического наказания, когда 3-5 летний ребёнок не слушает Методы при демонстрации ребёнком агрессивности Стратегия родителей, имеющих подростков Схема работы с семьёй, в которой предполагается инцест Родители должны знать Запомните правило «три К» Правила сексуального поведения детей Что нужно каждому ребёнку Роль школы в предотвращении насилия над детьми Критерии «подозрительных признаков» Программа работы ПНД Источник Контактная информация

Слайд 5

Жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.

Слайд 6

В группу риска родителей входят: люди, которые сами подвергались насилию в детстве; люди, которые страдают психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия); люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; испытывающие экономические и социальные трудности; молодые матери (до 18 лет); семьи со сложным психологическим климатом.

Слайд 7

В группу риска детей входят: дети младенческого и раннего возраста, отличающиеся беспокойностью и раздражительностью; 2) дети с физическими и психическими отклонениями; 3) дети с гиперактивным и импульсивным поведением.

Слайд 8

Основные формы жестокого обращения с детьми: эмоциональное (психологическое) насилие физическое насилие сексуальное насилие пренебрежение (заброшенность, беспризорность)

Слайд 9

Эмоциональное (психологическое) насилие это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.

Слайд 10

Формы поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию: Отказ родителей от детей. Изоляция детей: эмоциональная, физическая. 3. Запугивание. 4. Постоянные оскорбления. 5. Игнорирование. 6. Развращение детей.

Слайд 11

Физическое насилие это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений.

Слайд 12

Сексуальное насилие это использование ребёнка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Инцест – это сексуальные контакты между двумя людьми, связанными тесными родственными узами, невзирая на возраст.

Слайд 13

Сексуальное злоупотребление это такие действия как показ порнографии детям, использование детей для производства порнографической продукции и сексуальное поведение в присутствии детей.

Слайд 14

Пренебрежение это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье.

Слайд 15

Симптомы и диагностика эмоционального насилия Внешние показатели: отстает в физическом развитии; недостатки в речевом развитии; не поддается воспитательному воздействию; отстает в общем развитии от детей своего возраста; недержание мочи; психосоматические жалобы.

Слайд 16

Эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка: слишком активно ведет себя; имеет странные привычки; плохо спит, всего боится; не умеет играть с другими детьми; часто имеет навязчивые идеи; дает истерические реакции; заторможен, отрешен, равнодушен; депрессивен ; «приклеивается» к взрослому.

Слайд 17

Личностные особенности ребёнка, подвергающеюся эмоциональному насилию: заниженная самооценка; низкий уровень самоуважения; агрессивность или безразличие; чувство одиночества и ненужности; отсутствие друзей; небольшой стресс вызывает чувство тревоги и возбуждения.

Слайд 18

Симптомы и диагностика физического насилия Внешние показатели: синяки и кровоподтеки на теле, следы ожогов; внутренние повреждения, переломы, вывихи или растяжения; наличие на голове участков без волос; шрамы, следы от сжатия пальцами; признаки насильственного приема лекарств или алкоголя; умерший ребёнок с признаками насилия.

Слайд 19

Эмоциональные реакции у ребёнка: ощущает тревогу в общении с взрослыми; испытывает чувство вины; проявляет крайние формы поведения или агрессивность, или нежелание общаться; боится родителей; боится идти домой; жалуется, что родители бьют.

Слайд 20

Поведенческие реакции у ребёнка: часто смотрит в одну точку, ничего не видя вокруг; путано отвечает на вопросы; болезненно реагирует на плач других; пытается манипулировать другими, чтобы привлечь к себе внимание; необъяснимые изменения в поведении побег из дома; ношение неподходящей к погодным условиям одежды (чтобы скрыть кровоподтеки).

Слайд 21

Внешние показатели сексуального насилия: порванное, запачканное нижнее белье; трудности при ходьбе и сидении; жалобы на боли; опухоль или раздражение в области половых органов, синяки; кровотечение и выделение из половых органов; гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах, следы спермы.

Слайд 22

Характер травм после сексуального насилия повреждение генитальной, анальной области, в том числе нарушение целостности девственной плевы; «зияние ануса »; боли в горле; беременность.

Слайд 23

Характер заболеваний после сексуального насилия заболевания, передающиеся половым путем; венерическая болезнь; недержание кала («пачкание одежды»), энурез ; нервно-психические расстройства; психосоматические расстройства; мочеполовые инфекции.

Слайд 24

Особенности психического состояния и поведения ребёнка дошкольного возраста ночные кошмары и нарушение сна; встревоженность и страхи; регрессивное поведение; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; открытая мастурбация; боится оставаться один с кем-то; жалуется взрослым на сексуальные посягательства.

Слайд 25

Особенности психического состояния и поведения ребёнка младшего школьного возраста резкое ухудшение успеваемости; ПТСР, неспособность концентрироваться; несвойственные возрасту знания о половых вопросах; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение, мастурбация.

Слайд 26

Причины молчания о сексуальном насилии: ребёнка запугивали; он стыдится говорить об этом; его убедили хранить «секрет»; он считает себя виноватым во всем; его убедили, что такие отношения нормальны, и это происходит со всеми.

Слайд 27

Основные признаки ПТСР: повторяющиеся дистрессовые сны, воспоминания; иллюзии, галлюцинации и внезапные диссоциативные воспоминания; стремление избегать мыслей и чувств, связанных с травмой; стремление избегать действий, мест и людей, вызывающих воспоминания о травме;

Слайд 28

неспособность вспомнить важный аспект травмы; чувство отдаления от других; сужение аффективного спектpa ; неуверенность в будущей нормальной жизни; нарушения сна; раздражительность и вспышки гнева; трудности концентрации; чрезмерная осторожность; преувеличенные реакции испуга.

Слайд 29

ПТСР определяют как: острое – при продолжительности симптомов менее трёх месяцев; хроническое – при продолжительности симптомов более трёх месяцев; с отсроченным началом – если симптомы возникают через шесть месяцев и более после травматического события.

Слайд 30

Основные аспекты травмы, соответствующие симптомам ПТСР Какова связь насильника с пациентом. Тяжесть насилия. Физическое насилие: оценка повреждений. В сексуальном насилии – способ насилия. Продолжительность и/или частота насилия. Хроническое или острое. Были использованы уговоры или физическое удерживание.

Слайд 31

Депривация это нехватка чего-либо жизненно или психически важного (необходимого) для субъекта в достаточной мере или в необходимом количестве. Каган В.

Слайд 32

Влияние депривации на психическое развитие детей при поступлении в школу не выявляют необходимого уровня сформированности необходимых навыков; приводит детей к школьной неуспеваемости и к негативному восприятию школьного процесса; формирует личность с патологическими особенностями характера.

Слайд 33

Проблемы младенцев воспитывающиеся в детских учреждениях со вскармливанием, нарушение пищеварения, задержка развития, могут быть ненасытными в еде, трудности с употреблением твердой пищи, спокойно лежат в кровати, не призывая взрослого и не пытаясь встать.

Слайд 34

Проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста стереотипное поведение; избегают других детей, пассивность; агрессивность, чрезмерная активность; рассеянность; неспособность сформировать глубокую и искреннюю привязанность; неразборчиво дружелюбны (любят всех); трудности в установлении контактов.

Слайд 35

Основы терапии и реабилитации пострадавших от эмоционального насилия следует помнить, что эмоциональное насилие нередко сочетается с физическими наказаниями; тщательное исследование ситуации в семье, школе, среди сверстников ребенка; роль и участие родителей, школы в лечении; лечение родителей, семейная терапия.

Слайд 36

Основные мишени психотерапевтической работы детей чувство вины; низкая самооценка; неумение понимать эмоции других; неумение оценивать свои собственные эмоции; неправильные, дезадаптивные модели поведения.

Слайд 37

Основы терапии и реабилитации жертв физического и сексуального насилия обеспечение безопасности и уверенности; уважайте право ребёнка молчать о насилии и травме; снять чувство вины, ребёнка следует понимать; ограждать от ситуаций провоцирующих страх; лечение должно быть длительным, комплексным.

Слайд 38

Основы терапии и реабилитации, пострадавших от пренебрежения диагностики семейно-педагогической запущенности; контакт с органами опеки и попечительства; комплексная работа, включающая все виды социальной поддержки семьи; длительная психолого-педагогическая коррекция.

Слайд 39

Разновидности психотерапии когнитивно-поведенческая терапия – применяется для лечения подростков с ПТСР; семейная психотерапия – применяется при эмоциональном и физическом насилии со стороны родственников; игровая психотерапия – опирается на основные функции детской игры и может применяться у детей, пострадавших от всех видов насилия.

Слайд 40

Почему нет смысла наказывать ребёнка физически: не улучшает поведение, может вызвать обратную реакцию; может появиться чувство мести; вызывает чувство обиды и возмущение; развиваются такие качества, как трусливость и изворотливость; ребёнок привыкает к физическим наказаниям и уже не реагирует на них.

Слайд 41

Если вы уже не можете выносить плач малыша: наберите побольше воздуха и медленно выдохните; выйдите в другую комнату и посидите несколько минут; попросите друзей или родственников посидеть с ребенком, чтобы вы могли отдохнуть; не сердитесь на ребёнка; никогда не давайте вашим чувствам заходить слишком далеко.

Слайд 42

Как избежать физического наказания, когда 3 - 5 летний ребёнок вас не слушает: Переключите на другой вид деятельности; Уберите опасные предметы; Поиграйте вместе с ним; Наказанием для ребёнка будет уже то, что вы не обратите на него внимания и перестанете ему улыбаться; Если вы теряете контроль над собой – уйдите, устройте себе отдых или перерыв.

Слайд 43

Методы при демонстрации ребёнком агрессивности метод "Делай" - "Не делай"; игнорирование; остановка игры; установление ограничений; тайм-аут или «Горячий стул».

Слайд 44

Стратегия для родителей, имеющих подростков: проявляйте интерес к его делам; уважайте взгляды подростка, будьте гибкими; дайте подростку почувствовать, что всегда готовы помочь и защитить; уважайте потребность подростка к уединению; дайте подростку добавочное время для выполнения вашего задания или просьбы; составьте и напишите семейные правила.

Слайд 45

Схема работы с семьей, в которой предполагается инцест: устранение предполагаемого насильника; оценка поведения родителей; определение особенностей характера ребёнка; установление достоверности факта насилия; работа по профилактике дальнейшего насилия в семье; обеспечение лечением ребенка, пострадавшего от насилия.

Слайд 46

Родители должны знать, что : жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики; насилие может совершаться в отношении и детей до 1 года; в 85-98% случаев дети знакомы с насильником; чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника; сексуальное насилие это проблема власти.

Слайд 47

Запомните правило «три К» Всегда знайте: куда пошел ваш ребенок; кто пошел с ним; когда он должен вернуться.

Слайд 48

Правила сексуального поведения для детей нельзя дотрагиваться до интимных частей тела другого человека; нельзя позволять другим людям дотрагиваться до ваших интимных частей тела; нельзя показывать интимные части тела другим людям; контролируйте свое сексуальное поведение.

Слайд 49

Что нужно каждому ребёнку любовь, уважение, доверие, внимание, физическая забота, похвала и призы.

Слайд 50

Роль школы в предотвращении насилия над детьми перемены поведения должны насторожить взрослых и привлечь их внимание к проблеме; индивидуальные разговоры с учениками в спокойной обстановке; работать по предотвращению насилия над детьми; подозрения должны быть подкреплены другими критериями признаков насилия.

Слайд 51

Критерии «подозрительных признаков»: физические повреждения; обнаружение; частое поступление сообщений об одном и том же ребёнке; другие признаки и симптомы, которые говорят о большой вероятности насилия; отсутствие сотрудничества со стороны родителей и их неспособность дать адекватные объяснения.

Слайд 52

Программа работы по ПНД (Предотвращение Насилия над Детьми) Основная цель программы в том, чтобы научить детей предвидеть и предупредить возможность нападения. Трехэтапная образовательная подготовка: обучение персонала; программа семинаров для родителей; семинар для детей.

Слайд 53

Источник: Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика. Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников и студентов ВУЗов. Барбара Боннер , доктор психологии Директор Центра по предотвращению насилия над детьми Доцент кафедры педиатрии Научно-Медицинского Центра Университета Оклахомы, США

Слайд 54

Контактная информация Терещенко Ирина Александровна , педагог-психолог e-mail : ekspert.irina@yandex.ru