Тест по психокоррекции

Васюкова Ирина Александровна

По учебнику Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования, раздел VI. Коррекционно-развивающая работа составлено 40 тестовых вопросов. Данный тест можно использовать при проверке знаний по данному разделу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_po_psihokorrektsii_tereshchenko_i.a.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

"Психологическое консультирование  и коррекция в специальном образовании"

   педагог-психолог

Терещенко Ирина Александровна

        По учебнику Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования, раздел VI. Коррекционно-развивающая работа (стр. 218 - 266) составлено 40 тестовых вопросов.  

Тестовые вопросы:

 Инструкция: «Укажите верный вариант ответа».

По главе I. с 218 – 225.

Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в специальном образовании

1. Вид профессиональной деятельности педагога-психолога, направленный на предупреждение и предотвращение нежелательных психических или психосоматических расстройств – это:

А) психокоррекция;

 Б) психопрофилактика;

В) психологическое просвещение;

Г) психодиагностика.

2. Термин «коррекция» буквально означает:

А) «изучение»;

Б) «тестирование»;

В )«исправление»;

Г) «лечение».

 

3. Какое из данных определений наиболее точно определяет понятие «психологическая коррекция»?

А) Система психолого-педагогических воздействий, направленных на компенсацию, исправление отклонений в психическом и физическом развитии детей.

Б) Основной метод воздействия специалиста, получившего соответствующее психологическое образование, для оптимизации развития психических процессов и функций и гармонизации развития личностных свойств.

В) Особый вид межличностного взаимодействия, при котором оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера.

4. Объектом коррекции являются:

А) клинически здоровые люди;

Б) люди, с ограниченными возможностями здоровья;

В) дети и взрослые, имеющие те или иные нарушения психологического здоровья.

5. Предмет коррекции это:

А) процесс восстановления психологического здоровья;

Б) отдельные сферы личности, подвергающиеся изменениям;

В) деятельность, направленная на изменение состояния человека.

6. Основная цель психологической коррекции  направлена  на:        

А) восстановление ресурсов личности;

Б)  исправление психологических или поведенческих недостатков;

В) формирование высших психических функций.

7. Педагогическая модель психокоррекции объясняет причины нарушений, исходя из:

А) снижения темпа органического созревания;

Б) нарушений развития;

В) нарушений взаимодействия между людьми;

Г)  явлений социальной запущенности.

8. Принцип психокоррекции «снизу вверх» предполагает:

А) в качестве основного содержания психокоррекции упражнение и тренировку уже имеющихся психологических способностей;

Б) определение в пределах возрастной нормы развития программу его оптимизации;

В) целостность процесса оказания психокоррекционной помощи.

9. Принцип психокоррекции «сверху вниз» предполагает:

А) деятельность, нацеленная на своевременное формирование психологических новообразований;

Б)  создание зоны «ближайшего развития»;

В) целостность процесса оказания психологической коррекции.

10. Понятие  комплексности не предполагает один из аспектов:

А) включение максимально возможного и необходимого количества различных специалистов;

Б) использование методических средств и подходов, творческое освоение арсенала коррекционных приёмов, конкретных техник;

В) реализация через учёт всей сложившейся в процессе развития иерархии психических структур;

Г) особенности использования методологических подходов.

11. Структура  психокоррекционныого комплекса  не включает один из блоков:

А) коррекционный

Б) диагностический

В) установочный

Г) формирующий.

12. Личностная неподготовленность психолога к проведению психокоррекции предполагает:

А) недостаточность профессиональных знаний;

Б) наличие психологических барьеров;

В) отсутствие опыта проведения психокоррекции;

Г) неглубокое владение конкретными методами и методиками.

13. К основным элементам психокоррекционной ситуации не относится:

А) набор процедур;

Б) теория;

В) человек, который помогает;

Г) онтогенетический подход.

14. Одним из факторов, определяющим эффективность психокоррекции является:

А) ожидания клиента

Б) период психокоррекции

В) возраст клиента

Г)  оценка работы психолога

15. К основным принципам сопровождения ребенка в условиях жизнедеятельности в образовательном учреждении не относится:

А) рекомендательный характер советов сопровождающего;

Б) приоритет интересов сопровождаемого, «на стороне ребенка»;

В) анонимность;

Г) мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения.

По главе II. с 225– 229.

Психологическая коррекция в деятельности специального психолога

16. К принципам, которые необходимо учитывать при составлении психокоррекционных программ, не относится:

А) принцип возрастания сложности;

Б) принцип единства диагностики и коррекции;

В) принцип развивающего обучения;

Г) деятельностный принцип.

17. Какая из перечисленных программ не относится к компетентности психолога:

А) программы, ориентированные непосредственно на причины наблюдаемых особенностей развития (воздействие на социальную ситуацию развития; межфункциональную организацию мозговых систем);

Б) программы, мишенью воздействия которых является уровень базовых составляющих психического развития (формирование и гармонизация уровневой структуры одной из трёх базовых составляющих; произвольной регуляции психической активности; пространственных представлений; базовой аффективной регуляции);

В) симптоматические коррекционные программы, воздействие которых ориентировано, в  основном, на наблюдаемые конкретные феномены отклоняющегося развития.

18. Выбор индивидуальной или групповой работы не определяется:

А) структурой психического развития ребёнка;

Б) возрастом и выраженностью аффективных проблем ребёнка;

В) выраженностью имеющихся особенностей развития;

Г) допустимыми для конкретного ребёнка  нагрузками.

19. К блоку коррекционных программ, основанных на нейропсихологическом подходе нельзя отнести:

А) программу формирования базовой аффективной регуляции (гармонизации уровневой регуляции аффективной сферы по системе О.С. Никольской);

Б) Программу комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации (по А.В. Семенович);

В) методику формирования программирования, произвольной саморегуляции и контроля за протеканием психической деятельности (авторская программа Н.М. Пылаевой и Т.В. Ахутиной).

20. К программе третьего типа, симптоматической направленности не относится:

А)  арттерапевтические программы, в  том числе фольклорная арттерапия;

Б)  программа формирования произвольной регуляции психической активности;

В) формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего школьного возраста;

Г) развитие самооценки через психологическую сказку.

21.  К организационной стороне проведения психологической коррекции нельзя отнести:

А) форму проведения коррекционной работы;

Б) продолжительность и режим занятий;

В) подбор и комплектацию групп;

Г) определение жёсткого плана  коррекции.

По главе III. с 229 – 249.

Основы коррекционно-развивающих программ, ориентированных на формирование компонентов познавательной деятельности

22.  Контингент детей, имеющих показания для проведения работы психолога по формированию произвольной регуляции деятельности (программа ФПР):

А) дети с вариантами искажённого развития;

Б) дети с парциальной несформированностью преимущественно регуляторного и когнитивного компонентов деятельности;

В) детям с выраженным локально или диффузно повреждённым развитием.

23. Укажите наполняемость групп для развивающей и коррекционной работы по программе ФПР в возрасте 6 -7 лет;

А)3-4 человека;

Б)3-5 человек;

В)4 – 6 человек;

Г) 6 – 7 человек.

24. Расставьте последовательность работы первого этапа программы ФПР с отдельными мышечными комплексами:

     от лица к плечам;

     от рук к туловищу и ногам;

     к группам мышц рук и ног (от мышц плеча к мышцам предплечья);

     от головы к рукам;

     к группам мышц кистей рук и стоп.

25. 2 этап программы ФПР заключается в:

А) в работе над последовательной серией произвольных движений;

Б) в освоенных умениях и дополняется выполнением вначале элементов реципрокных движений, позднее реципрокных движений;

В) в представлении системы постепенно усложняющихся игр по правилам, в том числе и заданий, имеющих своей целью формирование и совершенствование коммуникативных навыков, реализуя  формирование эмоциональной регуляции деятельности.

26. Временные нормативы (мин.) групповой коррекционной работы по программе формирования произвольной регуляции (ФПР) для детей 8-10 лет:

А)20 – 25 мин.

Б) 25 – 30 мин.

В) 40-45 мин.

Г) 45 – 60 мин.

27. Временные нормативы (мин.) индивидуальной коррекционной работы по программе формирования произвольной регуляции (ФПР) для детей 6 – 7 лет:

А)20 – 25 мин.

Б) ок. 30 мин.

В) 35-40 мин.

Г)30- 35 мин.

28.  Программа формирования пространственных представлений (ФПП) не может быть использована  при следующих  типах отклоняющегося развития:

А) с тотальным недоразвитием (с простой уравновешенной и тормозимо-инертной формой);

Б) с парциальной несформированностью преимущественно когнитивного компонента деятельности;

В) с дисгармоничным развитием, осложнённым парциальной несформированностью смешанного типа;

Г) с  искажённым развитием преимущественно когнитивной сферой.

29. Наполняемость групп  для развивающей и коррекционной работы по программе ФПП в возрасте 7 – 8 лет:

А) 4- 5 чел;

Б) 6 - 8 чел.;

В) 8-10 чел.;

Г) 8 – 12 чел.

 30. Временные нормативы (мин.) групповой коррекционной работы по программе формирования пространственных представлений (ФПР) для детей 7-8 лет:

А) 25 – 30 мин;

Б) 30 – 40 мин;

В) 40 – 45 мин;

По главе IV. с. 250 – 259.

Основы коррекционной работы, направленной на формирование эмоционально-аффективной сферы и личностных особенностей детей

31. Работа психолога  не может ориентироваться на:

А) совершенствование высших личностных образований, высших эмоций;

Б) направленную стимуляцию базальных механизмов;

В)на коррекцию отдельного негативного эмоционального проявления.

32. Задачей коррекционной работы по гармонизации базовой аффективной регуляции не может быть:

А) ориентация воздействий на собственные резервы и механизмы базальной аффективной сферы;

Б) ориентация на структуру уровней в патологически изменённой или несформированной аффективной системе;

В) определение синдрома имеющегося отклонения аффективного развития и связанная с этим разработка коррекционных воздействий;

Г) ориентация на последовательность подачи заданий и контроль за выполнением.

33. Частью деятельности психолога не всегда  считается:

А) коррекция познавательной деятельности;

Б) коррекция эмоциональной сферы;

В) коррекция личностного развития;

Г) коррекция поведения детей и подростков.

34. Цель психокоррекционных сказок:

А) позитивное влияние на поведение и установку человека;

Б) передать ребёнку некое новое знание, умение, навык;

В) повлиять на личностное развитие слушающего;

Г) оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму.

35. Программа «Психологическая азбука» разработанная И. Вачковым, А.Х. Поповой, Т.А. Аржакаевой относится к следующему типу сказки:

А) художественному;

Б) психотерапевтическому;

В) психологическому;

Г) дидактическому.

По главе V. с. 259 – 266.

Особенности коррекционно-развивающей работы в средней школе.

Тренинги в подростковом возрасте.

36. Следует отметить принцип коррекционно-развивающей работы, который превалирует в средней школе и в предподростковом и подростковом возрасте в значительной степени  над другими принципами:

А) принцип «снизу  вверх»;

Б) принцип «сверху вниз»;

В) каузальный принцип.

37.  До  какого возраста ребёнка требуется обязательное разрешение родителей на  участие в тренинге:

А) до 14 лет;

Б) до 16 лет;

В) до 18 лет.

38. Для реализации цели групповой работы: «изучение психологических основ общения» необходимо реализовать следующий тип тренинга:

А) группы психического здоровья и качества жизни;

Б) группы личностного роста;

В) группы решения психологических проблем;

Г) группы социально-психологического тренинга.

39. Социально-психологический тренинг направлен на:

А) на смену социальных установок и развитие умений и опыта в области межличностного общения;

Б) закрепление или переосмысление имеющихся знаний;

В) на изменение в сознании изменения способа, которым человек воспринимает что реально, а что нет, изменение стереотипного способа поведения.

40. Необходимое профессионально-этическое требование к участию подростка  в тренинге предполагает:

А) желание педагога;

Б) запрос администрации;

В) добровольность участия.