Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика
Одной из актуальных проблем является профилактика жестокого обращения с детьми. Презентация направлена на рассмотрение данной проблемы, раскрывает и такие вопросы как диагностики и коррекция.
Данный материал можно использовать на лекциях, семинарах и в практической деятельности педагогов-психологов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_tereshchenko_i.a._zhestokoe_obrashchenie_s_detmi.pptx | 164.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Понятие «жестокое обращение»с детьми Группа риска родителей Группа риска детей Основные формы жестокого обращения с детьми Эмоциональное насилие Формы поведения родителей, приводящих, к эмоциональному насилию Физическое насилие Сексуальное насилие Сексуальное злоупотребление Пренебрежение Симптомы и диагностика эмоционального насилия Эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка Личностные особенности ребёнка, подвергающегося эмоциональному насилию Симптомы и диагностика физического насилия (внешние показатели)
Эмоциональные реакции у ребёнка Поведенческие реакции ребёнка Внешние показатели сексуального насилия Характер травм после сексуального насилия Характер заболевания после сексуального насилия Особенности психического состояния и поведения ребёнка дошкольного возраста Особенности психического состояния и поведения ребёнка младшего школьного возраста Причины молчания о сексуальном насилии Основные признаки ПТСР ПТСР определяют как Основные аспекты травмы, соответствующие симптомам ПТСР Депривация Влияние депривации на психическое развитие детей Проблемы младенцев воспитывающихся в детских учреждениях Проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста Основы терапии и реабилитации пострадавших от эмоционального насилия
Основные мишени психотерапевтической работы детей Основы терапии и реабилитации жертв физического и сексуального насилия Основы терапии и реабилитации пострадавших от пренебрежения Разновидность психотерапии Почему нет смысла наказывать ребёнка физически Если вы уже не можете выносить плачь ребёнка Как избежать физического наказания, когда 3-5 летний ребёнок не слушает Методы при демонстрации ребёнком агрессивности Стратегия родителей, имеющих подростков Схема работы с семьёй, в которой предполагается инцест Родители должны знать Запомните правило «три К» Правила сексуального поведения детей Что нужно каждому ребёнку Роль школы в предотвращении насилия над детьми Критерии «подозрительных признаков» Программа работы ПНД Источник Контактная информация
Жестокое обращение с детьми (насилие) - это любое поведение по отношении к ребёнку, которое нарушает его физическое или психическое благополучие, ставя под угрозу состояние его здоровья и развития.
В группу риска родителей входят: люди, которые сами подвергались насилию в детстве; люди, которые страдают психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия); люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; испытывающие экономические и социальные трудности; молодые матери (до 18 лет); семьи со сложным психологическим климатом.
В группу риска детей входят: дети младенческого и раннего возраста, отличающиеся беспокойностью и раздражительностью; 2) дети с физическими и психическими отклонениями; 3) дети с гиперактивным и импульсивным поведением.
Основные формы жестокого обращения с детьми: эмоциональное (психологическое) насилие физическое насилие сексуальное насилие пренебрежение (заброшенность, беспризорность)
Эмоциональное (психологическое) насилие это хронические формы поведения, при которых ребёнка унижают, оскорбляют, высмеивают, тем самым нарушая нормальное развитие его эмоциональной сферы. Психологическое насилие включает в себя продолжающееся, длительное и распространяющееся поведение.
Формы поведения родителей, приводящих к эмоциональному насилию: Отказ родителей от детей. Изоляция детей: эмоциональная, физическая. 3. Запугивание. 4. Постоянные оскорбления. 5. Игнорирование. 6. Развращение детей.
Физическое насилие это любое неслучайное нанесение телесных повреждений ребёнку в возрасте до 18 лет родителем или лицом, осуществляющим опеку. К физическому насилию относят также случаи, когда родители умышленно не предотвращают возможности причинении телесных повреждений.
Сексуальное насилие это использование ребёнка и подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Инцест – это сексуальные контакты между двумя людьми, связанными тесными родственными узами, невзирая на возраст.
Сексуальное злоупотребление это такие действия как показ порнографии детям, использование детей для производства порнографической продукции и сексуальное поведение в присутствии детей.
Пренебрежение это форма жестокого обращения с детьми, при которой родителями или опекунами не обеспечиваются элементарные нужды ребёнка, такие, как еда, одежда, образование и забота о здоровье.
Симптомы и диагностика эмоционального насилия Внешние показатели: отстает в физическом развитии; недостатки в речевом развитии; не поддается воспитательному воздействию; отстает в общем развитии от детей своего возраста; недержание мочи; психосоматические жалобы.
Эмоциональные и поведенческие реакции ребёнка: слишком активно ведет себя; имеет странные привычки; плохо спит, всего боится; не умеет играть с другими детьми; часто имеет навязчивые идеи; дает истерические реакции; заторможен, отрешен, равнодушен; депрессивен ; «приклеивается» к взрослому.
Личностные особенности ребёнка, подвергающеюся эмоциональному насилию: заниженная самооценка; низкий уровень самоуважения; агрессивность или безразличие; чувство одиночества и ненужности; отсутствие друзей; небольшой стресс вызывает чувство тревоги и возбуждения.
Симптомы и диагностика физического насилия Внешние показатели: синяки и кровоподтеки на теле, следы ожогов; внутренние повреждения, переломы, вывихи или растяжения; наличие на голове участков без волос; шрамы, следы от сжатия пальцами; признаки насильственного приема лекарств или алкоголя; умерший ребёнок с признаками насилия.
Эмоциональные реакции у ребёнка: ощущает тревогу в общении с взрослыми; испытывает чувство вины; проявляет крайние формы поведения или агрессивность, или нежелание общаться; боится родителей; боится идти домой; жалуется, что родители бьют.
Поведенческие реакции у ребёнка: часто смотрит в одну точку, ничего не видя вокруг; путано отвечает на вопросы; болезненно реагирует на плач других; пытается манипулировать другими, чтобы привлечь к себе внимание; необъяснимые изменения в поведении побег из дома; ношение неподходящей к погодным условиям одежды (чтобы скрыть кровоподтеки).
Внешние показатели сексуального насилия: порванное, запачканное нижнее белье; трудности при ходьбе и сидении; жалобы на боли; опухоль или раздражение в области половых органов, синяки; кровотечение и выделение из половых органов; гематомы на груди, ягодицах, нижней части живота, бедрах, следы спермы.
Характер травм после сексуального насилия повреждение генитальной, анальной области, в том числе нарушение целостности девственной плевы; «зияние ануса »; боли в горле; беременность.
Характер заболеваний после сексуального насилия заболевания, передающиеся половым путем; венерическая болезнь; недержание кала («пачкание одежды»), энурез ; нервно-психические расстройства; психосоматические расстройства; мочеполовые инфекции.
Особенности психического состояния и поведения ребёнка дошкольного возраста ночные кошмары и нарушение сна; встревоженность и страхи; регрессивное поведение; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; открытая мастурбация; боится оставаться один с кем-то; жалуется взрослым на сексуальные посягательства.
Особенности психического состояния и поведения ребёнка младшего школьного возраста резкое ухудшение успеваемости; ПТСР, неспособность концентрироваться; несвойственные возрасту знания о половых вопросах; гнев, агрессивное поведение; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, не являющимися насильниками; деструктивное поведение, мастурбация.
Причины молчания о сексуальном насилии: ребёнка запугивали; он стыдится говорить об этом; его убедили хранить «секрет»; он считает себя виноватым во всем; его убедили, что такие отношения нормальны, и это происходит со всеми.
Основные признаки ПТСР: повторяющиеся дистрессовые сны, воспоминания; иллюзии, галлюцинации и внезапные диссоциативные воспоминания; стремление избегать мыслей и чувств, связанных с травмой; стремление избегать действий, мест и людей, вызывающих воспоминания о травме;
неспособность вспомнить важный аспект травмы; чувство отдаления от других; сужение аффективного спектpa ; неуверенность в будущей нормальной жизни; нарушения сна; раздражительность и вспышки гнева; трудности концентрации; чрезмерная осторожность; преувеличенные реакции испуга.
ПТСР определяют как: острое – при продолжительности симптомов менее трёх месяцев; хроническое – при продолжительности симптомов более трёх месяцев; с отсроченным началом – если симптомы возникают через шесть месяцев и более после травматического события.
Основные аспекты травмы, соответствующие симптомам ПТСР Какова связь насильника с пациентом. Тяжесть насилия. Физическое насилие: оценка повреждений. В сексуальном насилии – способ насилия. Продолжительность и/или частота насилия. Хроническое или острое. Были использованы уговоры или физическое удерживание.
Депривация это нехватка чего-либо жизненно или психически важного (необходимого) для субъекта в достаточной мере или в необходимом количестве. Каган В.
Влияние депривации на психическое развитие детей при поступлении в школу не выявляют необходимого уровня сформированности необходимых навыков; приводит детей к школьной неуспеваемости и к негативному восприятию школьного процесса; формирует личность с патологическими особенностями характера.
Проблемы младенцев воспитывающиеся в детских учреждениях со вскармливанием, нарушение пищеварения, задержка развития, могут быть ненасытными в еде, трудности с употреблением твердой пищи, спокойно лежат в кровати, не призывая взрослого и не пытаясь встать.
Проблемы детей дошкольного и младшего школьного возраста стереотипное поведение; избегают других детей, пассивность; агрессивность, чрезмерная активность; рассеянность; неспособность сформировать глубокую и искреннюю привязанность; неразборчиво дружелюбны (любят всех); трудности в установлении контактов.
Основы терапии и реабилитации пострадавших от эмоционального насилия следует помнить, что эмоциональное насилие нередко сочетается с физическими наказаниями; тщательное исследование ситуации в семье, школе, среди сверстников ребенка; роль и участие родителей, школы в лечении; лечение родителей, семейная терапия.
Основные мишени психотерапевтической работы детей чувство вины; низкая самооценка; неумение понимать эмоции других; неумение оценивать свои собственные эмоции; неправильные, дезадаптивные модели поведения.
Основы терапии и реабилитации жертв физического и сексуального насилия обеспечение безопасности и уверенности; уважайте право ребёнка молчать о насилии и травме; снять чувство вины, ребёнка следует понимать; ограждать от ситуаций провоцирующих страх; лечение должно быть длительным, комплексным.
Основы терапии и реабилитации, пострадавших от пренебрежения диагностики семейно-педагогической запущенности; контакт с органами опеки и попечительства; комплексная работа, включающая все виды социальной поддержки семьи; длительная психолого-педагогическая коррекция.
Разновидности психотерапии когнитивно-поведенческая терапия – применяется для лечения подростков с ПТСР; семейная психотерапия – применяется при эмоциональном и физическом насилии со стороны родственников; игровая психотерапия – опирается на основные функции детской игры и может применяться у детей, пострадавших от всех видов насилия.
Почему нет смысла наказывать ребёнка физически: не улучшает поведение, может вызвать обратную реакцию; может появиться чувство мести; вызывает чувство обиды и возмущение; развиваются такие качества, как трусливость и изворотливость; ребёнок привыкает к физическим наказаниям и уже не реагирует на них.
Если вы уже не можете выносить плач малыша: наберите побольше воздуха и медленно выдохните; выйдите в другую комнату и посидите несколько минут; попросите друзей или родственников посидеть с ребенком, чтобы вы могли отдохнуть; не сердитесь на ребёнка; никогда не давайте вашим чувствам заходить слишком далеко.
Как избежать физического наказания, когда 3 - 5 летний ребёнок вас не слушает: Переключите на другой вид деятельности; Уберите опасные предметы; Поиграйте вместе с ним; Наказанием для ребёнка будет уже то, что вы не обратите на него внимания и перестанете ему улыбаться; Если вы теряете контроль над собой – уйдите, устройте себе отдых или перерыв.
Методы при демонстрации ребёнком агрессивности метод "Делай" - "Не делай"; игнорирование; остановка игры; установление ограничений; тайм-аут или «Горячий стул».
Стратегия для родителей, имеющих подростков: проявляйте интерес к его делам; уважайте взгляды подростка, будьте гибкими; дайте подростку почувствовать, что всегда готовы помочь и защитить; уважайте потребность подростка к уединению; дайте подростку добавочное время для выполнения вашего задания или просьбы; составьте и напишите семейные правила.
Схема работы с семьей, в которой предполагается инцест: устранение предполагаемого насильника; оценка поведения родителей; определение особенностей характера ребёнка; установление достоверности факта насилия; работа по профилактике дальнейшего насилия в семье; обеспечение лечением ребенка, пострадавшего от насилия.
Родители должны знать, что : жертвами насилия могут быть как девочки, так и мальчики; насилие может совершаться в отношении и детей до 1 года; в 85-98% случаев дети знакомы с насильником; чаще всего насилие происходит в доме жертвы, либо в доме насильника; сексуальное насилие это проблема власти.
Запомните правило «три К» Всегда знайте: куда пошел ваш ребенок; кто пошел с ним; когда он должен вернуться.
Правила сексуального поведения для детей нельзя дотрагиваться до интимных частей тела другого человека; нельзя позволять другим людям дотрагиваться до ваших интимных частей тела; нельзя показывать интимные части тела другим людям; контролируйте свое сексуальное поведение.
Что нужно каждому ребёнку любовь, уважение, доверие, внимание, физическая забота, похвала и призы.
Роль школы в предотвращении насилия над детьми перемены поведения должны насторожить взрослых и привлечь их внимание к проблеме; индивидуальные разговоры с учениками в спокойной обстановке; работать по предотвращению насилия над детьми; подозрения должны быть подкреплены другими критериями признаков насилия.
Критерии «подозрительных признаков»: физические повреждения; обнаружение; частое поступление сообщений об одном и том же ребёнке; другие признаки и симптомы, которые говорят о большой вероятности насилия; отсутствие сотрудничества со стороны родителей и их неспособность дать адекватные объяснения.
Программа работы по ПНД (Предотвращение Насилия над Детьми) Основная цель программы в том, чтобы научить детей предвидеть и предупредить возможность нападения. Трехэтапная образовательная подготовка: обучение персонала; программа семинаров для родителей; семинар для детей.
Источник: Жестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика. Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников и студентов ВУЗов. Барбара Боннер , доктор психологии Директор Центра по предотвращению насилия над детьми Доцент кафедры педиатрии Научно-Медицинского Центра Университета Оклахомы, США
Контактная информация Терещенко Ирина Александровна , педагог-психолог e-mail : ekspert.irina@yandex.ru