Тест по психокоррекции
По учебнику Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования, раздел VI. Коррекционно-развивающая работа составлено 40 тестовых вопросов. Данный тест можно использовать при проверке знаний по данному разделу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po_psihokorrektsii_tereshchenko_i.a.docx | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
"Психологическое консультирование и коррекция в специальном образовании"
педагог-психолог
Терещенко Ирина Александровна
По учебнику Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования, раздел VI. Коррекционно-развивающая работа (стр. 218 - 266) составлено 40 тестовых вопросов.
Тестовые вопросы:
Инструкция: «Укажите верный вариант ответа».
По главе I. с 218 – 225.
Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в специальном образовании
1. Вид профессиональной деятельности педагога-психолога, направленный на предупреждение и предотвращение нежелательных психических или психосоматических расстройств – это:
А) психокоррекция;
Б) психопрофилактика;
В) психологическое просвещение;
Г) психодиагностика.
2. Термин «коррекция» буквально означает:
А) «изучение»;
Б) «тестирование»;
В )«исправление»;
Г) «лечение».
3. Какое из данных определений наиболее точно определяет понятие «психологическая коррекция»?
А) Система психолого-педагогических воздействий, направленных на компенсацию, исправление отклонений в психическом и физическом развитии детей.
Б) Основной метод воздействия специалиста, получившего соответствующее психологическое образование, для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств.
В) Особый вид межличностного взаимодействия, при котором оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера.
4. Объектом коррекции являются:
А) клинически здоровые люди;
Б) люди, с ограниченными возможностями здоровья;
В) дети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья.
5. Предмет коррекции это:
А) процесс восстановления психологического здоровья;
Б) отдельные сферы личности, подвергающиеся изменениям;
В) деятельность, направленная на изменение состояния человека.
6. Основная цель психологической коррекции направлена на:
А) восстановление ресурсов личности;
Б) исправление психологических или поведенческих недостатков;
В) формирование высших психических функций.
7. Педагогическая модель психокоррекции объясняет причины нарушений, исходя из:
А) снижения темпа органического созревания;
Б) нарушений развития;
В) нарушений взаимодействия между людьми;
Г) явлений социальной запущенности.
8. Принцип психокоррекции «снизу вверх» предполагает:
А) в качестве основного содержания психокоррекции упражнение и тренировку уже имеющихся психологических способностей;
Б) определение в пределах возрастной нормы развития программу его оптимизации;
В) целостность процесса оказания психокоррекционной помощи.
9. Принцип психокоррекции «сверху вниз» предполагает:
А) деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований;
Б) создание зоны «ближайшего развития»;
В) целостность процесса оказания психологической коррекции.
10. Понятие комплексности не предполагает один из аспектов:
А) включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов;
Б) использование методических средств и подходов, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, конкретных техник;
В) реализация через учёт всей сложившейся в процессе развития иерархии психических структур;
Г) особенности использования методологических подходов.
11. Структура психокоррекционныого комплекса не включает один из блоков:
А) коррекционный
Б) диагностический
В) установочный
Г) формирующий.
12. Личностная неподготовленность психолога к проведению психокоррекции предполагает:
А) недостаточность профессиональных знаний;
Б) наличие психологических барьеров;
В) отсутствие опыта проведения психокоррекции;
Г) неглубокое владение конкретными методами и методиками.
13. К основным элементам психокоррекционной ситуации не относится:
А) набор процедур;
Б) теория;
В) человек, который помогает;
Г) онтогенетический подход.
14. Одним из факторов, определяющим эффективность психокоррекции является:
А) ожидания клиента
Б) период психокоррекции
В) возраст клиента
Г) оценка работы психолога
15. К основным принципам сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении не относится:
А) рекомендательный характер советов сопровождающего;
Б) приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;
В) анонимность;
Г) мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.
По главе II. с 225– 229.
Психологическая коррекция в деятельности специального психолога
16. К принципам, которые необходимо учитывать при составлении психокоррекционных программ, не относится:
А) принцип возрастания сложности;
Б) принцип единства диагностики и коррекции;
В) принцип развивающего обучения;
Г) деятельностный принцип.
17. Какая из перечисленных программ не относится к компетентности психолога:
А) программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфункциональную организацию мозговых систем);
Б) программы, мишенью воздействия которых является уровень базовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трёх базовых составляющих; произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции);
В) симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентировано, в основном, на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития.
18. Выбор индивидуальной или групповой работы не определяется:
А) структурой психического развития ребёнка;
Б) возрастом и выраженностью аффективных проблем ребёнка;
В) выраженностью имеющихся особенностей развития;
Г) допустимыми для конкретного ребёнка нагрузками.
19. К блоку коррекционных программ, основанных на нейропсихологическом подходе нельзя отнести:
А) программу формирования базовой аффективной регуляции (гармонизации уровневой регуляции аффективной сферы по системе О.С. Никольской);
Б) Программу комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович);
В) методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной).
20. К программе третьего типа, симптоматической направленности не относится:
А) арттерапевтические программы, в том числе фольклорная арттерапия;
Б) программа формирования произвольной регуляции психической активности;
В) формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста;
Г) развитие самооценки через психологическую сказку.
21. К организационной стороне проведения психологической коррекции нельзя отнести:
А) форму проведения коррекционной работы;
Б) продолжительность и режим занятий;
В) подбор и комплектацию групп;
Г) определение жёсткого плана коррекции.
По главе III. с 229 – 249.
Основы коррекционно-развивающих программ, ориентированных на формирование компонентов познавательной деятельности
22. Контингент детей, имеющих показания для проведения работы психолога по формированию произвольной регуляции деятельности (программа ФПР):
А) дети с вариантами искажённого развития;
Б) дети с парциальной несформированностью преимущественно регуляторного и когнитивного компонентов деятельности;
В) детям с выраженным локально или диффузно повреждённым развитием.
23. Укажите наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы по программе ФПР в возрасте 6 -7 лет;
А)3-4 человека;
Б)3-5 человек;
В)4 – 6 человек;
Г) 6 – 7 человек.
24. Расставьте последовательность работы первого этапа программы ФПР с отдельными мышечными комплексами:
от лица к плечам;
от рук к туловищу и ногам;
к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мышцам предплечья);
от головы к рукам;
к группам мышц кистей рук и стоп.
25. 2 этап программы ФПР заключается в:
А) в работе над последовательной серией произвольных движений;
Б) в освоенных умениях и дополняется выполнением вначале элементов реципрокных движений, позднее реципрокных движений;
В) в представлении системы постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков, реализуя формирование эмоциональной регуляции деятельности.
26. Временные нормативы (мин.) групповой коррекционной работы по программе формирования произвольной регуляции (ФПР) для детей 8-10 лет:
А)20 – 25 мин.
Б) 25 – 30 мин.
В) 40-45 мин.
Г) 45 – 60 мин.
27. Временные нормативы (мин.) индивидуальной коррекционной работы по программе формирования произвольной регуляции (ФПР) для детей 6 – 7 лет:
А)20 – 25 мин.
Б) ок. 30 мин.
В) 35-40 мин.
Г)30- 35 мин.
28. Программа формирования пространственных представлений (ФПП) не может быть использована при следующих типах отклоняющегося развития:
А) с тотальным недоразвитием (с простой уравновешенной и тормозимо-инертной формой);
Б) с парциальной несформированностью преимущественно когнитивного компонента деятельности;
В) с дисгармоничным развитием, осложнённым парциальной несформированностью смешанного типа;
Г) с искажённым развитием преимущественно когнитивной сферой.
29. Наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы по программе ФПП в возрасте 7 – 8 лет:
А) 4- 5 чел;
Б) 6 - 8 чел.;
В) 8-10 чел.;
Г) 8 – 12 чел.
30. Временные нормативы (мин.) групповой коррекционной работы по программе формирования пространственных представлений (ФПР) для детей 7-8 лет:
А) 25 – 30 мин;
Б) 30 – 40 мин;
В) 40 – 45 мин;
По главе IV. с. 250 – 259.
Основы коррекционной работы, направленной на формирование эмоционально-аффективной сферы и личностных особенностей детей
31. Работа психолога не может ориентироваться на:
А) совершенствование высших личностных образований, высших эмоций;
Б) направленную стимуляцию базальных механизмов;
В)на коррекцию отдельного негативного эмоционального проявления.
32. Задачей коррекционной работы по гармонизации базовой аффективной регуляции не может быть:
А) ориентация воздействий на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы;
Б) ориентация на структуру уровней в патологически изменённой или несформированной аффективной системе;
В) определение синдрома имеющегося отклонения аффективного развития и связанная с этим разработка коррекционных воздействий;
Г) ориентация на последовательность подачи заданий и контроль за выполнением.
33. Частью деятельности психолога не всегда считается:
А) коррекция познавательной деятельности;
Б) коррекция эмоциональной сферы;
В) коррекция личностного развития;
Г) коррекция поведения детей и подростков.
34. Цель психокоррекционных сказок:
А) позитивное влияние на поведение и установку человека;
Б) передать ребёнку некое новое знание, умение, навык;
В) повлиять на личностное развитие слушающего;
Г) оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму.
35. Программа «Психологическая азбука» разработанная И. Вачковым, А.Х. Поповой, Т.А. Аржакаевой относится к следующему типу сказки:
А) художественному;
Б) психотерапевтическому;
В) психологическому;
Г) дидактическому.
По главе V. с. 259 – 266.
Особенности коррекционно-развивающей работы в средней школе.
Тренинги в подростковом возрасте.
36. Следует отметить принцип коррекционно-развивающей работы, который превалирует в средней школе и в предподростковом и подростковом возрасте в значительной степени над другими принципами:
А) принцип «снизу вверх»;
Б) принцип «сверху вниз»;
В) каузальный принцип.
37. До какого возраста ребёнка требуется обязательное разрешение родителей на участие в тренинге:
А) до 14 лет;
Б) до 16 лет;
В) до 18 лет.
38. Для реализации цели групповой работы: «изучение психологических основ общения» необходимо реализовать следующий тип тренинга:
А) группы психического здоровья и качества жизни;
Б) группы личностного роста;
В) группы решения психологических проблем;
Г) группы социально-психологического тренинга.
39. Социально-психологический тренинг направлен на:
А) на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения;
Б) закрепление или переосмысление имеющихся знаний;
В) на изменение в сознании изменения способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения.
40. Необходимое профессионально-этическое требование к участию подростка в тренинге предполагает:
А) желание педагога;
Б) запрос администрации;
В) добровольность участия.